ЗАЧЕМ?
Вопрос востребованности, или нужны ли Искусству жертвы, а обществу плоды творчества.
Если у вас всё хорошо, то не расстраивайтесь — это не навсегда.
Творчество без признания неизменно приводит к угнетённому душевному состоянию и депрессивному взгляду на жизнь. Долгая учёба, самоотверженная работа, отточенное мастерство, самобытное видение мира и как итог — финансовое неблагополучие. Искусство благосклонно принимает вашу жертву. Возникает чувство сопричастности великим неудачникам: Ван Гог, Гоген, Модильяни, Рембрандт в старости — такая компания утешает. Но и среди успешных художников тоже можно найти немало достойных…
По общему мнению, настоящий художник работает для себя, самовыражаясь без оглядки на публику, но в то же время он втайне мечтает найти своего зрителя, завоевать аудиторию и добиться успеха, то есть обеспечить своё материальное благополучие за счёт благожелательной публики. И позвольте не поверить тем, кто будут убеждать, что мечтают жить впроголодь и умереть в нищете и болезни.
Побуждающими мотивами человеческой деятельности могут быть внешние обстоятельства и внутренняя необходимость, особняком стоят бесполезные занятия, своего рода игры для взрослых. Поводом для создания художественных произведений может стать любая из перечисленных причин или их совокупность. Сейчас часто говорят о самовыражении посредством искусства, об отображении индивидуального и неповторимого внутреннего мира автора как об основной цели и задаче творчества. В результате возникает множество лично мотивированных работ, многие из которых никому, кроме автора или небольшой группы зрителей оказываются неинтересны. Большое количество самобытных творцов сокрушаются о равнодушии общества к их деятельности, о непонимании художественных замыслов и авторского внутреннего мира, забывая о том, что к творчеству их побудила собственная прихоть, и окружающий мир в результатах этого акта может не нуждаться.
1. Можно уверенно утверждать, что причиной создания большинства шедевров мирового искусства стали условия внешней необходимости, без которых авторы даже не попытались бы приступить к решению многих творческих и технологических задач, сопутствующих воплощению замысла.
Истыканные копьями изображения животных на стенах пещер, орнаменты, украшавшие одежду и предметы быта, решали магические задачи. Языческие идолы, скульптуры античных богов, иконы и храмовые украшения служили для наглядного воплощения религиозных доктрин. Портреты вождей, их конные статуи, скульптуры спортсменов увековечивали кратковременность триумфа. Портреты частных лиц фиксировали их облик для потомков и использовались даже для заочных знакомств. Светская станковая и монументальная живопись удовлетворяла потребности обеспеченных людей в роскоши. Практически все музейные экспонаты созданы по заказу частных лиц или общественных организаций.
2. Значительно меньшее количество произведений появилось по причине внутренней необходимости, требующей от творца обязательной реализации замысла. Их небольшое число и масштабы легко объясняются тем, что они создаются в свободное от основных занятий время, что не подразумевает их отдельного финансирования. Некоторые работы возникают по личному почину автора, но в надежде, что впоследствии будет завоёвано признание и успех покроет перенесённые тяготы. Крах надежд приводит к трагическим последствиям, например, как это было с Александром Ивановым.
3. И конечно, есть произведения, которые появляются легко и непринуждённо, как во время игры, обычно, они наименее трудоёмки, хотя создаваясь мастерами, могут быть виртуозны и остроумны.
За последнее время соотношение между описанными группами заметно изменилось. Перевес сместился в сторону двух последних. Это знак того, что необходимость в изобразительном творчестве сильно сократилась. Причины заключены в секуляризации общества и прогрессе. Теперь новые технологии с успехом справляются с теми реальными задачами, которые были возложены на изобразительную деятельность. Например, до XIX века для создания каждого изображения требовались художественные навыки, в XX в полиграфии использование фотографий сократило потребность в рисованных иллюстрациях, а сейчас необходимость в художниках стала ещё меньше благодаря доступности цифровой фотографии и компьютерной графики.
Монументальная живопись тихо перебралась в прихожие и холлы особняков редких толстосумов, уступив место на улице широкоформатной печати. Фотобанки и стоки набиты изображениями на все случаи жизни. Редкий обыватель украшает свой дом картиной – предпочтение отдаётся постерам. Калейдоскоп картинок на экранах телевизоров и мониторов вместо застывших изображений в рамах. Проектная графика вытесняется трёхмерными картинками, а чертежи выполняются на компьютере. Рисунок переходит в разряд рукоделия, сувенира, артефакта.
И раньше лучшим выходом для художника было родиться обеспеченным, получить наследство или выгодно жениться. На худой конец, может выручить меценат или покровитель. Только программы грантов позволили сформировать в современном искусстве систему проектов и кураторов, которая даёт возможность существовать авторам и окружающим их искусствоведам на благотворительные пожертвования и заниматься деятельностью, иногда довольно странной. Всё же, хорошо устроиться удаётся не всем и для многих становится актуальным вопрос о хлебе насущном и его добывании.
Любая профессия возникает и существует при условии её востребованности в обществе. Каковы на сегодняшний день перспективы для рисующего иллюстратора?
Неизменный спрос сохраняется в детской литературе. Иногда возникает необходимость иллюстрирования классики, которая постепенно переходит в разряд подросткового чтения. Но книжная область достаточна узка.
Потребности в журнальной иллюстрации возникают в случае сложных тем, для которых непросто найти подходящее готовое изображение или для создания индивидуального облика издания. Чем суше текст статьи, тем парадоксальнее должно быть мышление художника. Надо обладать фантастической находчивостью, чтобы в течение нескольких лет работать в каком-нибудь финансовом издании.
