Выбор освещения.

Main original

Титульная иллюстрация — работа Виктора Панова, к поэме М. Ю. Лермонтова «Карнавал».

Эпиграфом к своей статье я сделал следующие слова Виктора Панова:

«Следующий этап — освещение, оно является одним из главных элементов в декоративном решении иллюстрации. Исходя из тематической заданности, художник может передаваемое действие помещать в залитое ровным светом пространство (в этом случае будет действовать собственный цвет предметов) или лучом света избирательно освещать нужные емуучастки и группы. Появляющиеся падающие тени — дополнительный элемент для организации цельного декоративного решения, ими можно перекрывать второстепенные детали, объединять разрозненные предметы и фигуры в единую группу. Работая над освещенностью, следует обратить внимание на силуэты вашей композиции. Чтобы изображение легче читалось, следует темные группы помещать на светлом фоне и наоборот.

К организованному распределению светлых и темных пятен композиции на плоскости надо отнестись с особым вниманием: они определяют декоративный строй, создают настроение — драматическое, напряженное или спокойно-уравновешенное. Светом, а если рисунок цветной, то и цветом, можно выделить смысловой центр иллюстрации, ослабить второстепенные детали, собрать все фигуры и предметы в единый ансамбль, где ни одна деталь не мешает выразить главную мысль, а лишь дополняет ее, развивает, обогащая замысел».

© «Юный художник», 1988 год, № 11. Статья «Работа над иллюстрацией».

И так, начнем, с Божьей помощью.

Правильно выбранное и правильно поставленное освещение может помочь решению как творческой, так и учебной задачи.

Комментарии40
avatar

1. Условный свет и условная тень.

В средние века европейские художники рисовали в основном по воображению.

В их мировоззрении — все то, что было создано Богом, излучало свет. Тень же, была от дьявола. Она обволакивала все сотворенное, подобно злу и искушениям. Самым страшным считалась падающая тень. Вы не увидите ее ни на иконах, ни в книжных миниатюрах того времени.

Метод работы над изображением словно иллюстрировал этот взгляд на бытие.

Смотрите. После нанесения рисунка на белую основу, необходимый тон набирался постепенно тонкими полупрозрачными мазками (цвета умбры коричневой). Даже в самых темных местах, из-под глубины многослойных лессировок светилась белая основа. Цвет вводился на самой последней стадии работы.

В настоящее время, подобный взгляд на природу света, удачно используется в иллюстрациях к детской литературе.

5 Январь 2012, 15:24
avatar

2. Рассеянный свет.

Леонардо да Винчи один из первых, кто стал экспериментировать с источниками освещения. Особое предпочтение он отводил рассеянному, «сумеречному» свету. Окна в своей мастерской художник завешивал шторами. Своим ученикам он советовал рисовать не модель, а воздух, находящийся между художником и моделью, так называемое «сфумато».

Особенно выигрышной постановкой он считал, когда освещенная часть модели контрастировала с более темным фоном, а ее темная часть с более светлым фоном. (Позже, многие художники поступали наоборот и делали это убедительно красиво).

Рассеянный свет особенно привлекает живописцев своим богатством цветовых оттенков.

5 Январь 2012, 15:26
avatar

3. Резкий свет и резкая тень на темном фоне.

Караваджо, будучи реалистом, до последней червоточины в яблоке, использовал прямой источник освещения. Мастерская художника в Риме располагалась в просторном полуподвальном помещении. Резкий свет из окна или от факела ярко освещали модель, создавая густые собственные тени, которые часто сливались с темным, «пещерным» фоном.

5 Январь 2012, 15:27
avatar

4. О том, как прямой и отраженный свет заставили тень удивительным образом лепить форму.

Питер Пауэл Рубенс, восхищаясь работами Караваджо, также начнет использовать прямой источник освещения. Вот только темный фон и густые тени никак не устраивали будущего короля живописцев и живописца королей. Рубенс со стороны тени установит отражатель. Собственная тень, словно зажатая между прямым светом и отраженным, преломлялась по форме модели и позволяла вылепить ее с большим пониманием.

Этот тип освещения был принят на вооружение всеми европейскими академиями художеств. Так что, вскоре его стали называть — «академическим».

5 Январь 2012, 15:29
avatar

5. О том, как тень стала лепить форму под воздействием двух источников света: теплого и холодного.

