Стоимость иллюстраций. Справедливая цена труда иллюстратора.
Много лет на нашем сайте идет дискуссия на тему стоимости труда иллюстратора и много лет мы спорим о том, как справедливо рассчитать цену иллюстрации. Одни считают, что у иллюстрации есть какая то минимально возможная граница, другие утверждают, что надо просить больше, чем кажется в моменте и не стесняться своих желаний, третьи откровенно демпингуют, чтобы хотя бы как то завоевать клиента любым способом.
Сколько стоит иллюстрация и существует ли справедливая цена?!
На мой взгляд нет! Нет никакой справедливости и иллюстрация стоит ровно столько, сколько за неё просит конкретный автор. Мы находимся на рынке, на котором цена формируется путем спроса и предложения. Если к вам нет очереди из голодных заказчиков до вашего невероятного творчества, то ваша работа может не стоить ничего! Такова справедливость капиталистического общества, в котором мы все с вами оказались. Однако существуют нюансы, которые можно и нужно обсудить.
Когда речь заходит о создании иллюстрации, многие ошибочно полагают, что основная стоимость кроется лишь в затраченном времени и количестве условно использованных цветов и деталей. Однако ценообразование в нашей с вами сфере гораздо сложнее. Для того чтобы разобраться, из чего складывается стоимость иллюстрации и как она соотносится с реальными условиями работы художника, нужно понимать, какие факторы на нее влияют, и что можно считать справедливой ценой в рамках современной российской реальности.
Время, сложность, профессионализм: три кита стоимости иллюстрации
Казалось бы, первое, что нужно учитывать — это время, затраченное на выполнение работы. Чем больше часов художник проводит за созданием рисунка, тем выше конечная цена. Но нет же, учитывая тот факт, что каждый из нас рисует как минимум с разной скоростью, время не главный фактор. Один автор нарисует иллюстрацию за X часов, второй X2 и так далее. А значит время — далеко не единственный и совсем не релевантный фактор конечной стоимости иллюстрации. Я бы вообще на него не ориентировался. Как минимум клиенту глубоко плевать, сколько времени вы рисовали ту или иную картинку.
Куда важнее — уровень мастерства, внимание к деталям и даже эмоциональная вовлеченность автора — все это имеет большее влияние на итоговую сумму. Опытный иллюстратор, за плечами которого множество выполненных проектов, часто работает быстрее начинающих любителей, однако их услуги стоят дороже. И это совсем не парадокс! На самом деле в этих расценках учтены годы практики, отработанные навыки и умение быстро находить эффективные решения, которые позволяют выполнять задачи не только качественно, но и в срок.
Детализированные портреты, сложные композиции, комбинированные техники или работа с узконаправленной тематикой требуют больше сил и времени. Таким образом, для простых иллюстраций (например, минималистичных иконок или линейных изображений) цена будет значительно ниже, чем для иллюстраций, например, фэнтезийных сцен с множеством героев и предметов. Сюда же можно отнести и такие специфические аспекты, как использование сложных техник, например, акварельные градиенты, либо создание иллюстраций в векторе. Однако, как оценивать ту или иную технику исполнения непонятно, учитывая что и иллюстрации, нарисованные вручную или на компьютере не имеют качественного отличия по времени. Поэтому тут работает исключительно ваша интуиция и умение себя продать.
Главное в стоимости иллюстрации — это спрос на ваши услуги и умение себя продавать! Если вы чувствуете и наблюдаете за тенденцией того, что спрос превышает ваши физические и интеллектуальные возможности, то значит пора повышать стоимость. Если спроса на конкретные проекты нет, а обращения есть, то значит цена завышена. Куда хуже, если нет обращений. Тут возможен даже вариант того, что имеет смысл рисовать бесплатно для прокачивания опыта и улучшения портфолио. Ну и если обращения есть, а вы двух слов от страха связать не можете, то очевидно, что есть проблема, с которой необходимо работать и это как оказывается зачастую является краеугольным камнем общей ситуацией с оценкой вашей работы.
