Тёмная сторона куба
В связи с частым упоминанием «Чёрного квадрата» на этом ресурсе, решилась написать блог.
Малевич провозгласил: «Искусство для искусства» - мол, долой «харчевую» и религиозную эксплуатацию, никаких идей - «чистая эстетика» и разродился пятью томами трактатов (многовато для безыдейной идеи). Апофеозом беспредметной живописи стал «Чёрный квадрат», хотя логичнее было бы на вершину творчества водрузить другую работу художника – пустой холст без каких-либо «предметов», даже геометрических.
Но, уже более ста лет находятся люди, которые при упоминании о «Черном квадрате» делают умное лицо и трепетно с придыханием…, короче, повод копнуть глубже.
Квадрат – это древний сакральный символ. В греко-римской традиции он обозначал Афродиту(Венеру). В буддизме – символ земли. Иудеи при молитве используют тфилин, мусульмане совершают хадж к Каабе. Оккультисты всех мастей взяли на вооружение этот символ, Казимир Северинович не исключение.
Вот что искусствовед Валерий Турчин писал: «И если в 1915 году Малевич свои замыслы раскрывал только в частной переписке, но не в текстах для публики, то в последующие годы он был в ряде своих записок, предназначенных ученикам, откровеннее, и их теософская «начинка» видна во всем: в мыслях о ступенях организации материи (прогрессии), о месте искусства в процессе изменений Природы, о духовных вождях людей, о «человечестве, выведенном из Египта», о Храмах, о «тайнах образов», о том, что человек должен стремится к квадрату и ограничиться кубом, «ибо наш смысл теряется за пределами земли».»
Короче, для профанов (с лат. рro «перед» и fanum «храм» или «непосвященный») источники теории супрематизма скрывались. Турчин мягко так обозначил их как «теософия» - да всё пропитано масоно–каббалистическим учением!
Впрочем, в автопортрете1933 года Малевич сам о себе:
С расшифровкой жеста можно ознакомиться в этой книге:
Даже название «супрематизм» позаимствовал у масона Робеспьера, который в 1791 году провозгласил культ Высшего существа, назвав его “Suprem” или “Supremat”, так сказать, Казимир Северинович продолжил дело революции. Выдуманное Малевичем слово «архитектон» из той же оперы. Вот какое определение даёт Татищев в энциклопедии 1744-1746 года: «архитектон, греч., архитект, начальник строителей, котораго должности всякое строение вымыслить, начертать, заложить и в строении надзирать…»
http://www.encyclopedia.ru/enc/lexicon/detail/637/
Очень интересны исследования искусствоведа Александра Соловьёва, здесь вкратце:
http://www.irrtv.fi/ru/spektr2009-10.html
В работе А. Соловьёва «К. Малевич и Н. Тесла - мистическая каббала и черная магия в искусстве XX века» по годам расписаны «явки, фамилии» повлиявшие на мировоззрение Казимира Севериновича.
Вот и посмотрим, с кем якшался на момент написания «четырёхугольника» великий художник, если в декабре 1915 года эта чёрная антиикона уже разместилась в красном углу.
В 1915 году Малевич состоит в группе у оккультиста-философа Петра Успенского, осенью учитель представляет Георгия Гурджиева как «гуру» и Казимир Северинович на три года становится «шишья» (с тибетского-ученик) Гурджиева практикующего магию и каббалу и за не малые деньги гарантирующего чудесным образом «развитие гармонического человека», за глаза называя своих учеников «подопытными кроликами». Осенью 1915 г. «гуру» читает лекции о применении чисел и геометрических фигур для выявления природных сил. Позже, Малевич будет объяснять своим студентам, что если долго и сосредоточенно смотреть прямо в середину квадрата, «… не отвлекаясь ни на что, как в «камере обскура», то, в конце концов, начнёшь…» чувствовать «бесконечность и вечность», говоря современным языком – вэлкам в нирвану, некоторым даже не обязательно долго смотреть на картину, достаточно произнести: «чёрный квадрат» и люди впадают в гипнотический раж.
