«Абрикобукс»: интервью с издателем
Пару недель назад мы встретились с Людмилой Никитиной — главным редактором издательства детских книг «Абрикобукс» — и поговорили про рынок детской книги в России, про опыт работы с авторами и иллюстраторами, про особенности взаимодействия между издателем и иллюстратором.
Людмила поделилась с нами своим опытом, а также дала огромное количество важнейших советов иллюстраторам. Мы в полном восторге от этой беседы, от огромной любви Людмилы к иллюстрированной книге и творчеству авторов, и спешим поделиться этой беседой с вами.
Читать интервью
Иллюстрация Оксаны Батуриной.
Иллюстрация использована с разрешения издательства.
Отличная беседа!
Спасибо :)
Материал хороший, но немного что ли зажатый. Как то вот как анкету читаешь, нужно немного жизни добавить автору. Евгения, вот эта стратегия, мне кажется, правильная. Я о продвижение союза иллюстраторов :)
голосом Паниковского..."Шура вы удивляете"!.."Шура вы не отдупляете?"
"Как идет процесс поиска иллюстратора, когда у вас уже есть автор и утвержденный готовый текст?
Если честно, уже по тому, как художник ведёт Инстаграм, многое понятно: кто он такой, будет ли с ним легко, какие темы он поднимает в общении со своими подписчиками. Очень многих художников мы находим именно через Инстаграм."
________________
Что-то я слегка удивилась и озадачилась на этом месте
У очень многих художников Инстаграмма нет и не предвидится
Я поражаюсь, откуда вообще у художника может взяться время на ведение всяких инстаграмов, тамблеров и прочего. Понятно, конечно, что выгодно и все такое... Но для этого столько сил нужно, что впору отдельного человека нанимать.
"Мы в полном восторге от этой беседы, от огромной любви Людмилы к иллюстрированной книге и творчеству авторов..." А почему в полном восторге? Главный редактор что главный бухгалтер - говорит о деньгах, тиражах, о правах "с потрохами". О своём, в общем и по-своему. Поговорите при оказии ещё с несколькими худредами, главхудами да с арт-директорами. Будете (снова!) в полном восторге. Потому как иллюстраторы и вправду меньше предприниматели, больше "творители". Спасибо за интервью, за ссылку. Но интервью от Шикина да от Фереза мне, честно сказать, интереснее было бы. Возможно, и полезнее.
Четко прослеживается схема: нам нужно заработать, поэтому художнику мы нормально платить не будем, но расскажем как можно продавать сумочки с его картинками.
Ну как-то не тянет на партнерские отношения. Сумочками можно и без издательств заниматься. Остаётся низкая оплата иллюстратору.
Зато на бумаге не экономят и гордятся этим.
Буквально на днях разговаривал с камрадом из РА. Говорит ровно тоже самое, во всех проектах, первое что приходит в голову менеджеру - урезать денег за разработку проекта. Такая вот общая тенденция.
очень милое интервью. Приятная беседа . Но если вы хотите, именно создать профсоюз....следовательно возглавить его. То вам надо быть "зубастее" Не надо просто "принимать информацию"Надо задавать ...неудобные....вопросы издателю. А так...пока просто благостная картинка.Два культурных,интиллигентных человека,просто беседуют о том о сём...но это ...ни о чём вот в чём беда.
Как красиво издатель даёт советы...и сетует на неграмотность иллюстраторов...но скажите мне.....кто на самом деле не прав?Тот кто не знает свои права,или тот кто пользуясь этим обманывает и подсовывает не правильный договор? Насколько лицемерно звучат слова огорчения о том что иллюстраторы,не подготовлены юридически.....они же профессионалы,значит должны ...знать!!!!Ух ты! Как изящно.
Ну а подбор иллюстраторов через Инстаграмм....это конечно....что то. А если завтра сменится модная платформа? Получается художники обязаны постить свои рисунки не зависимо от того надо ,не надо...в инсте?Чтобы их смотели где?на экранах ....мобильников!!!!!ЧУДО...как новационно!Главное как убедительно!
В целом комментарий-то верный, но считаю неправильным ожидать от каждого шага Евгении Бариновой Сотоварищи каких-то феноменальных срывов покровов, конгениальных тактических ходов и прочих апрельских тезисов. Сразу и сейчас не бывает, мы же не в комиксе живём.
