Заимствования в графике, иллюстрации и визуальном искусстве в целом.
Наткнулся в киоске на книгу с интересной обложкой. для меня эта картинка стала поводом для мучительных размышлений на тему допустимости всяческих заимствований в изобразительном искусстве.
В общем, после таких пристуупов дежа вю всегда хочется подумать и что-то уяснить для себя ценного.. сразу захотелось спросить профессионалов... кто что думает по этому поводу?
почему я спрашиваю? потому что на книжной обложке нарисован мужчина облаченный явно в костюм Тора из новой Кинематографческой Вселенной Марвел, и при этом книга настолько же явно не имеет отношения к этой франшизе. Я не хочу назвать работу художника плагиатом, но...
Я считаю, что использование чужих дизайнерских разработок не очень хорошее и даже нечистоплотное занятие, особенно в коммерческом продукте. Или я не прав? и так можно делать?
В общем, хотелось бы послушать мнения опытных людей на эту тему, кто как относится, а также увидеть примеры, которые в разной степени ярко могут проиллюстрировать эту "проблему".
Обыкновенный плагиат. Фантазия у художника тощенькая, бедненькая, вот и тырит кусочек оттуда, шматочек отсюда. Получил свои 200-500р за говнообложечку и счастье ему, крысочке)))
грустно как-то... чуть поменять форму пластин на доспехах и фантазия не особо нужна.
и, наверняка, издательства не 500 рублей за обложку предлагают... серия давнишняя и, видимо, не провальная, автор популярный.
Правда, читал я как-то эту серию.. В "Абсолютном оружии" какие-то унылые романы подбирались, стерильно-шаблонные. Видимо и обложки так же подбираются. )))
у Марвела все персонажи запатентованы
несомненно. и за права они умеют бороться.
Кстати... Ничего не имею против срисовывания в фан-арте и каких-нибудь юмористических, пародийных работах... когда рисуешь ради удовольствия - можно и позаимствовать и скомпилировать что-то даже грубым образом. а вот на заказ такие работы стыдно исполнять.
видимо не всем стыдно))
Скорей всего все еще проще. Изначально это наверняка и был фан арт, а потом издательство решило прикупить его и поставило на обложку совершенно левой книги. Ну или художника вообще не спрашивали, как худший вариант.
фан-арт - "тор в старости"... Все может быть. пусть Малдер и Скалли разбираются.
)))))))))) фанартисты вряд ли бв стали рисовать старого лысого мужЫка вместо молодого красавца с длинными черными волосами и с в серебрянных брюках))))
а я уже давно в электронном виде все читаю, там вообще обложек нет)))
иллюстраторы скоро останутся без работы.
а по моему - сам вопрос темы - несколько "мимо"... смотреть на "явление" надо с другой стороны:
есть некий издатель, разумеется - какие то вопросы морали - для него - пустой звук. у него бизнес. И своё мнение, как вести дела, как незаморачиваясь на лишние телодвижения - быстрее напечь "тошн0тиков" и настричь капусты.
Он вызывает к себе самого доступного и сговорчивого ЛЯпсуса-ТЯпсуса - даёт ему задание, как самыми быстрыми методами налепить на обложку то, что заинтересует "целевую группу" - непритязательных покупателей с неособо завышенными требованиями.
Мнение умников, тонких ценителей и начитанных интелехЭнтов - сразу отправляется в чёрный трубопровод к шайтанам, так как - где их мнение, и где деньги лежат - это разные полки.
а ТВОРЦЫ с такой работы давно уволены, так как - дают им задание, а они мордочку кУксят, хмурятся чево то... разговоры заводят бесполезные о совестях и чистоплюйствах каких нибудь.
итого: чево на полке видим - всего лишь является зеркальным отражением тех, кто стряпню печёт. Так как - ближе к "печке" те, кто успешнее всего капиталооборотом крутит.
а так - вааппче - ДА - мне не нравится...
ДА - халтура.
