Коллеги, кто из вас может поделиться опытом работы с бесплатными аналогами Photoshop? Интересует GIMP, Pixlr, другие альтернативы. У кого есть опыт? Сильно ли уступают в удобстве, функциональности, скорости?
Еще много народу, особенно молодежь, эффективно рисует в SAI. Правда, не знаю, бесплатен SAI или нет, но прост, удобен и очень приятен: как-то пробовал порисовать в нем, остались хорошие впечатления.
То, что не поддерживает CMYK, в общем-то, для рисовальной программы некритично по моему опыту.
Конечно, полтинник это не 1000 долларов. Такую сумму можно с удовольствием отдать разработчикам за хороший продукт и ни секунды не жалеть об этом (и не думать, что эти деньги пойдут на очередную яхту топ-менеджера Adobe)))).
Если серьезно, то в SAI творят и очень хорошие, именитые или, как минимум, знаменитые художники. Сейчас, правда, из конкретных имен вспоминаю лишь Сергея Ишмаева.
Ира, мы же знакомы воочию, вспомнила?) Да и вообще ко мне всем можно на "ты", я еще молодой))
Да честно говоря, я и не помню, когда Crtl+Y нажимал для предпросмотра, разве что случайно. За редким-редким исключением все мои клиенты принимают от меня RGB, вне зависимости от назначения (для печати ли, для просмотра с экрана ли). Просто CMYK ведь не единообразен по своей природе, а имеет целую кучу профилей, и кажое издательство на препрессе уже готовит CMYK исходя из требований своей типографии. Это как с фото, знаешь - фото с камеры или даже сканера все равно идет в RGB. RGB более широкий в плане цветопередачи формат, уразать его вслепую заранее смысла не вижу, как для фото, так и для полноценной живописной иллюстрации.
Исключения - вектор, когда надо, чтобы черная линия была в одну черную краску, а, скажем, желтая заливка - в одну лишь желтую. Тогда CMYK, но мы сейчас о растре говорим.
Я помню, но тут какой то рефлекс излишней вежливости сработал))) Просто почему спросила про предпросмотр: я сталкивалась с настоятельными просьбами сдавать в cmyk, очень категорическими. Хотя бывало и забирали работу и в rgb, и говорили что наоборот удобнее готовить к печати. Но cmyk люди знают и помнят))) Поэтому я удивилась такому легкому отношению к отсутствию возможности работы в cmyk в программе.
Тут от специфики зависит, я полагаю. Так, если рисунок графический, штриховой ли (на самом деле, не столь важно, растровый он или векторный), то может быть критично, чтобы контур был в одну краску и не растрировался при печати, и так далее. А когда картинка живописная, то за редким исключением в виде какой-нибудь корпоративной айдентики история с ней такая же, как с фотографией, которая всегда изначально формируется фотокамерой в RGB.
Это, конечно, мое ИМХО, потому что в отдельных, опять же, частных, случаях могут присутствовать специфические требования: например, мы знаем, что в CMYK хуже всего с передачей сине-голубых оттенков: они значительнее всего теряют в насыщенности и яркости при печати — когда работал над новогодними открытками, старался использовать такие оттенки RGB-цвета, которые проверенно выходят на печати красиво, не блекло.
Еще много народу, особенно молодежь, эффективно рисует в SAI. Правда, не знаю, бесплатен SAI или нет, но прост, удобен и очень приятен: как-то пробовал порисовать в нем, остались хорошие впечатления.
То, что не поддерживает CMYK, в общем-то, для рисовальной программы некритично по моему опыту.
Посмотрела - заманчивая штука) Но опять же, Cmyk не поддерживает наверное?