Меня тоже удивили эти сетования на неграмотность иллюстраторов. Если ты профессионал- издатель, то твоя обязанность составлять договор юридически грамотно, твоя обязанность его согласовывать с автором. Роялти с потиражной выплатой могут вполне себе выплачиваться и с первого тиража. Другое дело, что роялти во множестве случаев - это просто способ разделить финансовые риски с автором тогда, когда издатель не уверен в хороших продажах. Почему-то об этом не говорим... Тут лотерея может быть действительно. Что-то выстрелит, а что-то провалится и не будет тиражей и выплат. А юридических вопросов там с гулькин нос и нагуглить можно в 5 минут, если на то пошло.
А мне вообще в принципе не понятно как в такой большой стране как Россия можно не продать что то. На книжном тираже не заработать или заработать так мало что нет денег на иллюстратора.
подождите,а если нарисовано плохо?Никто же не учитывает что...те самые ...электорат,народ,толпа.....те кто покупает ещё книги.Они не покупают вот такие как использованы в оформлении статьи. Они покупают "румяное"..то что ребята рисующие стильно называют,кичем и пошлятиной.но мало кто отдупляет что те кому рисуются такие иллюстрации...они читают меньше и меньше.они больше в гаджетах сидят.....как бы...замкнутый круг то
Действительно, интересно, как же тогда умудряются продавать книжки в какой-нибудь там Литве, где всего населения-то в четыре раза меньше, чем в одной Москве? В убыток себе выпускают?
Вообще посыл статьи следующий…
1. У нас новые книжки заходите покупайте… реклама продукции
2. Сидите в ваших инстаграмчиках и не лезет к нам, к кому надо мы сами обращаемся. И ненужно спариваться с авторами или авторам искать художников, мы сами ведём свои дела и производим те книги которые нам кажется принесут нам прибыль если мы ошибёмся это наше дело и наш бизнес. Вы сами по себе мы сами.
Скоро будут писать что ненадо нас донимать вашими интервью ))))) это не способ залезть к нам на кухню....если вы наши книги не покупаете)))))
Это ОДНО интервью, ОДНОГО редактора, ОДНОГО издательства. Неправильно экстраполировать выводы на все остальные российские издательства.
Спасибо за интервью.
правильно :)
ЁХАНЫЙ БАБАЙ!!!!!
Меня угораздило пройти по ссылкам и найти видео про «Фриланс-иллюстрация: как это работает? Женя,ваши познания про иллюстраторо в России...Билибин последний фрилансер.И ваши познания которые вы вещаете на аудиторию про предпринимательство в СССР....что его не было..просто ВОЗМУЩАЮТ!!!!!! Вы такие слова как КооПЕРАТИВ ....слышали? Кто такие цеховики....знаете?Частные подрядчики...хоть раз слышали?Вы знаете что даже во время ВОВ....ОГРОМНЫЙ вклад сделали в оборонке..ЧАСТНЫЕ КООПЕРАТИВЫ....что там несёте в этой лекции?Кто вам вбил в голову эту ерунду?И вы преподаёте?
«Так сложилось, что я даже не прошу, чтобы нарисовали тестовую иллюстрацию бесплатно. Как правило ... сами это предлагают. Говорят: «Давайте я нарисую, если понравится, то мы продолжим работу».
==============
В целом осталось тяжелое впечатление от интервью, плюс ощущение, что издательство само нищее и зависимое или не умеет правильно вести бизнес. А иллюстраторы шубу на себе рвут, подстраиваясь под любые условия.
Черт, как это унизительно выглядит.
Про инстаграм тоже напрягло высказывание. Хотя это уже реальность, с которой сложно спорить.
...Как вы думаете, почему издательства там мало готовы платить за иллюстрации? Экономика книжки. Издатель хочет заработать....
==========
И эти люди не понимают, что книжку продают иллюстрации? Никогда не поверю. Картинки продают товар, это знает любой бизнес. Поэтому такая постановка вопроса - лукавство, мягко говоря. Тем более роялти никто не платит у нас. Просто они знают, что и так получат желаемое - за каждым неугодным иллюстратором стоит еще очередь. В общем - фу. Хоть бы не врали.
А Побританки то и не догадывались...)))
я вообще не осилила, хотя читать люблю :)
Спасибо всем за комментарии. Из них узнал ключевое и понял, что читать интервью без смысла.
Дайошь люстро-интервью с Гретой Тумберг!
