Выбор освещения.
Титульная иллюстрация — работа Виктора Панова, к поэме М. Ю. Лермонтова «Карнавал».
Эпиграфом к своей статье я сделал следующие слова Виктора Панова:
«Следующий этап — освещение, оно является одним из главных элементов в декоративном решении иллюстрации. Исходя из тематической заданности, художник может передаваемое действие помещать в залитое ровным светом пространство (в этом случае будет действовать собственный цвет предметов) или лучом света избирательно освещать нужные емуучастки и группы. Появляющиеся падающие тени — дополнительный элемент для организации цельного декоративного решения, ими можно перекрывать второстепенные детали, объединять разрозненные предметы и фигуры в единую группу. Работая над освещенностью, следует обратить внимание на силуэты вашей композиции. Чтобы изображение легче читалось, следует темные группы помещать на светлом фоне и наоборот.
К организованному распределению светлых и темных пятен композиции на плоскости надо отнестись с особым вниманием: они определяют декоративный строй, создают настроение — драматическое, напряженное или спокойно-уравновешенное. Светом, а если рисунок цветной, то и цветом, можно выделить смысловой центр иллюстрации, ослабить второстепенные детали, собрать все фигуры и предметы в единый ансамбль, где ни одна деталь не мешает выразить главную мысль, а лишь дополняет ее, развивает, обогащая замысел».
© «Юный художник», 1988 год, № 11. Статья «Работа над иллюстрацией».
И так, начнем, с Божьей помощью.
Правильно выбранное и правильно поставленное освещение может помочь решению как творческой, так и учебной задачи.
1. Условный свет и условная тень.
В средние века европейские художники рисовали в основном по воображению.
В их мировоззрении — все то, что было создано Богом, излучало свет. Тень же, была от дьявола. Она обволакивала все сотворенное, подобно злу и искушениям. Самым страшным считалась падающая тень. Вы не увидите ее ни на иконах, ни в книжных миниатюрах того времени.
Метод работы над изображением словно иллюстрировал этот взгляд на бытие.
Смотрите. После нанесения рисунка на белую основу, необходимый тон набирался постепенно тонкими полупрозрачными мазками (цвета умбры коричневой). Даже в самых темных местах, из-под глубины многослойных лессировок светилась белая основа. Цвет вводился на самой последней стадии работы.
В настоящее время, подобный взгляд на природу света, удачно используется в иллюстрациях к детской литературе.
2. Рассеянный свет.
Леонардо да Винчи один из первых, кто стал экспериментировать с источниками освещения. Особое предпочтение он отводил рассеянному, «сумеречному» свету. Окна в своей мастерской художник завешивал шторами. Своим ученикам он советовал рисовать не модель, а воздух, находящийся между художником и моделью, так называемое «сфумато».
Особенно выигрышной постановкой он считал, когда освещенная часть модели контрастировала с более темным фоном, а ее темная часть с более светлым фоном. (Позже, многие художники поступали наоборот и делали это убедительно красиво).
Рассеянный свет особенно привлекает живописцев своим богатством цветовых оттенков.
3. Резкий свет и резкая тень на темном фоне.
Караваджо, будучи реалистом, до последней червоточины в яблоке, использовал прямой источник освещения. Мастерская художника в Риме располагалась в просторном полуподвальном помещении. Резкий свет из окна или от факела ярко освещали модель, создавая густые собственные тени, которые часто сливались с темным, «пещерным» фоном.
4. О том, как прямой и отраженный свет заставили тень удивительным образом лепить форму.
Питер Пауэл Рубенс, восхищаясь работами Караваджо, также начнет использовать прямой источник освещения. Вот только темный фон и густые тени никак не устраивали будущего короля живописцев и живописца королей. Рубенс со стороны тени установит отражатель. Собственная тень, словно зажатая между прямым светом и отраженным, преломлялась по форме модели и позволяла вылепить ее с большим пониманием.
Этот тип освещения был принят на вооружение всеми европейскими академиями художеств. Так что, вскоре его стали называть — «академическим».
5. О том, как тень стала лепить форму под воздействием двух источников света: теплого и холодного.
Андерс Цорн в своей работе «Девушки в бане» (1906 год) осветил своих двух моделей двумя источниками освещения: холодным из окна и горячим из печки. Сколько жизни в игре теплых и холодных оттенков на мокрых обнаженных телах девушек!