Вот у меня заказчики часто просят именно Cmyk. В своё время отказалась от CorelPainter из-за того, что не поддерживает Cmyk, когда издательство предъявило как-то претензии по цвету (синие напечатались не так, как выглядело на мониторе:) Долго и мучительно исправляла тогда помню эту картинку, изучила всю подноготную профилей и ушла в Фотошоп)) Хотя в последнее время - да, всё меньше становится печатников, кому нужен именно Cmyk. Современные машины, как я поняла, печатают всё подряд без проблем. Но всё равно всегда перестраховываешься и рисуешь сразу в Cmyk, потому что не всегда знаешь, что именно нужно будет на выходе. Некоторые менеджеры, например, вообще не в курсе этих всех профилей, а в печать потом отдадут и капец))
похоже пока эта функция не реализована. Но у них на форуме есть тема, куда юзеры складывают свои "хотелки" и автор проги их постепенно реализует. Программа улучшается довольно бодрыми темпами, возможно скоро и CMYK будет нам))
как я поняла, они этот недостаток уже устранили. У них обновления раз в 2-3 мес, постоянно улучшают и новое добавляют. Но мне все равно то того не хватает, то этого)) Прикипела к фотошопу. Хотя в П Есть очень приятные функции, и настройки кистей и трансформации сквозь слои сейчас добавили, в Шопе такого нет.
Нет, не устраняли. У меня лицензия, я проверяю каждую версию чо как.
Но это ядро нужно переписывать, а они пока занимаются багами и фичами. Безусловно очень сильная программа, вобравшая в себя множество классных решений (сам пояснял им, как работает смазывание в Сае). Но мало того что требует игровую видеокарту, так ещё и жрёт большие ресурсы и тупо недогружает железо даже до 70% в среднем.
Можете сравнить как работают большие кисти на больших холстах в разном софте. Внезапно Krita показала очень хорошие результаты.
Я все равно в шопе все рисую, он меня во всем устраивает, а с плагином Lazy Nezumi, так и вовсе, даже перестала в Манга Студио ходить, в которой раньше лайны отрисовывала. Paintstorm держу для альтернативы, тоже лицензия. Криту потрогала, не по сердцу она мне как-то. А от добра добра не ищут, так и не буду метаться))
А один раз - наоборот - сделала макет в Cmyk (для себя, в подарок детям), скинула печатникам местным исходник в Psd через Яндекс-диск. А там в просмотре (на Яндексе) цвета все такие кислотные, лица - сиренево-розовые - жесть в общем)) Менеджер спрашивает - это нормально, так и должно быть? Я говорю - да, так и надо) В Фотошопе ведь Cmyk по-другому выглядит. Так вот, не знаю уж, как они там его печатали, но получилось в итоге так, как на просмотре - сиренево-розовые лица и кислотные зелёные!! Я была в шоке, потому что обычно заказчики никогда не жаловались и им нужны были исходники именно в Cmyk, и также скидывала исходники через Яндекс... В общем, нашим местным я теперь макеты исключительно в Джипеге скидываю))))
Ну да, так и надо. Файл в смике, а просмотр в "Save for Web", автоматом из смика ржб слепливает, уменьшает. Нет риска забывшись испортить основной файл. Я раньше часто портила таким образом псдшки, потом тут меня добрые люди по носу газеткой похлопали, привыкла правильно делать))
Анастасия, ваши жадные заказчики, печатают свои тиражи тысячами оттисков в на полиграфическом оборудовании триадной печатью. Ваш же малый тираж, для детей, печатали на обычном офисном цифровом принтере, на котором по умолчанию, стоит профиль RGB, то есть печатать как есть, фотки с телефона без обработки к примеру, так "сочнее" получается. :) Поэтому и менеджер такой, как типАграфия. :))
Так то проблема не в цветовой системе, а цветовой палитре. Не суть. Типухе все равно софтина для цветокоррекции - фотошоп. Хоть у нас. хоть за бугром. Альтернативы просто нет.
Конкретно для набросков лидер Mischief за счёт векторности и безразмерности.
Говоря про Sai нужно уточнять, о какой из версий речь, о первой или о второй. У меня все растровые работы в Сае, можете поглядеть, насколько разные техники.
В нём нет инструментов для продвинутого фотобаша и нелинейного искажения. А для рисования всё есть.
Да, несмотря на поверхностную простоту оооочень продвинутая в глубинах программа.
Но меня расстроил один ключевой момент: принудительный постпроцессинг штриха и непослушность к давлению. То есть работать аккуратно фигурными мазками не представляется возможным.
п.с. Что касается Гимпа. У него весьма специфичный интерфейс и я бы его назвал полезным для редких особых случаев. Типа перетасовать 8-битную палитру вручную или сделать хитрую запаковку ч/б в каналы без потери информации. Для рисования он деревянненький. Да и не предназначался напрямую.
