Устами младенца. Примитивизм в современной иллюстрации.
Примитивизм, это тот случай, где мы можем наблюдать практически обнаженную магию изобразительного искусства. Это как раз тот случай, где только она одна и есть, без приукрас и ухищрений. Сама Сила.
Каждый художник что-то сообщает своим творчеством, что-то говорит, или по крайней мере, пытается. Творчество художника тем состоятельнее чем убедительнее он способен поведать нам свою историю. А чтобы акт повествования вообще существовал, необходимы два обстоятельства - чтобы художнику было о чем сказать и кому сказать. Когда художник уже обзавелся тем, что он хочет сказать и определился с этим, он пускается во все тяжкие, чтобы была вторая составляющая этой схемы. Чтобы убедить зрителя наблюдать его творчество он применяет разные инструменты. Арсенал таких инструментов у художника может быть как широким так и узким. Он может рассыпаться в различных виртуозных и изощренных стилизациях или использовать какую-то одну свою сильную сторону, какую-то манеру исполнения, но так изящно ее применять, что вниманием его работы обделены не будут. Характеры мазков и штрихов, своя собственная палитра, текстуры, сюжеты... Все это способы уговорить зрителя вглядываться именно в эту, в его картинку.
Вообще, в рабстве у этого закона находятся оба, и автор и его творение. Любой объект творчества стремится состоятся, а автор ему способствует, как умеет. Когда предмет выражения сформировался внутри художника, он должен иметь достаточно силы, чтобы разбудить автора и спровоцировать на творчество, а автор должен быть достаточно гибок, чтобы суметь конвертировать свои внутренние вибрации в линии, штрихи, мазки... Вообще, для начала в визуальную плоскость. Тут, чем достовернее автор сможет транслировать из себя этот голос, тем убедительнее он будет выглядеть в нашем мире, тем больше силы он сохранит, чтобы содержать ее в изображении. И наоборот, если при такой трансляции объект претерпел грубые искажения, он будет выглядеть скучно, безжизненно.
Но, ведь мы сообщаем это другим людям. И хоть мы, отчасти телепаты, пользуемся мы этим навыком весьма неумело. Вот поэтому художники все таки прикасаются своими творческими лапками к этому светлому и чудесному. Они просто вынуждены это делать, чтобы другие люди смогли это увидеть. Тут важно сделать все красиво. Тут чем искреннее автор общается со своим этим внутренним, тем достовернее он сумеет это преобразовать для передачи другим людям. И тут ему в услужение пожалуйста стили, манеры, гаммы, жанры...
Фактически, признанный художник, это человек догадавшийся как рассказать о себе всем. Так как то, что его работы нравятся, обсуждаются, публикуются, это второстепенно, это просто необходимость для того, чтобы его тема могла быть услышана. Популярность, зрелищность, неординарность, это все рельсы, по которым автор доставляет нам то что нам стоит по его мнению рассмотреть.
Примитивизм в такой схеме тот случай, когда автор имеет столько прямоты и силы, чтоб поведать нам свое, что это слышно без техник и навыков. Вообще без всего то есть. И звучит это так емко и убедительно, что в силе сказанного не сомневаешься. Куда тут автор укладывает повествуемое - не ясно. Потому это и чудо. Поразительно, но тут зритель привыкший, вобщем-то, чтобы было что пожевать, смотрит в не техничный рисунок и действительно Видит.
В этом случае техничного художника можно сравнить с красноречивым оратором или талантливым писателем, которые могут рассказать нам о нас самих, о мире, в котором мы живем и о положении вещей в нем, а примитивист тут примерно как ребенок который может не вовремя и невпопад отметить как бы между прочим что-то, и это прозвучит так резко, что может смутить умных взрослых или заставить задуматься красноречивых ораторов над своими речами. Примитивист тут как ребенок не пользуется искусством выражения, но он от него свободен и это большой плюс. Единственное что дает силу его предмету выражения, это именно свобода и непосредственность. Тарасова Оксана:
В иллюстрации это правило работает тем более чем больше имеет место зависимость картинки от текста. Тут художник должен обладать совсем уж с трудом укладывающимся в голове количством наличной свободы. Так как должен не просто свободно выражаться, а свободно рассуждать о предмете. Тут для меня есть один царь и бог — Нэйт Вильямс:
Такую непринужденность в работах я видел только у него. При этом не могу сказать что он особо вольно рисует предмет иллюстрации, он как раз его только и держится. Просто он так свободен, что может просто поднять ножки и поплыть по воздуху. А там все само уж как-то нарисуется. По крайней мере, у меня он вызывает именно такое впечатление. А к вопросу о детской непосредственности вот David K. Rose:
Примитивизм этот такой особый дар не морщить лоб рисуя что-то, придумывая персонажей и обстоятельства, в которые они попадают. Если обращаться к нашему сравнению с ребенком и его суждениями, способами выражаться, то иногда это может и нахмурить вам лоб, ведь такой автор не задумывается о тактике и уместности. Но уж точно он это не намеренно, ведь он не утруждает себя выбором мест и погоды для выхода. Gabi Beltran:
Вот пример трогательности и чистоты рассуждения о серьезных вещах с позиции абсолютного незнания и вольности. Eduardo Sarmiento:
в целом, это наивом называется, который краем малым неопримитивизма касаем. примитивизм немного из другой области)
Человек и параход, приведите, пожалуйста парочку примеров примитивизма.
самый банальный-наскальная живопись.хотя и примитивный этнический племенной орнамент, проходит под этим же термином, относительно других госкультурок. есть неопримитивизм- более широкий термин, но то что обозначено выше-все таки наив.иногда артбрют ,если это аутсайдеры.
Оксаночку отметил в статье. Молодец, Бескровный Роман!
Человек и параход, думаю, уловил. Но Нэйт, все-же примитивист, на все 60 процентов.
разница между (нео)примитивист и примитив такая же как между модерн и модернист)это все подвиды и термины с которыми следует обращаться более внимательно, бо их накопилось вместе с путаницей.