Ещё немного о заказчиках:)
Это статья больше для начинающих иллюстраторов, может кто-то тут себя узнает :) Расскажу о своем первом! заказе:) мучительных чувствах и всё в том же духе:) И немного слов поддержки, которые никогда лишними не будут особенно, если ты только ножки отрастил более-менее:)
В целом свой первый заказ я получила не так давно. Было приятно, что человек меня сам нашел. Вышел не связь, написал, что понравились мои работы и что хочет для своего сайта пару иллюстраций и ещё кое-какие мелочи. Заказчик в захлеб описывал, что он хочет, охотно отвечал на вопросы. У меня есть кое-какой небольшой опыт работы в дизайне, и часто бывает, что люди в такой эйфории пребывают до момента обсуждения бюджета:) Поэтому, я обычно себя немного сдержано веду в таких случаях, хотя, конечно, сердце внутри прыгает: "Ой, мои работы понравились! Ой, человек, что-то от меня хочет:)" Не думаю, что этого стоит стыдиться:) Я уже понимаю, как быстро это проходит, поэтому наслаждайтесь пока есть возможность:)
Вобщем, я все выслушала, и описала свой план работы и цену. Честно признаться, я очень долго думала (насколько это было возможно в прямом диалоге:)), и тут, наверное, у всех начинающих встает вопрос - Сколько взять? Что для меня будет нормальным будет ли таковы для заказчика? Сейчас могу точно сказать, ставте ту цену, которая нормальная для вас. Тут уже уйма статей есть на эту тему! Это мне же сказал и муж, хотя руки чесались взять ниже. В итоге, я оговорила, что две иллюстрации и небольшие дополнения на сайте (в виде фона, например) будут стоит 3000. Скажу, что иллюстрации были не очень сложные, стандартные сюжет, пара объектов, цвет. В итоге, заказчик вздохнул и сказал, что для него это дороговато. Он подумает. Извинился и исчез.
И вот тут началось:))) Мысли стали лезть одна за другой, может слишком дорого? Может я себе переоценила? И все в том же духе. Как я не пыталась себя угомонить, осадок как говорится осел:) Стала искать работы других, смотреть сколько кто просит. Разброс оказался колосальным. (Позже уже наткнулась тут на полезные статьи о цене) Я поняла, что каждый оценивает себя как считает нужным. И вроде возьми да забей, а мысли мыкают. В итоге так я промучалась 2 дня.
Что произошло на 3?:) Я увидела в разделе Работа этот заказ))) те же две иллюстрации, и плюс ещё появились правки и условия, которые мне не озвучили. Стоимость была - 2500.
Что я могу тут сказать? Конечно, это мне вот так повезло)))) что я вдруг нашла ответ или вывод на свои мысли. Во-первых, моя цена была адекватна. Заказчик разминулся в 500 рублей. При этом он не сказал о тех правках, что написал здесь, то есть я бы узнала о них уже в ходе работы, и не факт, что он бы не подал это так, как будто это подразумевалось. Во-вторых, вполне может быть, что заказчик был такой скромный, что не попытался сбить цену или просто честно сказать каким бюджетом он располагает, а может он просто узнал цену для себя.
Итог был прост:) Мне не стоило убиваться по этому поводу два дня, а просто сказать себе, есть как есть! Забыли и забили.
Бесспорно не все умеют оценивать себя адекватно. Можно реально заломить цену, при этом не имея достаточно на то оснований. Тут уж у кого какие амбиции :) Но, если вы все-таки более менее реально оцениваете себя (или вам ещё никто не говорил об обратном:)))), не стоит заниматься самобичиванием, ломая голову над тем почему ушел заказчик? Может статься, что он просто не хотел заплатит вам 500 рублей:) А это ведь не стоит того, что так расстраиваться:)
Но!:) Если закзачики уходят постоянно, всё-таки стоит подумать об адекватности:) ;)
Спасибо за внимание!:)
P.S. Автор иллюстрации Натальи Флокси
Параллельно он, наверняка, забросил удочки еще к 3-4 художникам и вывел для себя среднеарифметическую стоимость. А значит, стоит кому-то опустить цену до плинтуса, то и это самое среднеарифметическое будет низким.