А поясните подробнее, что именно специфично и в чём деревянность? У меня когда-то был старенький спёртый PS CS2, но я честный человек и перешёл на гимп. Разницы с тем старым фотошопом для себя много не обнаружил. Да, теперь фотошоп совсем иной, нежели старый. Но всё же - как упоротый растрорисователь не вижу никаких неудобств гимпа. Саи пробовал - так и не понял, то ли мой планшет с ним не дружит, то ли это так и есть в саи. А ещё не понравилось, что векоторизует линии. Да, они выходят ровненькие, что для лайнарта - самое то. Но я предпочитаю лохматый растр, на аналоговый карандаш он лучше похож.
С фотошопом разницы наверное почти и нет. Ибо ФШ тоже деревянненький. Плохая послушность к давлению, грязное либо ступенчатое смазывание.
-
>А ещё не понравилось, что векоторизует линии
Либо речь о стабилизаторе, который отключается/настраивается, либо речь о векторном лайн-арте, который как раз для целей суперчистого фигурного абриса и создан.
http://illustrators.ru/illustrations/1027871 хоть лохматый растр
http://illustrators.ru/illustrations/1012167 хоть трафаретно
http://illustrators.ru/illustrations/1022152 хоть смешать всё разом
http://illustrators.ru/illustrations/590251 хоть под маслице
http://illustrators.ru/illustrations/1035264 хоть под акварельку (тут очень сглажено, можно куда жёстче)
Понял. Примеры убедили, что с Саи я просто не разобрался. Попробую ещё раз. Но про послушность к давлению Гимпа - не могу сказать чего-то плохого. Оно у меня даже в базовой конфигурации прекрасно работает, а при желании там даже ещё кривыми настраивается чувствительность в самом гимпе. Но, скорее всего - мне надо просто сравнить ещё с чем-то, чтобы понять :) В саи мой вакомовский планшет вообще не смог себя показать - он как-то криво привязывался к окну саи, а не к экрану. Это очень неудобным показалось, а настроек вообще не нашёл.
2700руб. с хвостиком - конечно не деньги. Тем более для такой хорошей программы. Но всё же не бесплатно. Бесплатно - это крякнутые версии. Их, да, полно в сети.
А по поводу "нет ничего совершенней" - для многих задач Сайка просто бесполезна. В связи с невозможностью работать с большими форматами (кажется 10000 пикселей по диагонали и горизонтали - предел), отсутствием текстовых слоёв, режима CMYK и куча всего такого подобного.
Для выполнения многих задач, мне и компьютер становится бесполезен. Например для придумывания мне больше подходит блокнотик с карандашиком, т.к. он совсем не тормозит при открытии. И его можно спокойно брать с собой на улицу и ванную, не опасаясь утопить или разбить дорогущий девайс. :))))))))))
Да не, где-то с 15го не сильный стабилизатор приделали прям внутрь. Может дождёмся, когда цветовое колесо прикрутят. Тогда будет стоить не 15к в год а 20, чтоб не расслаблялись.
Эльдар, я от вас и понахваталась о нем))) Сейчас вообще без него как без рук. И направляющие какие хочешь и сглаживания и еще куча приспособ, которые я еще не успела оценить. Теперь можно не уходить из фотошопа за ровными лайнами и прочими ништяками)) Вам спасибо за наводку!
К слову о нахватанности. Какое цветовое колесо кто использует в свежих (с 2015) ФШ?
И, ультрачистый лайн, чтоб ещё и подправлять, таки не заложен (ну пофиг, это узкоспецифично). С другой стороны LN с Саем работает (если трафаретики нужны)
Наверное, Владимир имел ввиду, из бесплатных или условно бесплатных (недорогих) и мало весящих аналогов.
Photoshop — это, все-таки, изначально инструмент для редактирования изображений, а даже не для рисования, но оказавшийся очень удобным для последнего.
Интересно, что сейчас в Corel Painter, некогда мощно и успешно соперничавшим с Photoshop по части востребованности среди цифровых художников, уже мало кем используется, насколько я вижу. А ведь Painter был "заточен" именно под художников.
Про себя же скажу так: при всем моем уважении и даже нежной симпатии к SAI, моим основным и единственным рисовальным цифровым инструментом был и остается Photoshop. Причин тому несколько, большинство из них субъективны: я его знаю уже на подкорковом уровне, мне он крайне удобен, большинство операций выполняю не задумываясь и не глядя.
