Вертикаль, горизонталь, и формат листа

Main original

Очередное маленькое эссе по основам композиции.

Тот же тескт в ЖЖ: http://2wx.livejournal.com/34576.html

I

На листе вертикаль означает пространство, а горизонталь - время. Это означает, что, выбирая для своего рисунка определённый формат, мы уже самим соотношением сторон листа заранее создаём у зрителя определённые ожидания: если лист вытянут горизонтально, зритель ожидает рассказ включающий несколько событий, если вертикально - одно событие, но рассмотренное пристально-подробно, как в кино при приближении камеры.

Рассмотрим на конкретном примере. Вот маленький рисунок "Похищение Европы". Я вписал его в свой любимый квадратный формат. Квадратный формат означает, что я в своём рисунке не собираюсь делать особого акцента ни на времени, ни на пространстве, что я уделяю им равную долю, не отдаю ни тому ни другому какого-либо особого преимущества.

"Похищение Европы",Ai/Bamboo
[2wx] Похищение Европы A013 - 900

Теперь несколько вытянем этот рисунок по горизонтали. (В данном случае я сделал это почти чисто механически, воспользовавшись тем, что, в отличие от человеческой фигуры, где важны пропорции, растянутый лес всё равно читается как  лес.)

"Похищение Европы",Ai/Bamboo, горизонтальный вариант
[2wx] Похищение Европы A013a - 950

По сравнению с квадратным форматом,  в горизонтально протянутом рисунке появился упор на временную составляющую. Рисунок поменял смысл. Теперь он не просто рассказывает нам о факте путешествия, но как бы упирает на то, каким д о л г и м было путешествие.

Вытянем рисунок аналогичным приёмом по вертикали.

"Похищение Европы",Ai/Bamboo, вертикальный вариант
[2wx] Похищение Европы A012b - 950

Теперь рисунок сосредоточивает зрителя на том, какое большое п р о с т р а н с т в о пришлось путешественниками преодолеть.

Вернёмся к квадратному формату - что означает он, если времени и пространству в нём уделены равные доли? В этом случае время и пространство отступают и вперёд выдвигается совсем особая компонента - взаимосвязь, пропорция. Взаимосвязи, конечно, и в вытянутых рисунках составляют суть композиции, но в квадратных они предстают, так сказать, в максимально оголённом виде.  Квадратное изображение тяготеет к з н а к у. Иероглифы, значки, медали, эмблемы, гербы всегда, в сущности, квадратны. Задачи, которые художник решает в квадратном формате - это по сути те же задачи, которые решает скульптор, у которого вообще нет в распоряжении каких-либо "границ листа" и произведение своё, скульптуру, он вынужден строить, распространяя его радиально от некоего воображаемого центра - обычно, цента тяжести.

II

Математика и изобразительное искусство - сёстры, обе они - всего лишь отрасли высшей эстетики, т.е. учения о пропорциях. Обычно считают, что наука познаёт истину, а искусство - красоту; увы, это не так, наука тоже познаёт всего лишь красоту, устанавливает пропорции между величинами и явлениями. Пропорция же - свойство конечного, относительного, когда мы говорим о бесконечном, мы должны перейти на другой язык. Истину исследуют только религии, наука и искусство слишком слабы для этого.

Да, но какое отношение это имеет к формату листа? А вот какое. Между математикой и изо есть одно важное различие в подходе к общности, в том, что они считают "общим случаем". Если в математической задаче вам говорят "рассмотрим четырёхугольник АBCD", то имеется в виду именно п р о и з в о л ь н ы й четырёхугольник, не прямоугольник, не ромб, не трапеция, и тем более не квадрат, который является сразу всем этим, вместе взятым. Решать задачу о четырёхугольнике, представляя на его месте ромб или квадрат - это ошибка, исследование только одного частного случая вместо случая общего.