Да, я тоже потом уже о таком услышала здесь в дискуссиях:) ну, вот как говорится молодо-зелено!:)
/Параллельно он, наверняка, забросил удочки еще к 30-40 художникам.../
хотел как раз спросить насчет, чья картинка. не нашел ее портфелио.. хотелось полазить.. плюсики поставить
обед, пью кофе. приятно было почитать..
Вот ссылочка http://in-dee.ru/article73329 тут немного её работ, мне тоже понравились. А на сайте её кажется нет :(
Не стоит переживать) ну и хорошо, что не сложилось... а может этот заказчик замучил бы Вас правками и переделками или кинул бы на последнем этапе. А по поводу ценовой адекватности... один из заказчиков посчитал названный нами гонорар высоким и ушёл.... пришёл через три месяца, согласился на ещё большую оплату (инфляция! куриные яйца уже 70-80 рублей за десяток), а потом прислал в помощь рисунок, на котором видно ЧТО рисовать сбоку у коробки.... а рисунок как раз тот -- заказ трехмесячной давности, на котором он попытался сэкономить и заказал другому художнику. Ужас на крыльях ночи! .... скупой платит дважды)
точно!
Вон как даже бывает! Интересно:) вспомню Ваш случай, когда ко мне вернутся первый раз:) Спасибо!:)
странно, из-за 500 руб. отказаться. может и 2500 руб. цена была не последней, кто знает? и в итоге будет 2000))
Вот я тоже думаю) ну, может шибко скромный был:))) шибко, шибко:))
Просто это не Ваш заказчик, и всё. На КАЖДЫЙ товар найдётся свой покупатель, просто нужно ждать или показать свой товар как можно большему количеству покупателей (под лежачий камень вода не течёт). Если работ много и хорошего качества, обязательно будут покупать и по той цене которую Вы считаете правильной.
Нет повода для переживаний, рисуйте, показывайте, придут и заплатят...
))) у челноков, рыночников есть такое негласное правило: если покупатель приценивался к вашему товару походил по рынку и вернулся к вам, цену автоматом поднимают.
Как говорит в таких случаях Илья Есаулов,вот тут то и появляется возможность договариваться и торговаться на повышение цены.
:)) здорово! Да, уже вот прочла выше о таком! Спасибо, всё верно говорите.
ну, не факт. может это будет последней каплей для принятия решения не в вашу сторону. разве что, если быть к этому готовым и сказать, что, к несчастью, пока он ходил-выбирал, свалился срочный заказ и придется как-то крутиться теперь на два фронта... и тут и можно влупить. а так просто, чтобы поднять -любой воспримет как процесс "учить козла"- я бы развернулся и ушел. т.е. ваш совет лучше брать на вооружение с довеском ... и то. опять может сработать, что чувак побоится, что пострадает качество. но, это в разы меньше по вероятности, чем уход из-за нежелания участвовать в воспитательном процессе :)
Вобщем, тут думаю от ситуации будет зависит, но совет на заметку взять можно. Заказчики то разные, а то, что скупой платит дважды - правило старо как мир, а работает до сих пор:)
Iofik . конечно не факт, каждый делится своим опытом и не навязывает его другим, имеет право. Поделитесь своим опытом я послушаю.
