ДЕЛА НАШИ СКОРБНЫЕ...

Main original

Заметка об издательствах, политике правительства и Шиловском…

Канули в Лету 90-е годы. Безотносительно ко времени вообще, это был период издательско-читательского бума. Издательства появлялись и исчезали пачками, печатали все и всё, даже «братки» подвязывались на ниве литературы… Поелику, скинув бремя советского идеологически выверенного прошлого, народ посдавал в макулатуру и труды Ленина с Марксом, и «Советскую энциклопедию». Освободившиеся полки заполнили Шелдон с Тополем, Стилл с Токаревой плюс всевозможные графоманские «фанфики» и клише с забугорной литературы (в основном сексуально-эротический трэш). По сей день многие иллюстраторы и дизайнеры вспоминают то время с благоговейной ностальгией — работы было столько, что есть-спать некогда.

К 2000-ым индустрия поуспокоилась, и наметился какой-никакой порядок. Издательства разделились на элитарные, крупные издательские дома, стабильных «середняков» и мелкие независимые канторы. Элитарные стали «лабать» золотые кораны и библии, вообще, так называемые «корешки» (уникальные серии с «бинтами», в обложках из натуральной кожи, с золотым тиснением и т. п. «излишествами» для домов «новых русских» и книжных коллекционеров). Издательские дома выпускали все подряд, вкладывались на свой страх и риск в неизвестных писателей, при этом упирали, в основном, на жанровую литературу (детективы, любовные романы…). «Середняки» новых писателей выбирали тщательно, с упором на интеллектуальную прозу. Мелкота выпускала сборники анекдотов, лунный посевной календарь, сканворды и т. п. туалетно-электричную лабудень.

Иллюстраторам интереснее (и прибыльнее всего) было работать с издательскими домами и «середняками». Платили они прилично, а уж если приходилось оформлять серию — это был подарок судьбы. Элитарные издательства всегда жадничали, поскольку считали, что принятие участия в их проектах само по себе высокая награда. С мелкоты не было никакого серьезного навара, зато это был отличный трамплин для начинающего художника.

Как говориться, только начало везти, деньги закончились… в 2008 грянул кризис, и стабильные вроде издательства начали закрываться одно за другим. Индустрия впала в ступор, если не хуже… рынок затоварен, люди «переели» чтива. Как следствие, иллюстраторы могут в один «прекрасный» день оказаться большим рыбьим косяком в весьма маленьком бассейне: крупные «монстры» индустрии, такие как Эксмо, схавают все средние издательства, и диктовать цену за работы станут именно они, а не художник, поскольку, если издателей раз-два и обчелся, а иллюстраторов — пруд пруди, один не согласится работать за гроши, найдется другой, не такой принципиальный. Тем более что любому художнику знающий издатель быстро объяснит, что тот Иван Бесталанный, и должен радоваться, что хоть что-то получает (сие — политика уменьшения затрат).

Теперь о политике правительства в сфере литературы. Пресловутый список из ста обязательных произведений — это с одной стороны конечно зло, а с другой — повод задуматься. Если партия скажет «надо» — издательства ответят «есть», и произведения золотой сотни выпустят большими тиражами; иллюстраторы, в портфолио которых есть картинки хоть к чему-то из этого списка, могут оказаться на коне. Ведь если выйдет десяток «Одесских рассказов», должны же они будут чем-то отличаться.

О Шиловском. В 2015 году у него заканчиваются права на ВСЕ произведения Булгакова, так что из оставшихся к тому времени «в живых» издательств, его произведения не выпустит только ленивый, так что добавить в свое портфолио булгаковиану тоже стоит.

Пожалуй, всё…

Комментарии19
avatar

Это Ваша собственная аналитика? кроме бумажных книг издается огромное количество книг элеткронных и там художнику при попадании в струю и хорошем контракте можно «наварить» гораздо больше, чем на разовом платеже.