С появлением цветного кино, в Голливуде этот тип освещения будут настолько часто использовать, что сегодня все, кто имеет дело со светом, называет его — «голливудским».
Да, любил Цорн ходить в баню с девушками и этюдником., что очень его жена не одобряла, к слову сказать. А эту картину, я видел в подлиннике. Случайно как-то попал на выставку его картин в 81 году, и это было — одно из моих величайших открытий.
Вячеслав, спасибо!!!!!
Спасибо!
Лена, Bahauddn, пожалуйста.
продолжение будет? про контровой свет хочется, про искусственный (типа лампы или свечи).
спасибо за блоги, ваши самые интересные
Спасибо Анна!
Про контровой свет (мастером которого является иллюстратор Николай Устинов, искусственный и свет пропущенный, сквозь преграду — воду, витраж, тюль и пр. напишу обязательно.
Вспомнил, что еще обещал Николю Фомину показать работы Николая Устинова.
Чего это только Николаю, всем покажите)). Мне еще про свет сквозь листья, крону деревьев интересно
И через воду, да. «Садко», например
Всем, конечно. Сейчас не успеваю работу сдать. Зарекался не ходить на форум, но как перед Новым годом зашел и пропал.))) Не знаю, как к работе вернуться.
Как сдам работу, обязательно напишу.
Спасибо большущее!
Есть ещё скульптурный свет, здесь я его не увидел)))
Но тема очень понравилась!
Про Микеланджело и скульптурный свет, конечно, отдельный разговор.
это те вещи, которые должен знать каждый художник (как 2×2=4) ещё на стадии рисования кубиков, шаров и тетраэдэров.
общаясь с художниками (периодически — как работодатель) — часто обнаруживал непроходимую необразованность (даже тех кому за 30лет) — в самых простых вещах. И у меня часто просто не хватало терпения и сил объяснять, почему то, что принёс молодой иллюстратор — полная лажа, низкий ширпотреб и оправдание, что — «ну все же сейчас так рисуют…» — скорее доказательство несостоятельности, чем оправдание.
по этому -такие вот Ваши блоги, Вячеслав, считаю весьма полезными и необходимыми для повышения культурного уровня среди коллег.
спасибо Вам за это
Станислафф, как часто, в высших художественных заведениях, равнодушный преподаватель ставит модель, из окна на нее падает утренний рассеянный свет (т. е. идеально для решения живописных задач), но ставится задача — покрепче вылепить форму.
Чтобы покрепче вылепить форму, эту форму хорошо бы осветить, как это делал Рубенс, тем самым на 50% облегчить ее понимание.
Действительно интересный блог, Спасибо вам. Я сам нередко становлюсь «заложником"натуры или фото, абсолютно забывая о освещении и о «лепке» формы, спасибо;)
Благодарю Вячеслав за полезные тезисы
Интересная тема! Спасибо.
Вот ещё по освещению немножко:http://dizainpersonaja.livejournal.com/12766.html
Дмитрий, спасибо большое за ссылку!
С утра, для вдохновения, решил посмотреть чего-нибудь под утренний кофе. И вот что нашел.
Давид Лигаре, современный художник, мне напомнивший отца классицизма Николя Пуссена, а так же отцов советского сурового реализма Петра Оссовского и Виктора Иванова.
Но вот, для чего я о нем заговорил здесь. Обратите внимание, что художник в своем творчестве пользуется только одним источником света, с боку.http://www.davidligare.com/paintings.html
Здорово, немного жестко показалось. Ныряльшик понравился в конце, но там движение должно быть волнообразнее. Я сам ныряльшик, это движение на себе испытывал, и если его поймаешь. то суть красоты ныряния!)))
Еще один важный момент, вспомнил упомянув выше о Н. Пусене, П. Оссовском, В. Иванове и Д. Лигаре.
Есть такая поговорка у реалистов «Свет съедает цвет». Т. е. в тенях предметы цветные, а на свету цвета становятся более монохромными.
У Пуссена, Оссовского и Виктора Иванова — наоборот. Свет — выявляет цвет.
Виктор Иванов читал у нас в институте лекции. Ему, к сожалению, не дали взять группу учеников и преподавать.
Вот его интереснейшая статья. Кто не читал, очень рекомендую.http://www.lulko.ru/v__ivanov
Еще раз спасибо, у вас очень полезные блоги. Хотелось прочитать блог о рисование формой.
+