Для рекламных задач нужны изображения в самой различной стилистике от гиперреализма до комиксов. Отдельно надо вспомнить о раскадровках.
Для создания Интернет-ресурсов применяется экранная графика, для которой складываются свои правила и закономерности, в чём-то сходные с книжными и журнальными, поскольку на экране изображение взаимодействует с текстовой вёрсткой и вписывается в рамки формата. Преимущественно, для оформления сайтов обходятся коллажированием фотографий и сложной ретушью.
А есть ещё открытки, календари, упаковка и пр. и всё это может быть украшено отличными оригинальными рисунками.
И всегда можно выбрать, что сердцу милее: бескомпромиссно самовыразиться или творчески подойти к решению востребованной задачи.
Автор сделал основательный анализ, ознакомившись с которым делаешь печальные выводы.
вы сами обозначили интересную тему,и сами на все мысли и ответили,я думаю что ни один из перечисленных выше гениев не смогли бы так развернуто и полно мыслить,так как жизнь просто проходит,и надо успеть схватить мгновенье,некогда писать просто хочется наслаждаться,их творчество это не мука ,а наслаждение жизнью,когда рисуешь с натуры и все получается и на бумаге начинается жизнь,разве будешь о чем то мыслить ином как только сохранить и продлить эти ощущения?
У нового времени новые запросы к изобразительному искусству.
Вы совсем не упоминали о компьютерных играх, мультипликации и видеоспецэффектах. Это все ведь тоже работа для художника.
Да-а-а-а..... уж.
а мне думается,что всё не так однозначно.
переедят люди эти бесчеловечные постеры,выхолощеные на компьютерах иллюстрации да наклейки декоративные на стенах вместо росписей.
Да уже переели.
Не думаю,что современный художник,написавстрогий натюрморт во фламандской технике не найдёт своего ценителя(читай покупателя).
И издательства многие хотят именно НАСТОЯЩЕСТИ!
вот недавно видела иллюстрации к ОЛЕ ЛУКОЙЕ выполненые на левкасе в иконописной технике,красота непередаваемая!(издательство ТРИМАГ),а сам издатель держал эти иллюстрации(довольно тяжёлые), и счастливее лица я не видела!
так что нужны,очень нужны народу плоды творчества...только разые это муки?:)
просто делаешь своё дело,только хорошо)
"Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать..."А.С. Пушкин
Тема слишком сложная для таких категоричных утверждений. Я бы Антону советовал прочесть что-нибудь из истории искусствоведения или философии. Такие выражения как "Монументальная живопись тихо перебралась в прихожие и холлы особняков редких толстосумов, уступив место на улице широкоформатной печати" слишком наивны. Вы односложными предложениями описываете невероятно сложные области культуры разных стран и эпох. Так нельзя!
Батуев Алексей Abat:Мультипликаторы и гейм-художники не упомянуты, поскольку я писал о рисующих иллюстраторах и сайт посвящён именно иллюстрации. С некоторыми проблемами аниматоров знаком, а с игровой индустрией практически не сталкивался -- об этом пускай пишут специалисты.varvariys:Конечно. всё не так однозначно, но удаётся сделать выводы только после обобщения проблемы. Можно для себя выбрать позицию хранителя традиций, как это сделал Фаворский, занимаясь ксилографией в эпоху фотографии.Гузенко Павел:Я не столь наивен, как может показаться. Нахожусь в профессии довольно давно и к чтению приучен с малолетства. Написанный текст посвящён тому, что востребованность изобразительного искусства в обществе заметно снизилась и это привело к тому, что творческие искания и самокопание художников, стали превалировать над реальными задачами.О монументалке: вы не согласны с тем, что применение монументальной живописи сократилось по сравнению с XIX веком и даже с советским периодом?У сложных текстов мало читателей. И ещё, мне не нравится команда "нельзя!" :)
Кривые ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО и ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО много раз сходились и расходились. Я лет 15 назад, думал, что надо держаться детскую книгу. Не пропадешь. А сегодня, сколько возможностей выразить себя, поиграть и быть нужным. Надо не терять надежду и работать.
Да, конечно, но видимо надо работать преимущественно в востребованных областях, если применять термин "работать".
Такой пример. Чижиков рисовал в стол котов, а чехи сделали прекрасный альбом из этих рисунков.
Это пример попадает в третью категорию, искусство-развлечение.
Христианский ответ на вопрос "Зачем?".
Любовь и творчество заложены в человеке от Бога.
Надо это все реализовать. Не зарыть талант, а преумножить его.
Буддийский ответ на вопрос "Зачем?".
Вместо того, чтобы очистить свое сознание от картинок мира сего, мы (художники, писатели) плодим их.