Неочевидные факторы, формирующие стоимость
Если вы наглый талантливый выскочка, умеющий себя продавать или маститый профессионал с сотнями клиентов, которые от одного вашего имени начинают заикаться, то на ценообразование также влияют следующие не всегда очевидные моменты:
(все остальные могут не обращать внимание на эти пункты)
Права на использование. Иллюстрации могут использоваться в различных целях: от публикаций в соцсетях и создания баннеров до оформления книг и выпуска сувенирной продукции. Чем шире права на использование, тем выше должна быть стоимость. Например, иллюстрация для обложки книги оценивается выше, чем рисунок для личного блога заказчика, так как обложка — это лицо издания и важный маркетинговый инструмент.
Тираж и аудитория. Если иллюстрация создается для массового распространения (большие тиражи книг, журналы, рекламные кампании), это значительно влияет на цену. Высокие тиражи или крупные охваты аудитории требуют не только качества, но и дополнительной юридической защиты прав иллюстратора.
Сроки выполнения. Срочные заказы, которые требуют выполнения в сжатые сроки, часто оцениваются с повышенным коэффициентом. При этом срочность не должна становиться причиной снижения качества — заказчик платит больше не просто за скорость, а за сохранение уровня исполнения в условиях ограниченного времени.
Так сколько же стоят иллюстрации в России и с чем это связано?
На российском рынке стоимость иллюстраций может колебаться в зависимости от региона проживания автора, востребованности художника и конкретного сегмента заказчиков (частные лица, бизнес, издательства). В среднем цены на небольшие заказы начинаются от 3 000 рублей, а для более сложных и детализированных проектов могут достигать 50 000–100 000 рублей и выше. При этом мы с вами часто сталкивается с проблемой демпинга: начинающие товарищи иллюстраторы, не уверенные в своих силах, готовы работать за еду или даже доплачивать клиентам, лишь бы выбрали их на любых условиях, что снижает общий уровень цен в отрасли и затрудняет выход на адекватный уровень дохода даже опытным профессионалам, от чего нас всех периодически бомбит на нашем сайтике или в Телеге.
Это происходит в первую очередь по ряду обстоятельств, на которые, увы, влиять фактически невозможно. В условиях экономической нестабильности и ограниченного количества заказов художники вынуждены искать компромисс между стоимостью своих услуг и готовностью клиентов платить за качественный продукт. Что порождает ситуацию, когда часть иллюстраторов выбирает для себя западный рынок или работу через иностранные платформы, где расценки значительно выше. Однако сейчас это делать становится сложнее и не все заказчики готовы работать с авторами из России по понятным всем обстоятельствам.
В идеале “справедливая” стоимость иллюстрации — это баланс между трудозатратами иллюстратора и ценностью работы для заказчика для конкретного автора и заказчика. На этапе обсуждения стоимости важно учитывать не только фактические часы работы, но и навыки художника, уникальный стиль и опыт, скорость выполнения, детали, количество итераций, уровень использования и возможности заказчика. Сложная работа, требует множества правок или подразумевает серьезные изменения после утверждения концепта и цена должна это отражать. Но в реальности многие цены берутся просто с потолка и зависят исключительно от возможностей заказчика и условной жадности автора или его умения или неумения продавать свои услуги.
Для начинающих художников важно не демпинговать, но и не завышать цену слишком сильно. В идеальном мире — начать с определения базовой ставки за час работы и корректировать её в зависимости от сложности задачи и спроса.
Ценообразование в иллюстрации — это не просто цифры на бумаге. За каждым проектом стоят часы работы, творческий поиск и эмоциональная вовлеченность. Поэтому справедливой стоимости вероятно не существует, потому как на рынке клиенты стараются найти автора подешевле, а авторы заказчика побогаче, соответственно основная задача художника - иллюстратора повысить свою узнаваемость, спрос на свои услуги, умение общаться и продавать себя, а для идеального заказчика важно уважать труд художника и учитывать ценность его работы.
Примеры актуальной стоимости иллюстраций на момент написания статьи на конец 2024 года:
Черно-белый набросок — от 1000 рублей.
Цветная иллюстрация для книги, сайта — от 3000 рублей.
Оформление разворота в журнале — от 7000 рублей.
Книжная иллюстрация (за один разворот) — обычно издательства предлагают за работу от 3000–5000 рублей, но это при большом объёме. Если иллюстратор работает для одной книги, то стоимость составит от 10 000 рублей за разворот.
Нарисовать обложку для книги — от 15 000 рублей.
Нарисовать плакат или афишу — от 20 000 рублей.
Цветная иллюстрация для футболки, сумки, рюкзака, магнитика на холодильник — от 2000–3000 рублей.
