Анатомия книги
Эту статью я написала год назад. Под впечатлением от творческой встречи с детьми в библиотеке. Она рассчитана на широкий круг читателей, не на профессионалов. Но в соцсети, где она была опубликована, ее, кажется, мало кто прочитал. И мне очень хочется ею поделиться - вдруг покажется кому-то полезной или любопытной.
Не хватает времени на чтение.
И вот я сижу, работаю (то есть рисую иллюстрации к книге бумажной), а сама в это время слушаю книгу аудио.
Эта книга в виде устного рассказа лишена материальности, лишена «тела»
Чувствую себя в потемках. Скоро ли конец главы? Какую часть романа я уже прослушала? Хочу вернуться к тому месту, где впервые появился герой, но не могу его найти...
Всё-таки книга — это гениальное изобретение человечества!
Сама по себе она вроде бы материальный предмет, но при этом обладает чудесным свойством перемещать человека из мира вещей в мир идей и образов. Вся её конструкция служит этой функции.
Книга-предмет психологически воздействует на человека одновременно с книгой-повествованием.
Сами того не замечая, мы всегда ощущаем колорит книги, её вес, фактуру и запах. Каждый знаком с этим феноменом: наши осязание и обоняние отлично помнят любимые книжки далёкого детства. Чувственное восприятие как бы закрепляет, фиксирует впечатление от прочитанного.
Эта штука, которая скромно стоит на полочке или валяется на диване и которую так легко взять в руки, между тем содержит в себе виртуальное пространство и собственное временное измерение, не совпадающее с реальным.
Этим пространством-временем управляют создатели книги.
Писатель и художник берут читателя под белы руки и ведут за собой, заставляя его то мчаться вперед, забыв всё на свете, то останавливаться, чтобы сделать вдох или выдох. Расположение всех графических и конструктивных элементов задает темп и ритм, в котором течет внутренняя жизнь книги. В этом она похожа на музыку или танец.
Тема этой музыки по определению задана литературным произведением.
Художник должен тему почувствовать. И повторить языком графики.
Как это происходит?
Предлагаю полистать настоящие произведения полиграфического искусства, старые книжки, созданные в докомпьютерную эпоху. Они и сейчас могли бы служить образцом хорошего вкуса для художников и дизайнеров.
Встречают по одёжке, а выбирают книгу по обложке. Обложка - дверь, зовущая вовнутрь. Может быть лёгкой (мягкая обложка) и массивной (переплёт). Настроение создаётся абсолютно разное. И, конечно, сразу определяется статус издания.
Суперобложка — предмет особой роскоши. Она укутывает и защищает ткань переплёта. И берет на себя всю ответственность, заменяя обложку собой. Под её прикрытием обложка может быть спокойна.
Издательство Artia, 1968 Иллюстрации и дизайн Vladimir Machaj
На обложке (или суперобложке) почти всегда есть изображение. Талантливо сделанная обложка дает представление о содержании книги, но не раскрывает все карты. Её задача - рассказать и в то же время не досказать, создать интригу. Не самая лучшая идея — изображать на обложке кульминационную сцену или делать нарезку из иллюстраций, перенасыщать её деталями или забивать изображение золотом. Ясная композиция и хорошо читаемый шрифт — вот что по-настоящему нужно.
Издательство Artia, 1968 Иллюстрации и дизайн Vladimir Machaj
Мы приоткрываем книжку и заглядываем внутрь. Трудно поверить, но такая мелочь, как форзац может в одно мгновение погрузить в атмосферу книги. Хотя чаще всего он остается белым. Жаль...
Издательство Artia, 1968 Иллюстрации и дизайн Vladimir Machaj
Перевернув страницу, мы видим справа титул.
Кстати, мы всегда бросаем взгляд прежде всего на правую сторону. А уже потом переводим глаза влево. У правой и левой сторон книги разные роли, как и у полушарий нашего мозга. Правая, нечетная страница динамична, левая, чётная — статична и ощущается как пол шага назад. Именно поэтому каждую новую часть книги полагается начинать справа. Тогда, даже бегло пролистав книгу, читатель составит представление о ее структуре. И захочет двигаться вперёд.
Титул — очень важная страница. Здесь — информация об издании, библиографические данные. Титул готовит нас к знакомству с текстом и торопит скорее перевернуть страницу, чтобы наконец-то окунуться в чтение. Но у него есть статический двойник - фронтиспис. Разместив картинку слева от титула, художник создаст все условия для того, чтобы читатель её внимательно рассмотрел.
Издательство Artia, 1968 Иллюстрации и дизайн Vladimir Machaj
Этот фронтиспис тоже призывает войти в книгу. Он делает это иносказательно.
Ну вот, наконец-то начало истории. Оно отмечено спуском — свободным от текста пространством. Здесь может быть изобразительная заставка, иногда — буквица или орнамент.