В изо всё наоборот. Основой основ, "общим случаем", является именно квадрат. Ведь он, как было выше показано, не отдаёт какого-либо особого преимущества, ни пространственной, ни временной составляюшей. Следовательно, именно этот случай - общий, невыделяюшийся. И следовательно, если нет каких-либо особых причин, художник должен всегда брать именно квадратный лист, - а вот для того, чтобы о т с т у п и т ь от квадратного формата, нужно какое-то основание, какая-то особенность замысла, делающая необходимым взять лист, вытянутый горизонтально или вертикально.

Но художники в наше время все учились в школе, где проходили математику. Поэтому в голове у них застряло с 4го класса средней школы, что "общий случай" - это не квадрат. Никогда не отдавая себе отчёта в том, что они пользуются неким нелепым штампом, чисто механически, они подходят к формату максимально неправильно - им кажется, что это для квадратного листа нужны некие особые основания, а так вообще-то лучше взять лист "произвольный" - на практике обычно просто по формату купленного альбома или холста. При этом о пропорциях сторон, как правило, вообще не думают, и поэтому большинство картин в наше время просто имеет "канцелярский" формат - пропорции листа A4, т.е. приблизительно 2:3. Распространённые у классиков иные отношения сторон, например, тончайшая сплюснутость 9:10, или, напротив, вытянутость хотя бы 1:2, совершенно не в ходу. Вообще, большинство картин наших современников, даже учившихся в высших учебных заведениях, с точки зрения формата производят впечатление унылейшего хаоса и абсурда. Так и видишь, как художник берёт лист из стопки и пред тем, как провести первую линию, решает только одно - вертикально его развернуть или горизонтально. В обнажёнке, например, подход, грубо говоря, такой : "если модель стоит, разверни лист вертикально, если лежит - горизонтально". Между тем, как даже рисунок с обнажённого натурщика от выбранного формата меняет смысл: вертикальный заставит зрителя сосредоточиться на деталях анатомии, горизонтальный - на обстановке, и только квадрат даст зрителю сосредоточиться собственно на самой позе. И то же самое - в натюрмортах, в пейзажах. Большинство художников из-за этого нечуствия формата проигрывают картину ещё до её начала. И даже в удачной картине часто чувствуешь, как художник невероятными усилиями "приминал" замысел под нелепо изначально выбранный формат, вместо того чтобы затратить эти усилия на собственно композиционные задачи.

Вследствие этой общей утери чувствительности мне нет смысла здесь разбирать вопрос о пропорциях листа в тонкостях, т.е., скажем, подробно объяснять, что даёт разница между листами форматов 7:10 и 8:10. Я только поясню самые предельные случаи - очень небольшую сплюснутость формата типа 9:10, 8:10, или, наборот, чрезмерную вытянутость типа 1:10, 2:10, и то дам не подробные пояснения, а только намётки, след, по которому нужно идти. Небольшая сплюснутость формата по вертикали есть средство чрезвычайно усилить картину в глубину, показать в ней необъятные дали: мы можем видеть это на примере столь разнородных художников как Брейгель и Левитан. Чрезвычайное же вытягивание формата вдоль одной из сторон приводит к релятивистким эффектам. Вот, например, рисунок, представляющий собой практически вертикальный отрезок. Казалось бы, фигура вырезана, не влезла в лист, показан только кусочек целого. Её должно быть мало.Если бы формат был квадратный или мало сплюснутый, то, безусловно, так бы и было. Но формат взят вертикальный - и поэтому, наоборот, у зрителя есть (см. теорию выше) ощущение огромности показанного пространства, даже чрезмерности. Ему показали не мало - ему показали много, может быть, даже с л и ш к о м много, чрезмерно, неоправданно много.

"Девушка с двумя цветками", Ps/Bamboo
[2wx] Девушка с двумя цветками A056 - 950

Горизонтально же вытянутый формат - скажем, лента или фриз (вспомним фризы греческих храмов, вспомним рельефы саркофагов) - это средство показать огромный сюжет, например, целый миф, или ( в саркофагах) целую главу Евангелия. Сильно горизонтально вытянутый формат приводит к тому, что произведение изо начинает приобретать некоторые свойства произведения литературного - горизонтально вытянутый в ленту рисунок имеет уже некоторые свойства словесного текста.