неизменно приводит к угнетённому душевному состоянию и депрессивному взгляду на жизнь\\\это иллюзия- вопрос персональной мнительности и допуска самоиронии.востребованность искусства(больших стилей, впрочем и иных произведений, требующих немалых временных материальных затрат) в обществе всегда была низкой и никогда не определялась талантом и кол-вом художников. не принимать этого как данность, чтоб далее не расстраиваться и развиваться-путь в никуда.работать , имхо, надо над собой. а остальное... приработок)ту Антон Батов.Фаворский еще этикетки спичек\ниток\пр. делал, и не гнушался этим, ибо мастерски и кушать иногда надо даже героям и гениям.иначе их не будет не только в век фотографии, но и в эпоху цифры)
Батов Антон (art_bat):К первой части вашего эссе у меня нет никаких серьезных претензий. Ваше право считать, что художнику обязательно необходимо признание. Придираться тут может только филолог, спрашивая, что за "условия внешней необходимости" вы имели в виду и можно ли все причины создания мировых шедевров свести в одно предложение? Меня затронула вторая часть этой статьи. Далее по пунктам:1) Под «изобразительным творчеством» имелось в виду, наверное, изобразительное искусство. Чтобы утверждать настолько колоссальными масштабами как «необходимость в изобразительном творчестве сильно сократилась» нужно хотя бы понимать, что под собой подразумевает понятие «изобразительное искусство», под которое попадает все та же компьютерная графика и фотография. (см. Б.Р.Виппер «Введение в историческое изучение искусства»)2) Для создания фотографии не требуется художественных навыков? Не надо знать о композиции, цвете, формообразовании? Не дай бог вам сказать такое в кругу профессиональных фотографов. (см. А.Н.Лаврентьев «Ракурсы Родченко»).3) Что такое для вас компьютерная графика? Это та графика, которую рисует компьютер без человека? Извините, за сарказм, но в компьютерной графике тоже требуется знание композиции, цвета и всего того остального что должен знать художник. Если есть в этом сомнение, то попробуйте создать реалистичную 3D модель человеческого лица, да так чтобы она своими тенями под носом и глазами не напугала никого.4) Что такое для вас «монументальная живопись»? Монументальная живопись как следует из ее названия предназначена для больших пространств, больших холлов и коридоров, а значит малообеспеченным людям недоступна. (см. Л.Н.Толстой «Об искусстве»)5) Если монументальная живопись перебралась к толстосумам, то где она была раньше? На улице? Может быть Ян ванн Эйк расписывает статуи, гербы, щиты, выполняет живописные работы разного формата для герцога Филиппа бесплатно? Или вы думаете, что этот самый Филипп был благочестивого нрава и любил искусство? Тот самый Ян ванн Эйк или Хугго ванн дер Гус не раз покрывали золотом мачты корабля и вообще занимались таким украшательством богатой жизни от которой у любого современного новориша волосы дыбом встали бы(см. Йохан Хейзинга «Осень Средневековья»).6) Что для вас понятие «обыватель»? Смею предположить, что обывателю всегда были близки лубочные произведения, а если и покупали картины то не в музее, а на набережной на крымском мосту, или в любом магазине, где продаются краски, кисти, матрешки, расписные платки и пр.7) Рисунок – разряд рукоделия? Рисунок до сих пор выполнялся вручную и никак иначе (см. БСЭ). Как бы картинка плохо сделана не была, она выполняется вручную, с помощью программы или карандаша, никакой безмозглый осьминог ее выполнить не сможет и сама картинка не родится.8) Художнику всегда тяжело было зарабатывать себе на жизнь, как и писателю, архитектору, повару, строителю да и вообще любому человеку который не родился обеспеченным, не получил наследство и не женился выгодно.P.S. Антон, "сократилось по сравнению с XIX веком" где? В какой именно области монументального живописи? В какой стране, городе? Черт возьми, что за юношеский максимализм?
Гузенко Павел: Например внешней необходимостью для двухлетней работы Микеланджело над статуей Давида и стало желание флорентийского купечества художественно отобразить собственное процветание и возвышение своего города. Внутренними причинами в данном случае выступали личные амбиции молодого скульптора. 1. Уточнение определения «ИЗО» как-то меняет суть? Значение и востребованность рисования изменилось очень сильно. Фрески Джоттоhttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ef/Giotto_-_Scrovegni_-_-31-_-_Kiss_of_Judas.jpg повергали зрителей в эстетический шок, заставляя плакать и сопереживать персонажам, но надо вспомнить, что для многих жителей Ассизи в 13 веке это были единственные изображения и воспринимались они как чудо. Теперь подобное впечатление невозможно, поскольку человек с рождения окружён изобилием фотографий, видео и анимацией. Не будете же вы оспаривать то, что и к фотографии отношение изменилось из-за её доступности. 3. С компьютерной графикой я познакомился в 1976 году на примере ЭВМ «Мир-2», какое-то представление о предмете имею. 4,5. После хрущёвского постановления «об излишествах в архитектуре» практически все выпускники монументальных факультетов художественных ВУЗов остались без работы. Разницу вы можете почувствовать в московском Метрополитене, пересекая кольцевую линию. После революции прекратилось храмовое строительство, дававшее работу многим живописным бригадам. До 90-х годов активно функционировали художественные комбинаты, решавшие монументальные и оформительские задачи, сейчас некоторые их функции перешли к рекламным агентствам, занимающимся наружкой.6. «Малые голландцы» продавались как раз на рынке и покупались обывателями.7. По поводу рукоделия: на западе в арт-среде принят термин «хэндмейк» для художников, работающих в традиционных техниках.8. В отличие от творческих профессий, всем труженикам приходится заниматься действиями, имеющими практический, утилитарный смысл. Я подчёркиваю, что если нет востребованности у художественного произведения, то художнику нечего и думать о материальном вознаграждении. Востребованность может проявляться различно: в виде внешнего заказа, в виде интереса покупателя, готового купить работу или даже просто морально поддержать автора.Складывается впечатление, что вы пытаетесь уличить меня в клинической глупости, но право, это лишнее.