Таки очень жаль, что Painter с каждым разом всё больше сливали, при том что достаточно было пару-тройку вещей подправить да поддержку оказывать. Это и пытались сделать в 8-9й, выкупив у Procreate. А дальше производительность падала. Хотя, казалось бы, с тех времён и многоядерные ЦП у всех появились и графоний на ГПУ стали считать бодро.
А, да, вот прям на днях вышел апдейт paintstorm, триал как всегда сброшен для всех (пробуйте) и, наконец, они что-то допилили для производительности на больших кистях. Ещё не тестил.
пользуясь моментом хочу спросить...а что такого в этом плагине?Недзуми который.
Я посмотрел видео.....и вопрос именно к линии.Что такого там особенного?
Я не пользуюсь в ФШ стандартными кистями...Для контура наделал много разного вида собственных.И это причина почему перестал устанавливать Мангу,Иллюст студио,Саи....И по видео с этим плагином не могу понять...в чём его преимущество?
Ребят...если есть возможность,может кинете пару скринов...может я кошку не так готовлю?
кисти ваши, какие захотите. Там стабилизация штриха, рисование по направляющим (перспективным, изометрическим, радиальным, еще каким-то) Я нарою ролик сейчас.
Да ролики я все видел,яж писал.Плагины.....эллипсы,фракталы и прочие зубчики от шестерёнок,это понятно.....вещь очень крутая.Я имел в виду ровность и гладкость линии...обычно именно она заставляет народ искать все ...Манга Студио,Иллюстстудио.САИ и всевозможные плагины.
Вот меня и заинтересовало.
Я как бы искал ответа в самой проге в ФШ....сразу стал копать в сторону кистей....тягать настройки именно в кистях.И ...вот я поставил пробную версию плагина.И если честно разницы нету .Совсем. Абсолютно.
не может быть чтобы не было разницы. Копки ON-OFF заметили? Я выставляю сглаживание в районе 8-16 пунктов и мне этого хватает. А если выставлять больше (а там можно намного больше ставить), то линия вообще будет тянуться как сопля на веревочке. Мож у вас не настроено просто?
и в мыслях не было вас тупым называть))) Я ж говорю, Илья, вам это не нужно)) У вас и без того контур сильный, уверенный. Да и на Синтике проще контролировать линию чем на планшете не столе, всётки. Поэтому вам этот плагин как собаке пятая нога, что не уменьшает его полезность для других))
я именно за этой гладкостью и шла в Манга Студио. Вроде руки сильно не трясутся, но когда надо вести длинную тонкую изогнутую линию, то средств фотошопа не хватало. Нужен был именно стабилизатор. Вобщем, теперь он есть у меня.
Но иногда для некоторых работ нужна линия более постоянная, правильная математическая даже, если хотите. Вот для этого Lazy Nezumi и подходит отлично. Например, я применял этот плагин здесь:
Можно было бы, конечно, добиваться всего этого и на "чистом" Фотошопе, но с LN — проще и быстрее. Его действие подобно эффекту от работы кистью для пинстрайпинга: кисть с очень длинным ворсом (5-7 см.), который нивелирует естественное непостоянство нажима и позволяет вести длинную линию постоянной или плавно управляемой толщины.
спасибо за ответ Эльдар...собственно так и думал, что разница больше в фишказ...эллипсах,фракталах...сама линия...скажем так...читерство.Т.е. я могу такое руками сделать,но ЛН облегчает тем кто не сможет.
Конечно! Я вообще считаю, что возможности Фотошопа безрагичны (и упираются только в мастерство пользователя). Ну а плагины вроде LN или COolorus просто делают рабочий процесс легче и удобнее. Я бы написал бы еще пару плагов к интерфейсу ФШ, пойти учиться на программиста, что ли...)
gimp для рисования своеобразен, но приемлем, конкурировать с фотошопом не может, поскольку не поддерживает CMYK
и Pixlr тоже ( в общем, не фонтан, но для web иллюстрации сгодится
Еще много народу, особенно молодежь, эффективно рисует в SAI. Правда, не знаю, бесплатен SAI или нет, но прост, удобен и очень приятен: как-то пробовал порисовать в нем, остались хорошие впечатления.
То, что не поддерживает CMYK, в общем-то, для рисовальной программы некритично по моему опыту.