III

Об исключениях. Исключениями являются случаи книги и храма, когда художник не выбирает формат рисунка, а формат этот задан свойствами листа книги или архитектурным устройством здания. Случай этот однако не более лёгкий, а более тяжёлый - ведь вместо простой согласованности изображения с его же собственными, тут же рядом лежащими краями, нужно добиться согласованности с целым огромным ансамблем совершенно разнородных элементов - для книги это разворот, шрифт, формат полосы и прочие бесчисленные элементы её конструкции, для здания - изощрённое трёхмерное сочетание всевозможных ритмически повторяющихся плоскостей.

IV

Нечто на закуску. На десерт обычно подают сладкое  - как считают дети, в награду за терпеливо съеденную здоровую пищу:) Читатель очень постарался, если дошёл до этого места статьи, и мне хочется как-то вознаградить его усилия, предложив ему нечто не совсем обычное, а именно сочетание нескольких форматов в одном. Это всё та же "Девушка с двумя цветками", уже показанная выше, но скомбинированная на одном листе с повторами. Я смастерил эту комбинацию для баловства, собираясь посмотреть, поразмышлять и удалить навсегда, однако результат оказался достаточно интересен, чтобы я не только не выбросил его, но и продолжал по сю пору находить его для себя интересным.

"Девушка с двумя цветками", Ps/Bamboo, вариант
[2wx] Девушка с двумя цветками B054w- 800

===

Комментарии41
avatar

Очень здорово!! Прекрасная статья

7 Июль 2013, 15:56
avatar
Владимир Фоканов
мария козлова
0

Спасибо сердечное, Мария!

7 Июль 2013, 20:37
avatar

интересный ход мысли ))

я бы от III-й «плясать» начал )), поскольку мнимой свободы никогда в выборе формата не было, в силу того что вся классическая живопись привязана к архитектуре, интерьеру, поэтому, есть своего рода «модульная сетка», в ней художник и свободен )). И в этой сетке квадрату и кругу как раз отдается исключительное значение )), при том что это базовые формы... в некотором смысле, они и исключительны потому что базовые, фундаментальные.

Вообще, эти отношения можно развить шире, вместе с тем сведя к базовому Принципу... собственно, этим и так занимались и занимаются так называемые «эзотерические дисциплины» (в новое время опошлили до извращения понятия конечно), Каббала в частности )).

7 Июль 2013, 16:40
avatar
Владимир Фоканов
MasterWind (Сергей Логинов)
0

Так, Сергей, начните "от III"! напишите (по своему)! - видит Бог, такое чтение одно из самых приятных (по крайней мере для меня) в час отдыха, а полное изложение иной точки зрения позволяет гораздо лучше "сверить часы", чем краткий обмен коммами. (Или у Вас вообще-то, насколько я Вас знаю, наверное уже есть готовое, написанное? - так не побрезгуйте, дайте ссылку, пожалуйста).

Про круг, овал и т.д. я даже не начинал - разговор отдельный, и в чём-то даже интереснее этого. Кто никогда не пытался строить композицию в круге или овале, от того навсегда будет скрыто нечто очень существенное даже на прямоугольном листе.

К Каббале я долго относился нормально с лёгкой руки о.Сергия Булгакова, который в "Свете Невечернем" длагожелательно (по крайней мере без брезгливости) её цитирует по разным случаям. Но потом прочёл каббалисткую теорию менструаций и понял, что больше никогда, ни в чём не смогу ей даже на каплю доверять - и даже руки, наверно, буду мыть, если случайно к ней прикоснусь)) -

- но это я просто отзываюсь о Каббале по случаю, а по сути хочу сказать, что изо не просто выиграет от, а даже обязано оставлять за рамками всю ту часть любого с и м в о л а (знака, айкона, эйдоса, и проч и проч.), которая не является непосредственно воспринимаемой глазами. Выходя за эти рамки непосредственной воспринимаемости, изо уходит со своей законной территории. Я здесь постарался оставаться обоими ногами на территории собственно зрения, ни в какое умо-зрение не выходя.

