- Виктор, как вы стали иллюстратором?
Виктор Меламед – иллюстратор, рисовавший для десятков различных изданий, в том числе для NewYorker и российского Rolling Stone. На его счету свыше 100 обложек для книг издательства «Эксмо». Виктор преподает в Британской школе дизайна в Москве, курирует двухгодичный курс иллюстрации, а также интенсивные курсы по ней. Сегодня Виктор Меламед отвечает на вопросы Zillion.
- Виктор, как вы стали иллюстратором?
Я стал иллюстратором, срисовывая работы других иллюстраторов. Начал в 1997 году, все еще обучаясь на бухгалтера в МИИТе, в результате и был отчислен.
Исключительно иллюстратором я не работал, ну может, полгода в общей сложности за пятнадцать лет – всегда это было дополнением к дизайнерской работе. Везде, где можно, я пытался выехать на рисовании: в книжной обложке, в рекламе и так далее.
- Что для вас сложнее, рисовать или преподавать?
Трудно сказать. Что сложнее – играть в теннис или готовить еду? Я начал преподавать, когда мне показалось, что я что-то понял в иллюстрации. Как только мне стало казаться, что я что-то понял в преподавании, оказалось, что ничего не понимаю в иллюстрации. Все непросто.
- Ваш мастер-класс называется «Иллюстрация как хокку». Что вы вкладываете в это понятие?
Хокку – это короткий текст, описывающий то, что поэт увидел своими глазами. Классическое хокку представляет собой строгое наблюдение за природой, но в нем также необходим какой-то конфликт, противопоставление. Хокку – это искусство сказать очень мало и при этом очень много, одной деталью выразить что-то поэтичное или остроумное.
Мне кажется очень важным то, что остается от иллюстрации, если убрать визуальное, внешнее и попробовать пересказать ее словами. Получится ли из нее хокку – уже хороший тест. Если иллюстратор хотя бы задумывается об этом, его работа гарантированно становится гораздо интереснее.
- Виктор, можно ли уловить грань между творчеством и бизнесом?
Между творчеством и бизнесом нужно искать не грани, а, наоборот, связи – то есть наводить мосты. Как заниматься творчеством так, чтобы это еще и приносило деньги? Интернет дает возможность любому творческому работнику найти подходящую аудиторию, другое дело, способен ли он с ней общаться, слушать ее, меняться, не жертвуя своими творческими задачами.
- В чем польза визуального мышления для обычного делового человека?
Визуальное мышление – синоним образного мышления. Когда Жванецкого спросили, что такое чувство юмора, он ответил: юмор – это просто ум и еще чувство ритма. Так вот, образное мышление – это просто развитое мышление. Все мы легко считываем, скажем, пиктограммы, и научиться объясняться рисунками – все равно что выучить иностранный язык. Причем язык уже наполовину известный – болгарский например.
- Дайте, пожалуйста, несколько простых рекомендаций для развития визуального мышления.
Принимая любое важное решение, нарисуйте схему, придумайте значки для важных аспектов вопроса и аргументов. Сначала все это будет выглядеть ужасной путаницей – возьмите чистый лист и срисуйте набело, добиваясь максимальной ясности. Вы увидите, как четкость визуального изложения превратится в ясность мысли.
Вообще, рисуйте как можно чаще – наброски с людей, предметов, буквы, чудовищ и так далее. Начните с элементарного – «палка, палка, огуречик». «Палочного» человечка все умеют рисовать. Чтобы перейти на следующий уровень, не стоит по очереди осваивать рисование одного предмета за другим. Наоборот, могу посоветовать рисовать быстрые каракули, на раз-два-три, меняя направление и характер движения руки, как в клипе Fat Boy Slim «Push the Tempo» и потом в них искать сюжет. Главное – не делать из них рожицы, это слишком просто. Нужно искать сюжет или хотя бы какого-то персонажа, который делает что-то. Дико полезно.
Рисование – мощный способ познания, и постепенно вы начнете пользоваться глазами по-другому.
Работая с какой-то презентацией, с любой сложной темой, не бойтесь, что ваш рисунок будет выглядеть как-то не так. Не путайте умение говорить на другом языке с оперным пением, ваша задача – просто объясниться.
Используйте универсально понятные символы, иначе есть риск запутать самого себя. Главное – не значки, а связи между ними. Присвойте разные цвета и формы стрелок разным отношениям между объектами. Чаще отступайте от листа, оставляйте много пустого места.
Классический пример визуального изображения сложной информации – обычный двумерный график. Часто без него просто не обойтись.
Изучайте работы профессионалов. Я большой поклонник команды Scriberia и Дэна Портера в частности. Их работы – замечательный пример остроумия и ясности.
- Как вы считаете, где сейчас востребован скрайбинг? И насколько важна история при его создании?
Востребован он сейчас меньше, чем мог бы. Надеюсь, это изменится. Часто задача скрайба (человека, который создает скрайбинг) – не красивую картинку нарисовать (хотя неплохо бы), а помочь публике научиться говорить на этом языке. Скрайбинг – сам по себе образовательный инструмент. На своих лекциях я все время рисую, мой скетчбук переполнен схемами.
История в скрайбинге – это и есть то, что обсуждается на мероприятии, то, что скрайбу предстоит перевести на язык картинок. В этом смысле история– самое важное.
- Какими качествами должен обладать современный иллюстратор?
В первую очередь современный иллюстратор должен иметь привычку смотреть по сторонам и уметь своим языком пересказывать происходящее вокруг. А во-вторых, иллюстратору необходимо учиться – у коллег и не только. Иллюстрация все сильнее смешивается с соседними дисциплинами, и чем более узко иллюстратор понимает свою профессию, тем меньше у него шансов выжить в профессии и сделать что-то по-настоящему интересное.
- Существует мнение, что у творческих людей есть проблемы с тайм-менеджментом. Есть ли у вас проверенные способы борьбы с творческой ленью и дедлайнами?
Проверенных способов нет, творческая работа действительно плохо организуется, если только речь не идет о каких-то простых и безопасных решениях. Но тогда речь не идет о творчестве. Меня спасает то, что я вообще быстро работаю и могу что-то соорудить в последние полчаса. Так что дело не в тайм-менеджменте, а просто в эффективных технологиях.
Спасибо:-)
да, спасибо, я "измами" занималась всегда^ просто не понимала этого, оказывается. )))
ну и рожа:) такому не рисовать,а людей убивать надо:)
Смешно.
вы его ещё живьём не слышали...сплошное тягомотное.. аааааа.....и сморкание носом. По сути раздуто и надуманно.
тут таких меламедов как сабакнерезаных
Мое субъективное мнение: скучный человек, который очень старается быть оригинальным. Ведь по сути, он какие-то совсем банальные вещи говорит. И этому же учит своих учеников.... за немаленькие деньги.
он плохо образован, отсюда и позиция соответствующая...
Не убедили. Ирина, а вам за подобные посты какой интерес здесь грядки окучивать? Здесь вроде бы народ взрослый, к чему эти старания? Вы как-то зачастили.....чего добиваетесь-то?
А Вам не все ли равно?