Выдуманные истории Генри Даргера
![Main henrydarger0](/uploads/post/image/23377/main_HenryDarger0.jpeg)
Небольшой экскурс про создание жутко-интересных сюжетов художником-иллюстратором с особенностями.
На его творчество повлияло как собственное здоровье, так и воспитание. Неудивительно, что в мире он известен как "один из типичных художников-аутсайдеров", который провёл часть своей жизни в доме престарелых. Генри Даргер жил скромной, уединенной жизнью, работая уборщиком в церквях и больницах. Он был известен как приятный, хотя и немного эксцентричный персонаж, а также же как мастерский рассказчик фантастических историй о крылатых существах с завитыми хвостами, пролетающими над головами андрогинных детей, населяющих красочные и эпические пейзажи, запечатлённые в его иллюстрациях.
Неожиданное открытие
![](https://kulturologia.ru/files/u18214/HenryDarger.jpg)
В 1973 году, когда Натан Лернер занимался уборкой квартиры бывшего арендатора, он обнаружил тот самый удивительный мир в рисунках, в спешке оставленных Генри Даргером, который переехал в дом престарелых. Натан был удивлён, обнаружив огромное количество работ и сопутствующей литературы, над которыми Генри работал всю свою жизнь. Все эти вещи были среди странного беспорядка, оставленного художником.
Художник-аутсайдер
![](https://kulturologia.ru/files/u18214/HenryDarger1.jpg)
Сегодня Генри известен как типичный художник-аутсайдер, а его картины и иллюстрации выставлены в известных музеях, таких как МоМА и Американский музей народного искусства. Его работы продаются за сотни тысяч долларов на престижных художественных ярмарках и аукционах, таких как Christie's. Работы автора в настоящее время являются актуальными и стали популярными коллекционными экземплярами,стилистику которых называют "искусство аутсайдера". Термин впервые был введён искусствоведом Роджером Кардиналом в начале 1970-х годов и является синонимом ранее существовавшего художественного стиля Art brut, который переводится как сырое или грубое искусство.
Искусство
![](https://kulturologia.ru/files/u18214/HenryDarger2.jpg)
Художники-аутсайдеры — это как правило художники-самоучки или наивные художники, которые не связаны и не подвержены влиянию или воздействию массовой культуры. В результате они закрепляют совершенно уникальный, индивидуальный стиль, который отклоняется от нормы. Искусство аутсайдеров славится тем, что передаёт нетрадиционные идеи, такие как фантастические страны, вымышленные миры и неведомые существа.
Учитывая эти определяющие характеристики, искусство аутсайдеров неразрывно связано с теми, кто находится на периферии основного общества, и практикуется ими. Например, художники-аутсайдеры могут быть пациентами психиатрической больницы, которые использовали свои произведения искусства как своего рода терапию, общение или способ побега.
![](https://kulturologia.ru/files/u18214/HenryDarger3.jpg)
Например, другим известным художником-аутсайдером является Адольф Вёльфли, который в двадцатом веке создал бесчисленное множество произведений искусства из своей камеры в швейцарском приюте, где он провёл большую часть своей жизни. Его работа, которая состояла из стихов, коллажей и закодированных музыкальных композиций, которые он якобы играл на бумажной музыкальной трубе, привлекла внимание доктора Уолтера Моргенталера, одного из психиатров учреждения.
![](https://kulturologia.ru/files/u18214/HenryDarger12.jpg)
Вместо того чтобы воспринимать творческие излияния Адольфа просто как симптом психического заболевания, Уолтер признал их свидетельством врождённых художественных способностей и преданности ремеслу. Впоследствии он опубликовал подборку работ Вёльфли в публикации под названием «Душевнобольной как художник». Другие художники, которые, как известно, создали некоторые из своих самых известных работ, будучи институционализированными, включают Винсента Ван Гога и Эдварда Мунка.
Детство Генри
![](https://kulturologia.ru/files/u18214/HenryDarger4.jpg)
Для Генри его художественная практика, по-видимому, была сочетанием терапии, общения и эскапизма. Биографы и историки искусства собрали воедино предысторию, которая изображает всю его трагическую жизнь. Генри родился в Чикаго в 1892 году и потерял мать из-за горячки, когда ему было всего четыре года. Он прожил со своим отцом большую часть своего раннего детства, пока его отца не забрали в больницу Св. Дом Августина для престарелых. Подавая большие надежды в учёбе, Генри сначала был зачислен в государственную школу, но после смерти отца был отправлен в приют штата Иллинойс для детей с особыми потребностями, так как его психическое здоровье пошатнулось.
Бегство от институционализма
![](https://kulturologia.ru/files/u18214/HenryDarger5.jpg)
Считается, что Генри вёл там уединённое и довольно несчастное существование. Он был социально изолирован от своих сверстников из-за своего тихого характера и случайных вспышек, которые были приписаны его возможному синдрому Туретта. После смерти своего отца Генри боролся за то, чтобы сбежать из учреждения, и в конце концов сделал это успешно. С помощью дальнего родственника ему удалось найти случайную работу в католической больнице в качестве уборщика.
