Стоимость иллюстраций. Справедливая цена труда иллюстратора.

Main 2024 10 08 18.00.21

Много лет на нашем сайте идет дискуссия на тему стоимости труда иллюстратора и много лет мы спорим о том, как справедливо рассчитать цену иллюстрации. Одни считают, что у иллюстрации есть какая то минимально возможная граница, другие утверждают, что надо просить больше, чем кажется в моменте и не стесняться своих желаний, третьи откровенно демпингуют, чтобы хотя бы как то завоевать клиента любым способом.



Сколько стоит иллюстрация и существует ли справедливая цена?!



На мой взгляд нет! Нет никакой справедливости и иллюстрация стоит ровно столько, сколько за неё просит конкретный автор. Мы находимся на рынке, на котором цена формируется путем спроса и предложения. Если к вам нет очереди из голодных заказчиков до вашего невероятного творчества, то ваша работа может не стоить ничего! Такова справедливость капиталистического общества, в котором мы все с вами оказались. Однако существуют нюансы, которые можно и нужно обсудить.



Когда речь заходит о создании иллюстрации, многие ошибочно полагают, что основная стоимость кроется лишь в затраченном времени и количестве условно использованных цветов и деталей. Однако ценообразование в нашей с вами сфере гораздо сложнее. Для того чтобы разобраться, из чего складывается стоимость иллюстрации и как она соотносится с реальными условиями работы художника, нужно понимать, какие факторы на нее влияют, и что можно считать справедливой ценой в рамках современной российской реальности.

 

 

Время, сложность, профессионализм: три кита стоимости иллюстрации

Казалось бы, первое, что нужно учитывать — это время, затраченное на выполнение работы. Чем больше часов художник проводит за созданием рисунка, тем выше конечная цена. Но нет же, учитывая тот факт, что каждый из нас рисует как минимум с разной скоростью, время не главный фактор. Один автор нарисует иллюстрацию за X часов, второй X2 и так далее. А значит время — далеко не единственный и совсем не релевантный фактор конечной стоимости иллюстрации. Я бы вообще на него не ориентировался. Как минимум клиенту глубоко плевать, сколько времени вы рисовали ту или иную картинку. 

Куда важнее — уровень мастерства, внимание к деталям и даже эмоциональная вовлеченность автора — все это имеет большее влияние на итоговую сумму. Опытный иллюстратор, за плечами которого множество выполненных проектов, часто работает быстрее начинающих любителей, однако их услуги стоят дороже. И это совсем  не парадокс! На самом деле в этих расценках учтены годы практики, отработанные навыки и умение быстро находить эффективные решения, которые позволяют выполнять задачи не только качественно, но и в срок.



Детализированные портреты, сложные композиции, комбинированные техники или работа с узконаправленной тематикой требуют больше сил и времени. Таким образом, для простых иллюстраций (например, минималистичных иконок или линейных изображений) цена будет значительно ниже, чем для иллюстраций, например, фэнтезийных сцен с множеством героев и предметов. Сюда же можно отнести и такие специфические аспекты, как использование сложных техник, например, акварельные градиенты, либо создание иллюстраций в векторе. Однако, как оценивать ту или иную технику исполнения непонятно, учитывая что и иллюстрации, нарисованные вручную или на компьютере не имеют качественного отличия по времени. Поэтому тут работает исключительно ваша интуиция и умение себя продать.

Главное в стоимости иллюстрации — это спрос на ваши услуги и умение себя продавать! Если вы чувствуете и наблюдаете за тенденцией того, что спрос превышает ваши физические и интеллектуальные возможности, то значит пора повышать стоимость. Если спроса на конкретные проекты нет, а обращения есть, то значит цена завышена. Куда хуже, если нет обращений. Тут возможен даже вариант того, что имеет смысл рисовать бесплатно для прокачивания опыта и улучшения портфолио. Ну и если обращения есть, а вы двух слов от страха связать не можете, то очевидно, что есть проблема, с которой необходимо работать и это как оказывается зачастую является краеугольным камнем общей ситуацией с оценкой вашей работы.



 

Неочевидные факторы, формирующие стоимость

Если вы наглый талантливый выскочка, умеющий себя продавать или маститый профессионал с сотнями клиентов, которые от одного вашего имени начинают заикаться, то на ценообразование также влияют следующие не всегда очевидные моменты: 

(все остальные могут не обращать внимание на эти пункты)

Права на использование. Иллюстрации могут использоваться в различных целях: от публикаций в соцсетях и создания баннеров до оформления книг и выпуска сувенирной продукции. Чем шире права на использование, тем выше должна быть стоимость. Например, иллюстрация для обложки книги оценивается выше, чем рисунок для личного блога заказчика, так как обложка — это лицо издания и важный маркетинговый инструмент.
 

Тираж и аудитория. Если иллюстрация создается для массового распространения (большие тиражи книг, журналы, рекламные кампании), это значительно влияет на цену. Высокие тиражи или крупные охваты аудитории требуют не только качества, но и дополнительной юридической защиты прав иллюстратора.
 

Сроки выполнения. Срочные заказы, которые требуют выполнения в сжатые сроки, часто оцениваются с повышенным коэффициентом. При этом срочность не должна становиться причиной снижения качества — заказчик платит больше не просто за скорость, а за сохранение уровня исполнения в условиях ограниченного времени.


 

Так сколько же стоят иллюстрации в России и с чем это связано?