Издательство «Детская литература»,1969 Художник В. А. Милашевский
Этот спуск показывает читателю перспективу всего сюжета.
А если в книге несколько важных частей, понадобятся шмуцтитулы. Они словно дверки в отдельные комнаты, отделяют частное от общего.
Издательство «Kinderbuchverlag», 1969 Художник В. Клемке
И, конечно, будет очень удобно, если эти дверки будут располагаться справа.
Шмуцтитулы, спуски, буквицы — это элементы навигации. Они не дают нам заблудиться в тексте и делают внутреннее пространство-время книги ощутимым для нас.
Даже если вся страница занята только текстом, здесь тоже необходим художник. Он сможет так расположить столбец из строчек, что он будет смотреться как кружево, и глазу будет приятно видеть его целиком в окружении больших светлых полей.
Свобода, «воздух» в композиции разворота — это не только красиво, но и психологически комфортно!
Издательство «Детская литература», 1969 Художник В. А. Милашевский
Поскольку правая и левая страницы выполняют разную роль, возникает вопрос — где разместить иллюстрации. Особенно большие, полосные? В детских книгах скорее справа, ведь ребенка увлекают и ведут вперед именно картинки.
Издательство Artia, 1968 Иллюстрации и дизайн Vladimir Machaj
Для взрослых — лучше слева, пусть справа будет текст, как мотив для движения. А спокойная чётная страница остановит читателя и поможет отнестись к рисунку более вдумчиво.
Некоторые виртуозы так делают свободный макет, что возносят картинку до уровня знака, а столбец текста - до узора.
Издательство «Kinderbuchverlag», 1969 Художник В. Клемке
А иллюстрация на развороте — долгожданный и заслуженный привал для путешественника.
Издательство Artia, 1968 Иллюстрации и дизайн Vladimir Machaj
Вот так, то замедляя, то ускоряя темп, отдыхая на иллюстрациях и переводя дыхание на шмуцтитулах, мы добираемся до конца. Нам жалко покидать воображаемый мир. И в утешение художник дарит нам последний подарочек — концовку.
Издательство Artia, 1968 Иллюстрации и дизайн Vladimir Machaj
А потом ещё один — самый последний.
Издательство Artia, 1968 Иллюстрации и дизайн Vladimir Machaj
Правда, мы его уже, кажется, видели. Кстати, а что там на лицевой стороне?
Мы переворачиваем книгу, чтобы ещё раз рассмотреть обложку...
И совсем не исключено, что она вновь заманит вовнутрь.
Спасибо
Замечательно! :-))) Сразу захотелось вот прямо всё учесть и проиллюстрировать :-)
Слово анатомия не пугает детей? И если бы Вы рассказали как делается сшивка, переплет, обрез и пр. Как печатается и почему...Историю иллюстрирования...Думаю детям было бы интересно...
Надеюсь, что интересно. Но, конечно, если писать для малышей, нужно другим языком и под другими заголовками. Про многое хочется рассказать. Постараюсь, не всё сразу... Хотя, про книгопечатание не возьмусь - не спец. А вот слова форзац, шмуцтитул и пр. не все взрослые знают. Может, я преувеличиваю, но по большому счету в этом вижу отсутствие культуры. Возможно. если книгу понимать, то и любить будешь больше?
Жаль что Книга уходит...
Нет-нет, она не исчезнет, как не исчез театр с появлением кино. Я с детьми занимаюсь в студии, как ни странно - практически все читают. Вопрос только - что? Вот нам и надо стараться, чтобы книги были достойными.
Конечно нет. Но с горечью наблюдаю за современными детьми, они в первом классе читать не умеют, а таблица умножения для них абсолютная загадка...Мои в пять лет бегло читали и на пианине бацали такое, что аж соседи косо глядели...)))
А скоро чип в попиньку вставят - и капец, ты умный...)))
Да, всё меняется. А вдруг, это кризис перед прыжком в новое качество? Не будем горевать!:-)
Горем делу не поможешь...Но обратите внимание на минусятину моих постов тут...Ведь кому то не нравится, что книга еще жива...
А дело Ваше хорошее и нужное. Сестры милосердия в просветительсве теперь редки...
В Людены? Таки вздорный старик Бромберг со своим меморандумом был прав...
А вот кому из нынешних детей сдуру взбредет в голову в библиотеку потемну зимой в пять часов утра переться? А я бегал за пять км. И не потому, что там было тепло от печки и восхитительный запах от книг...Меня обычно впускали, особенно после настойчивого стука ногой...))) Ибо мне срочно было надо прочитать про вулканы, ну или про луну...)))
Любопытно. Сам я заметил ещё один момент. Выбор гарнитуры. Она, как мне кажется, в некоторой мере определяет тон и характер внутреннего голоса, которым будет читаться книга.
