Вопрос к акварелистам
Уважаемые акварелисты! Прошу помочь советом.
Я хочу спросить, как вы выпрямляете бумагу, когда
акварель уже написана? Сразу уточню, что подразумеваю бумагу
плотностью 300 грамм на квадратный метр Также я знаю, что
мелкие работы выпрямляются сами по себе в отличие от больших
работ (особенно А2 и А1).
Я знаю 5 способов:
1. Натянуть работу на планшет во влажном состоянии. Я этим
способом не пользуюсь, но есть опыт натягивания бумаги на
планшет во время обучения, думаю, что бумага станет идеально
ровной. МИНУС: надо либо иметь много планшетов разных
размеров и пропорций либо часть бумаги будет срезаться и
выбрасываться.
2. Наклеить влажную чистую бумагу на планшет до начала
работы. МИНУС: при работе по-сырому образуются впадины,
в которые затекают излишки воды и краски, т. е. ровного фона
ждать не приходится.
3. Закрепить ещё влажную бумагу малярным скотчем (который
идеально отрывается от бумаги 100% хлопок и сдирает кусочки
верхнего слоя от целлюлозной бумаги. Как ведет себя скотч с
бумагой 50% хлопка, 50% целлюлозы не знаю). МИНУСИЩЕ:
у меня вообще не получилось, т. е. по мере высыхания бумага
вырывается из-под скотча (даже 50 мм шириной) и получается
неровной.
4. Положить под пресс. Влажная бумага чуть влажной и остается,
даже если перекладывать её сухими листами бумаги или сухой
тканью и опять становиться кривоватой, когда вынута из-под пресса.
Сухая бумага под прессом остается прежней.
5. Влажная бумага наклеивается на планшет клеем “Момент
влагостойкий”, после высыхания срезается. МИНУС: отрезается
несколько сантиметров или остаются следы клея на обратной
стороне. Пользуюсь в основном этим способом, но далеко не
всегда получается идеально, искривления всё равно есть, сразу
или через некоторое время.
Я всегда натягиваю бумагу на планшет. Пишу в основном на "скорлупке". Нет проблем. Срезаю акварель с планшета, листы ровные, даже те, которым лет сорок.
Спасибо! Значит, Ваш вариант - №1. Может быть, ещё кто-нибудь откликнется....
Я сухую бумагу приклеиваю 3М-ским малярным скотчем в 2 слоя с нахлестом на полистирол, оставляю запас на обрез побольше на случай, если верхний слой захочет отрываться. Сильную сырость я не развожу, по сырому только первая заливка. Потом сушу феном - все быстро и ровно натягивается. Далее в процессе тоже сушу краску феном, это существенно ускоряет работу и бумага почти не деформируется
Спасибо!
4. Пульверизатором с обратной стороны и под пресс до полного высыхания.
6. Гуммированная бумажная лента. Ею удаётся фиксировать размоченную бумагу на плоскости без загибания листа по рёбрам планшета. Отклеить от бумаги её получится и потребуется отрезать от листа полоски в 1-2 см, в зависимости от размеров листа. К фанере она клеится хорошо, а от пластика отскакивает после высыхания.
7. Утюг.
8. Есть ещё "стираторы" разнообразных конструкций: рамки, типа пялец для вышивания, которые заживают размоченный лист. Этот вариант тоже "отъедает" полоски бумаги по сторонам листа. Сам никогда не пользовался, но помню, что подольские стираторы продавались в худсалонах и были включены в комплектацию некоторых акварельных этюдников. Сейчас есть зарубежные "вариации на тему": пластиковый планшет с полосками алюминия, которые прижимают лист по сторонам планшета.
Я разные идеи приспособлений для рисования собираю в подборке на Пинтересте, там есть несколько стираторов: https://www.pinterest.ru/artbat/plein-air-easel/
Для меня только планшеты. Штук 20 разного размера, только нужно брать фанерные, оргалитовые дешевле, но "провисают" быстро. Натягиваю степлером, 3-5 минут и готово. После срезания работы листы идеально ровные, пользуюсь в основном рулонной бумагой от 300г/м до 600г/м.
Спасибо!
Спасибо! Хочу уточнить, что в варианте 4 как раз и не происходит полного высыхания. Чуть влаги остаётся даже через 2 дня.
Насчет утюга была мысль, но я подумала, вдруг краски негативно отнесутся к высокой температуре....
При помощи гуммированной бумажной ленты у Вас получается фиксировать именно бумагу 300 г, хлопок 100% большого размера? Где её искать - в хозяйственном магазине, в художественном или строительном?
4. Это музейный метод. Акварель оставляют под прессом до полного высыхания. Ускорить высыхание можно многочисленными слоями рыхлой бумаги с обеих сторон выпрямляемой акварели.
7. Да, некоторые нестойкие органические пигменты могут пострадать, я в основном такие убрал из палитры. В режиме отпаривания на небольшой температуре с обратной стороны через лист бумаги.
6. Гуммированная лента напоминает ту, которой в советское время заклеивали окна на зиму. Для художественных работ (типа безкислотную), я покупал на Ebay, очень похожую крафтовую для заклеивания картонных коробок китайцы продают на Али.
На ДжексонсАрт:
https://www.jacksonsart.com/handover-gummed-brown-paper-tape-2-in
Благодарю!
Для акварели использую планшет (оргстекло + деревянный подрамник)
фиксация краёв бумаги --> 4 отдельные накладные деревянные планки на винтах - (крепятся по торцам подрамника) просто, быстро и бумага никогда не выскакивает
(вся приспособа самодельная)
Если надо выровнять лист, то использую обычный парогенератор (для отпаривания одежды) - увлажняет равномерно и бережно - в отличии от пульверизатора - с листа не течёт, нет риска испортить лицевую сторону (с готовой акварЕлькой)) и - уровень влажности контролируется с высокой степенью точности - что бы лист натянулся, как барабан, но при этом, что бы не порвало на куски
рецепт нашёл методом научного "ты́ка" - ни разу не подвёл.
😊
Спасибо! Да, пульверизатор недостаточно деликатный, крупнозернистые краски поднимаются с бумаги и разносятся по бумаге, иногда до состояния "испортила работу".
Спасибо за идею с парогенератором!
...на планшет из алюкобонда (без всякой рамы) кладу хб. тряпку мокрую, разглаживаю, далее на неё мокрую с двух сторон бумагу, под бумагой воды много, выгоняю пузыри (как у Елены Базановой))). Потом пишу. Верхний слой высыхает, краска фиксируется. Далее тряпку убираю, раскладываю на том же планшете бумагу, сверху лист бумаги сухой, сверху ещё один планшет из алюкобонда и груз. Сушу долго, постепенно, сухую бумагу можно менять. Можно по мере высыхания малярным скотчем бумажным края можно фиксировать, а можно и нет. Высыхает ровно даже бумага 200 г/м из целлюлозы... Пишу обычно на формате А2.
Спасибо! Хотелось бы уточнить. Материал алюкбонд, наверное, близок к оргстеклу? Следы краски на сухом листе не отпечатываются, забирая часть у работы (по-моему, есть такая опасность там где акварель лежит достаточно густо)? Сушите как долго? Мне пары дней не хватило, чуть влаги всё равно оставалось.
+