Кстати правило торгашей работает и в Греции и в Китае и в Индии и в Египте, ... и у нас , вежде где торгуют. А торговцев во много крат больше чем художников. Я посчитал что я не самый умный и просто тупо взял себе это правило на вооружение вначале перестройки, пока работает. У торговцев нет солидарности есть конкуренция, воспитательный процесс не при чём, чистая логика и желание продать свой товар. Никому ничего не советую, Вы что то путаете
ну, что-то мне подсказывает, если оставить цену, какой была первоначально, процесс будет с более предсказуемым сценарием
:)
Поддерживаю Ольгу и Алексея Дроздовых: тот, кто выбирает подешевле почти всегда теряет в качестве. А нам, как исполнителям, часто бывает невыносимо сложно работать с такими заказчиками. Хорошее дешевым не бывает, если художник назвал цену. то торговаться смысла нет - он, в конце концов, руководствуется своим собственным опытом и здравым смыслом, не с потолка жеж цифры берет. От себя скажу, что люди, которые взахлеб описывают какие прекрасные у меня картинки, а у них проект, но при этом молчат о цене, меня сразу настораживают. По личному опыту знаю, нормальные люди сразу сообщают, сколько готовы заплатить. А когда в письме или речи имеются предложения типа "сориентируйте нас по цене", это как правило означает, что человек хочет заплатить поменьше. А значит, не ценит ваш труд. Ну и нафига такой заказ? больше геморрою, чем выгоды.
Так что вы все правильно сделали. Если нужен опыт, то лучше друзьям забесплатно делать, или личные проекты продвигать.
ужасъ . я бы так и делал, всегда бы спрашивал, сколько?. вдруг бы мне не по карману. а так предложить свои деньги- еще обидишь человека, вдруг там стоимость работ намного выше твоего бюджета.
а так все ясно, например, если художник очень нравится, то подтянул поясок, подзанял денег и вставил в книжку не десять работ, а две, но именно любимого художника и за ту цену, которую он назначил.
"сориентируйте нас по цене", это как правило означает, что человек хочет заплатить поменьше" или что человек и правда не знает сколько это стоит. Ну бывает такое, бывает..
Мой самый классный и щедрый зак написал чертичо в объявлении, без бюджета, я откликнулась. Пообщались, сказала цену, нарисовала ему пачку иконок... После чего он прямым текстом сказал "Деньги не проблема, мы будем постоянно к тебе обращаться, называй любую цену, главное рисуй качественно и с душой" и все, отлично с ним работала длительное время, правок почти не было, платил отлично...правда совесть мне не позволила совсем оборзеть, но цену я называла выше чем обычно и ни разу не было вопросов. Так что не надо всех под одну гребенку, бывают и исключения
В таких случая когда человек тебе отвечает, пишет что мол дороговато...ну то есть не ушел молча в пустоту, можно спросить "Сколько Вы планировали потратить на это?" Ну и если цена не в разы ниже чем Вы назвали, а заказ этот хотите то и договаривайтесь на "подешевле". Ничо страшного для новичка, главное до совсем безобразных копеек не опускайтесь.
Можно под эту дудку (раз типа идете на уступку по цене) предложить раздвинуть сроки например...ну или еще какие условия.
Ну и предоплата и ТЗ в качестве гарантии от неоговореных правках. Кстати, по себе знаю, как трудно научиться просить предоплату)
По поводу эйфории от "нам понравились ваши работы" даааа) помню) Но правда быстро проходит. Недавно работала с одним заказчиком, так он мне после каждой картинки звонил и рассказывал в каком он неописуемом восторге, какая я умница, как ему все нравится...а я в ответ на это напрягалась и просила предоплату)) Думала что бдительность пытается усыпить:) Оказалось просто такой трогательный и благодарный человек попался. Я к такому не привыкла среди заказчиков)))
на самом деле, я бы тоже так работал и, надеюсь, когда-нибудь обращусь к любимым лилюстраторам за оформлением. мне кажется, это самое правильное, влюбиться в художника и стремиться вместе сделать продукт.
