Уже или Ещё
Посмотрите на часы. Обратите внимание* на часовую стрелку. Она всегда находится между двумя значениями: между прошедшим и будущим часом. Данное положение стрелки - это очевидный и неоспоримый факт. А раз так, то у меня есть вопрос по поводу того, как правильно фиксировать существующее значение времени (положение стрелок) в цифровом виде (на бумаге, смартфоне, циферблате кварцевых часов и др.)
Если обратить внимание на картинку, то можно увидеть, что часовая стрелка находится между "10" и "11". Как мы воспринимаем данное положение стрелки? Что видим в нём? Который час уже позади или час, который ещё только будет? Ответ на этот вопрос зависит от психологической установки наблюдателя (стакан на половину пуст?) С одной стороны, часовая стрелка ушла от значения "10" на 24 минуты, но с другой - она приблизилась к "11" на эти же самые 24 минуты. И это значит, что у индикатора стрелочных часов двойственная трактовка; время можно записать двумя способами, каждый из которых не будет нарушать законы логического мышления.
Первый способ всем известен с детства: сперва записывается прошедший час, а потом количество минут, которое ушло от этого часа. Например, (на картинке) 10:24. Предстоящий (будущий) час в данном случае не очевиден. Для его определения необходимо совершить усилие в виде алгебраической операции "суммирование" - прибавить к имеющемуся часу одну единицу. В детстве это давалось с трудом, но с тех пор мы так много и часто осуществляли этот процесс, что уже не обращаем на него внимания. Всё высчитывается автоматически. Мы смотрим на 10:24 и внутри нас происходит реакция (логическая операция)- её можно сравнить со счётчиком воды (или электроэнергии), в котором изменение показателя отображается на вращающихся барабанах. Считывание времени происходит слева направо (сперва "10", а потом "24") - наблюдатель своим внутренним диалогом как бы отвечает на вопрос: сколько времени уже прошло?** Будущее при таком способе отображения времени закрыто от наблюдателя.
Со вторым способом всё иначе. Первое впечатление, которое возникнет при попытке осмыслить его - это когнитивный диссонанс. Ведь нас учили иначе. Ни о каком втором способе и речи не могло возникнуть. Хотя суть его довольно проста и заключается в том, что фиксация стрелочного времени (стрелка находится между "10" и "11") на цифровом индикаторе происходит с расчётом на предстоящий (будущий) час. Сперва записывается будущий час, к которому стремится часовая стрелка - "11", а потом минуты "24". В результате получается 11:24. Считывание времени в данном случае происходит не "слева-направо", а "справо-налево". Наблюдатель смотрит на количество минут и видит значение, к которому эти минуты стремятся. Сколько сейчас времени (на картинке)? 24 минуты 11го часа. Время в таком ключе воспринимается, как нечто ещё не свершившееся. Внутренний диалог наблюдателя может быть следующим: к которому часу стремятся эти минуты?*** Будущее в таком ключе очевидно.
Жить прошлым, настоящим или будущим - это выбор, который должен быть у каждого http://vk.com/wall-26406986_8834135
*время всегда стремится вперёд от прошлого к будущему.
**от установки "уже" или "ещё" зависит качество жизни.
***алгебраическая операция в данном случае может возникнуть при желании определить прошедший час. Но это уже будет не "суммирование", а "вычитание" единицы от будущего часа, чтобы получить количество часов, которые уже прошли.
Реакция в комментариях https://m.vk.com/wall-26406986_9362334