7 Июль 2013, 20:50
avatar
MasterWind (Сергей Логинов)
Владимир Фоканов
0

Нет, Владимир, вот на эту тему заготовок нет )). Если эхо когдатошних давнишних мыслей и все. Сама по себе теория искусства меня не интересует и никогда не интересовала, а в контексте, конечно, аналогии невольно сами складываются когда коснется. А писать развернуто нет времени... то ли к счастью, то ли к сожалению )).

С Каббалой все несколько не так )), если не называть Каббалой всю ту хрень типа Папюсов, Лайтманов и прочая, что к ней имеет весьма далекое-далекое отношение. Я все-таки предпочитаю без «лайт». А там ничего про менструации нет )). Мне ближе подход хасидов )).

По поводу последнего абзаца весьма и весьма спорно...

Мне лично ближе нарратив. То есть, то что как раз оставляет за рамками )), на первый взгляд. НО такой примитивный нарратив где символу нет места по сути, мне как раз не нравится )). Зачем ему я? Нам нечего делать вместе, диалог не подразумевается. Гиперреализм — обратная, извращенная сторона этой медали, а на лицевой стороне примитивизм с его банальным нарративом. Все что способно породить диалог в изо — оно символично. Поскольку только символ способен дать возможность ассоциации, а значит, привлечь к диалогу «другого». Одно из фундаменталых понятий школы — «синтез, обобщение через творческий отбор», а это и есть приведение к развернутому символу в отличие т закрытого символа в науке например, завернутого на самого себя и существующего в связи с другими символами в общем контексте на уровне таких связей, которые человек без специальной языковой и понятийной подготовки не прочитывает.

7 Июль 2013, 22:06
avatar

Володя, спасибо!

Несколько минут интеллектуального теоретическо-искусствоведческого пинбола приятно помассировали мозг.)) (Ох, не обидно я загнул?)

Жаль, что у меня в обложках почти все композиции в квадрате.

Недавно рисовал горизонталь, но не прошла работа.

7 Июль 2013, 18:40
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Вячеслав Люлько
0

Все равно срезалось. Работа еще длиннее по горизонтали.

Красивые деревья справа пропали.

7 Июль 2013, 18:42
avatar
Владимир Фоканов
Вячеслав Люлько
0

Да хуже ты бы мог оскорбить меня, только назвав голубым. "Интеллектуально-искусствоведческий пинбол"... Кому другому вообще бы не ответил, тебе же пишу это, чтобы ты понимал, почему я теперь буду молчать.

Да и неправ ты по сути. Сам не входишь и желающим войти не даёшь. Здесь на сайте, ты уж прости меня, но даже маститые строят композицию так, как будто у них с рождения глаза не на том месте росли (если только она не заимствована, эта композиция) - а ты у этих младенцев по разуму готовое и прожёванное мной лекарство ото рта отводишь.

---

Всё, поговорили.

7 Июль 2013, 21:00
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Владимир Фоканов
0

Володь, поставь себе задачу, сказать все, что написал в статье, одним предложением в двух-трех строках.

Ты написал гениально, я даже вспомнил Дейла Карнеги, который тоже умел из простого и очевидного сделать красивый бестселлер.

Мастер ты слова, и это из тебя прет, нет удержу. Как из меня периодически прет стервозность. Все, пошел в свою песочницу, молчать, до Нового года.

8 Июль 2013, 08:52
avatar
Владимир Фоканов
Вячеслав Люлько
0

Ну вот тебе одной фразой.

ТОЛЬКО ДУРАКИ ДУМАЮТ, ЧТО ПО ГОРИЗОНТАЛИ В КАРТИНКЕ МОЖНО РАСПОЛАГАТЬ ПРЕДМЕТЫ, А НЕ СОБЫТИЯ

Лучше так ?

Понятнее?

Глупости, Слава. Напиши лучше меня (если понимаешь проблему, конечно) а ярлыков типа "пинбол" на честную попытку объяснить трудную вещь вешать не надо.

8 Июль 2013, 12:26
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Владимир Фоканов
0

Не, ну ты злисся...

Убери слова "дураки", и вставь фразу про знаковость предмета в квадратном формате. Пусть будет три строчки, это не страшно.