спасибо ) продегустируем ;)
бесплатен :) и, в общем, да, уже забыла, когда в последний раз переводила картинку в cmyk, как-то все упростилось в последнее время.
хм, почему не критично без cmyk? вы все в rgb делаете? с предпросмотром в cmyk?
Рисую в SAI, но аналогом фш его никак не могу назвать. Сай это именно что рисовалка.
Еще много народу, особенно молодежь, эффективно рисует в SAI. Правда, не знаю, бесплатен SAI или нет, но прост, удобен и очень приятен: как-то пробовал порисовать в нем, остались хорошие впечатления.
То, что не поддерживает CMYK, в общем-то, для рисовальной программы некритично по моему опыту.
Попробуйте Krita, Clip Studio Paint. Крита бесплатна, многофункциональна.
У Paintstorm Studio недорогая лицензия, около 1000, а прога хорошая, да еще и обновляется постоянно, появляются новые функции.
http://www.paintstormstudio.com
Посмотрела - заманчивая штука) Но опять же, Cmyk не поддерживает наверное?
Вот у меня заказчики часто просят именно Cmyk. В своё время отказалась от CorelPainter из-за того, что не поддерживает Cmyk, когда издательство предъявило как-то претензии по цвету (синие напечатались не так, как выглядело на мониторе:) Долго и мучительно исправляла тогда помню эту картинку, изучила всю подноготную профилей и ушла в Фотошоп)) Хотя в последнее время - да, всё меньше становится печатников, кому нужен именно Cmyk. Современные машины, как я поняла, печатают всё подряд без проблем. Но всё равно всегда перестраховываешься и рисуешь сразу в Cmyk, потому что не всегда знаешь, что именно нужно будет на выходе. Некоторые менеджеры, например, вообще не в курсе этих всех профилей, а в печать потом отдадут и капец))
Очень хорошая прожка, поддерживаю!
А один раз - наоборот - сделала макет в Cmyk (для себя, в подарок детям), скинула печатникам местным исходник в Psd через Яндекс-диск. А там в просмотре (на Яндексе) цвета все такие кислотные, лица - сиренево-розовые - жесть в общем)) Менеджер спрашивает - это нормально, так и должно быть? Я говорю - да, так и надо) В Фотошопе ведь Cmyk по-другому выглядит. Так вот, не знаю уж, как они там его печатали, но получилось в итоге так, как на просмотре - сиренево-розовые лица и кислотные зелёные!! Я была в шоке, потому что обычно заказчики никогда не жаловались и им нужны были исходники именно в Cmyk, и также скидывала исходники через Яндекс... В общем, нашим местным я теперь макеты исключительно в Джипеге скидываю))))
Ну да, так и надо. Файл в смике, а просмотр в "Save for Web", автоматом из смика ржб слепливает, уменьшает. Нет риска забывшись испортить основной файл. Я раньше часто портила таким образом псдшки, потом тут меня добрые люди по носу газеткой похлопали, привыкла правильно делать))
Анастасия, ваши жадные заказчики, печатают свои тиражи тысячами оттисков в на полиграфическом оборудовании триадной печатью. Ваш же малый тираж, для детей, печатали на обычном офисном цифровом принтере, на котором по умолчанию, стоит профиль RGB, то есть печатать как есть, фотки с телефона без обработки к примеру, так "сочнее" получается. :) Поэтому и менеджер такой, как типАграфия. :))
Так то проблема не в цветовой системе, а цветовой палитре. Не суть. Типухе все равно софтина для цветокоррекции - фотошоп. Хоть у нас. хоть за бугром. Альтернативы просто нет.
Спасибо за советы, друзья! )) будем пробовать и принимать решение )
Sai отличная, да. Особенно для набросков и лайнарта.
О, она и для живописи хороша, и для "покраски", в частности, очень удобно смешивает цвета прямо на "холсте": куда удобнее, чем Mixer Brush в Фотошопе.
Конкретно для набросков лидер Mischief за счёт векторности и безразмерности.
Говоря про Sai нужно уточнять, о какой из версий речь, о первой или о второй. У меня все растровые работы в Сае, можете поглядеть, насколько разные техники.
В нём нет инструментов для продвинутого фотобаша и нелинейного искажения. А для рисования всё есть.
ArtRage Studio попробуйте, не знаю, что у него со cmyk, но программа отличная, в свое время с нее начинал, простая, легкая и удобная.
