Цветная античность - это не миф

Main original

Еще в конце 2003-начале 2004 гг. в мюнхенской Глиптотеке прошла выставка «Bunte Götter», где были представлены раскрашенные античные скульптуры. Раскрашивали, конечно, не сами скульптуры, а их специально изготовленные гипсовые копии, и не просто так, а по сохранившимся на оригиналах частицам пигментов. Вот только ли были ли эти частицы верхним слоем окраски, а не, скажем, грунтовкой?
http://ulli-u.livejournal.com/33524.html

Комментарии28
avatar

)))…

15 Март 2012, 13:12
avatar

улыбка диковатой пестроты))

15 Март 2012, 13:27
avatar

Не верю, слишком попсово выглядит, напоминает помпезный Египет

15 Март 2012, 13:55
avatar

Сергей так помпезный или попсовый?)))

обожаю древний Египет, обожаю египетский зал в Пушкинском — зачем же так?

15 Март 2012, 14:56
avatar
Владимир Фоканов
Елена Атаева
0

Греки красили свои статуи не просто на египетский манер, а гораздо обильнее. Это не новейшее открытие историков, и вообще не открытие, этот факт всегда был известен образованным людям. Читайте Плутарха и проч. — но вообще-то об этом упоминает, к слову сказать и Пушкин. Красили и Фидия, и Праксителя… словом, любого скульптора. Венера Милосская и Лакоон тоже были окрашены, например.

Могу шокировать невежд ещё больше: греки также делали металлические оклады для изображений своих богов (и для плоских изображений — на досках, фресках и, что для нас необычно, для статуй) — обычай впоследствии перенятый православной Византией в отношении икон (а оковку статуй переняли католики). Статуям иногда шили одежды — например, в материю и проч.была одета храмовая статуя Афины.

Замечу, что «попсовый, помпезный» в применении к Египту — чрезвычайно дурной вкус. Либо невежество: человек явно видел только золочёный саркофаг Тутанхамона да и то, наверное, на шоколадных обёртках. Серж, поинтересуйтесь… много открытий сделаете для себя.

Прошу прощения за категоричный тон… — честь Египта (да и Греции) требуют.)))

15 Март 2012, 15:19
avatar

+

15 Март 2012, 14:08
avatar

я, честно говоря, когда узнала, что все эти любимые с раннего детства персонажи из «греческого зала» когда-то были раскрашены, была в шоке… Чистенькие-беленькие — они такие идеальные, недосягаемые, античность, глядя на них, представляется чем-то таким необыкновенно возвышенным))) а раскрашенные они — просто жесть, зато соответствует духу эпохи:)

15 Март 2012, 14:54
avatar

!!!+++

15 Март 2012, 15:33
avatar

Забыл.

15 Март 2012, 15:38
avatar
0

«….верхним слоем окраски, а не, скажем, грунтовкой…." из предисловия.

я вот не поняла разницы.

И вообще в чем вопрос тоже не поняла.

То что греки красили — вообще-то это еще в художественных школах рассказывают на ист. искусств, как фишку -для новобранцев…

15 Март 2012, 15:48
avatar

фишка, видимо, в том, что все об этом читали, а видеть — не видели… Я лично видела только несколько иллюстраций в книгах, в музеях реконструкцию покраски не видела ни разу. Хотя может это только я не видела… т. к. знакома только с копиями в Пушкинском, и с тем, что успела посмотреть в Ватикане ((

15 Март 2012, 17:17
avatar

Горячая энкаустика немного «пропитывает» в верхний слой мрамора, по этим сохранившимся частицам пигмента и проводили реконструкцию. Но по насыщенности цветов «боевая раскраска» была, видимо, спокойнее.

15 Март 2012, 15:55
avatar
-
Батов Антон (art_bat)
0

спокойнее — это точно! не химич.акрилом красили))

взглянуть бы… наверно, как бархат были. Или их лакировали?

15 Март 2012, 16:00
avatar

энкаустика в покрытиях не нуждается — этими красками даже лодки и стены домов красили

15 Март 2012, 16:02
avatar
Владимир Фоканов
Батов Антон (art_bat)
0

Принципиально «спокойной и гармоничной» античная раскраска стала только в глазах поздних ренессансных идеализаторов античности, по чисто идеологическим соображениям: нужно было противопоставить её (воображённую ими) естественность и раскованность господствовавшей на тот момент помпезности католических церковных статуй.