Андерс Цорн в своей работе «Девушки в бане» (1906 год) осветил своих двух моделей двумя источниками освещения: холодным из окна и горячим из печки. Сколько жизни в игре теплых и холодных оттенков на мокрых обнаженных телах девушек!

С появлением цветного кино, в Голливуде этот тип освещения будут настолько часто использовать, что сегодня все, кто имеет дело со светом, называет его — «голливудским».

5 Январь 2012, 15:30
avatar
Вадим Войтехович
Вячеслав Люлько
0

Да, любил Цорн ходить в баню с девушками и этюдником., что очень его жена не одобряла, к слову сказать. А эту картину, я видел в подлиннике. Случайно как-то попал на выставку его картин в 81 году, и это было — одно из моих величайших открытий.

5 Январь 2012, 17:28
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Вадим Войтехович
0

Да, уж,))) был, кстати, замечательный фильм в конце 90-х про Цорна.

Там жена с гостями обедают за летним столом на природе, а маэстро в бане живописит. И модель его то смеется, то стонет неприлично.

5 Январь 2012, 17:33
avatar

Вячеслав, спасибо!!!!!

5 Январь 2012, 16:22
avatar

Спасибо!

5 Январь 2012, 17:05
avatar

Лена, Bahauddn, пожалуйста.

5 Январь 2012, 17:28
avatar

продолжение будет? про контровой свет хочется, про искусственный (типа лампы или свечи).

спасибо за блоги, ваши самые интересные

5 Январь 2012, 20:32
avatar

Спасибо Анна!

Про контровой свет (мастером которого является иллюстратор Николай Устинов, искусственный и свет пропущенный, сквозь преграду — воду, витраж, тюль и пр. напишу обязательно.

Вспомнил, что еще обещал Николю Фомину показать работы Николая Устинова.

5 Январь 2012, 20:46
avatar

Чего это только Николаю, всем покажите)). Мне еще про свет сквозь листья, крону деревьев интересно

И через воду, да. «Садко», например

5 Январь 2012, 20:49
avatar

Всем, конечно. Сейчас не успеваю работу сдать. Зарекался не ходить на форум, но как перед Новым годом зашел и пропал.))) Не знаю, как к работе вернуться.

Как сдам работу, обязательно напишу.

5 Январь 2012, 21:02
avatar

Спасибо большущее!

5 Январь 2012, 21:53
avatar

Есть ещё скульптурный свет, здесь я его не увидел)))

Но тема очень понравилась!

5 Январь 2012, 23:01
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Служаев Виктор
0

Про Микеланджело и скульптурный свет, конечно, отдельный разговор.

6 Январь 2012, 04:26
avatar

это те вещи, которые должен знать каждый художник (как 2×2=4) ещё на стадии рисования кубиков, шаров и тетраэдэров.

общаясь с художниками (периодически — как работодатель) — часто обнаруживал непроходимую необразованность (даже тех кому за 30лет) — в самых простых вещах. И у меня часто просто не хватало терпения и сил объяснять, почему то, что принёс молодой иллюстратор — полная лажа, низкий ширпотреб и оправдание, что — «ну все же сейчас так рисуют…» — скорее доказательство несостоятельности, чем оправдание.

по этому -такие вот Ваши блоги, Вячеслав, считаю весьма полезными и необходимыми для повышения культурного уровня среди коллег.

спасибо Вам за это

5 Январь 2012, 23:02
avatar

Станислафф, как часто, в высших художественных заведениях, равнодушный преподаватель ставит модель, из окна на нее падает утренний рассеянный свет (т. е. идеально для решения живописных задач), но ставится задача — покрепче вылепить форму.

Чтобы покрепче вылепить форму, эту форму хорошо бы осветить, как это делал Рубенс, тем самым на 50% облегчить ее понимание.

6 Январь 2012, 04:24
avatar
STANiSLAFF
Вячеслав Люлько
0

я имел ввиду примерно это:

— будучи (иногда) заказчиком — имел возможность лицезреть такие вот работы

— КАК-???!!! КАКИМИ СЛОВАМИ ОБЪЯСНИТЬ иллюстратору, КОТОРЫЙ В ПРИНЦИПЕ НЕ ПОНИМАЕТ, ДО КАКОЙ СТЕПЕНИ ЭТО БЕЗГРАМОТНО И НЕ ТАЛАНТЛИВО.