АХАХАХАХАААХАХАХ!!!Порвал!:)))) Блин,как было бы круто если бы ты провёл это интервью:)))))))
понятно,что издательства сейчас в "шоколаде",иллюстраторы засыпают их готовыми проектами,которые осталось только напечатать и реализовать.Деньги у издателей есть и они готовы прилично оплачивать проделанную работу.я одного не понимаю,как в наш статистический век книгопечатание по прежнему напоминает лотерею.Издатели не знают,на кого "поставить",чтобы не продешевить.Не знают,что печатать.Доверяют собственному "чутью". И даже Инстаграм им в этом не помощник:) Всё зиждется на удаче и предчувствии.С одной стороны,они легко объясняют формулу успеха удачного проекта:мол,девочка приложила максимум усилий,подключила всех своих подписчиков,друзей и знакомых:) Как работать с издателями,если они не могут точно ответить:будет данный проект успешным в плане реализации или нет?
Нет...все не так. Издательства это ну как мы художники...ведь очевидно же что есть те у которых портфолио делитанское или проще говоря отстойное, но они ж того не понимают и подают заявки на участие в проектах и в конкурсах и вообще непонимают что некрасивая картинка это вовсе не произведение исскуства а бумажка испачканная краской. Так и издательства. В них сидят люди которые ариентируются на свое чувство вкуса
, чувство того что продаваемо, что харизматично но они же такие же люди а не боги эстеты их так же подводит их чутье прекрасного или комерческого. Но они этого не понимают. Продолжают создавать, печатать теражами, потом немогут продать))
По этому среди издательст есть успешные и не успешные как и среди художников. В шоколаде вовсе не все купаются, но стереотип существует. Если издательство заинтересовалось значит проект на 100 баллов. Это просто пережитки прошлого.
Любовь, это самый главный вопрос. Если бы все издатели знали на него ответ, не было бы рынка, не было бы конкуренции в отрасли и скорее всего самой отрасли тоже не было бы))
Это их издателей очередная элизия
Им кажется что они руководствуются «чутьем» прекрасного, возможно в начале так и происходит, а потом незаметно рулит жадность: ну не в обиду скажем экономические соображения ))))
Это как мы покупаем платье. Идём в магазин за самым красивым в конце концов самым красивым оказывается самое приемлемое по цене
Спасибо Илье Есаулову и Елене Володькиной. Я не повествую свой печальный опыт общения с одним издательством потому лишь, что грустнее этого только трагедии Шекспира :-(. Но в целом да, всё верно. Издательства просветительскую деятельность ведут методом "интерфейсом художника о косяк". Это - некорректно. Но я - реалистичная оптимистка. Поэтому внушила себе, что так работают СЛАБЫЕ издательства (издатели). Во всех остальных случаях "солдат ребёнка не обидит". Художники..- они же, как дети. Грешно над ними глумиться-то.
Марина, дети в конце концов вырастают и становятся взрослыми:) Будет хорошо, если Вы назовете издательство и страна узнает своих "героев".
Очередной "вброс" девушек из "иллюстраторской унии британок".
Чем то похоже на секту местного ютубблогера. По манере ведения диалога.
Вообще в покое надо оставить эти издательства, все что там вас может интересовать это станки печатные и их уровень для самоиздата,
Так как даже лучшим своим иллюстраторам они платят немного и рояли это не актуальная тема на сегодня. Иллюстратор может существовать абсолютно независимо, например собрать деньги на проект с народа на соответствующих ресурсах отечественных и зарубежных получив тем самым и деньги на проект и бушующих читателей или потребителей. Распродать 2000 книжек картинок можно самостоятельно слава богу есть полно средств в интернете для этого
…ох, сегодня по еврейскому календарю Новый год, праздник так сказать ну и скучные каникулы. с ним в придачу,
Так что, дорогое издательство вам от меня подарок))))) совет старого джидая )))
Хотите поставить своё издательство на ноги, то
следует для начала создать и поставить в продажу книгу содержание которой разжёвывает доступным языком тему «Как собрать вокруг себя толпу, возглавить ее и начать доить» и возможные варианты этой темы. Можно даже без картинок )))))
Поверьте мне на вырученную прибыль вы сможете нанять свою Эю Мордякову и не только, сможете не думать об экономии и заниматься изданием высоко эстетичных произведений несколько лет. Благодарить не обязательно)))) творческих успехов.