Батов Антон (art_bat):1. Алтарные работы действовали на зрителей не потому что у них не было другого визуального опыта. Распространенная, к сожалению, ошибка, когда считается, что до XX века все жили в жуткой темной изоляции. Опять таки см. Йохан Хейзинга «Осень Средневековья» или что-нибудь из научных трудов У.Эко.Даже если взять отрезок времени с 1915 по 1930 как и в 1970 - 1980 можно увидеть бурную жизненную деятельность художников в области монументального искусства. С трудом себе представляю как можно собрать данные по художникам разных областей деятельности и привести их к одному знаменателю. Это невозможно сделать так как многие советские рекламные бюро и художественные комбинаты до сих пор плохо изучены, при том, что фактического материала для анализа остается очень много. Вы тут, видимо судите по личному опыту, но это, извините, называется "дальше своего носа не видите".6. Очень много работ покупается сейчас обычными не богатыми людьми. Чтобы сказать, что сейчас стали покупать живопись меньше чем хотя бы 20 лет назад нужно собрать невероятное количество данных, которое по многим причинам собрать просто не получится. Единственное в чем меня можно заподозрить здесь, так это в том что я хочу вас уличить в излишнем максимализме и категоричности. Вы, Антон, хороший художник, и наверное хороший человек.
Когда жизнь берет людей за "Ж", в первую очередь отказываются от услуг художника, - в последнюю, от услуг повара.
Еще, может быть, за тем, что другого мы не хотим и не умеем. :-)
Тоже думал, как это у людей всё получалось: и пожить хорошо, и порисовать от души? Но посмотри, Антон, у кого на искусство денег нет, тот и раньше без него обходлся и сейчас без него обходится. Гениии, а в истории искусства по большей части о них говорят, работали на удивление быстро и, вроде бы, легко. Хорошие деньги за иллюстрации платили при советской власти, помнишь, каково было получить заказ в "Правде" или "Детской литературе". Это Бисти выбирал себе работу, а многие бедствовали. Наверное надо быть фанатом-трудоголиком с примесью гениальности или уметь шить платье для голого короля, чтобы будучи книжно-журнальным иллюстратором позволять себе трудится и отдыхать по СВОЕМУ усмотрению. К стати, портрет Микелианджело производит впечатление шизофреника, а Даниил Чёрный был монахом-исихастом. Какая ж у них обеспеченность?
Извини, Артем, что встреваю... Микельанджело, по свидетельствам, был фанатом-трудоголиком (м.б., форма шизофрении?), почему и не любил (мягко сказано) гламурного Рафаэля (примерно, как Шевчук Киркорова:).
Если кому-то дано свыше чувствовать, видеть, и уметь отобразить данное виденье, значит так нужно, значит необходимо развивать этот дар, работать, работать и ещё раз работать. Обогащать, оттачивать своё мастерство. Дай Бог, если труды порадуют кого-то, согреют в тяжёлый момент, да хотя бы отвлекут от мрачных мыслей кого-то. Дай Бог, чтобы такому художнику не нужно было думать о хлебе насущном, чтобы он имел возможность направить все свои жизненные силы на своё творчество.
Гузенко Павел:Всё же мне странно, что вы не соглашаетесь с тем, что при избытке и при недостатке, востребованность и ценность продукта не меняется. За последние 50 лет практически произошла революция в создании и распространении изображений. Преимущественно чёрно-белая полиграфия сменилась полноцветным глянцем. Фотография перестала быть роскошью. Семейные фотоальбомы, остававшиеся незаполненными за десятилетия, стали набиваться цветными снимками экспресс-печати и Полароида, а теперь их похоронила цифра. Нам преподавали историю искусств на примере чёрно-белых снимков и эти стеклянные пластины хранились и передавались как драгоценности. Теперь для подготовки иллюстративного материала к лекции достаточно добраться до Интернета. Чёрно-белое телевидение сменились цветным HD. Сейчас было бы странным ожидать даже от детей такого же эффекта первого впечатления, какое вызвала первая экспозиция репинской картины "Иван Грозный и сын его Иван..." в 19 веке. И люмьеровское "Прибытие поезда" уже никогда не вызовет паники у современного зрителя.Безменов Артем:Да, я писал даже не о деньгах, а о значимости и востребованности. Все работы, на которые есть заказы, уже востребованы. А вот, например, гравюра из практически обоснованного способа тиражирования, превратилась в эстетский артефакт.Микеланджело работал не за бесплатно. А был ли монахом Феофан Грек?