Да, несмотря на поверхностную простоту оооочень продвинутая в глубинах программа.
Но меня расстроил один ключевой момент: принудительный постпроцессинг штриха и непослушность к давлению. То есть работать аккуратно фигурными мазками не представляется возможным.
На данный момент именно для рисования Krita из бесплатных мощных. FireAlpaca из простых.
п.с. Что касается Гимпа. У него весьма специфичный интерфейс и я бы его назвал полезным для редких особых случаев. Типа перетасовать 8-битную палитру вручную или сделать хитрую запаковку ч/б в каналы без потери информации. Для рисования он деревянненький. Да и не предназначался напрямую.
А поясните подробнее, что именно специфично и в чём деревянность? У меня когда-то был старенький спёртый PS CS2, но я честный человек и перешёл на гимп. Разницы с тем старым фотошопом для себя много не обнаружил. Да, теперь фотошоп совсем иной, нежели старый. Но всё же - как упоротый растрорисователь не вижу никаких неудобств гимпа. Саи пробовал - так и не понял, то ли мой планшет с ним не дружит, то ли это так и есть в саи. А ещё не понравилось, что векоторизует линии. Да, они выходят ровненькие, что для лайнарта - самое то. Но я предпочитаю лохматый растр, на аналоговый карандаш он лучше похож.
Спасибо за поднятую тему и всем комментаторам. Кое-чего любопытного и полезного узнал из дискуссии.
На данный период времени нет ничего совершеннее PaintTool SAI.
К тому же он есть на русском и бесплатный.
2700руб. с хвостиком - конечно не деньги. Тем более для такой хорошей программы. Но всё же не бесплатно. Бесплатно - это крякнутые версии. Их, да, полно в сети.
А по поводу "нет ничего совершенней" - для многих задач Сайка просто бесполезна. В связи с невозможностью работать с большими форматами (кажется 10000 пикселей по диагонали и горизонтали - предел), отсутствием текстовых слоёв, режима CMYK и куча всего такого подобного.
А, да, вот прям на днях вышел апдейт paintstorm, триал как всегда сброшен для всех (пробуйте) и, наконец, они что-то допилили для производительности на больших кистях. Ещё не тестил.
пойду посмотрю чего там наделали))
пользуясь моментом хочу спросить...а что такого в этом плагине?Недзуми который.
Я посмотрел видео.....и вопрос именно к линии.Что такого там особенного?
Я не пользуюсь в ФШ стандартными кистями...Для контура наделал много разного вида собственных.И это причина почему перестал устанавливать Мангу,Иллюст студио,Саи....И по видео с этим плагином не могу понять...в чём его преимущество?
Ребят...если есть возможность,может кинете пару скринов...может я кошку не так готовлю?
кисти ваши, какие захотите. Там стабилизация штриха, рисование по направляющим (перспективным, изометрическим, радиальным, еще каким-то) Я нарою ролик сейчас.
https://www.youtube.com/watch?v=lsIbF6Rvmak
тут вроде ничего так показывают. там много всякого понапихано в этот плагин, я только несколькими функциями пользуюсь. Но лично мне очень полезно.
http://shot.qip.ru/00SYwE-456TNYbDT/
вот мой контур,Недзуми ....улчшит что то ...кардинально?
вам не нужно))) у вас и так все зашибись)) Это тому надо, кто рисует разные гладкие линии, а рука не сказать чтобы из стали))
У Вас, Илья, здесь живой хороший крепкий контур.
Но иногда для некоторых работ нужна линия более постоянная, правильная математическая даже, если хотите. Вот для этого Lazy Nezumi и подходит отлично. Например, я применял этот плагин здесь:
http://payload459.cargocollective.com/1/7/243906/11491251/Eldar-Zakirov-2015---VK-Birds-2_1200.jpg
А также в этих работах:
http://illustrators.ru/illustrations/790052
http://illustrators.ru/illustrations/790055
Можно было бы, конечно, добиваться всего этого и на "чистом" Фотошопе, но с LN — проще и быстрее. Его действие подобно эффекту от работы кистью для пинстрайпинга: кисть с очень длинным ворсом (5-7 см.), который нивелирует естественное непостоянство нажима и позволяет вести длинную линию постоянной или плавно управляемой толщины.