ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ СТАТЬ ИЛЛЮСТРАТОРОМ.
Через электронную почту задали вопрос, почти как Сезанну: что нужно, чтобы стать иллюстратором?
Все утро писал ответ. Подумал: если убрать личное, связанное с задавшей вопрос, получится ответ для многих.
О работе иллюстратора.
Плюсы: никаких начальников и подчинённых, свободный график работы и отдыха, читаешь книги и рисуешь.
Минусы: отсутствие стабильности; гонорары на грани выживания, примерно, как пенсия с московскими добавками, чуть больше, чуть меньше; пугающая перспектива бумажной книги.
О себе и о времени.
Впервые меня отметили как художника в детском саду. В 10 лет отвели в художественную школу. Жил в Оренбургском Орске, по семейной традиции должен лить сталь на ЮжУралНикельКомбинате. Такая перспектива угнетала. В 14 лет, читая детские книги, открыл для себя профессию иллюстратора и загорелся идеей на всю жизнь. Лев Гумилёв назвал бы это пассионарным взрывом.
Я стал иллюстратором из нежелания работать в горячем цеху.
Это начало 80-х, книга – дефицит и лучший подарок, в отличии от сегодняшней ситуации.
В 1985 году особенно вдохновила книга Евгения Кибрика «Работа и мысли художника», а также иллюстрации в журнале «Огонёк» Петра Пинкисевича.
Иллюстратор – это обязательно рисование по воображению, БЕЗ НАТУРЫ; это рассказчик прочитанного взахлёб.
Если нечего рассказать на листе, если рука с карандашом не следует избыточному воображению, то, на мой взгляд, лучше отказаться от профессии художника книги.
Хотя Кибрик Евгений Адольфович рисовал иллюстрации с натуры. Но это было исключением. Я ему тогда поверил, за неимением других мемуаров иллюстраторов, и долгие годы пользовался натурой. Полагал и Пинкисевич так рисовал. Но попав в мастерскую Петра Наумовича, понял, что маэстро рисовал только по воображению.
Учился я: в художественной школе, на худграфе в педагогическом училище и потом в МПГУ им. Ленина, в общей сложности - 14 лет, долго и бестолково. Лучшее обучение - в училище. Этих 4-х лет, мне было бы достаточно. Там с педагогом Наумовым Владимиром Максимовичем сильно повезло.
Всегда были и есть однокурсники и коллеги, рисующие лучше и быстрее меня, гении, до которых мне не допрыгнуть в этой жизни. Возможно, у них и гонорары выше моих. Не всегда удобно спросить, сколько платят. Я трудоголик, домосед, почти агарофоб, в отпуске ни разу не был. Рисую дома, хожу в магазин и в спортивный клуб. С людьми общаюсь редко, хотя много пишу в сети. Жена – москвичка, математик, сама хорошо зарабатывает. Не требует норковой шубы и летнего отпуска на берегу океана, что меня очень устраивает. Её устраивает моя домашность и тихость. Потому и прожили 30 лет.
90-е - тяжелое испытание для иллюстраторов, тем более, получивших советское художественное образование. Вначале не понимал требований коммерческих издателей. В 00-х научился рисовать китч на компьютере. Тогда тиражи книг были по 20 тыс. экз. Рисовал обложки. Получал в разы больше московских пенсионеров. В 10-е годы ситуация резко изменилась. Тиражи упали до 3-5 тыс. экз., многие издательства исчезли. Сегодня непонятно на чем держатся издательства. Но появилось много частных заказчиков. Кто-то балуется изданием книг от избытка денег, кто-то последние штаны заложил, чтобы увидеть собственную книгу.
Как заказчики ищут иллюстратора.
В 90-х ходил по московским издательствам и журналам. В 00-е работал в штате издательства. За 20 лет собрал портфолио и выложил его на сайте https://illustrators.ru
Теперь издатели сами стучатся ко мне через электронную почту. Бывали небольшие простои, примерно на месяц, раза три за последние 10 лет. Сейчас очередь на два года вперед. А потом неизвестность, по закону нашей жизни.