Возможно хотели написать, но не очень получилось.Ибо почти все перечисленные не просто изобразители, но новаторы, делавшие современный своей эпохе продукт, как утилитарно-эстетический , так и новаторски-технический. Значимость здесь прямо пропорциональна востребованности и зависима во многом от заказчика, который ориентируется на актуальность продукта и времени.Все остальное шелуха и случай.Гравюра худший из примеров в вашем дискурсе. Ибо разработанная в 15 веке пережила более почти что 5 ренессансов со времен только Гутенберга и Уго да Карпи. Вместе с развитием техник собственного направления, от пунктира до лависа, акватинты , мягкого лака... и самого издательского дела, параллельно развитию живописи и фотографии . Не теряя актуальности и эстетской артефактности на стенах разных квартир, страницах изданий и в музеях. Причем мягкий лак изобретенный в 18-м веке Жилем Демарто был востребован только в 20-м и не сам по себе, а благодоря новаторам среди которых не только Кольвиц , Валлотон, Фаворский , Митрохин, Фалилеев, Остроумова-Лебедева. Но и десятки менее известных имен, вплоть до наших дней,развивающих аспекты , включая всемирный бум второй конца 20-ого на "гравюровку" кожи ...А в целом более 400 лет развивалась и развивается благодаря таким именам как Кранах, Лепренс,фон Зинген, Хокусаи, Леблон, Женене,Хиросиге и др.Так что, все в ваших руках и головах, а не в аспекте притупления восприятия большинства и отсутствие оплаты за разработки. Микеланджело никто не оплачивал гениальность, но он изобретал)
Батов Антон (art_bat):Феофан Грек монахом не был, он был интеллектуалом, эмигрировавшим в Россию из погромленной турками Византии через порезаную Персией Грузию и татарский христианско-мусульмано-иудейский Крым с величайшим невольничьим рынком в Кафе. Художников тогда на 1 жителя Москвы или Новгорода (столичные города) было не в пример меньше, чем сейчас, вот тебе и востребованность. А расписывать церкви по деревням не намного почётней и выгодней, чем теперь в журнале "Клёпа" халтурить.Просто меня не припёрло пока без роду-племени (как Феофану) по заграницам на жизнь зарабатывать. Не дай Бог! А английский учить всё-таки надо... ЫЫЫЫЫЫ
Человек и параход:С историей гравюры я в общих чертах знаком. А вы действительно считаете, что всё дело только в головах? Я же убеждён, что у каждого человеческого занятия может быть период расцвета и увядания. И как бы я не любил свою профессию, думаю, что в своём традиционном виде, она уже пережила свой лучший возраст и часть её функций перехвачено фотографией, кино, компьютерными играми...Безменов Артем:Это был лукавый вопрос -- я знаком с биографией Феофана. Церкви в тот момент строились не по деревням, а на княжьих дворах или в монастырях и греческий живописец был нарасхват -- это и есть востребованность.Да, безъязыкость -- наша беда...Вот, ещё пример придумал: рекламная иллюстрация в 19 веке вся рисованная, а сейчас рукодельность в рекламе считается изыском.
поверьте она более увлекательна и поучительна)частота производства и развития динамично отражает многие иные процессы.Уверен я, что проблема в головах(реже в возрасте и дееспособности).И большинство от страха ,комплексов и незнания.А решение этих проблем-совокупность факторов, где характер и опыт автора играет немаловажную роль. Увядания- вряд ли .Спады возможны, но именно из-за перепроизводства, доступности и массовой моды. Вы рано хороните традиционное. Ему, как и гениальному, свойственны возвраты, пусть даже и в смешанном виде.Здесь как раз кадры и гениальные решения решают все, как и темы.Фотография же, компграфика увянет скорее, потому что техника более доступна,обречена на скорострельность производства и обслуживание "вульгарного вкуса".Да и употребить их функции в смешанной технике возможно. Кино , немного иное дело, но там(у хорошего кино)производственные затраты такие , что живописцам грех жаловаться на такого "конкурента")Тем более что каждый теперь может не то что бы снять, но намонтировать "свое кино" или анимацию.Было бы желание, воля и время.
пс. показательно.прямо сейчас параллельно обсуждались пустые залы центральных фотоэкспозиций этого года, причем серьезных гениальных мастеров...а вы говорите фотография... как это сейчас говорят- говнозеркалки и хипстеры рулят.так что есть кому спасать традиционные виды изобразительства. и ведь спасут)
в статье видно позицию человека без амбиций смотрящего себе под ноги а не вперед.
Батов Антон (art_bat):в Корее московские художники являются европейскиминадо ещё и корейский учить, а потом через Пешпек и Харбин на княжьи дворы Корейщины отправиться
Соляев Иван:Это у вас ещё всё впереди, а нам и под ноги посмотреть иной раз не мешает.
Соляев Иван:Кстати, Иван, а что для вас является целью и мотивацией в творчестве?
да я не думаю что вот прям нам или вам. просто ну не терять надо чувства этого мне кажется. это как раз нам дуракам опыта иногда не хватает с новым справляться.есть такая фраза "допинг собственной кровью". вот как то это единственное что у меня есть.
Еще два возможных ответа подброшу.
1. Зачем? Затем, чтобы было, что принести в жертву. Возле МСХ стоит церковь Космы и Дамиана, там главный батюшка - бывший художник. К нему огромные очереди на исповедь. Хотя рядом всегда стоит второй батюшка из семьи священника. Художник, взял и положил на алтарь свое ремесло. Другим художникам не советует. Но сам совершил этот подвиг.
2. Зачем? Затем, чтобы прибыль издателю приносить. Он ведь деньги вкладывает в книги, рискует. Поэтому ищет писателей и художников, способных помочь ему заработать на жизнь.
Соляев Иван: "допинг собственной кровью" - хорошо!
Соляев Иван:Такой допинг надо использовать экономно.Сейчас перспективы лучше, чем были у нас в девяностые.
Еще затем, чтобы на работу не ходить с 10 до 18 часов, и чтобы начальников над собой не иметь. Чтобы дома одному сидеть и путешествовать в своем воображении.
Еще затем, чтобы девушек с натуры рисовать.
Если посмотреть историю искусств, то там больше успешных художников. Модильяни с Ван Гогом - как раз исключение. Они были, безусловно, и во времена Рубенса, Веласкеса и Ван Дейка. Скорее всего, что их тогда не замечали.
Батов Антон (art_bat):а ещё можно заразиться заразной болезнью и страдать всю оставшуюся жизнь
Вячеслав Люлько:особенно можно когда девушек с натуры рисоваешь
Безменов Артем:Это ты о каком-таком заразном рисовании?
так-так, о заразном рисовании интересно очень.
сначала заразаешься рисованием, потом изза рисования ОХОХОХ
Дезинфекация карандаша не помогает?
Бородатый Дим:а а уж как интересно-тои до дезинфекции ли тут
Безменов Артем:Инфекция - не романтично.