17 Февраль 2013, 13:15
avatar
Анна Гордеева
Maryna Rudzko(Kanash)
0

Да, в общем, это мои мысли на тему… Я рассматривала только бумажные издания, поскольку в электронных не очень разбираюсь. Хорошо, если электронные книги приносят иллюстратору приличные деньги, значит еще не всё потеряно))) Но кто знает, что будет дальше…

17 Февраль 2013, 13:29
avatar

интересно, оннако… за Булгакова большое отдельное СПАСИБО!

17 Февраль 2013, 13:25
avatar
Анна Гордеева
Наталья Павлушина
0

ПОЖАЛУЙСТА!)))

17 Февраль 2013, 13:30
avatar

Спасибо за мысль о «сотне» — сама как-то не подумала:) Есть ещё иностранные издательства, кому повезёт.

17 Февраль 2013, 13:31
avatar
Анна Гордеева
Гоморева Ольга
0

:))

17 Февраль 2013, 13:33
avatar

Год 2014. От Минска до Берингова пролива и от Нахичевани на Араксе до земли Франца-Иосифа входят в издательства, высаживаются на станционные платформы и озабоченно катят на трамваях иллюстраторы произведений Булгакова. Они торопятся. Дел у них много. Предложение иллюстраторов превысило спрос, и на этом своеобразном рынке наступила депрессия. Чувствовалась необходимость в реформах. Постепенно упорядочили свою деятельность иллюстраторы «Театрального романа», «Белогвардейцы», «Дьяволиадцы» и им подобные, за исключением буйной корпорации иллюстраторов «Мастера и Маргариты», которую на манер польского сейма, вечно раздирала анархия. Иллюстраторы подобрались какие-то грубые, жадные, строптивые и мешали друг другу собирать в житницы. Выход из этого напряженного положения был один — конференция…

17 Февраль 2013, 13:53
avatar

:))

17 Февраль 2013, 13:57
avatar

:))) Вам бы футурологическую прозу писать (без шуток!)

17 Февраль 2013, 14:03
avatar
7D
Анна Гордеева
0

Всего навсего испоганил отрывок из «Золотого теленка»)

17 Февраль 2013, 14:10
avatar

Да ладно, весело получилось! Думаю Ильф и Петров простили бы)))

17 Февраль 2013, 14:17
avatar

Ахаха! А говорили: много букофф нихьт, только рисункен могу! :-))) лукавили, оннако! :-)

17 Февраль 2013, 17:25
avatar

*

17 Февраль 2013, 13:54
П

Здравствуйте, Анна. Допустим, мы делаем сейчас проект, иллюстраторы работают бесплатно. Сколько у нас шансов издать книжку за счёт издательства. Это детская книжка с одним стихотворением, около 40 иллюстраций.

13 Август 2013, 22:56
avatar
Анна Гордеева
Поэтический Союз Иллюстраторов (ПСИЛ)
0

Шансы безусловно есть, но они не большие... Советую пройтись по крупным книжным и посмотреть на книжки для детей, максимально подходящие по наполнению и исполнению на вашу, и узнать издательства, которые выпускают данную литературу. Если у Вас практически всё готово, они могут взяться. Но гонорары там, увы, маловаты.

+ Обратитесь к профессиональному верстальщику, чтобы он довел книгу до конца. Тогда шансы увеличатся.

14 Август 2013, 12:33
П

Спасибо, Анна. А кто самый влиятельный игрок в книжной индустрии: издательства или розничные сети?

16 Август 2013, 07:51
avatar
Анна Гордеева
Поэтический Союз Иллюстраторов (ПСИЛ)
0

Розница, однозначно... Некоторые книги могут быть похоронены на складе издательства, поскольку магазины просто не берут на реализацию, дело даже не в исполнении, тут как фишка ляжет. Но, обычно, детская литература попадает на полки легче прочих изданий.

16 Август 2013, 11:31
П

Спасибо, Анна, за консультацию, у меня появилась идея, не знаю ходил ли кто-нибудь таким путём, но это мы посмотрим. Время есть у нас, пока будут готовы эскизы.

17 Август 2013, 07:51
avatar
Анна Гордеева
Поэтический Союз Иллюстраторов (ПСИЛ)
0

Всегда пожалуйста)

19 Август 2013, 10:50