Есть агенты, ищущие начинающих художников, чтобы платить максимально мало, а то и вовсе не платить, предлагая работать на собственное портфолио. Если есть рента, стоит воспользоваться этим начинающему иллюстратору.
Учеба.
В 10-х годах слышал об двух Московских очагах обучения иллюстрации: в Строгановке и в Полиграфе. Сегодня Полиграфа нет. Про отделение иллюстраторов в Строгановке давно не слышал, главное, не видел выпускниц. Там учились одни девушки, парни не шли. Что за мужик, получающий копейки? Сегодня не знаю, где учиться. На курсах, думаю, обманут. Много обещают, но по сути – жулики. В Питере есть Репинка и Мухинка. В 80-е туда было сложно поступить. Сегодня, может, платно? Если учиться, то параллельно делать портфолио. Чтобы после учебы сразу поставить себя профессионалом.
В завершении расскажу случай, описанный Полем Вилларом в книге о Сезанне, обеспеченном живописце из еврейской династии банкиров. Сезанн писал этюд. Подошли два молодых человека и спросили: что нужно, чтобы стать художником? Великий постимпрессионист ответил: хорошая рента.
Москва. 8 февраля 2022 года.
Из статьи...«Иллюстратор – это обязательно рисование по воображению, БЕЗ НАТУРЫ»
По опыту и познанию, рождаются люди с «точным глазом» редко, это исключение..Глазам нужна тренировка, набросок с натуры — это подспорье для каждого художника и иллюстратора...
И естественно рисование по воображению...Точный глаз...
Из воспоминаний гениальных иллюстраторов, с которыми лично знаком, Вениамином Лосиным и Анатолием Иткиным, им всегда мешало рисование с натуры. У Иткина эта мысль хорошо изложена в мемуарах "Вдоль по памяти". Представленная книга О.А. Авсияна знакома мне с отроческих лет. Бестолковая, на мой взгляд, написана для получения докторской степени. Таких много от педагогов. Для меня имеют ценность исключительно мемуары известных иллюстраторов.
прото вопрос...у вас задание.придумать вымышленного персонажа,всё в мультяшном стиле....о какой НАХЕР натуре идёт речь????
трудно спорить с Сезанном 😊
Лосин и Иткин с дошкольного детства хорошо рисовали по воображению. В художественной школе и институте их ломали, заставляя рисовать с натуры. А те издевались. Например, Лосин рисовал обнаженку в коридоре или в другой аудитории, раз взглянув на неё. Однажды, нарочно нарисовал бусы на шее натурщицы не круглые, а овальные, пускал в ход воображение. Закончив институт, оба с радостью отдались воображению, рисуя для Детгиза Дехтерева., с печалью вспоминая о рисовании с натуры. Это сущность иллюстратора. У живописцев, по-иному.
О воображении и зрительной памяти Гюстава Доре также написано несколько реальных историй.
Изобразительное искусство — создание
образов...Образное мышление, «фантазийный ряд» присущи каждому
художнику..У всех это качество развито
по разному...Фантазии, образы на пустом месте не рождаются..
Если конечно вы не приверженец дзен, кастанеды и прочих психотехник..
А у некоторых вдохновение идёт от низких энергий (в литературе к примеру Э.А. По, в искусстве картины Збигнева Бекшински и т.д.) А книга Авсияна — это педагогическое пособие просто и всего..
Наброски помогают в работе...😎
Я за то, что человек ничего не знает о будущем, о часе и месте смерти, о посмертном бытие. Наброски помогают в работе - безусловно, особенно иллюстраторам средней руки. Но лучшим, как Доре, Пинкисевич, Лосин, Монин, Чижиков, Иткин, - наброски были не нужны, лишнее. Рисовали сходу, все, что захотят. Когда это видишь, не по себе от такой гениальности.
Информативно, спасибо
Спасибо! Очень интерено!
"Полиграфа нет", это в смысле обучение там уже не такое, как нужно?
Физически он есть, и преподавательский состав принципиально не менялся, насколько я знаю.