поэтому, я в шоке, если кто-то предлагает работу именно мне. я обязательно отговариваю и прошу подумать, ведь стиль странный и за их деньги они могли бы позволить себе выбрать на иллюстраторсе много классных художников. короче, я не привык, что я кому-то бываю нужен на этом поприще :)
Есть такое:) после какого-то времени начинаешь уже с опаской смотреть на такие признание:) насчет вопроса, согласна! Но опыта не было тогда, теперь уже потихонечку накапливаю базу общения)
Арабы на базаре (и турки, подозреваю, тоже) сразу называют максимальную цену. И не от жадности какой то особой, а исключительно "для поторговаться" - это типа проявить уважение друг к другу, кто с воодушевлением торгуется, может цену раза в три сбросить. А наши бледнолицые граждане, сколько назвали, столько и платят. А чегож не взять со спесивого лентяя, которому даже поторговаться лень. Там это не признак жадности, а признак предприимчивости, т.е. положительное качество.
А вот другая картинка. У моего знакомого дезигнера есть такое правило: если работа изначально не нравиться, ломить такую цену, чтобы заказчик сразу отвалил. А если не отвалит (бывают такие, с растопыренными пальцами) так хоть будешь знать, за что мучаешься.
про не понравилось сразу- это точно. и нафига он тогда вообще лезет. вот зачем? ведь он всегда будет недоволен. правильный подход, надо будет в копилку себе унести :)
я с турками, когда просек, как они лупят, сразу в два раза скидывал.. он потом еще что-то тебе талдычит.. посередине между .. а ты думаешь, а почему не в три? и еще в два раза снижаешь... они так аж по стенам начинали прыгать как обезьяны... т.е. там какая-то планка у них есть и они прекращают торговаться и обижаются. вот зачем мне их психиатрия? назначь цену и я поскребу по карманам или возьму не кг, а 100г.. и что это не есть правильно я убежден- потому что в цивильных странах капитализма этого нет. поэтому и арабский подход к делу у художника мне непонятен
Мне этот прием тоже рассказала дизайнер знакомая. Если заказчик не нравится, или сами его идеи, она заведомо ставит выше, чтобы окупить моральное удовлетворение от работы. И пару раз я читала о таких методах. В итоге хотя бы ты знаешь, что деньги получишь нормальные. У меня был заказ ещё когда вебом занималась на сайт, ох!! Я 6 раз перерисовывала весь макет. Цена была уже обозначена и на старте я не знала, что так будет. Закончила только потому, что работала на пару с другом и если я бы бросила проект, я бы его очень подвела. Но нервы дружными рядами ложились возле монитора:))
сейчас только понял, благодаря еще комменту ниже. что вы имели в виду, если исполнителю не нравится )))
да, извините за флуд
Вот я также отношусь к ценообразованию. Если заказ не нравится и понимаю, что прилетел конкретный геморрой, поднимаю цену насколько наглости хватит))) Если заказчик не сбежит, то хоть материальное удовлетворение от работы будет. И наоборот, могу опустить цену, если рисовать хочу-нимагу))
Послушаю.
Интересная тема и последующее обсуждение) Для меня до сих пор оценка собственных работ - темный лес) А можно ссылку на статью с расценками на работы? Мои поисковые навыки не помогли)
Вот http://illustrators.ru/posts/demping-1y-shag-po-ustraneniyu
И вот http://illustrators.ru/posts/davayte-poprobuem-vyrabotat-obschiy-prays
:)
Сегодня пришёл прошлогодний заказчик, а когда зашёл разговор о размере оплаты, он хотел перечислить прошлогоднюю сумму.... я ему сказала, что теперь цена другая, выше : "Инфляция!" Всё )
Знакомая ситуация)) но это еще ничего- вот когда для задников в проекте берешь картины за 30 тысяч за штуку- я до сих пор чувствую себя идиотом.
Простите уточню:)) а это дорого или наоборот дешево для задников?:) Просто я не сталкивалась с таким, интересно. Внесите ясность в мой мозг:))
вы поясните девушке...вы купили дерьмо за 30 000...или решили дорого декорировать задники.В чем ваше идиотсво?