Это разговор отдельный и страниц на пятьсот...)))
Да, согласна абсолютно! Гарнитуру я никак не упомянула, спасибо за замечание! Вообще шрифты - большая тема.
чем легче достается, тем меньше ценится... Сейчас бумажная книга уже явно не главный источник информации. Хорошо бы ей остаться источником радости и мудрости. Большего и не надо
Да как сказать.
Иногда бесплатное но очень нужное радует гораздо больше, чем заработанное.
-
Бумажная книга перестаёт быть главной там, где конкурентно уступает. Электронную проще достать, ею проще поделиться, например. В плане голой вербальной информации цифровая догнала. Почитать в дороге одну штуку — удобнее бумажная. Десяток — уже электронная из-за веса.
Хорошо организованный справочник удобнее на бумаге пока-что, но скорее из-за необдуманной навигации в читалках (во многих то поиска нет, то нельзя две-три разные страницы открыть сразу)
-
Такие вещи как книги по типографике, по цвету (с хорошей полиграфией), детские сказки (с иллюстрациями) — выгодно отличаются на бумаге. Навскидку два примера «Про буквы от Аа до Яя» Гордона и «Цвет и свет» Гарни.
-
С ростом качества матриц (энергопотребление, разрешение, цвет) уступят и они. С ростом качества программ и организации текста уступят бумажные справочники (уже уступают сайтам с поиском и гипертекстом)
Все-таки книга бумажная обладает "харизмой" благодаря своим физическим свойствам. Электронная читалка тоже может быть тактильно приятной, но это уже просто другая вещь. Даже сам процесс перелистывания страниц обладает магией, Возможно, книга перейдет в разряд роскоши. Вот и будет повод отнестись к ней как к произведению искусства у издателей, писателей, художников, а не стряпать что попало наспех. Так что нам всем, наверное, нужно к этому и готовиться :-) Мне часто всплакнуть хочется, когда я смотрю на работу дизайнеров - книги для детей делаются по принципу рекламных буклетов.
Ага, а еще они горят...Проверено с Александрийской библиотеки...Потом и в Европиньке...
Замечательная статья, сейчас как раз читаю книгу Герчук Е.Ю. - "Архитектура книги", ваша статья рассказывает о тех же вещах, но как-то наглядней...
Обязательно найду и прочитаю. Кажется, Фаворский впервые сравнил художника книги с архитектором. У них одна цель: оптимально организовать внутреннее пространство. Спасибо!
Хорошая, нужная статья! Бумажная книга сейчас, по-моему, на переломе своей истории, как, в своё время, переход от глинянных табличек-папируса-пергамента к бумаге-офсету-общедоступности. Может быть, когда-нибудь электронная книга доэволюционирует до уровня бумажной, но да - это уже другой предмет. Жаль, если история бумажной книги закончится
Очень понравилась статья. Спасибо!
Ой, что то мне подсказывает, что электронная книга, это переходный этап и формирование ее не успеет завершиться во что то самостоятельное и сколько-нибудь стабильно долгое. Будет что то другое...Может и вообще плоскость, как носитель информации уйдет в небытие...
Какая понятная статья! Всё изложено ясно и доступно. Было приятно читать.
Спасибо!
Если что-то хорошее, то оно всё равно остаётся. Только из массового переходит в элитное. Виниловые пластинки, например. Фильмы на плёнке. Есть люди, которые сейчас пишут вручную письма и посылают по почте. И не только пожилые:-)
У бумажной книги есть все шансы ещё очень долго (боюсь сказать - всегда) оставаться в живых. Именно благодаря своей гениальной структуре для подачи текста, которую я пыталась описать. По крайней мере в настоящий момент она для людей ещё близка. Думаю, она будет постепенно уходить из повседневной жизни и превращаться в некое эстетическое удовольствие. Человеку придется выбирать, что важнее - быстро заглатывать информацию, или, как гурман, употреблять её с чувством. Кто книгу любит, тот прекрасно знает, что в ней такого, чего жалко потерять.
Какая понятная статья! Всё изложено ясно и доступно. Было приятно читать.
А книга уже переходит в предметы роскоши...Ирония -та, которая была задумана дешевле тиражами, теперь снижает тиражи и становится все недоступней...Представляю аукцион "Оксизоль-3016" - Лот 09367281- Азбука неизвестного языка с картинками и ёжиками, тираж три штуки. Стартовая цена 90 000 межгалактических кредитов... (Три планеты земного типа.)
А еще через 500 лет в центре Москвы, например, случайно откопали хранилище странных прямоугольных кусочков неизвестного материала, с черными пятнышками причудливой формы, скрепленных пачками . Ученые спорят о назначении загадочных предметов. Очевидно их оставила неизвестная цивилизация, когда-то населявшая Землю.