Иллюстрация - это, как Ангел Хранитель или суккуб. Приворожила тебя в детстве видение чистой красоты по имени Иллюстрация, обвенчался с ней - вот и служишь "супруге" до последнего вздоха.
А кого-то приворожил ангел по имени Мамона – этот сразу пошел в книгоиздатели. И тоже служит ему до последнего вздоха.
Но, как говорил апостол Павел - главнее всех Любовь.
Столо быть – ДЛЯ ЛЮБВИ. :-)))
Ну и шрифт, однако, заглючил. :-)
Да, да, конечно же для любви!!!!!!
Ульяновская интеллигенция, году 1985, созвала "Мозговой штурм". "Что делать?" и "Кто виноват" - было не актуально, а вот "Зачем?" - очень даже. Спорили физики и поэты. Пришли, почти к такому же результату, что и мы сегодня, господа.
ДЛЯ РАЗМНОЖЕНИЯ.
Бытие. Глава 1. Стих 28
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю...
АМИНЬ!
ЗАЧЕМ плодиться и населять землю?
Затем, чтобы возделывать и охранять ее.
Антон, вы на какой грядке работаете? Деская книга и журнальная графика. О! Это хорошо обработпнные земли старыми работниками. Молодец, что трудитесь на этой земле и молодых потихоньку обучаете.
А есть земли целинные - графика для комп. игр. Можно туда податься.
Поскольку земля, по нашей вине заражена вирусом познания добра и зла, важно любить и прощать, как мы бы хотели, чтобы нас любили и прощали.
И работать. А после работы - потрендеть немнго, как мы сейчас. :-)
В посыле - ошибка. Тому, кто долго учился и оттачивал мастерство - Ван Гог с Модильяни не товарищ. Как и Репин с Серовым, по причине финансового неблагополучия. :-)
Имена художников, по описанному посылу, канули в небытие. Один такой, долго учащийся с отточенным мастерством, возмущался, как Сезанн цветы рисует. Я, мол, посветил всю свою жизнь этому и не могу смотреть, как Сезанн рисует бумажные цветы, без пестиков, тычинок и пр.
Вячеслав Люлько:Для рисования игр требуется быть в теме.Все успешные мастера до 19 века долго учились и оттачивали.19 век -- это рубеж. Один Сенанн -- это свежо и оригинально, а толпы "сезанистов", которые попытались развить успех его направления -- это убого и уныло. И так, практически со всеми "свежими поветриями", если в них нет крупицы практического смысла.Пытаясь понять причины состояния сегодняшнего ИЗО, нашёл для себя объяснение и попытался поделиться в этом тексте, возможно не слишком доходчиво, но донести без искажения свою мысль всегда непросто.
Спасибо, что завели тему. Работаю и думаю над ней потихоньку.
Спасибо, что ответили, думал, уж не написал ли чего обидного.
Тему я понял. Но хочется выйти за рамками этой темы.
У Сезанна много гениальных последователей: Сергей Герасимов, Пикассо, и в тех же иллюстрациях к "Гулливеру" Калиновского ощущается влияние метода Сезанна.
В юности как бы вы построили свои задачи по степени важности:
1. Любимая работа,
2. Семья,
3. Деньги,
4. Слава?
Откуда после сорока лет тоска такая берется, от которой саввы морозовы стреляются?
Тогда чередовались: любимая работа -- любимая женщина. Об остальных пунктах не думал, в ранней юности о художествах и не помышлял.
А я с ранней юности помышлял о художествах.
Потом семья. Женщина для семьи выбиралась из нескольких и всех любимых.
Деньги, как у Петруши Бальзаминова, - сами появятся от куда-нибудь.
А от славы готов был отказаться, ради первых двух пунктов.
Еще ЗАТЕМ, что иллюстрирование книги спасет ОДНОВРЕМЕННО от суеты в миру и от одиночества в затворе.
От суеты спасает любая работа, требующая самоотдачи, а одиночество с выходом в Интернет -- это не совсем затворничество. )
Интернет, это суета мира, которая вошла в мастерскую, и по большому счету, мешает работать.
Поясню на примере.
Один монах берет обет молчания, уединяется в пещере и сидит там 20 лет. Выходит – от него свет, благоуханье и в дальнейшем мудрость.
Другой монах идет в ту же келью и через неделю пулей о туда влетает. Мол, я лучше на огороде буду послушание нести, только бы иметь возможность общения.
Просто, первый монах своими молитвами вышел на общение с Богородицей, а второй остался сам с собой.
Другой пример.
Писатель Александр Беляев, из-за болезни позвоночника не имел возможности путешествовать. А прочитав его собр. соч. кажется, что облазил весь земной шар.
Мой редактор, закончил МГУ, писательский факультет – редактирует А. Бушкова, ни чего не закончившего, кроме школы.
Также и иллюстратор, уходит в воображаемый мир. И год может счастливо пребывать в нем. Интернет, радио и телевидение – только мешают.
Вы тут мешаете в кучу два принципиально разных направления.Высокое искусство и прикладное.Задача первого - эксклюзив. Когда за большие деньги покупается нечто такое, чего больше нигде не найдешь и не купишь.Задача второго - удовлетворение массовых потребностей. Когда деньги зарабатываются на большом кол. людей, недорого тиражируя результат.Иллюстрация как раз относится к второму виду. Понятно, что там тоже можно творить, но по сути издателю нет до этого дела, ему главное, чтобы задачу картинка выполняла.А оригинальность даже не приветствуется, напротив, надо нечто усреднено привлекательное.Интереса ко второму.. предостаточно:) В самых разных отраслях. Сейчас, как никогда раньше зарабатывают на массах.Интереса в первом, конечно меньше, чем раньше (раньше просто альтернативы не было), но тоже хватает, на засилия штамповки.