По духовным законам, подобное притягивается к подобному, поэтому революция 1917 года для Малевича обернулась карьерным взлётом. Со своих высоких постов, он всемерно содействует торжеству «нового искусства». «Чёрный квадрат» можно назвать флагом-символом тех сил, которые захватили государство. Сплошной крестоповал в картинах, материализуется в реальной жизни, сопровождаясь невиданными по масштабам человеческими жертвоприношениями. С первых шагов, новая власть приступает к обтёсыванию «человеческого материала». Вводятся масонские символы; серп, молот, пентаграмма. Учреждается статус подмастерья - «товарищ», как обращение новых граждан друг к другу. С малых лет приучают давать клятвы «великим вождям». Ну и, конечно же, граждане Советского Союза становятся строителями коммунизма, а избранная верхушка правителей рулит селекцией по выведению «нового человека» - Ивана родства не помнящего.
Дело по выведению «кубоголового» человека не совсем завершено, поэтому Малевич актуален и сегодня, пиар акции не утихают - к столетию якобы обнаружили надпись на первом «Черном квадрате» сделанную самим автором - «Битва негров в тёмной пещере», но оригинал рассекреченной подписи нигде не предъявили, зато всем миром «вспомнили и почтили».
Ещё, оказывается, когда Казимир Северинович в очередной раз сидел в тюрьме, то обратил внимание на круглые хрупкие стеклянные (почему не хрустальные?) стаканы, которые при чаепитии лопались и горячий чай опекал руки. Но гений, он и в тюрьме гений - придумал стакан многогранник, а по освобождении поделился этой идеей со скульптором Мухиной, которая впоследствии запустила производство гранёных стаканов. Всё бы хорошо, но только до революции гранёные стаканы массово выпускали Мальцовские стекольные заводы, с орлом и надписью: «Мальцовское» на донышке стакана.
Рентгеновские снимки показали, что под «Чёрным квадратом» находятся ещё две композиции. Искусствовед Валерий Турчин утверждал, что это умышленное действие художника, чтобы пройти путь метаморфоз до супрематизма. Схожее мнение встречается в работе «Сокровенный Малевич «Композиция с роялем» и зарождение супрематизма» Михаила Рождествина и Евгения Лукьянова. Исследуя картину «Композиция с роялем» датируемую Малевичем 1913 годом, но выполненную в 20-х годах, выявили ещё два утаённых от глаз зрителя слоя.
Изображение «Чёрного квадрата» наносилось на не совсем просохший нижний слой, что впоследствии привело к трещинам на лаке. Со стороны, процесс создания картин, похож на какой-то ритуал, а если учесть окружение Казимира Севериновича, то на оккультный ритуал.
«Калиостро» ХХ века - Георгий Гурджиев объяснял своим ученикам: «Прежде всего, вы должны вспомнить, что есть два вида искусства, отличных друг от друга: объективное и субъективное (настоящее и для профанов). В объективном искусстве всё продумано, нет ничего случайного. Это математика. В нём всё можно вычислить, всё можно знать заранее. Художник знает и понимает, что ему нужно передать, и его работа не может произвести на одного человека одно впечатление, а на другого – другое, при условии, конечно, что оба они – люди одного уровня. Она с математической точностью производит одно и то же впечатление». Субъективное искусство: «это всего-навсего механическое воспроизведение, подражание природе или другим людям, или фантазирование, оригинальничание». Когда его попросили привести пример, то оказалось, что подлинным искусством является большой египетский сфинкс, некоторые известные нам творения архитектуры и некоторые статуи богов и мифологических существ, а потом он рассказал о находке странной фигуры какого-то древнего бога или демона, во время путешествия по Центральной Азии. Сперва эта фигура произвела курьёзное впечатление на присутствующих, но через два дня они «почувствовали…некоторые из нас, казалось, видели их лица, слышали их голоса…». Христианская религия при столкновении с таким «объективным искусством» рекомендует читать 90-Псалом.
Ещё из гурджиевского: «Вся объективная музыка основана на «внутренних октавах». И она вызывает не только определённые психологические результаты, но и явные физические результаты. Существует такая музыка, которая превращает воду в лёд…«внутренние октавы», недоступные слуху, но ощущаемые эмоциональным центром». Сам-то Гурджиев колесил по миру с фрагментами постановки балета «Битва магов», которую он сочинял на протяжении всей своей жизни. В основе плясок были взяты танцы дервишей, видимо, чтобы «внутренними октавами» воздействовать на «коллективное бессознательное».
«ЧК» Малевича - это оккультное направление в искусстве, набирающее обороты в наше время и всё более обнажающее свою тёмную сущность.
