ДЕЛА НАШИ СКОРБНЫЕ...
Заметка об издательствах, политике правительства и Шиловском…
Канули в Лету 90-е годы. Безотносительно ко времени вообще, это был период издательско-читательского бума. Издательства появлялись и исчезали пачками, печатали все и всё, даже «братки» подвязывались на ниве литературы… Поелику, скинув бремя советского идеологически выверенного прошлого, народ посдавал в макулатуру и труды Ленина с Марксом, и «Советскую энциклопедию». Освободившиеся полки заполнили Шелдон с Тополем, Стилл с Токаревой плюс всевозможные графоманские «фанфики» и клише с забугорной литературы (в основном сексуально-эротический трэш). По сей день многие иллюстраторы и дизайнеры вспоминают то время с благоговейной ностальгией — работы было столько, что есть-спать некогда.
К 2000-ым индустрия поуспокоилась, и наметился какой-никакой порядок. Издательства разделились на элитарные, крупные издательские дома, стабильных «середняков» и мелкие независимые канторы. Элитарные стали «лабать» золотые кораны и библии, вообще, так называемые «корешки» (уникальные серии с «бинтами», в обложках из натуральной кожи, с золотым тиснением и т. п. «излишествами» для домов «новых русских» и книжных коллекционеров). Издательские дома выпускали все подряд, вкладывались на свой страх и риск в неизвестных писателей, при этом упирали, в основном, на жанровую литературу (детективы, любовные романы…). «Середняки» новых писателей выбирали тщательно, с упором на интеллектуальную прозу. Мелкота выпускала сборники анекдотов, лунный посевной календарь, сканворды и т. п. туалетно-электричную лабудень.
Иллюстраторам интереснее (и прибыльнее всего) было работать с издательскими домами и «середняками». Платили они прилично, а уж если приходилось оформлять серию — это был подарок судьбы. Элитарные издательства всегда жадничали, поскольку считали, что принятие участия в их проектах само по себе высокая награда. С мелкоты не было никакого серьезного навара, зато это был отличный трамплин для начинающего художника.
Как говориться, только начало везти, деньги закончились… в 2008 грянул кризис, и стабильные вроде издательства начали закрываться одно за другим. Индустрия впала в ступор, если не хуже… рынок затоварен, люди «переели» чтива. Как следствие, иллюстраторы могут в один «прекрасный» день оказаться большим рыбьим косяком в весьма маленьком бассейне: крупные «монстры» индустрии, такие как Эксмо, схавают все средние издательства, и диктовать цену за работы станут именно они, а не художник, поскольку, если издателей раз-два и обчелся, а иллюстраторов — пруд пруди, один не согласится работать за гроши, найдется другой, не такой принципиальный. Тем более что любому художнику знающий издатель быстро объяснит, что тот Иван Бесталанный, и должен радоваться, что хоть что-то получает (сие — политика уменьшения затрат).
Теперь о политике правительства в сфере литературы. Пресловутый список из ста обязательных произведений — это с одной стороны конечно зло, а с другой — повод задуматься. Если партия скажет «надо» — издательства ответят «есть», и произведения золотой сотни выпустят большими тиражами; иллюстраторы, в портфолио которых есть картинки хоть к чему-то из этого списка, могут оказаться на коне. Ведь если выйдет десяток «Одесских рассказов», должны же они будут чем-то отличаться.
О Шиловском. В 2015 году у него заканчиваются права на ВСЕ произведения Булгакова, так что из оставшихся к тому времени «в живых» издательств, его произведения не выпустит только ленивый, так что добавить в свое портфолио булгаковиану тоже стоит.
Пожалуй, всё…
Это Ваша собственная аналитика? кроме бумажных книг издается огромное количество книг элеткронных и там художнику при попадании в струю и хорошем контракте можно «наварить» гораздо больше, чем на разовом платеже.
Да, в общем, это мои мысли на тему… Я рассматривала только бумажные издания, поскольку в электронных не очень разбираюсь. Хорошо, если электронные книги приносят иллюстратору приличные деньги, значит еще не всё потеряно))) Но кто знает, что будет дальше…
интересно, оннако… за Булгакова большое отдельное СПАСИБО!
ПОЖАЛУЙСТА!)))
Спасибо за мысль о «сотне» — сама как-то не подумала:) Есть ещё иностранные издательства, кому повезёт.
:))
Год 2014. От Минска до Берингова пролива и от Нахичевани на Араксе до земли Франца-Иосифа входят в издательства, высаживаются на станционные платформы и озабоченно катят на трамваях иллюстраторы произведений Булгакова. Они торопятся. Дел у них много. Предложение иллюстраторов превысило спрос, и на этом своеобразном рынке наступила депрессия. Чувствовалась необходимость в реформах. Постепенно упорядочили свою деятельность иллюстраторы «Театрального романа», «Белогвардейцы», «Дьяволиадцы» и им подобные, за исключением буйной корпорации иллюстраторов «Мастера и Маргариты», которую на манер польского сейма, вечно раздирала анархия. Иллюстраторы подобрались какие-то грубые, жадные, строптивые и мешали друг другу собирать в житницы. Выход из этого напряженного положения был один — конференция…
:))
:))) Вам бы футурологическую прозу писать (без шуток!)
Ахаха! А говорили: много букофф нихьт, только рисункен могу! :-))) лукавили, оннако! :-)
*
Здравствуйте, Анна. Допустим, мы делаем сейчас проект, иллюстраторы работают бесплатно. Сколько у нас шансов издать книжку за счёт издательства. Это детская книжка с одним стихотворением, около 40 иллюстраций.
Шансы безусловно есть, но они не большие... Советую пройтись по крупным книжным и посмотреть на книжки для детей, максимально подходящие по наполнению и исполнению на вашу, и узнать издательства, которые выпускают данную литературу. Если у Вас практически всё готово, они могут взяться. Но гонорары там, увы, маловаты.
+ Обратитесь к профессиональному верстальщику, чтобы он довел книгу до конца. Тогда шансы увеличатся.