В непонимании, что дорогой задник всё равно задник.ИЛИ в неумении понимать, что такое хороший рисунок, в следствии чего куплено не то, что стоит таких денег ?
Хочу добавить в общую тему работы с заказчиками.
Ребята, надо цены за работу поднимать )
Например, на бирже фриланса весной и летом про-аккаунт стоил 500 рублей один месяц, а сейчас 780 рублей один месяц..... десяток куриных яиц летом стоил 40 - 50 рублей, а сейчас 70-90 руб. .....
может куры нестись меньше стали?
а "художников" наоборот всё больше и больше))
Я Вы знаете думала это у нас на ДВ вдруг опять что-то случилось, что такая стоимость на яйцо стала. А! Ну да у нас же потоп был летом:) кур видимо подмочило, теперь на всей России куриный кризис:) Согласна с Вами на счет цен!
Niko, у меня тоже была подобная вашей история, первый заказ через интернет.
только заказчик торговался до последнего аргументируя цену тем, что " Там немного нужно, нарисуйте мне одежду по типу как у вас на картинке". А в портфолио и впрямь нет ни чего сложного, да и зарплату задержали на неделю. Самой большой идиотской ошибкой в данной ситуации было не то, что я согласилась на сниженную цену, а то, что я согласилась вообще на эту авантюру, не видя объём работ. Сидела, работала и думала какая я дура со своим честным словом! За ту работу, что я взялась тогда нужно было цену не снижать а увеличивать раза в 3 раза, потому, что детализации было до хрена и девочка которая заказ мне слила, Была такой безграмотной, что не знала разницу между вектором, растром, программами и т. д. , пришлось 2 раза из за этого делать одну работу дважды. В общим благотворительные заказы больше не делаю. Это мне урок на всё жизнь!
Спасибо, что поделились! Очень поучительно. Да, как говорил мой старый знакомый - благими намерениями устлана дорога в Ад)) Я не религиозный человек:) но бывают случаи, когда вспоминаешь, и не согласится не возможно. Вроде хотел сделать как лучше, а себе же сделал хуже.
Эх, ёлы-палы...
Время такое.
Помню свой первый заказ.
Это был 91-ый год.
Наш известный иллюстратор Саша Шедченко не успевал, и иллюстрации, таки, дали делать мне (я к тому времени тока кончил институт).
Он делал обложку, а я - иллюстрации.
О деньгах тогда вообще не думал, но не обидели (тогда были расценки (плюс-минус)).
Стали заказывать еще.
Уже за пятую свою книжку я брал по 1000 руб. за иллюстрацию (советскими дореформенными).
Но я, собственно, вот о чем:
-А стоит ли в наше время в нашей стране вообще рассматривать художество как профессию?
Художником давно уже не работаю.
Работал дизайнером (теже яйца, тока в профиль), хотя, смотря чего, если дизайнер интерьера, то вполне нормально, но я, таки, занимаюсь полиграфией.
И вот еще какая мысль:
-А художество ли это, которое на заказ?
А не лучше ли работать на заводе фрезеровщиком?
А заказчики хто?
А не испортит ли художник вконец свой вкус работая на заказ?
Конечно, если заказали, таки, иллюстрации к Чехову и Льву Толстому, то тут, конечно - да!
А ежели бесконечные пластмассовые компьютерные игры?
Меня, лично, эта тема совсем не вдохновляет.
А не лучше ли рисовать дома, то что действительно хочется?
В "свободное от работы время".
Но, тут возникает "палка о двух концах:
-А, завтра-потом.
-А, лень-неохота.
И всякие "неотложные дела".
Рисую сейчас редко, сам себя ругаю, хотя и замыслов - куча.
Ну, вот как-то так.
Выговорился о наболевшем.
p.s.
Не буду говорить об отношениях с заказчиками в постперестроечный период, это вообще - сплошное мракобесие.