Оформление этикетки — от 20 000 рублей.
Нарисовать иконку — от 200–500 рублей в зависимости от сложности и размера изображения.
Рисунок для тату (эскиз) — от 1500–2000 рублей.
Создание комикса — от 500–1000 рублей за кадр.
Стилизованный под иллюстрацию портрет для социальных сетей, аватарки — от 500–1000 рублей.
Нет никакой справедливой цены!
Бейся за хлебушек или умри!
Вообще, не обязательно долго рассуждать на тему ценообразования, отталкиваясь от реалий капитализма. Тут всё просто - кто у кого украл (деньги, время, внимание), тот и молодец.
НО! Если портфолио заинтересовало заказчика, выпускающего продукцию на продажу, значит работы обладают коммерческим потенциалом. Отсюда следует, что работа не может стоить "нисколько".
так в любой профессии, кажется! (
социализьм был лучше?:) вопрос для иллюстраторов далеко не праздный, если вспомнить всякую "диснеевщину" ,или того же Чебурашку.
к вопросу отсутствия качественного отличия по времени между рисованием в ручную и на компьютере. вот, буквально, пример из жизни. предложили нарисовать иллюстрацию на полуформат (А2), викторианский город , "изометрия". Реф - скрин с ситибилдера . Мне вот интересно, у кого из иллюстраторов дома есть кульман? и сколько времи займет нарисовать формат и ,видимо, красиво его покрасить?
По поводу всего остального , лучше почасовой оплаты ничего не придумали. Даже при советах. Опять же чем отличается час моей работы в векторном редакторе от часа работы в растровом я не понимаю. что так что сяк идет расход электроэнергии и износ орудия производства. :)
так уж вышло, что среди художников - до сих пор достаточно тех, кто застал 80е лично... и хорошо помнит всё, что видел своими глазами...
(+ ощущал это прочими "девайсами" организма)...
а по тому - неизбежны сравнения, что и как менялось за всё это время...
разумеется, можно до посинЯчки сравнивать плюсы и минусы в "дуЭте"
СССР •vs• Капитализм...
как именно - то и другое влияет на жизнь сообщества иллюстраторов (раз уж мы обсуждаем это тут - на лЮстре)
но есть простые и понятные ма́ркеры, которые трудно игнорировать:
🔸какое количество проф.специалистов трудились иллюстраторами всё это время в издательствах и организациях, где художники тоже нужны.
🔸какой общий уровень проф.нАвыков и соотношение сильных, средних, слабых работ в общественном культурном пространстве.
🔸каков уровень оплаты труда известен в 80ых - на каждые 100 чел, работающих по прочным тарифам, адекватным срокам на проект, и пользующихся социальными гарантиями...
- какова́ "калорийность" заработанных денег и что на эти деньги можно было купить, какой реальный уровень жизни можно было себе позволить, и в каком соотношении за́работки художников были к заработкам других востребованных и полезных в социуме профессий.
🔸каково́ вообще было
БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ
иллюстратором в 80е –?!!!
🔸и что мы имеем сейчас - по всем упомянутым показателям-?!!!
☝️😎 всё это может показаться довольно сложным, с точки зрения тех, кто не знает ответа на эти вопросы...
(ибо, кому сейчас 25-30 лет - где и как ковыря́ть подобную статистику-?)
НО -!!!- те, кто все эти изменения застал ЛИЧНО (на собственной «шкуре»)
- тому, на такие вопросы найти ответы
ОЧЕНЬ ПРОСТО
😁
а то - было бы столько вОю про цены и гонорары - на каждом фриланс перекрёстке в ВЭБе, еслиб нЕбыло этого густо́го...
"дыма без огня"-?!!!
☝️😎
Отличный пост, побольше б таких - возможно, многие не демпингуют, а просто не думают, что могут заплатить больше, и объявления о работе "1000 р/иллюстрация" или "Оплата по договорённости" не очень помогают разобраться ))
При СССР был жёсткий профи-отбор.
В редакции сидели не дураки. Уберём идеологию Ленина-Сталина.
Было меньше иллюстраций.
Не было интернета и компьютера, тем более ИИ ←чтоб его расхерачило и программистов кто создаёт💩
Всё делалось ручками и красками.
Акварель, тушь, темпера.
Дольше по времени.
Художники душу вкладывали.
..................................
Всё изменилось. Кто приспособился, кто выживает...