:)
Вот кстати вполне внятное интервью с этим же редактором https://artdelivre.ru/intervyu-s-glavnym-redaktorom-izdatelstva-abrikobuks/
не согласен.Это интервью совсем уж просто обсыпано ванилью. Первоначально обсуждаемое хоть...какие то проблемы ...хоть краем затрагивает
Неоднократно слышала и читала о сегодняшней тенденции издательств выбирать авторов (и иллюстраторов) не по качеству продукта, а по количеству подписчиков. То есть, если у вас есть 300 тыс подписчиков в инсте, то вы будете продаваться по мнению издателя, с вами будут работать, даже если качество рисунков такое себе. Как бы вы уже сделали часть работы за них.
С авторами, у которых фанатов ниже 50.000 работать уже не круто:)) Я думаю, что те, кто ищет художников по соцсетям, прежде всего смотрят на подписчиков.
В общем, будущее уже наступило. Тадаааам!
Светлана, если у автора 300-500 тыщ подписчиков в инсте
(и прочих тырнетах), то таковые авторы смело могут посылать мудрож0пые издательства и чипятать любую сувенирку - самостоятельно - на донатах, краудфандингах, и прочих вэб-собиралках...
успешным авторам и профсоюз "девочек" - тоже нах не упёрся...
отсюда - легко делаем вывод, что сетовать на зловредные устройства капитализма - дело гиблое, разумнее собраться (из размазни - обратно в человека) - и самостоятельно рулить своим будущим
У меня отрицательный редакторский опыт с инста-авторами. Несмотря на кучу восторженных подписчиков. Одно дело постить милые картиночки, другое - вписаться в книжный макет и создать адекватных тексту персонажей. Зато первый вопрос был - можно ли "постить процессы"? Не про ТЗ, не как рисовать... Процесс ради поста. Так ничего и не получилось.
"Сергей Вадимович обратил внимание на то, что книги и культура находятся вне политики, и именно поэтому в Москве собрались люди, объединенные общей целью – развивать подлинный интерес к чтению.." Зашла по ссылке на сайт союза.Скажите пожалуйста,есть в цивилизованном мире люди,которые сейчас не интересуются политикой?Как книги и культура могут быть вне политики?Уберите всё,что связано с политикой и что останется,любовные романы и фантастика?:)С одной стороны - это на пользу науке и техническому прогрессу,но с другой стороны любое государство прежде всего заинтересовано в укреплении государственного строя.Культуру и литературу всегда обязывали служить отечеству.Как же теперь без пропаганды?:)
а вот ещё:"Конкурс «Самый читающий регион» стартовал в 2015 году в Год литературы в России. Победителями за эти годы становились: Ульяновская, Воронежская, Иркутская области и Санкт-Петербург."
Москвы нет.. "Это какой то позор(с)":))
А я вот просто вынужден сказать уважаемой Люстро-публике, что все обстоит намного сложнее, чем нам хотят втюхать...
...Как-то довелось мне работать с одним профсоюзным лидером заводского цеха... И я воочию наблюдал, как ему за определенные услуги сначала отслюнили великолепное полиграфическое оборудование, потом его сделали издателем, а потом он и вовсе заполучил нехилый сан у саентологов...Так что, господа, от издателя НИЧЕГО не зависит. Им крутит генеральный заказчик... И если на российском книжном рынке издают фигню, то издатель там далеко сбоку-припёку...
... Пардон, продолжайте заблуждаться...)
ну это всё расхожие фразы......печатают фигню.А что не фигня?Извините я посещал испанские книжные магазины,итальянские,чешские....ну вот ,вся заграница какую видел...правда разные города и районы....то же самое печатают и там.Т.е. если здесь фигня...там не лучше.Нету даже приблизительно вау эффекта. Это ведь смотря ,что называть фигнёй. Почему то мы все уверены что способны оценивать отдельно от самого себя.Но .....я НИ РАЗУ...не встречал чтобы человек не употребляющий ничего сладкого мог адекватно оценить какую то сладость. И не один раз убеждался как например ....пьющие люди ..очень высоко оценивали конфеты из горького шоколада водкой внутри.Я хочу сказать Евгеньич,что ...фигня понятие растяжимое .И строго говоря ВСЕ книжные магазины мира...набиты фигнёй. И ВЕЗДЕ есть что купить.А что такое..генеральный заказчик.....блин .ЧТО ЭТО ВООБЩЕ?КТО ЭТО?ГДЕ ОН ЖИВЁТ?.....Евгеньич,ты малеха не в теме.КАк бэ....о чем то своём.