Guro:А можете ли вы привести в пример авторов "высокого искусства", которые бы не прикасались за свою жизнь к прикладному?Думаю, вы тоже смешиваете понятия "высокого"(гениально-шедеврального) с "чистым"(бесполезным-отстранённым-самовыразительным) и массового(средне статистического) с прикладным(практически-утилитарным).Например, росписи потолка и алтарной стены Сикстинской капеллы выполнены по реальнму заказу для украшения конкретного интерьера по мотивам известного литературного источника. Налицо практическая составляющая работы, но неуёмный характер автора заставляет его переосмыслить и пережить все сюжеты и композиции, в результате появляется шедевр мирового значения, т.е. образец "высокого" искусства. Но поскольку автор самовыразился и создал революционное произведение, по эти фрески можно отнести к "чистому искусству". А если вспомнить, что по этим же сюжетам написано бесчётное количество невыдающихся произведений, то можно допустить, что и эта роспись могла бы быть одной из многих. Все границы между понятиями проводятся искусственно -- для удобства анализа и полемики, но в реальности они размыты и многие примеры попадают под разные определения.
Guro:Эти понятия смешались давным давно и без помощи Антона.Точнее "высокое" попросту выделилось из "низкого".Но хотелось бы заметить, что и прикладное прикладному рознь.Церковно утилитарное и ювелирное в не меньйшей степени работают с эстетикой и мыслью( философией\религией\историей)чем "чистое" изобразительство и авангардные эксперементы.Как и наивное-народное работает с достаточно мощными пластами народного фолка,истории, эстетики и семантики.Причем работают в узких секторах понимания перечисленного и эксклюзива.Потребности удовлетворяет не декор-приклад-искусство, а еда, одежда и развлечения)Если вы про искусство , а не про "чистое" оформительство предметов массового спроса. С другой стороны, многие утилитарные вещи и невысокого качества и свойства со временем становятся предметами искусства и музейными экспонатами.Это вопрос другого порядка времени и истории.Батов Антон (art_bat):Коровин, Верещагин, Тернер,Айвазовский, да и еще , минимум, десяток можно наскрести, из никак не отмеченных на прикладных поприщах.Это вовсе не показатель, кроме как условий самого автора произведений.
В плане второго пункта, "внутренняя необходимость", я бы отдельно качнулся темы - СВОЙ МИР.
В истории искусств мы видим ряд художников, наделенных талантом рисования, с отличием заканчивающих самые престижные академии, но перестающие рисовать, как только дело доходит до показа своего мира.
И наоборот, ряд художников, посредственно учившихся в академиях, или вообще не учившихся нигде, и показывающих свой уникальный мир.
Стало быть, ЗАТЕМ, чтобы показать СВОЙ МИР себе, людям, Богу.
Guro: Издатель, вкладывая свои деньги в книгу, хочет видеть "улетающие с прилавка горячие пирожки".
Но, даже в наши дни, когда внимание издателя, притупляется от сытости, какой-нибудь худред с художником возьмут и выдадут книгу, претендующую на высокое искусство.
И если эта книга хорошо ушла, то издатель забывает про свое мнение, на счет того, какой д.б. книга, и полностью доверяет худреду и художнику. Так что шанс всегда есть.
Guro:Высокое искусство и есть коммерческое.
Такой пример.
В Третьяковку люди несут деньги, чтобы посмотреть картины и скульптуры. Значит, все работы, от А. Рублева до В. Попкова - коммерческие.
Другое дело, когда издатель говорит, что он знает, как надо, и художник в положении проститутки пытается ради денег удовлетворить заказчика. Но даже и здесь у художника есть шанс показать СВОЙ МИР.
Брррррррр!! :)))Толи я непонятно выразился, то ли все так перепутано.Сперва выскажусь в целом.Я НЕ говорил, что высокое искусство это нечто некоммерческое, не может быть на заказ, не может украшать интерьеры... или что-то подобное:) Может!Главная разница между высоким и прикладным - это эксклюзив и массовость. Все остальное не важно.Небольшая горстка богатых людей хочет обладать тем, чего нет у других. Их не устраивает БМВ серийного производства, им нужен штучный Майбах:) И не важно, что БМВ собственно ничем не хуже.Батов Антон (art_bat):Я ничего не путал :) Значит на то время роспись Сикстинской капеллы никто не мог сделать на таком уровне, она выделялась среди подобных сюжетов.Вообще раньше тиражирования не было, потому все подобное трудоёмкое искусство было достаточно дорого и эксклюзивно, но и там были свои авторы, которые выделялись на фоне других. Место прикладного занимали матрешки и расписные ложки:) Сейчас сложнее, тиражировать можно почти все.. потому художники "высокого полета" изгаляются как могут, в попытке выделится и привлечь к себе внимания, часто доходя до маразма. Человек и параход:Соглашусь с вами. Однако, именно здесь, я рассматриваю высокое и прикладное, не с духовной и просветительной точки зрения, а как индустрию, которая уже сформировалась)Просто многие не понимают, почему там какую-то фигню покупают за тысячи долларов, а хорошим иллюстраторам платят по 300 долларов за картинку)Вячеслав Люлько:Именно потому, что издатель хочет продать книгу не кому-то конкретному, а охватить как можно большую аудиторию, ему надо нечто усредненно-привлекательное. И во многом он прав, нечто авторское и оригинальное чаще всего не получит поддержки у масс.Шансов у книги с большим тиражом стать произведением искусства.. почти никаких. Есть только шанс, что заметят уникальную технику художника и закажут _отдельно_ эксклюзивную работу в этой технике, которая будет многого стоить.Третьяковка как раз хороший пример. Там люди платят просто за то, чтобы на этот эксклюзив посмотреть) По сути ничего не покупая и ничем не обладая, обладание таким для них заоблачно. Это как раз и подчеркивает уникальность, это и заставляет художников устраивать выставки)
Вячеслав Люлько:СВОЙ МИР под этим углом тоже рассмотреть интересно:)Все учат правильной технике, композиции, живописи и т.д.но мало кто учит фантазировать, никто не учит СВОЕЙ технике, не учит генерировать идеи... это уже свое личное.