ну, а что мы можем? можем перевернуть прилавок, плеснуть бензином, поджечь... и наутёк, пока не поймали... можем поскафнИть тут в соц.сетюшечках, презрительно поморщив моськи... можно (всем плагиаторам назло) - пойти, намулевать какую нить "дарагую и никем не превзойдённую шадевру"... на которую есть деньги (чаще всего) - у какого нибудь чиновника, который уже не знает куда ему ещё деньги распихать, чтоб вложить их во что нибудь... (яхта, тачка, жена в шубе, усадьба с фонтанами у него уже есть, а на одной стене пятачок под дорогУщщую картину ещё остался...)
и - чем старательнее и дольше мы малюем картину, тем шедеврИстее и... - дороже она выходит, тем меньший круг тех социальных видов обеспеченных людей, кто себе это сможет позволить купить - просто для красоты (ну, кому то, может, и повезёт - среди не бедных покупателей окажутся приличные люди). издатели в этот "круг избранных" - уже не входят (т.к. мы знаем с какими расценками предпочитают оперировать издатели).
"матрёшки" для народа - доступные по цене - как то - тоже быстро надоедают своей приземлённостью.
ну, ещё есть вариант делать - "шадевры для народа" - это продавать принты - всёж таки - пару тройку тыщЩЁнок на принт - у "обычного человека" наскребётся. но - тоже есть своя подлЯна - некоторые жулики покупают у хорошего ходового автора принт, сканируют, и продают пот0м - по сходной цене, наплевав и на муар, и на прочие признаки говёного качества перекопии - столько, сколько в рынок впитается. на сколько я понимаю - это - тоже разновидность "пиратства" - по такому же принципу, как и - с кино в сети.
ну - как то вот в таком ракурсе - получается наша "картина"
* ͜ *
спасибо за такое обширное мнение! корень зла - заказчик)
про принты - тоже все верно сказано.
Тут, скорее, комплекс проблем, вырастающий из общей постановки дела.
Ну вот посмотрим, что происходит в реале -
Заказчик даёт ТЗ - фотореалистическая картинка на заданную тему. Срок - две недели.
В эти две недели входит - прочитать книгу, накидать композуху, согласовать с редактором, нарисовать цветную картинку и одну-две внутренних. Можно выбить себе три недели. Но это уже как получится. У издателя планы и расписанный график в типографии. В итоге на выполнение цвета выделяется от 4 до 6 дней. Бывает, что и пару дней.
Заказчик хочет получить нормально прорисованную картинку в сжатые сроки. И это его право!
Теперь смотрим, что происходит с художником. Есть реальный заказ и возможность более-менее постоянного сотрудничества, если ты выполнишь требования издательства по срокам и качестве. Можно "вильнуть хвостом" и сказать, что я - великий творец и не обменяю свою Музу на З.Тельца, но если художник нормальный человек с семьёй, детьми и хоть какой-то ответственностью перед теми - он берётся за работу.
Я не знаю как другим, но кто хоть чуток работал с подобными изображениями знает, что подобная картинка с нуля рисуется недели две-три. Потому как, ежели не пользовать пикчерсы из и-нета тебе надо решать вопрос с натурой, антуражем. А это время. Я даже не говорю о том, что если у художника в доступе только жена, ребёнок и кошка - героическую обложку сделать не с кого - надо искать натуру (время) и платить деньги натуре из того же небогатого бюджета заказа.
Итак, художник уболтал издателя о том, что ему продлили сроки и-таки своял иллюстрацию БЕЗ заимствований! Очень, очень хорошо! Но что дальше? А дальше выясняется, что этот факт важен… только здесь, в профессиональной среде. Издатель недоволен сроками, художник соответственно очень и очень проиграл в деньгах, а качество работы осталось тешить самолюбие художника. Ибо издательства не участвуют в конкурсах, на которых подобный творец мог бы получить признание, издатель не платит роялти с переизданий и художник не получает денежных бонусов, связанных с качеством его работы. Ну не работают иллюстрации в социальных лифтах! Нет у нас такого механизма!
