Выдуманные истории Генри Даргера
Небольшой экскурс про создание жутко-интересных сюжетов художником-иллюстратором с особенностями.
На его творчество повлияло как собственное здоровье, так и воспитание. Неудивительно, что в мире он известен как "один из типичных художников-аутсайдеров", который провёл часть своей жизни в доме престарелых. Генри Даргер жил скромной, уединенной жизнью, работая уборщиком в церквях и больницах. Он был известен как приятный, хотя и немного эксцентричный персонаж, а также же как мастерский рассказчик фантастических историй о крылатых существах с завитыми хвостами, пролетающими над головами андрогинных детей, населяющих красочные и эпические пейзажи, запечатлённые в его иллюстрациях.
Неожиданное открытие
В 1973 году, когда Натан Лернер занимался уборкой квартиры бывшего арендатора, он обнаружил тот самый удивительный мир в рисунках, в спешке оставленных Генри Даргером, который переехал в дом престарелых. Натан был удивлён, обнаружив огромное количество работ и сопутствующей литературы, над которыми Генри работал всю свою жизнь. Все эти вещи были среди странного беспорядка, оставленного художником.
Художник-аутсайдер
Сегодня Генри известен как типичный художник-аутсайдер, а его картины и иллюстрации выставлены в известных музеях, таких как МоМА и Американский музей народного искусства. Его работы продаются за сотни тысяч долларов на престижных художественных ярмарках и аукционах, таких как Christie's. Работы автора в настоящее время являются актуальными и стали популярными коллекционными экземплярами,стилистику которых называют "искусство аутсайдера". Термин впервые был введён искусствоведом Роджером Кардиналом в начале 1970-х годов и является синонимом ранее существовавшего художественного стиля Art brut, который переводится как сырое или грубое искусство.
Искусство
Художники-аутсайдеры — это как правило художники-самоучки или наивные художники, которые не связаны и не подвержены влиянию или воздействию массовой культуры. В результате они закрепляют совершенно уникальный, индивидуальный стиль, который отклоняется от нормы. Искусство аутсайдеров славится тем, что передаёт нетрадиционные идеи, такие как фантастические страны, вымышленные миры и неведомые существа.
Учитывая эти определяющие характеристики, искусство аутсайдеров неразрывно связано с теми, кто находится на периферии основного общества, и практикуется ими. Например, художники-аутсайдеры могут быть пациентами психиатрической больницы, которые использовали свои произведения искусства как своего рода терапию, общение или способ побега.
Например, другим известным художником-аутсайдером является Адольф Вёльфли, который в двадцатом веке создал бесчисленное множество произведений искусства из своей камеры в швейцарском приюте, где он провёл большую часть своей жизни. Его работа, которая состояла из стихов, коллажей и закодированных музыкальных композиций, которые он якобы играл на бумажной музыкальной трубе, привлекла внимание доктора Уолтера Моргенталера, одного из психиатров учреждения.
Вместо того чтобы воспринимать творческие излияния Адольфа просто как симптом психического заболевания, Уолтер признал их свидетельством врождённых художественных способностей и преданности ремеслу. Впоследствии он опубликовал подборку работ Вёльфли в публикации под названием «Душевнобольной как художник». Другие художники, которые, как известно, создали некоторые из своих самых известных работ, будучи институционализированными, включают Винсента Ван Гога и Эдварда Мунка.
Детство Генри
Для Генри его художественная практика, по-видимому, была сочетанием терапии, общения и эскапизма. Биографы и историки искусства собрали воедино предысторию, которая изображает всю его трагическую жизнь. Генри родился в Чикаго в 1892 году и потерял мать из-за горячки, когда ему было всего четыре года. Он прожил со своим отцом большую часть своего раннего детства, пока его отца не забрали в больницу Св. Дом Августина для престарелых. Подавая большие надежды в учёбе, Генри сначала был зачислен в государственную школу, но после смерти отца был отправлен в приют штата Иллинойс для детей с особыми потребностями, так как его психическое здоровье пошатнулось.
Бегство от институционализма
Считается, что Генри вёл там уединённое и довольно несчастное существование. Он был социально изолирован от своих сверстников из-за своего тихого характера и случайных вспышек, которые были приписаны его возможному синдрому Туретта. После смерти своего отца Генри боролся за то, чтобы сбежать из учреждения, и в конце концов сделал это успешно. С помощью дальнего родственника ему удалось найти случайную работу в католической больнице в качестве уборщика.
С этого момента он жил жизнью, которая казалась обычной. Жизнь, управляемая рутиной и привычками, в которой он сохранял один и тот же вид занятости до самой своей смерти. У него было очень мало друзей. Несмотря на то, что Генри занимался обычными повседневными делами, такими как посещение ежедневной мессы, он также собирал и сохранял у себя дома разнообразный мусор с улиц. К 1930 году Генри поселился в квартире, расположенной в Норт-Сайде Чикаго, где в течение следующих сорока трёх лет работал над своими многочисленными произведениями искусства.