:) Вы - художник:) в этом и дело, что художник не всегда иллюстратор. Вы правильно сказали художник рисует для души, для себя, по зову сердца, он ждет музу, для него рисунок это ребенок, которого не продашь. Иллюстратор человек немного другого склада. (Это отнюдь не значит, что ему не нравится рисовать или делать то, что он делает!) Мир движет перемены. Могу понять Вас как человека старой закалки, в остальном, наверное, мы с Вами разойдемся. "бесконечные пластмассовые компьютерные игры" - Вы возможно не те игры смотрите или играете. :) Это на самом деле колоссальный труд. И работы не одного художника/иллюстратора, масштабность отрисовки пейзажев/локаций, образов, сцен, тут можно долго перечислять...Я уже молчу о работе актеров, программистов, сценаристов. Посмотрите в интернете видео о том, как создают игры. Это огромная индустрия, и она по праву заняла свою нишу в нашем веке. Возможно, Вам она диковата, но это нельзя отнести к какому-то легкомысленному баловству. Это вдохновляет на самом деле. Я Вам желаю удачи в Ваших замыслах, и очень хочу, чтобы Вы для себя открыли новые горизонты вдохновения!:)
Вы удивитесь)))... но большинство знаменитых художников прошлого работали именно на заказ а не в кожевенном, например, цеху, рисуя исключительно для себя в свободное время)). И ничего... Тициан, Веласкес, Микеланджело, Гойя, братья Лимбурги и т.д. и т.п. - окончательно "свой вкус не испортили". Сомневаюсь, что в те времена их заказчики чем-то сильно отличались от современных заказчиков, ибо самодуров и идиотов хватало во все века, и многите делали заказы, ни хрена не понимая в искусстве, а исключительно ради престижа и моды.)) Не думаю, что художникам, рисуя домашний алтарь какому-нибудь князьку местного значения, очень уж нравилось лик Марии Магдалины списывать с женушки князька, ибо уродлива и типаж не тот...))))
Да и... к вопросу о "другой работе" - что мешает работать иллюстратором ( пусть это будет для Вас "другая работа"))) и рисовать в то же самое свободное время исключительно для себя как душе угодно? ;) Явно большее преимущество, чем "работаю фрезеровщиком, а дома потом рисую"- хотя бы потому, что часы, проведенные за рисованием иллюстраций - непрерывная длительная практика. Это важно. А часы, проведенные на "основной работе фрезеровщиком" - это упущенные часы, которые мог бы потратить на практику по рисованию... Хотя, если только хобби - вряд ли здесь так важно, на каком ты уровне и каковы умения - в хобби, наверное, важен только сам факт рисования по своему желанию в удобное время.
Всем спасибо за внимание.)))
Работал я иллюстратором, работал дизайнером...
Поработаю пока фрезеровщиком.
Потому как...
Достало все.
Зарабатываю, конечно, не так как в Советское время художником, но все уж лучше чем художником сейчас.
Ну, вот, как-то так.
Художники, вот такой еще вопрос.
Работал я в одной конторе дизайнером.
Надо было сделать рекламу для МММ.
Я сразу сказал:
-Я этаку бяку...
-Даже не притронусь.
Меня благополучно не трогали, пока я не сверстал весь журнал.
А потом и говорят:
-А теперь, таки, надо вставить рекламу МММ!
На что я сказал:
-А рекламу для фашистов тоже будем делать?
На что мне на полном серьезе ответили:
-Тоже будем.
Ну я развернулся и пошел работать фрезеровщиком.
Душевное спокойствие у меня лично тоже, знаете-ли, не на последнем месте.
Иногда заказчики ТАКОЕ просят... :( И начальство соглашается. Один раз что-то с ошибками заказали. Я говорю: Не так. А начальница: Пиши. Я возмутилась: Мож тогда и "жопа" напишем! Раз платят. Она сказала: Да, заплатят, напишем. И мне опяаать... выговор