Вот и получается, что художнику приходится заниматься подобным, стараясь максимально переделать исходник, ежели это возможно.
"Скрипач не нужен!" (с)
Так что, я бы не стал вешать всех собак на художника, которому пришлось делать подобное. Это скорее общая беда, чем его вина.
PS - и да, я спокойно отношусь к подобным заимствованиям. Они всегда были и будут. Открыть историю искусств - красной линией идут заимствования.
"Искусство это воровство" (с) Пикассо
"Тот, кто не хочет никого имитировать, ничего не создаст" (с) Дали
PPS - бывает, встречаю свои картинки, частично использованные другими художниками. Улыбаюсь и иду дальше. Значит понравилось. ;)
Понятно, что каждый раз искать живую натуру - нереально, художников за использование референсов из интернета не ругают. Но не стоит путать использование референсов и тупо копирование.
Комичность данной ситуации в том, что взят очень узнаваемый доспех популярного персонажа, т.е. в наглую использовано чужое творчество. Даже детали не изменили. Это заимствованием трудно назвать.
К примеру, если бы автор обложки взял за образец фото доспехов из какого-нибудь музея и нарисовал, адаптируя их под фантастику, то все было бы в порядке. Это было бы допустимое заимствование. А тут или совсем лень или пофигизм :)
И в чём муки? Мы живём во времена, в которых сроки на рисование шедевра или проходной работы сжаты до предела. И на обложку дают два дня, а на комикс в стиле Марвела четыре дня. И как работать в таких условиях? Гойя смог бы в такие сжатые сроки нарисовать свои графические работы ? А Рембрандт ? А мы должны успеть придумать за день гениальную композицию и в цвете отрисовать за три - четыре дня.... А ещё тебя подгоняют -- быстрее, заказчик ждёт... не ест , не пьёт .. гад пьёт мою кровь и ест мой мозг.
Художник работает в данных реалиях и сроках, как говориться, не до жиру.... о натуре можно только мечтать )
Оно понятно. Сроки, семья без хлеба сидит, кошка начинает мышами делиться. Но. Взял башку от одной фоточки, тушку от другой, кольчужку от популярного фильма присобачил. Фон, антураж, аксессуары тоже понадергал - много всего в инете, не пропадешь. Все слепил, сверху мазилками подмазал, красота задешево, заказчик доволен, пиццот рублей на карточку перевел, говорит будет еще работа, кошке купили китикету, ребенку киндерсюрприз, все счастливы, поют-веселятся. Только тогда наверно надо новую профессию придумывать, да ведь? Это же уже не художник-иллюстратор нифига. Проститутки любят себя "гейшами" называть, так и эти мазилы - "художники". Можно подумать тех кто сам по чесноку все рисует, у тех ни семей ни кошек ни вредных заказчиков. "Я пошол воровать потому что мне некогда работать! - Маладетс, Вася!" Фигня какая!(((((
))))) Sunday
дык - в том то и фокус покус - по всем общечеловеческим понятиям - когда человек описывает свои действия: я украл (убил, зарезал) - потому, что очень кушать хотелось, семья, дети... а по другому (лично мне) дебет с крЕдитом - никак не свести...
- то понятно, как к такому человеку надо относиться...
но, как я уже упомянул выше - а те, кто считает себя "ТВОРЦАМИ с такой работы давно уволены, так как - ........"
по тому, что экономические реалии - никак не хотят совмещаться с самыми элементарными - моральными нормами, которые в большинстве современных государств - даже в основных законах зафиксированы... как то - тЫрить чужое, и выдавать за своё, получая от этого материальные доходы - это - банальное воровство, если называть вещи своими именами :)
Ничего себе тут беседа проистекает! интересно почитать! все-таки я с Сандэй во многом согласен.
а застыдить художника я не хочу) это цель не конструктивная была б. а мне, наоборот, хочется чтоб больше творчества было в работах каждого мастера, даже не самого опытного. тут эту броньку на обложке без потери качества можно за полчаса перемоделировать, пусть и не самым художественным образом.. А подняли разговор о каких-то дэдлайнах. про конкретно эту обложку мы не знаем ничего. тема более широко взята, хотя и теории ее создания почитать забавно.