![](https://kulturologia.ru/files/u18214/HenryDarger6.jpg)
С этого момента он жил жизнью, которая казалась обычной. Жизнь, управляемая рутиной и привычками, в которой он сохранял один и тот же вид занятости до самой своей смерти. У него было очень мало друзей. Несмотря на то, что Генри занимался обычными повседневными делами, такими как посещение ежедневной мессы, он также собирал и сохранял у себя дома разнообразный мусор с улиц. К 1930 году Генри поселился в квартире, расположенной в Норт-Сайде Чикаго, где в течение следующих сорока трёх лет работал над своими многочисленными произведениями искусства.
История девочек Вивиан
![](https://kulturologia.ru/files/u18214/HenryDarger7_.jpg)
Заключительный проект Генри — это увлекательное проникновение в его психическое состояние. Ведь, в какой-то степени, его собственное воспитание и детские переживания сформировали и повлияли на его работу. Работа «История о девочках Вивиан» рассказывает о войне между двумя нациями на вымышленной планете, где Земля идентифицируется как Луна. Главными героинями этой истории являются семь сестёр Вивиан, или принцесс Аббиенни, которые борются за справедливость против жестоких и злобных правителей Гланделинии, известных порабощением и жестоким обращением с детьми.
![](https://kulturologia.ru/files/u18214/HenryDarger8.jpg)
Христианская нация Аббиеннии в конце концов одерживает победу и убеждает своих заклятых врагов гланделинцев прекратить свои злые дела. Однако, этот счастливый конец не обходится без испытаний и невзгод. Как сказано в Галерее Карла Хаммера: «Битвы, которые создает Генри, полны ярких событий: смена армий, зловещие захваты, штормы и взрывы, появление демонов и драконов». Действительно, в то время, как герои этого сложного мира достигают своего счастливого будущего, этот вывод возможен только после того, как они подверглись порабощению, пыткам и варварскому насилию. Все это визуализируется в кропотливых и, зачастую, в шокирующих деталях.
Методы и материалы
![](https://kulturologia.ru/files/u18214/HenryDarger10.jpg)
Методы и материалы, которые использовал Генри, чтобы рассказать эту историю, неоднозначны. Похоже, он был не уверен в собственных художественных способностях и часто полагался на технику прорисовки фигур, используя свою коллекцию каталогов и журналов. Затем он расположил их в виде больших пейзажей и композиций, похожих на коллажи, где некоторые были двусторонними и шириной до девяти метров. Некоторые из них также были увеличены фотографически, чтобы их можно было использовать повторно, добавляя дополнительные функции. Для раскрашивания своих иллюстраций он полагался преимущественно на акварели и разнообразную палитру с интенсивным использованием жёлтого, зелёного, серого и красного цветов.
Мотивация
![](https://kulturologia.ru/files/u18214/HenryDarger9.jpg)
Искусствоведы и психологи выдвинули множество теорий, касающихся Генри и его творчества. Общепринятая теория состоит в том, что он использовал своих вымышленных принцесс-детей как метафору детской невинности, которую он сам потерял в детстве.
![](https://kulturologia.ru/files/u18214/HenryDarger11.jpg)
Поэтому многие воспринимают работу Генри как полуавтобиографическую и интерпретируют её как его потребность защитить детей от "гланделинцев" реальной жизни. Например, авторитетные деятели детского дома и приюта не справились со своими обязанностями по уходу и воспитанию уязвимых детей, находящихся под их опекой.
Наследие
![](https://kulturologia.ru/files/u18214/HenryDarger13.jpg)
Творчество Генри - прекрасный пример того, как искусство может быть использовано для передачи мощного и значимого повествования как для художника, так и для аудитории. После его смерти художник-аутсайдер получил значительное признание и известность. Его работы были представлены на выставках в авторитетных музеях. Его работы также включены в постоянные коллекции Музея современного искусства и Музея американского народного искусства, расположенного в Нью-Йорке.
"Творчество Генри - прекрасный пример того, как искусство может быть использовано для передачи мощного и значимого повествования как для художника, так и для аудитории. После его смерти художник-аутсайдер получил значительное признание и известность..." и далее... читаю и думаю, живет художник (и в общем-то не короткую жизнь), работает уборщиком, никому не нужен "до лампочки", помер, наследников нет - вывод "значительное признание и известность", продажи (кому?) за сотни тысяч долларов(!), галерейщики))), бизнес))) ничего личного...
Еще отличные персонажи:
Александр Лобанов, близь Ярославля:
http://medpsy.ru/climp/2014_2_4/article10.php
Олег Митасов, Харьков:
https://www.057.ua/news/3148170/rascarapannye-steny-muzej-v-kommunalke-i-smert-v-psihuske-istoria-harkovskoj-legendy-olega-mitasova-foto
Фома Яремчук:
https://tanjand.livejournal.com/2839034.html и еще Википедия. Вот диапазон судеб!
Не-е, нам западных подавай!)
лайфхАки в области успешного успеха - штука полезная...
(иногда)
но два пункта меня, всёштаки, смушЩАют:
1• очень соблазнительно стать знаменитым худОжнегом-миллиардЁром...
но, нахренА оно сдалОсь, если это всё
ПОСМЕРТНО-?!!!
2• а ещё за ради первого пункта - нужно переквалифицировацца в шЫзики и всю жЫзь вкалывать дворником, мусорщиком или "шнырЁм" со шваброй...
спасИПпки
при таком раскладе – чОТт не интересует СОВСЕМ
уж кАкнить сами пользуйтесь такими лайфхАками
😎