для тех, кто не понял — поясню очевидное — рука спайдермена «влиплпа " в его же торс, обе фигуры слиплись как две бесформенные кляксы. Фон — просто чертёж, никак не играющий на героев… и это только начало длинного списка косяков.

А молодой иллюстратор лишь встаёт в позу: я рисовал с фото! у меня всё точно!

это отсутствие таланта? или должного образования, когда никто не объяснил, что есть хорошо, а что — наоборот, никто не сказал человеку о тех простых вещах — о важности освещения (в этом блоге)

ПС: в примере использована работа не с этого сайта, чтоб никто не начал скандалить.

6 Январь 2012, 06:51
avatar
Анна
STANiSLAFF
0

Станислав, при всем уважении, между иллюстрацией (а тем более комиксом) и академической живописью все же есть разница.

Вот на приведенном вами примере, конечно, куча недостатков, но те, что вы указали относятся, скорее, к классической живописи. Ну и что, что рука влипла — он на втором плане и должен быть менее активным, обе фигуры объединены в одно грозное пятно, летящее на зрителя, и не надо их дробить, так эффект сильнее.

Мне кажется, что отечественная привычка к излишнему натурализму зачастую мешает свободной стилизации и пониманию, что есть и другие способы подачи изображения.

6 Январь 2012, 13:25
avatar
STANiSLAFF
Анна
0

Anna Skansen

как же всё ужасно то-!!!

комикс — ровно так же, как и любой другой жанр — в равной степени зависит от элементарных (но необходимых) вещей, упомянутых в этом блоге.

Ну вот Вам пожаллста — те же комиксы в пример

НИКАКОГО ТУТ НАТУРАЛИЗМА НЕ ТРЕБУЕТСЯ — ТОТ ЖЕ САМЫЙ СТИЛЬ, и почему вот тут у меня не возникает вопросов к умению работать с освещением-???

— как можно заметить — это не академическая живопись, но — и с освещёнкой и с выразительностью рисунка — порядок.

сравните и почувствуйте разницу, и если КОМУ её не видно — тогда всё ооочень плохо…

Константин Новосадов — я знал, что Вы поймёте о чём я — спасибо!

ПО ВАШИМ РАБОТАМ ВИДНО, ЧТО «ШАРИТЕ В ТЕМЕ»

6 Январь 2012, 23:04
avatar
Анна
STANiSLAFF
0

ну куда уж остальным, видимо. простите что влезла в ваш разговор для посвященных

7 Январь 2012, 00:07
avatar
STANiSLAFF
Анна
0

ANNA-!

ДА БРОСЬТЕ — КАК РАЗ — ЕСЛИ ОНО ХОТЬ КАК-ТО ПОДВИГНЕТ ХУДОЖНИКОВ РИСОВАТЬ — ПРОФЕССИОНАЛЬНЕЕ — ЗНАЧИТ — НЕ ЗРЯ НАПИСАНО.

ОНОЖ ТУТ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБ ПОУМНИЧАТЬ НА РОВНОМ МЕСТЕ И ВОЗВЕЛИЧИТЬСЯ В СВОЁМ РАЗБУХШЕМ ТЩЕСЛАВИИ.

ЕШьТЕ НА ЗДОРОВЬЕ, ПОКА ГОРЯЧЕЕ И СМАЧНО ЖМАКНИТЕ ТУДЫ — ПОВАРЁЖКУ СМЕТАНЫ

:0)

7 Январь 2012, 00:14
avatar
Анна
STANiSLAFF
0

Станислав, есть два способа вести полемику — один — это высказывать свою точку зрения, и аргументировать ее, а второй «если КОМУ её не видно — тогда всё ооочень плохо…». Ну, т. е. ешьте, что дают, и нечего тут. При такой подаче, даже со сметаной, выглядит не очень. И примеры ваши последние, кстати, вполне себе живописны, даже вон, два источника света теплый и холодный.

7 Январь 2012, 00:55
avatar
STANiSLAFF
Анна
0

ну, если Вы разницу всё-такивидите-то всё в порядке — нет никакого повода напрягаться. К Вам лично — никаких претензий не может быть в принципе.

(даже при наличии цвета — это всёравно по определению — графика — ибо это — иллюстрации — раз, и КОМИКС — это два) — не я придумал эту классификацию.