Объективно ЧК изначально назывался "битва негров ночью в темной пещере". :)
Объективно сложно отследить, символ-то древний.
http://istoriashedevra.blogspot.com.by/2013/03/blog-post_5563.html
Спасибо, интересный разбор. В свое время заинтересовала особенность ЧК - словосочетание "черный квадрат" эквивалентно реальному изображению квадрата. Практически любой человек может с легкостью увидеть эту "картину" в своем воображении, достаточно лишь произнести "черный квадрат". Т.о. имеется реальное нарисованное произведение, которое можно "увидеть" без наблюдения оригинала или его копий. Некое пограничное состояние между изображением и словоформой. Сюда же - черный квадрат (он же пиксель) является основой цифровой передачи вот этой текстовой информации )))
Пожалуйста.
С равным успехом это мог быть и "чёрный круг", и "белый треугольник", и "синяя трапеция", и "жёлтая ж..па".
Но 20 заявленных принародно лямов зелени, это надо уметь! Это просто мечта арт-дилера какая-то....я б поучаствовал...:-))))
А масоны-хромосоны, не знаю, не бухал с ними, но уверен - им этот эпический холст - до пи.....ы, там другие интересы.
Пляшут вокруг него две-три сотни человек, куда деваться-то - бизнес!
Вот отпрыскам показал, вердикт - "херня, я лучше нарисую картинку". Вот и не поспоришь, но 20 лямов...блин, неплохие ведь деньги?
Мне очень понравился рассказ Татьяны Толстой о этой "картине". Ссылку даю, но не уверен, что корректную, найти в сети не сложно.
https://get-tune.cc/song/1083235-tatyana-tolstaya/51937482-kvadrat-o-kvadrate-malevicha/
А вот не факт, что с масонами не бухали.:) На то они и тайная организация. С пионерами у костра сидели? Вот. А пионЭрия суть масонская разработка, изначально завязанная как раз со строителями, а совсем не с туристами. :) так же и ЧК. Важна не внешняя сторона, а скрытый смысл. Толстая, кстати, ошибается в корне, красный - цвет Бога, а не просто "красоты".
Михаил, тут искусствовед Шакко, весьма плодовитая на блогерские посты, как раз на эту тему ("я нарисую лучше") не так давновот такое небезынтересное мнение толкнула:
:)
http://shakko-kitsune.livejournal.com/1102342.html
Мне рассказ Толстой не понравился)))уж очень откровенно пиарит Малевича - ах, он всё свёл в нуль и нуль оказался квадратным, ах, тысячи проходили мимо не замечая переступали, ах, провёл границу ... .
Ну может у неё корыстный интерес есть, что плохого то?
Что за чешуя.
"Супрематизм повлиял на развитие архитектуры и оформительского искусства"
Так повлиял на архитектуру, что многие с радостью поменяли бы "модульные коробки" на старинные дома с высокими потолками и уютными не продуваемыми двориками. Оформительское искусство- это оружие пропаганды, как без него-то мозги промывать?
Повлиять-то повлиял, но вот повода радоваться и пищать от восторга, не вижу.
чк - это идеология и пропаганда... а за одно и лакмусовая бумажка, чтоб без лишних словопрений узнать, что у пациента под крышкой булькает
...
можно не заполнять длинных анкет и таблиц по психо-тэстам... а сразу видно, кто гандон или на гандонов работает
Именно! Как книжки с ятями . :)
Есть у меня старый друг, занесло его давным-давно работать искусствоведом в "Музей Современного Искусства". На вопросы типа: "а как ты всё это умудряешься объяснять и расписывать?" отвечает тоскливым взглядом.
И в то же время, сам собирает монеты Римских провинций...
Большое спасибо!очень познавательно и полезно!
Единственно выскажусь...пятиконечная звезда была на погонах царских офицеров. А обращение "товарищ"...это просто обращение рабочих людей ,простого сословия друг к другу. Подверждение этому можно прочесть у КУприна в "Листригонах" рассказ "Молодое вино""...товарищи зачем мне эти сапоги ?До зимы ещё далеко ,давайте их пропьём!" Читал в разных источниках.Хотя конечно же....всё имеет ..разный смысл для разных групп людей.возможно им придавалось у масонов иное значение.Но всё таки.
Пожалуйста!)