компьютеры были , в том числе и персональные В редакциях партийных изданий, к примеру. Типографии все были под госконтролем, по понятным причинам. Агитпроп давал постоянный и хороший заработок. Рекламы было в разы меньше, и все под контролем первого отдела. Ну и на сладкое - не облагаемые налогом шабашки. Интернета не было, была контрабанда печатной и видеопродукции :)))
Добавлю, что при СССР были миллионные тиражи. И не было конкуренции.
Справедливость?
Полноценной, иллюстрация становится в момент, когда она доходит до зрителя. Нет смысла обозначать, что иллюстрация это -Коллективная работа. В том числе "авторская". И в полне логично, определить суммарный процент работы художника в проекте, разве нет? Но эту информацию(по морже), издательства предпочитают умалчивать. В этом весь, злобный корень. Друзья, а давайте все 100% (именно, просто процентов) разделим по КТУ(коэффициенту трудового участия) всех персональных позиций, от автора книги, главреда, дира, печатника, и конечно художника. По справедливости, а?))
Спасибо большое за статью.
Хоть всё написано чёрным по белому, в расценках новички не заметят "от" а сразу увидят цифру стоимости. А указанные цифры действительно плинтус, от которого нужно отталкиваться вверх
и хватит уже про СССР. Издательств было- кот наплакал. Пойди сначала получи там работу, чтобы было с чем сравнивать на старости лет...
СССР был большой... и по этому - там были разные варианты, как в издательство попасть...
🔸 возможно, что в Москве и Питере - было не пробиться... а в небольшом городе, который можно было переЕхать на жигулёнке за 25 минут по диагонали (с учётом наличия светофоров и отсутствия дорожных пробок) - мне посчастливилось найти заказ, зайдя́ к первому жэ худ.рЕду... с небольшим портфОлием, которое я, (не торопясь и очень взвЕшенно), нарисовал, находясь - в сов.армии... ибо - там времени оказалось для этого
достаточно...
🔸(ну, + худ.ред узнал мои иллЮхи, которые за пол•года до "дЕмбеля" я высыла́л на выставку)...
и эти работы завоевали "приз зрительских симпатий"... и худ.ред их запомнил...
🔸так же - повлияло то, что любой художник, кто более менее нОрм рисует - рва́лись в столИцы... и (в моём компАктном городе) - РЕАЛЬНЫХ конкурентов на "тёплое местЕчко" внештатного иллюстратора - было не так уж и много...
🔸а ещё - "заслужэнные•простужэнные" мЭтры - иногда брали заказ, и просир∆ли сроки... (загулЯмшы на симпо́зиумах - недельку, другую)...
по этому - можно было взять проект с «подгорающими сроками» и худ.реды с радостью их раздава́ли всем, кто мог бы с "палёным заказом" справиться...
☝️😉 чтобы не сгорела худ.рЕдская премия за квартал... :))) 💥⚡
по этому - первые несколько заказов я сделал - "с палёными сроками"... а уже пото́м стали заказывать и нормальные проекты... без шУму и пЫли...
✅🔸так - без всякого блата (и высоких закулИсных знако́мств) - можно было попасть в советское издательство - и для меня это оказалось ЛЕХКŌ... ибо в 20 лет - работоспособность запредельная, и ЕСЛИ ЧЕСТНО - те сроки, какие в СССР считались "палёными" - они всё равно по объёму времени БОЛЬШЕ, чем те, которые издательства навЯливают художникам - СЕГОДНЯ-!!!
🔸и, уж не говоря о том, что на деньги советского иллюстратора - можно было весьма сытно жить...
зарплата худ.реда была (стандартная для сов.союза): 120₽ в месяц... а иллюхи, нарисованные за 1 месяц - насыпАли в мою "продкто́вую корзину" - 300-500₽...
и это - с учётом, что я был молодой, начинающий...
а мЭтры зарабатывали и по больше...
🔸смотрим в яндексе цены на жизнь в 80ых... и сравниваем их с «калорИйностью заработков» в издательстве - СЕГОДНЯ...
дык, почемужэ нам тогда не сравнить «несравнИмое»-?
😄)))
очень, знаетели - заметна разница за эти 33 года... после знаменитого 91го...