История девочек Вивиан
Заключительный проект Генри — это увлекательное проникновение в его психическое состояние. Ведь, в какой-то степени, его собственное воспитание и детские переживания сформировали и повлияли на его работу. Работа «История о девочках Вивиан» рассказывает о войне между двумя нациями на вымышленной планете, где Земля идентифицируется как Луна. Главными героинями этой истории являются семь сестёр Вивиан, или принцесс Аббиенни, которые борются за справедливость против жестоких и злобных правителей Гланделинии, известных порабощением и жестоким обращением с детьми.
Христианская нация Аббиеннии в конце концов одерживает победу и убеждает своих заклятых врагов гланделинцев прекратить свои злые дела. Однако, этот счастливый конец не обходится без испытаний и невзгод. Как сказано в Галерее Карла Хаммера: «Битвы, которые создает Генри, полны ярких событий: смена армий, зловещие захваты, штормы и взрывы, появление демонов и драконов». Действительно, в то время, как герои этого сложного мира достигают своего счастливого будущего, этот вывод возможен только после того, как они подверглись порабощению, пыткам и варварскому насилию. Все это визуализируется в кропотливых и, зачастую, в шокирующих деталях.
Методы и материалы
Методы и материалы, которые использовал Генри, чтобы рассказать эту историю, неоднозначны. Похоже, он был не уверен в собственных художественных способностях и часто полагался на технику прорисовки фигур, используя свою коллекцию каталогов и журналов. Затем он расположил их в виде больших пейзажей и композиций, похожих на коллажи, где некоторые были двусторонними и шириной до девяти метров. Некоторые из них также были увеличены фотографически, чтобы их можно было использовать повторно, добавляя дополнительные функции. Для раскрашивания своих иллюстраций он полагался преимущественно на акварели и разнообразную палитру с интенсивным использованием жёлтого, зелёного, серого и красного цветов.
Мотивация
Искусствоведы и психологи выдвинули множество теорий, касающихся Генри и его творчества. Общепринятая теория состоит в том, что он использовал своих вымышленных принцесс-детей как метафору детской невинности, которую он сам потерял в детстве.
Поэтому многие воспринимают работу Генри как полуавтобиографическую и интерпретируют её как его потребность защитить детей от "гланделинцев" реальной жизни. Например, авторитетные деятели детского дома и приюта не справились со своими обязанностями по уходу и воспитанию уязвимых детей, находящихся под их опекой.
Наследие
Творчество Генри - прекрасный пример того, как искусство может быть использовано для передачи мощного и значимого повествования как для художника, так и для аудитории. После его смерти художник-аутсайдер получил значительное признание и известность. Его работы были представлены на выставках в авторитетных музеях. Его работы также включены в постоянные коллекции Музея современного искусства и Музея американского народного искусства, расположенного в Нью-Йорке.
"Творчество Генри - прекрасный пример того, как искусство может быть использовано для передачи мощного и значимого повествования как для художника, так и для аудитории. После его смерти художник-аутсайдер получил значительное признание и известность..." и далее... читаю и думаю, живет художник (и в общем-то не короткую жизнь), работает уборщиком, никому не нужен "до лампочки", помер, наследников нет - вывод "значительное признание и известность", продажи (кому?) за сотни тысяч долларов(!), галерейщики))), бизнес))) ничего личного...
Еще отличные персонажи:
Александр Лобанов, близь Ярославля:
http://medpsy.ru/climp/2014_2_4/article10.php
Олег Митасов, Харьков:
https://www.057.ua/news/3148170/rascarapannye-steny-muzej-v-kommunalke-i-smert-v-psihuske-istoria-harkovskoj-legendy-olega-mitasova-foto
Фома Яремчук:
https://tanjand.livejournal.com/2839034.html и еще Википедия. Вот диапазон судеб!
Не-е, нам западных подавай!)
лайфхАки в области успешного успеха - штука полезная...
(иногда)
но два пункта меня, всёштаки, смушЩАют:
1• очень соблазнительно стать знаменитым худОжнегом-миллиардЁром...
но, нахренА оно сдалОсь, если это всё
ПОСМЕРТНО-?!!!
2• а ещё за ради первого пункта - нужно переквалифицировацца в шЫзики и всю жЫзь вкалывать дворником, мусорщиком или "шнырЁм" со шваброй...
спасИПпки
при таком раскладе – чОТт не интересует СОВСЕМ
уж кАкнить сами пользуйтесь такими лайфхАками
😎