И все, практически готов урок композиции в художественной школе.

У меня была серия уроков по оформлению сказки "О спящей красавицы". Образы героев, костюмы, азы перспективы, выбор формата композиции - все это простые и веселые темы.

Не усложняй и не обижайся.

8 Июль 2013, 13:10
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Вячеслав Люлько
0

Цитата, как мне кажется в тему, словно нарочно подвернулась из просушиваемой сейчас аудиокниги.

"Когда-то ученые хотели заставить машину думать на основе правил математики и логики. И поняли, что это невозможно. ... Но учтите, что и сам человек думает вовсе не с помощью математических алгоритмов. Люди принимают решения на основе прецедентов и опыта. Человек — это просто инструмент приложения культуры к реальности".

(С) В. Пелевин "S.N.A.F.F."

8 Июль 2013, 13:38
avatar
Владимир Фоканов
Вячеслав Люлько
0

Ну вот я и описал свой опыт.

8 Июль 2013, 13:54
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Владимир Фоканов
0

Мое "приложение культуры к реальности", последние лет 13-ть, таково.

На 98% формат книги 84Х10/32.

Рисую первую сторонку обложки, корешок и четвертую сторонку обложки.

В развороте - приятная горизонталь, в которой мое изображение растекается мыслию по древу.

Потом дизайнер ставит шрифты, книгу брошюруют и получается квадрат на первой сторонке, вертикаль на корешке и композиция в рамочке на четвертой сторонке, обрамляющей аннотацию.

8 Июль 2013, 14:46
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Вячеслав Люлько
0

Резюмирую все сказанное.

Володя, я знаком с темой этого вопроса, но твой гениальный текст приятно по массировал мои клетки головного мозга, которых у меня меньше, чем у тебя.

Чего тут обидного для тебя???

Про приложение "культуры к реальности" хорошо сказал Сергей Логинов и СтанилаФФ.

8 Июль 2013, 15:14
avatar
Max Yes
Вячеслав Люлько
0

Недавно прочитал

9 Июль 2013, 13:00
avatar

*

7 Июль 2013, 19:47
avatar
Владимир Фоканов
Елена Гордиенко
0

Спасибо, Елена)

7 Июль 2013, 20:52
avatar
Елена Гордиенко
Владимир Фоканов
0

мне как раз (при всей моей проблемности чтения с монитора) было очень интересно и познавательно читать сей текст... у Вас легкий язык, Владимир...

8 Июль 2013, 12:40
avatar
Владимир Фоканов
Елена Гордиенко
0

Сердечное, сердечное спасибо!)

8 Июль 2013, 13:30
avatar

Спасибо!

7 Июль 2013, 22:56
avatar
Владимир Фоканов
Наталья Павлушина
0

Вам спасибо, Наташа)

8 Июль 2013, 11:52
avatar

ну, познав все теории - не надо забывать и самый практический метод -

на глаз, на чутьё, по наитию.

(если есть для этого природные данные в человеке, как слух у музыканта)

это позволяет делать неожиданные открытия.

а, чтоб глазомер не подводил - должна быть "насмотренность глаза". опыт.

тогда все части - в любом пространстве - в прямоугольнике, в овале, в круге, на бесконечно длинной стене здания - всё согласуется в органичный живой ансамбль.

достаточно отойти на нужное расстояние и посмотреть - чего не хватает, а что - возможно, лишнее - и сразу видно - хорошо ли плывёт эта группа - в полосатых купальниках...

)))

8 Июль 2013, 06:30
avatar

))) По наитию - это хорошо для тех, Станислав, у кого стрелка компаса не сбита. У кого воображение не заражено пошлыми штампами. Не замылен глаз. Не страдает радикулитом фантазия.

Короче, для таких людей, которых на Иллюстраторс нет.

А остальным - им лучше быть смиренными. И когда кто-то пытается помыть им стёкла очков, не брыкаться ногами по сторонам.)

8 Июль 2013, 11:59
avatar
STANiSLAFF
Владимир Фоканов
0

)))

пойду, пожалуй, стрелку компаса поблИнькаю - а то не равЁн час - проржавело...