Виктория, по поводу стилистик и выставок. (отвечаю сюда, поскольку у кого-то я там в бане, комментарии приходят, но ветку не видно) Пару лет назад общался на выставке с представителем издательства, которое печатает кучу переводной литературы. Я ждал человека с соседнего стенда, и как оказалось, долго, посетителей не было, и минут 30 или больше обсуждали лицензионные детские книжки. Так вот, эта барышня очень расстраивалась по поводу продаж, что выпустили много всего, а народ ходит Сутеева спрашивает. Книжки там были как прикольные, так и в стиле худших примеров в посте про ММКЯ-2019. Резюмирую, переводное там было всё, 95% лицензии "выстреливших" в Европе детских книг, и продавалось это плохо.
Ну, и я в общем о том же. За несколько последних лет было куча идей, типа раскраски-антистресс для взрослой аудитории, их хватились печатать большое количество издательств. Вроде прикольно, но даже если картинки интересные... ну кто их будет из взрослых сидеть-красить у нас???
Пару лет назад Сутеева спрашивали на излете моды на советское. Сейчас практически не спрашивают. Лицензия, которая хорошо идет "у них" не для нашего менталитета... Зайчик, который полюбляет зайчика и при этом оба мальчики, например...
Как в фильме "Зелёная книга".....как вам блюдо?...Пересолено!:))))
надо посмотреть:)
Зайчик конечно милый,но немного расплющенный..словно по нему катком проехали:) и взгляд такой,"вникуда":)
Познавательно.
Немнго поругали иллюстраторов, за то что те не знают свои права.
Сами такие милые, но не оплачивают тестовые и считают, что у иллюстратора должен быть какой-то др источник дохода... При этом «Но при этом и художники не должны подписываться под условия, которые их не устраивают. Не нужно девальвировать профессию».
+ у кого нет инсты, тот в пролёте.
upd: посмотрела видео-ответ Ильи Есаулова - выразил всю боль иллюстраторского народа! Объяснил, как по полкам разложил. Респектую от всего сердца.
Ссылка на всякий, если кто пропустил:
https://www.youtube.com/watch?v=sGZBblb4yV4
Я тоже посмотрела видео Ильи… нравиться мне вообще его слушать))) классно. Правда на выкрике «А вы сами так делаете!!» «суки!!!!» )))) плисканула к0фа на новые тапки блин)))) ну ничего))))
может, имелось в виду "сумки" - там же есть про продажу сопутствующих товаров с принтами - но вырвалось... ибо ваистену! xD
спасибо Илья, что озвучил мысли, возникшие при прочтении текста
меня сейчас интересуют и такие вещи, как непорядочность издательств и допечатывание тиражей с одинаковыми выходными данными
насколько это возможно вообще?
и насколько реально доказать, что это действительно происходит?
есть ли экспертиза, с помощью которой можно доказать, что это новый тираж?
просто у автора, с которым я работала, есть подозрения не беспочвенные, что это происходит с раскрученными собственными титаническими усилиями и средствами её книжками, которые стали бестселлерами издательства
а теперь её кажется, что сливки снимает издательство уже через интернет магазины
"ей кажется"(ошибкавышла)
в общем она теперь даже не может отбить собственные затраты
при том, что обе книги бестселлеры
Проверить тираж не сложно. Каждый тираж имеет свой номер заказа. В выходных данных так и написано : Заказ № 1610 (например). Если номера разные, то и тиражи разные.
про левые тиражи - было известно ещё в конце жизни ыСэСиСеР...
в самой, что нинаесть гусударственной типографии - ночью (за хорошую взятку) - откатали клон тиража и все, кому нада - в полном навАре...
и никто их зАруку так и не поймал, т.к. у себя за воротами оне м0жут делать, ч0 х0чут...
вывод - сделал бестселлер, хочешь контролировать тираж -?
покупай принтер и печатай всё сам
иначе - в чужом кармане много не наконтролируешь
скорее да... потому прекрасный художник и редактор Елена в розовых очках
но всё равно, Леночка, большое спасибо за комментарии!
меня интересует возможность сделать экспертизу, которая или подтвердит или опровергнет подозрения, причём экспертизу, которая могла бы стать доказательством при неблагоприятном исходе