Guro: Что сказать? Побили все карты. :-)))
Бушков хорошо сказал, что ему не надо было учится, он и так умный. Сан Саныч скоро догонит А. Дюма старшего по количеству бестселлеров. Помимо всего, он умеет работать в архивах и библиотеках. Как научишь СВОЕМУ МИРУ? Даже не знаю.
Guro:По поводу тиражирования: достаточно посмотреть на преобладающую каноничность в изображении библейских сюжетов.Было создано немало копий, как в книжной миниатюре и светской живописи, так и в скульптуре.Претендентов на роспись Капеллы могло быть несколько, взять хотя бы Рафаэля. Выбор исполнителя был определён волевым решением Папы.А вообще, в Италии того времени стенопись была массовым и вполне прикладным занятием, практически, как сейчас поклейка стен обоями (утрирую совсем чуть-чуть).И думаю, можно отдельно сказать о значении уровня массового искусства. В те времена, когда среднестатистические произведения отличаются мастерством исполнения, шедевр вынужден обладать исключительными качествами. А в периоды общего упадка гениям не требуется больших усилий для того, чтобы блистать на общем фоне.
Антон, все верно вы говорите.Копий создавалось не мало, вот только история помнит не о них.Рафаэль создал бы не менее качественное произведение и не менее уникальное. Совсем другое.Насчет массовости вы очень сильно утрируете :). Если стенопись и была популярна, то только среди богатой знати (тем более такого уровня, как роспись Капелы). Простой люд себе такого позволить не мог никак...Сейчас "знать" тоже покупает искусство, но меньше. Раньше, кроме украшения, это был единственный способ оставить себя в истории.. сейчас способов много, да и домину можно украсить например телевизором на всю стену;)Насчет упадка и усилий.. не все так просто.Да, сейчас сильный упадок именно классического рисунка и искусства, но сам конвеер искусства продолжает работать.Правда, очень сложно назвать это изобразительным искусством)) Скорее искусство Пиара))) Тем более, что покупатели часто в этом ничего не смыслят..Блистать на общем фоне там не так просто, как кажется)Задавят массой))
В Помпеях осталось много домов, с росписями. Удивительные, но искусствоведы говорят, что рядовые, провинциальные росписи. А восхищаемся ими потому, что мы не имеем возможности видеть, как расписывались комнаты в того времени в Риме.
Грустно, пойду пить валерьянку. Пиар рулит, искусство деградирует. Хотя не отрицаю, такой взгляд на вещи довольно однобокий. Всегда есть исключения
Guro:как индустрию, которая уже сформировалась)арт рынок тоже вполне себе индустрия, вполне сформировавшаяся, начиная с салонно-антикварного ,заканчивая галерейно-бьеналльным еще 19-ого века+ иллюстративно-декоративный, использующий художественные приемы и находки. Это к тому что не нужно строить иллюзий и тому, что финансово-индустриальный и производственный ракурс есть практически у всего и чтоб не быть недопонятым его лучше внятно выделять в отдельное, а если речь идет про духовное и эмпирическое, то и вовсе не поминать)))тем более при наличии такого грустных терминов для состоявшегося мастера как "выйти в тираж" и "гнать на поток".Про цены-многим и не надо понимать, тем более что на приобретение денег далеко не у всех хватает.А то что может быть признано предметом искусства и стоить денег , давным давно показал еще Дюшан выставив свой "фонтан")так что все не так категорично и пессимистично.если разобраться.
Художник, ты не оратор! Так что помолчи и займись ка лучше делом. (Дали)Давайте посмотрим, соответствуем ли мы тому, о чем мечтаем? Желаю всем удачи!:))
Бойко Светлана:Можно было промолчать и достигнуть большего соответствия мечтаемому. :)
Бойко Светлана:"Художник, ты не оратор! Так что помолчи и займись ка лучше делом. (Дали)"Кто бы говорил:)) Это я не о вас, это я о Дали.Был бы Дали столь известен, если убрать весь его эпатаж, все что он наговорил, натворил и написал за свою жизнь?)То есть, если бы он молчал и только рисовал ;)Думаю нет.Художник - человек публичный.А вот то, что мало наших художников умеют красиво говорить.. это да.. это минус.
Батов Антон - Согласна полностью. Да и ваши утверждения в статье мне очень близки, чего уж там.Guro - А вот то, что мало наших художников умеют красиво говорить-не согласна, говорим мы более красноречиво, чем рисуем (как правило). Я просто пока читала весь пост, устала очень, подумала, что зря время потеряла.
Одно дело писать, другое дело в жизни красиво и убедительно говорить)Если вы прочитав пост "устали и зря время потеряли", это значит написано много, но.. не особо то и красиво написано:))) Иначе читали бы с воодушевлением и еще хотелось)))Да и эта тема не показатель)5 человек не повод для статистики.
Ну и ладно, пойдемте порисуем :)