тут ить - главное - не прошляпить сей момент...

;)

8 Июль 2013, 15:13
avatar

Владимир,спасибо,действительно интересная статья;)

8 Июль 2013, 08:21
avatar

Спасибо большое, Алекс, оченьприятно)

8 Июль 2013, 11:53
avatar

Володя, я к тебе редко захожу, так что извини если чё... статьи у меня нет, но есть рассказик с рассуждениями на похожую тему. :-)))

"...Знаешь, я все-таки прав. Думаю, что прав, – не отводя взгляда от изображения, задумчиво произнес Вахлак, смешно, при этом, выпятив нижнюю губу. – В чем прав? В том, что мужики уроды... Нет, я не о содержании, не о душе – упаси Бог. Исключительно об изобразительном аспекте. Уже сама концепция – что это? Треугольник, перевернутый вершиной вниз. Самая неустойчивая, самая беспокойная, самая непрогнозируемая форма! Форма, готовая в любой момент завалиться под собственной тяжестью! Где уж тут гармонию искать, элементарной стабильности не добьешься. Несомненно, конфликтная, прямо-таки вероломная фигура. В отличие, замечу, от женской, – где имеем тот же треугольник, но уже стоящий на основании – то есть устойчиво и, по крайней мере, логично..."

Майк Галь. Вахлак и обнаженная натура :-)))

текст полностью: http://knigotopia.ru/book/item/1020

8 Июль 2013, 12:48
avatar

Спасибо Владимир! Я к сожалению из тех художников у которых " с рождения глаза не на том месте росли", и композиция это моё большое упущение. Надеюсь вы не откажите с советом в дальнейшем?

8 Июль 2013, 13:08
avatar

Если б я мог! - не откажу, конечно. Но я не мэтр, честно. Я сам из тех, у которых "не на том".

8 Июль 2013, 13:46
avatar

жаль.

8 Июль 2013, 14:04
avatar

Поймите меня, я не отказываюсь; но для советов нужен дар. Статейки это попроще, их есть у меня, могу дать ссылки хоть на все, но Вам ведь не это нужно. А я только это и умею, советов я не давал никогда, никому. Облазьте весь сайт, весь интернет, не найдёте. Я знаю свою границу.

8 Июль 2013, 14:31
avatar

Спасибо большое, очень понравилась статья.

8 Июль 2013, 16:09
avatar
Владимир Фоканов
Галина Егоренкова
0

Спасибо, Галина, очень приятно)

8 Июль 2013, 17:52
avatar

Очень нравится как вы пишите, Владимир. Это не легко вот-так доступно свои мысли излагать...

Я вот как то даже не задумывалась некогда над этим временным - пространственным аспектом, всё как-то больше по интуиции наверно. Хотя считаю, что в и-зо композия это королева... Так что пригодится ваше эссе.

А насчет этого... (цитирую вас) " У кого воображение не заражено пошлыми штампами. Не замылен глаз. Не страдает радикулитом фантазия.

Короче, для таких людей, которых на Иллюстраторс нет." Вы преувеличиваете. Есть такие люди... и вы тоже один из них между прочим.

8 Июль 2013, 16:56
avatar

Я глянул, как Вы выстраиваете мизансцену по сюжету - задумывались или не задумывались, читаемость абсолютная. Спасибо, очень приятно.

Да, конечно, немножко преувеличил с горя) А что делать, когда на тебя три таких могучих мужа напали)

8 Июль 2013, 17:58
avatar
Elina Cherianova
Владимир Фоканов
0

Ой спасибо, похвалили даже :) Буду дальше стараться

9 Июль 2013, 15:41
avatar

спасибо за статью!

9 Июль 2013, 12:38
avatar

Вам спасибо большое)

9 Июль 2013, 15:25
avatar

весь текст неосилила. зато картинки нравятся))))

10 Июль 2013, 15:20
avatar
Владимир Фоканов
Елена Невмывако
0

ну вот, наконец кто-то обратил внимание и на главное:-) - спасибо, Лена!

11 Июль 2013, 21:14