Да помню, как я спрашивал редактора, с которым работал по обложкам в 88 году, мол, а что на предмет детской книги? Тот мне сразу сообщил, что могу даже не расчитывать (от слова никогда)
Плюсую! Работа была выгодная, дорогостоящая... и доступная единицам
По-моему тут надо отталкиваться от того, что творческий ручной труд художника-иллюстратора с высшим специальным образованием ну никак не может быть оценен меньше неквалифицированного ручного труда гастарбайтера с пятью классами кишлачной школы.
Это в теории. На практике всё наоборот.
https://dzen.ru/a/YkSzFsPE7ErH_SHc?ysclid=m23hydjj5z541596281
••• при этом - 5 ты₽ в день - это по ценам 22го года
(так блог датИрован)
🔸ещё более актуальные цифры- на сайтах с вакансиями в ежедневных публикациях.
😁
пора уЧИЦцо художэственно откла́дывать "мегалИты" :)))
у них есть прораб которому причитается 75 процентов их заработка. им как ишаку нужен бабай с палкой , что бы правильно ходить. Иначе это не работает ни при советах ни при буржуях. Нам кузнец не нужен (С):)))
Бывают ситуации и для раскрытия понтэциала кишлачного гастрбайтера- "мистер случай". Вон, Айвазовскай(Айвазян) без всякого равноапостольного спецобраза, сходу влетел в РАХ.
СССР.... А еще я помню, что подрабатывать начал еще в школе)) Была такая весЧь, как стенгазеты... на каждом предприятии. Минимум 7 шт по датам, а заказывали комплект на год. Каждая 5 руб. Итого, с одного! предприятия 35 р. за комплект, А предприятий набиралось 12-15... (больше мне не доставалось((( - родители себе заказчиков забирали. Так на все предприятия эти комплекты чуть ли не по трафарету рисовались.
Наглядная агитация :) У подруги папа был художник на местечковом заводе. Вполне себе зарабатывал, на уровне вредного производства. У такого попробуй стенгазету уведи :)) Да еще за пять рублей. В армии был "боевой листок". И приз , если на окружном смотре победит, - отпуск 10 дней.
••• стен.газеты это даже ни са́мая хлебная фишка ...
😁)))
в период (корбачъЁфф, перастРОйка) - примерно в (моём) 6-м классе, школьники уже начинали активнее тусИть, собирАЦцо на ха́те у мажОристого одноклассника, слушать мУзычку, устраивать «ла́мповые вечеринки», и прОчее... и, я обратил внимание, что меломаны, па́нки, ро́керы, металлИсты, кинома́ны, (кто тащИлся по буржуИнскому голливу́ду) - обожают большие плакаты на стенку... а раздобыть их на тот исторический момент в хорошем качестве, да ещё - именно такие, (по своему Арт содержанию), какие им хотелось бы - на тот момент было ни то штобы трудно... а просто нЕгде...
я прислу́шивался к фанАЦцким «тёркам», запоминал все озвученные мечтЫ и "хотЮньчики", исследовал перспективный рынок... и, на одну из тусовок - приволо́к хэндмЭйд Арт 60×90 см ... с наилУчшим качеством прорисо́вочки, какую смог из себя «добЫть»... эффект превзошёл мои са́мые смелые ожидания
😄))) у меня образовались мясИсто•хлЕбные шабашки до са́мого 10го класса... + в период между школой и отбытием в сов.армию в (стандартные) 18 лет... :)))
💥 в (моём школьном возрасте) 9го-10го класса цена на такой плакат уже превышала стоимость средней "картины маслом" в са́мом крутом Арт•салоне нашего города-!!! ...когда я впервы́е обнаружил это «сказошно•приятное» обстоятельство, то сам - ещё долго не мог привыкнуть к такому невероятно головокружЫтельному достижению :)))
и понял, что быть ХУДОЖНИКОМ - это престижно и очень крУто, брАЦцы :)))
☝️😎 ✅: а сАмое главное, что - по озвученному в этом коменте принципу - "любой рукАстый автор»
- сможет найти себе такую же хлЕбную «проф.пригОдность» – не зависимо от того, в каком десятилетии приходится жить прямо сейчас (!!!), в каком городе (большом или маленьком), в какой степени "разгулялись бОты", отнимающие "хлеб" у "приунЫвших" художников... всё равно - в окружающей среде есть все возможности заработать, если внимательно присмотреться к нашим «джунглям»... и, т.к. Художник - это источник ИДЕЙ и КРЕАТИВА, то, можно сказать, что - способность увидеть, где есть наилучшая возможность стать «эпицентром проф.востребованности» - это и есть «экзамен на проф.пригодность»...