Спасибо, что поддерживаете беседу. каждое мнение мне очень важно.
Господа, вы забыли здесь об одном моменте : часто бывает, что заказчик буквально диктует художнику ЧТО должно быть нарисовано на обложке. И присылает именно такие доспехи и настаивает, чтобы они были на главном герое... а спорить бесполезно. У заказчика своя установка и его чужое мнение не интересует вообще.
да? вряд ли заказчик настолько уперт, что захочет утащить брэндованный доспех. или бывают? или, может, в данном примере г-н Головачев в своей книге написал о герое, что "он был лысым и носил костюм подозрительно похожий на костюм Тора из фильма "Мстители""))) забавно, но чем черт не шутит.
ни разу не попадались заки приказывающие тащить безоглядно. Бывало что тычут пальцем и говорят "такое хочу!" Ну так и нарисуешь им наподобии пальцемтыканного, но все равно другое и свое. Просто "по мотивам", но свое.
А иначе это напоминает морды вставляемые в старинные портреты. Блин, не могу даже вспоминать, выворачивает))))))) Меня насильно заставляли, когда в конторе трудилась. И сколько я не орала что это лажа последняя, приходилось делать. Пытки и насилие!))
ох - темка, чёто разгулялась - пожалуй на полноценный "плюс" уже тянет ;)
можно уже некоторым образом подытожить:
◆◆◆ "референс" и "копипаста" - 2 большие разницы. когда художник "подглядывает" как выглядит - военная форма, костюмы, технопредметы какие нить - (атомобили, танки, самолёты и пр), архитектура и пр и тп - то, чего нет возможности ни сфотать, ни посмотреть живьём, кроме, как нагуглить... НО - художественно переработать потОм этот референс в - самостоятельный АРТ (сделать полноценный авторский рисунок), тогда - это именно "референсы", а, когда, как в примере - узнаваемый авторский дизайн из одной фотки вырезал, в говнообложку вставил (да, ещё и промазал по краям - нАспех, криво и неаккуратно) - то это позорная "копипаста".
◆◆◆ да - многие, кто в конторе какой нибудь работал - (будь то - издательство или рекламная шарашка) - то рано или поздно сталкивались с таким явлением, что зак тычет пальцем - бери вот эти фотки - и клей из них плакат (обложку), и лепи вот эту БОшку... что в итоге означает - махровую халтуру (иногда и похлеще той, что в примере блога, и в моём случае - тоже было, но с той лишь разницей, что мои шабашки, хотя бы сделаны всегда безукоризненно в деталях - т.к. от криворукой неряшливой работы у меня почти "эпилепсия" - колбасит, как вампира от чеснока - не люблю "тяплЯпство" на животном уровне). при этом можно отметить 2 направления - 1) когда зак знает, что "неуловим" и в будущем никем принципиально - не наказУем (как и те пираты в енете), и тогда все брЭнды и узнавабельные детали АРТа просто тЫрятся в наглую из всего, что только на слуху у всей мировой общественности - весь жёлто-прессный свежачок - тут же крупным планом красуется, завлекает пиплов актуальностью графики. 2) если зак имеет некие юридические "хвосты", за которые его можно потом поймать и притянуть к ответу перед законом, то в ТЗ возникают такие пункты: нарисуй так, чтоб "этот" узнавался, чтоб бренд - почти 1:1, но, чтоб официально - зацепиться было нельзя... ни оштрафовать, ни засудить (грубо говоря, когда вместо adidas - пишется - abdydos... та же мулька - и с цветовыми гаммами, и с узнаваемыми брэндовыми деталями, под которые хочется заку примазаться и отстричь по бордюру с под забора чужую капусту.