Насколько я знаю, Полиграф закрыли, некоторые его кафедры перенесли в Политех. В 10-х там преподавал Олег Пархаев. Но судя по его постам на фейсбуке, он рисует дома, или на даче. Я не вижу знаменитых художников в преподавательском составе, и давно не вижу учеников, хоть как-то заявивших себя в книге.
ну интересно было заглянуть тебе за отворот пиджака...но ты не ответил на вопрос от слова совсем.Ибо не понял его вааще.Это понятно ,достаточно почитывать тебя ещё с ЖЖ...чтобы понимать что ты не слазишь с Россинанта но уверен что сидишь на Буцефале
Илья, брат, недавно видел твои фото в мореходке, как ты похож на Керка Дугласа! Ты ведь сам на Росинанте соблазняешь дульсинеей Кастилии. Можно коротко: чтобы стать иллюстратором, нужно оседлать Росинанта.
про Россинанта и Буцефала - это жемчу́жинка для "сбер-книжки" афоризмов
😊👍)))
Да как без натуры-то? Аниме какое-то будет без натуры. Натура и практика, практика и натура. В это связи что вы порекомендуете про Вениамина Лосина почитать?
а если заказ на мангу?( по вашему аниме):))...где натуру искать? Речь о работе или о самолюбовании?
Вениамин Лосин не оставил мемуаров. Но я с ним общался и воспоминания слушал его друзей-одноклассников. У него был брат, который ушёл на фонт и погиб в первые дни войны, Вениамин Николаевич восхищался тем, что тот сходу рисовал без натуры все, что угодно, причем, без рефов. Но друзья Лосина говорили, что и сам он уже с художественной школы рисовал так же. Петр Наумович Пинкисевич также рисовал сходу и без рефов. У него даже телевизора не было вплоть до 2002 года, только радиола. А писатели? Вот, Вера Камша, у нее же герои фехтуют, скачут на лошадях и пр. читаю и диву даюсь, как женщина знает так много мужского, да еще из 16 века. Сегодня такой мастер-класс можно увидеть у Андрея Аринушкина. Если приедет в Москву, сходите. Рисует всё и никакой натуры.
Без натуры, без фото, без рефов, точно, на 100% знаю, рисовали Вениамин Лосин, Петр Пинкисевич и до сих пор рисует Анатолий Иткин. А также Андрей Аринушкин. Думаю, и Виктор Бритвин. С Виктором Глебовичем беседовал у меня дома за чаем, но не видел, как рисует. У меня нет сомнений.
к тезису про "Оптимизацию процесса"-
я бы ещё добавил тему, про взвешенный (трезвый) "выбор цели" - т.к. автор должен для себя определиться, чево он хочет, что ему РЕАЛЬНО нужно для счастья (и на фуфломицИновые цели не отвлекаться - ибо, жизнь слишком коротка́ для этого)
🔸и ещё – не помешает внимательно отслеживать результаты "спортивных достижений", что бы самому́ понять, что именно получается лучше, и чем возможно заниматься года́ми напролёт 😉 если "комплект" различных видов деятельности легко выдерживает (хотя бы) десятилетие и ещё остаётся заметный "заряд" на будущее - то вот на эти направления и следует поднажа́ть, с них и будет толк.
а уж - нужны́ для этого натурные зарисо́вки, или "онли фантАзмо" - дело десятое и вопрос скорее произво́дственный, решается в автоматическом режиме - сам собой, в зависимости от выбора текущих арт-проектов.
Когда тебе 20 лет и поселился в общежитие педагогического института, где почти одни девушки, то все иллюстрации - только по методу Кибрика, с натуры. В 54 хорошо осваивать метод Лосина и Иткина.
Поясните, пожалуйста, что вы имеете ввиду под словом "рента" в этом контексте. То есть, у него должен быть ещё какой-то стабильный доход, типа сдаваемой недвижимости?
Рента - это сумма денег, позволяющая жить, не думая о еде, о жилье. Процент в банке, сдача квартиры, часто богатый родственник назначает ренту, чтобы человек жил беззаботно, но чтобы по глупости не разбазарил капитал.