и, если чёта, ка́кта - нипалуЧАицца... то, либо - это просто НЕ ВАШЕ-!!! ...либо повышайте свой «скил» по всем важным пунктам, которые ведут Авторов - к «Успēшному Успēху»...
😊
Странно, никто не вспоминает о том, что художники во все времена были бедными, исключение придворные(чаще по кумовству) и признанные при жизни Гении. С появлением фотографии пришлось искать новые формы, отличные от реализьму:)) В стране советов многие работали в кочегарках или сторожами -- сутки через трое, штамповали наглядную агитацию, преподавали. Каждый, кто идёт в эту профессию должен понимать -- не готов к испытаниям не заходи. В эту обойму попадают все творческие профессии... Писателям, поэтам, актёрам ещё сложнее.
Картинки Андрея Шатилова
Рембрандта на паперти не хватет..
Жизнь на широкую ногу и любовь к юным барышням из прислуги, не щадит даже Гениев;))
Лет десять назад цветная иллюстрация А4 формата или разворот А5 формата стоили от 100 долларов. Сейчас, получается, цена упала в три раза. Печально...
Фотография «убила» художественное творчество.
..............................................
Из фильма «Авиатор» с Ди Каприо.
«...Зачем рисовать реальность, если есть фотоаппарат» (роль Кейт Бланшет)
..........................................
Спорить нет смысла.
Как инструмент в руках..
😊 а - спорить (почти всегда) не имеет смысла :)
но мы можем делиться своими наблюдениями и соображениями, что бы было понятнее, как решать эти заковыристые зада́чки, какие нам подбрасывает - коварное врЕмячко...
☝️😎 когда - Фотография «убила» художественное творчество... и рисовать реализмы потеряло всякий смысл - кучи худОжнегоф - испытали шок и безнадёгу, потеряли сытный рынок (салОнных портретов маслом) и не знали, чем им теперь занЯться... (и это - очень похоже на период пришествия фотошопа и бОтов)... но, по факту - после пришествия «фото» - у худОжнегоф было в запасе более ста́ лет на рисование иллЮх в журналы и книжки, реклама, дизайн, промышленная графика, этикетки, кино, театр, мультики, различный хэндмЭйд и картины маслом, и многое, многое прочее...
соответственно - и сегодня, малЁк отдышимся, узбагОимся, оглядимся - и начнём замечать, что у каждого появятся периоды в жизни (по 2-5-10-30лет), когда возможно будет заниматься той, или иной - творческой деятельностью, ибо: ВСЕ эти «сто лет с прицепом» - в КАЖДОМ жанре, у различных коллег - такие периоды БЫЛИ-!!!
(в промежутках между постоянными экономическими кризисами и вОйнами), то, и в дальнейшем, можно надеяться, что "периоды творческой востребованности" - кому-то (и РЕГУЛЯРНО) - будут перепада́ть - (ну... конечно - до тех пор, пока Мир не сгорит в пожаре безумия) ...
😎 по этому, нравится оно, или нет, но - умение самостоятельно откопать себе интересную и хорошо опла́чиваемую работЁнку - это не просто «очень полезный на́вык» - это первостатЕйная жизненная необходимость, не менее важная, чем "хорошо рисовать" ... или - «успешно дышать воздухом»... т.к. проф.навыки - ничевО не стОят, если чел - взял и пОмер с голоду - от безработицы-!!!
🔸от сюда - простая мысль: проф.навыки – это ни только Творчество, но и умение найти своё место под Солнцем - САМОСТОЯТЕЛЬНО-!!!
🔆 одно - никак не возможно без другого-!
🌟✨
Об авторских правах. На Рендере дали заметку: Twitter будет использовать посты пользователей для обучения ИИ
Twitter обновили условия использования и теперь нет возможности отказаться от того, чтоб ваши посты использовались
для обучения ИИ, хотя ранее эта возможность присутствовала.
Новый фотошоп также. Они вообще ох... обнаглели, собираются лазать по ВСЕМ папкам компов пользователей и брать ЛЮБЫЕ файлы для обучения ИИ тем самым повышая конкуретноспособность в своей нише. Даже всякие рабочие, им неважно. Битва пиратов))