На российском рынке стоимость иллюстраций может колебаться в зависимости от региона проживания автора, востребованности художника и конкретного сегмента заказчиков (частные лица, бизнес, издательства). В среднем цены на небольшие заказы начинаются от 3 000 рублей, а для более сложных и детализированных проектов могут достигать 50 000–100 000 рублей и выше. При этом мы с вами часто сталкивается с проблемой демпинга: начинающие товарищи иллюстраторы, не уверенные в своих силах, готовы работать за еду или даже доплачивать клиентам, лишь бы выбрали их на любых условиях, что снижает общий уровень цен в отрасли и затрудняет выход на адекватный уровень дохода даже опытным профессионалам, от чего нас всех периодически бомбит на нашем сайтике или в Телеге.

Это происходит в первую очередь по ряду обстоятельств, на которые, увы, влиять фактически невозможно. В условиях экономической нестабильности и ограниченного количества заказов художники вынуждены искать компромисс между стоимостью своих услуг и готовностью клиентов платить за качественный продукт. Что порождает ситуацию, когда часть иллюстраторов выбирает для себя западный рынок или работу через иностранные платформы, где расценки значительно выше. Однако сейчас это делать становится сложнее и не все заказчики готовы работать с авторами из России по понятным всем обстоятельствам.

В идеале “справедливая” стоимость иллюстрации — это баланс между трудозатратами иллюстратора и ценностью работы для заказчика для конкретного автора и заказчика. На этапе обсуждения стоимости важно учитывать не только фактические часы работы, но и навыки художника, уникальный стиль и опыт, скорость выполнения, детали, количество итераций, уровень использования и возможности заказчика. Сложная работа, требует множества правок или подразумевает серьезные изменения после утверждения концепта и цена должна это отражать. Но в реальности многие цены берутся просто с потолка и зависят исключительно от возможностей заказчика и условной жадности автора или его умения или неумения продавать свои услуги.

Для начинающих художников важно не демпинговать, но и не завышать цену слишком сильно. В идеальном мире — начать с определения базовой ставки за час работы и корректировать её в зависимости от сложности задачи и спроса.

Ценообразование в иллюстрации — это не просто цифры на бумаге. За каждым проектом стоят часы работы, творческий поиск и эмоциональная вовлеченность. Поэтому справедливой стоимости вероятно не существует, потому как на рынке клиенты стараются найти автора подешевле, а авторы заказчика побогаче, соответственно основная задача художника - иллюстратора повысить свою узнаваемость, спрос на свои услуги, умение общаться и продавать себя, а для идеального заказчика  важно  уважать труд художника и учитывать ценность его работы.

 

Примеры актуальной стоимости иллюстраций на момент написания статьи на конец 2024 года:

Черно-белый набросок — от 1000 рублей.
 

Цветная иллюстрация для книги, сайта — от 3000 рублей.
 

Оформление разворота в журнале — от 7000 рублей.
 

Книжная иллюстрация (за один разворот) — обычно издательства предлагают за работу от 3000–5000 рублей, но это при большом объёме. Если иллюстратор работает для одной книги, то стоимость составит от 10 000 рублей за разворот.
 

Нарисовать обложку для книги — от 15 000 рублей.
 

Нарисовать плакат или афишу — от 20 000 рублей.
 

Цветная иллюстрация для футболки, сумки, рюкзака, магнитика на холодильник — от 2000–3000 рублей.
 

Оформление этикетки — от 20 000 рублей.
 

Нарисовать иконку — от 200–500 рублей в зависимости от сложности и размера изображения.
 

Рисунок для тату (эскиз) — от 1500–2000 рублей.
 

Создание комикса — от 500–1000 рублей за кадр.
 

Стилизованный под иллюстрацию портрет для социальных сетей, аватарки — от 500–1000 рублей.

Комментарии6
avatar

Нет никакой справедливой цены!

Бейся за хлебушек или умри!

Вообще, не обязательно долго рассуждать на тему ценообразования, отталкиваясь от реалий капитализма. Тут всё просто - кто у кого украл (деньги, время, внимание), тот и молодец.

НО! Если портфолио заинтересовало заказчика, выпускающего продукцию на продажу, значит работы обладают коммерческим потенциалом. Отсюда следует, что работа не может стоить "нисколько".

8 Октябрь 2024, 18:26
avatar
Валера Гольников (wa11)pro
Виктория Романенкова
0

так в любой профессии, кажется! (

8 Октябрь 2024, 18:30
avatar
Александр Фоминpro
Виктория Романенкова
0

социализьм был лучше?:) вопрос для иллюстраторов далеко не праздный, если вспомнить всякую "диснеевщину" ,или того же Чебурашку.

8 Октябрь 2024, 19:18
avatar
Виктория Романенкова pro
Александр Фомин
2

Судя по качеству оформления книжной продукции и по рассказам художников (даже на этом сайте), работавшим при советах, да, было лучше. Тут пост не о том, кстати, какой строй лучше. Социальные гарантии должны быть в обществе, давно выбравшемся из пещер.

8 Октябрь 2024, 19:27
avatar
Александр Фоминpro
Виктория Романенкова
0

мы же все так то наглядные агитаторы :) При Союзе была государственная идеология. Поэтому и оформление книг было лучше. И два института разрабатывали дизайн детской продукции. Опять же фиксированные цены.

8 Октябрь 2024, 20:36
avatar

к вопросу отсутствия качественного отличия по времени между рисованием в ручную и на компьютере. вот, буквально, пример из жизни. предложили нарисовать иллюстрацию на полуформат (А2), викторианский город , "изометрия". Реф - скрин с ситибилдера . Мне вот интересно, у кого из иллюстраторов дома есть кульман? и сколько времи займет нарисовать формат и ,видимо, красиво его покрасить?

По поводу всего остального , лучше почасовой оплаты ничего не придумали. Даже при советах. Опять же чем отличается час моей работы в векторном редакторе от часа работы в растровом я не понимаю. что так что сяк идет расход электроэнергии и износ орудия производства. :)

8 Октябрь 2024, 20:29