но, так как тема как раз совпала с ожесточёнными спорами «за пределами енета» по тем же вопросам — вживую, от сюда заметно плохо скрываемые воинственные речи с моей стороны, ибо «вживую» — приходится доказывать свою правоту чуть ли не с кулаками (хорошо, что при мне мои почти 2 метра роста и вес в обществе — более ста кг) — здорово помогает в спорах…

:0)

но, согласитесь, когда (в реале) встречаешь очередного художника, у которого самомнения выше йЁфелевой башни, а показывает опять то же, что я показал в качестве примера — дурного рисования — это приводит в бешенство даже ультраспокойного человека, а уж «Гвардейца Короля» — «включает» на всю электрокатушку — рубать палаш0 м на право и налево.

тестостерон — мать ево — не испаряется никак…

и в одном Вы прАвы — постараюсь не окрашивать свои АРТ-примеры эмоциональными зарядами (громом и молнией)

а это для меня почти не выполнимая задача

:0)

7 Январь 2012, 01:25
avatar

Действительно интересный блог, Спасибо вам. Я сам нередко становлюсь «заложником"натуры или фото, абсолютно забывая о освещении и о «лепке» формы, спасибо;)

6 Январь 2012, 16:45
avatar

Благодарю Вячеслав за полезные тезисы

6 Январь 2012, 20:21
avatar

Интересная тема! Спасибо.

Вот ещё по освещению немножко:http://dizainpersonaja.livejournal.com/12766.html

7 Январь 2012, 07:49
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Дмитрий Тараторин (TarXor)
0

Дмитрий, спасибо большое за ссылку!

8 Январь 2012, 11:04
avatar

С утра, для вдохновения, решил посмотреть чего-нибудь под утренний кофе. И вот что нашел.

Давид Лигаре, современный художник, мне напомнивший отца классицизма Николя Пуссена, а так же отцов советского сурового реализма Петра Оссовского и Виктора Иванова.

Но вот, для чего я о нем заговорил здесь. Обратите внимание, что художник в своем творчестве пользуется только одним источником света, с боку.http://www.davidligare.com/paintings.html

8 Январь 2012, 11:08
avatar
Служаев Викторpro
Вячеслав Люлько
0

Здорово, немного жестко показалось. Ныряльшик понравился в конце, но там движение должно быть волнообразнее. Я сам ныряльшик, это движение на себе испытывал, и если его поймаешь. то суть красоты ныряния!)))

8 Январь 2012, 17:40
avatar

Еще один важный момент, вспомнил упомянув выше о Н. Пусене, П. Оссовском, В. Иванове и Д. Лигаре.

Есть такая поговорка у реалистов «Свет съедает цвет». Т. е. в тенях предметы цветные, а на свету цвета становятся более монохромными.

У Пуссена, Оссовского и Виктора Иванова — наоборот. Свет — выявляет цвет.

Виктор Иванов читал у нас в институте лекции. Ему, к сожалению, не дали взять группу учеников и преподавать.

Вот его интереснейшая статья. Кто не читал, очень рекомендую.http://www.lulko.ru/v__ivanov

8 Январь 2012, 11:40
avatar
Bahauaddinbek
Вячеслав Люлько
0

Еще раз спасибо, у вас очень полезные блоги. Хотелось прочитать блог о рисование формой.

8 Январь 2012, 16:28
avatar

Спасбо! Рисование формой, без предварительного рисунка, как делали поздний Тициан, Шарден, Сезанн?

8 Январь 2012, 17:08
avatar
Bahauaddinbek
Вячеслав Люлько
0

Рисование формой о котором говорил Чистяков Павел Петрович

Я отрывками читал. но думаю не до конца понял идею.

8 Январь 2012, 17:16
avatar

Надо, по хорошему, чистяковской школе отдельный блог посвятить.

8 Январь 2012, 17:27
avatar
Bahauaddinbek
Вячеслав Люлько
0

Спасибо, буду ждать с нетерпением

Стасов называл Чистякова «всеобщим педагогом русских художников». «Вы — наш общий и единственный учитель» (Репин).

8 Январь 2012, 18:20
avatar
Bahauaddinbek
Bahauaddinbek
0

»

8 Май 2012, 22:23
avatar

+

16 Январь 2012, 17:35