Но вообще интенсивность цвета у греков была, естественно, такой же, как у этих самых католических храмовых статуй. Поскольку в глазах настоящего художника интенсивность цвета диктуется, естественно, требованиями общего ансамбля, а не какой-то идеологией. Если ансамбль включает позолоченные или обёрнутые в материю части (а это был общий случай) — художник обязан это учесть в интенсивности окраски… или он не художник.

А кроме того, поглядите помпейские фрески или катакомбные росписи — цвет тела обычно пугающе-кирпичный)) — основой для окраски тела была КРАСНАЯ охра, а не жёлтая… у древних малоазиатских народов были свои представления о красоте кожи, довольно мало напоминающие голливудские идеалы, Мерилин Монро и т. п.)))

15 Март 2012, 16:22
avatar
Батов Антон (art_bat)pro
Владимир Фоканов
0

Об этом и речь — земляные и минеральные пигменты менее насыщенны, чем синтетические (которыми выполнены Мюнхенские реконструкции), тем более, связанные воском и смолой. Примеры живописной энкаустики сохранились и они достаточно гармоничны, если сделать поправку на потемнение и пожелтение, то можно представить их первоначальный вид.

15 Март 2012, 16:40
avatar
Владимир Фоканов
Батов Антон (art_bat)
0

Да, да, очень хороший пример.

15 Март 2012, 16:43
avatar

Вот так… А я не в курсе… Спасибо! Просветили!

15 Март 2012, 16:00
avatar

в документальных фильмах теперь всё чаще говорят о том, что истуканы-идолы-статуи и иже с ними были таки цветными… и камни Стоунхенджа, и «Головы» острова Пасхи, и другие древние скульптуры-охранники, обереги… их нарисованные глаза внимательно наблюдали за людишками…

15 Март 2012, 16:41
avatar

спасибо Тане и всем! очень интересно)))

15 Март 2012, 18:45
avatar

Спасибо всем, рада, что понравилось:-)))

15 Март 2012, 18:57
avatar

ну — на ярком солнце народ жил — потому и любили буйство красок — для нас — это так же дико, как цвета на турецких платках — вопрос только в том — что если там родиться-то, глядя на эти цвета с детства — Вы будете считать их самыми нормальными в мире.

я когда увидел в мои 7 лет, что глаза на некоторых статуях были инкрустированы цветными камешками — для пущщего эффекта присутствия и соблюдения «доисторического» реализма — меня эти жУтики — шокировали — аж во сне приснились

15 Март 2012, 19:01
avatar

Да, я знаю, им еще глаза раскрашивали, на глину похоже.

15 Март 2012, 19:27
avatar

Да, цвет в корне меняет облик скульптур. Смотришь на них уже иначе.

15 Март 2012, 23:59
avatar

Лев убил просто. Реконструкторы явно что-то курили)

16 Март 2012, 11:09
avatar

+

16 Март 2012, 20:51
avatar

постмодернистыыы)))))

психоделические орнаменты — это, конечно, сильное заявление, да)

повеселила, Тань) пойду, сожгу все свои книжки по истории ДПИ и материальной культуры))

16 Март 2012, 23:29
avatar

Так намного веселее! это мы привыкли к строгости, чопорности и сдержанности. будь хорошим(ей) мальчиком (девочкой). Не ешь с пола! не пачкай пальто!!! не дерись, не беги. не стой… не пой… не крась этими красками. А так ведь намного жизнерадостнее! Так как надо, под палящим-то солнцем! Мне именно так нравится больше, чем холодная академичная античность. И знаний-то все равно им нужно было много))))) основы рисунка незыблемы, ну, для понимания мира))))))) А остальное для радости. Круто ж и оранжевое, и лазурное и синее. У нас это чопорно: «вырви глаз, утащите и убейте автора быстро»))))))) А грекам нравилось. Они лепили как им нравилось и красили так как им нравилось. А мы вторичны. На их культуре взросла и наша. Постепенно, по капле привозя, черпая, подстраивая каноны, законы под требования оттуда… И до сих пор заглядываем, а как там у них?

7 Апрель 2012, 01:05