◆◆◆ осуждать за такую "работу" копипАстера - мы, собственно - каких то прав - и не имеем, можем только - по обсуждать (истории из жизни). если человек себе такую дорогу выбрал, то - как ты ему помешаешь? - ну, только дубиной по башке - в тёмном переулке - но на его место придут ещё 10... а может и все 100 - таких же беспринципных "Пупкиных"... ну - кому как, а я (как только махровую халтуру делать ЗАСТАВЛЯЮТ) - из всех таких мест - при первой же возможности - просто уволился (где на зарплату работал, так как вот прямо сразу взять и отказаться делать такую хрень - не всегда и получится - можно ещё и на штрафы напороться - производство же - а не хухры мухры...).
а, когда такая работа - в виде гонорара - ну - не в пустыне же живём - какая бы задница в жизни не происходила, а между выбором - делать херовые говнодизайны или нет - всегда есть - какой нибудь - совсем другой вариант ЧЕСТНЫХ ДЕНЕГ заработать - чтоб не "пачкаться"... и речь не о каком нибудь там абстрактном чистоплюйстве, а в элементарном эффекте, когда 1-2-3 таких халтурочки... глядишь, а уж и 10 лет прошло... и человечек сам не заметит, как схалтурится... так как творческого роста не было в жизни, а только дешёвые шабашки. (у всех же - жена, дети... любовница - деньги нужны на докторов там каких нибудь... сиськи на бабе нарастить... а ещё надо шубу, сапоги, египет, тайланд и... в Монтекарлу ещё хочеццо...) - а болото всё затягивает - туже и тУже - и примеров тому из реальной жизни - масса.
◆◆◆ стандартный аргумент - софт, музычка, кино - типа - кто заявит, что не качал с сетюхи халяву ни разу - тот просто лжец... ну и чо теперь - кидаться во все тяжкие? посмотрим с другой стороны - в "пионерском" прошлом - я как и все пацаны - обносил советские сады и огороды (и не абы чо лопал - а сАмое пре сАмое) - и тогда это считалось вполне нормальным, почти героическим пацанским занятием... а с учётом рыночных цен уничтоженных даже за одно лето - всего одним пацаном - ЧУЖИХ продуктов - вырисовывается весьма не хилая сумма. вполне достаточная для уголовного наказания... но сегодня, чтоб я стал делать то же самое - то в жизни должно случиться нечто катастрофическое - это, когда вдруг - нет денег, еды, работы, одежды и дома тоже нет... (почти, если персонаж из известных новостей) да и то - даже при этих обстоятельствах - можно придумать вариант, чтоб не воровать.
а, когда жизнь более менее налажена, работа есть, то и такие вещи, как софт, музычка, кино - можно приравнять к тем же яблочкам, клубнике, винограду, вишням и прочим вкусностям - из "пацанских" походов по садам и огородам... когда в голову придёт осознание, что в принципе - это одно и тоже, то - рано или поздно, а повзрослеть то - надо.
◆◆◆ в общем, если поднатужиться и... - сказать коротко - речь то не о том - мол, давайте выясним, кто автор данного "шадевра" в теме блога - и погрызём его всласть... а - речь о том, что на таком вот примере - особенно ярко заметно, что есть такие "откосы", под которые скатиться - полноценному человеку - ну ни как нельзя, если хочешь хоть чего нибудь в профессии добиться и овладеть хоть сколько то приличными профессиональными навыками... то - хочется точно знать те дор0ги, которые надо обходить за 1000 миль, чтоб не стать случайно таким вот "шадаврИстом"
да, я могу понять когда в конторах заставляют такое делать. Под угрозой увольнения чего только не сделаешь пока к этому увольнению лично не готов. Этих мне искренне жаль, и желаю им скорейшего освобождения.
Но некоторые и "на свободе" копипастами кормятся. И ничего себе себя чувствуют при этом. Вот про них-то я и писала все мною вышесказанное.
Ладно, воду лью уже)))
переход из одного в другое как-то уж больно плавен и незаметен, как и во всей остальной жиззи, впрочем... это я про дискуссию о референсах и копипастах