Стиль=Свобода?
Хочу поделится своим мыслями о таком знакомом каждому художнику/иллюстратору понятии, как "собственный стиль". Если, конкретно ограничивает ли он свободу творчества в угоду коммерческому спросу или нет? Конечно, это только мои стартовые рассуждения и очень хотелось бы узнать и ваше мнение. Итак...
Как всегда на написание поста меня натолкнул один комментарий под хорошей работой одного замечательного иллюстратора. Человек похвалил работу, сказав, что нравится то, что он сам не умеет, к сожалению. И тут я задумалась...
Не так давно, когда я решила, что хочу рисовать и сделать это своей работой, я читала очень много статей о том, как наработать своё портфолио. Почти в каждой суть была такая, что выработайте свой стиль, чтобы ваши рисунки стали узнаваемы. Когда заказчик ищет иллюстратора, ему проще посмотреть портфолио и ткнуть пальцем, вот так хочу! Если у ваших работ разный стиль, то вы буквально обречены на голодную смерть с карандашом в руках...шучу! :) но суть такая.
Я училась у замечательного художника Лепетухина Александра Петровича. Он рисовал сколько себя помнил. И настолько разносторонних картин/иллюстраций я не встречала. Он рисует детские сказки, очень много у него этюдных картин, тема Христа - это вообще целый отдельный раздел в его творчестве, а кроме этого в его мастерской ещё масса работ в которых и Сальвадора Дали можно узнать (хотя он его не любит:)). И глядя на его работы у меня никогда не возникало сомнения, что заказчик посмотрит на всё это и скажет: "Ой, ну что же мне с Вами делать, у Вас столько всего и не понятно сможете Вы выполнить мою работу?" Это было бы абсурдно.
Однажды я разговорилась с ним на эту тему. Как найти свой стиль? А он так просто ответил: "А зачем тебе определенный стиль?" Я начала в захлеб объяснять, вот потому что..да так... Он посмеялся и сказал, что люди, которые не выходят за рамки своего "стиля" - ограничены. Они не хотят разиваться дальше, их рисунки устраивают рынок, и они так и рисуют.
Не подумайте, что я хочу кого-то осудить! Нет! Мне просто не понятно, почему вот люди так пишут - Я так не умею. При этом они могут быть очень сильными иллюстраторами с шикарными работами. Да, я тоже не умею очень много. Очень много! Но внутри у меня сидит какая-то может даже больная уверенность, что если я захочу, то я так научусь и нарисую. И каждый раз я стараюсь попробовать что-то новое.
Более того, я пришла к выводу, что я не хочу быть заложником одного стиля. Конечно, я всегда выберу, то что мне близко по духу, но в корне это могут быть далеко не похожие друг на друга техники исполнения.
Так что же останавливает других? Коммерческая сторона, боязнь, что не получится? Неужели нужно пожертвовать свободой экспериментов, чтобы выработать тот стиль, который купят.
Расскажите, как у вас. Может всё это просто миф. А если, действительно, боитесь попробовать новое, то поделитесь почему? Заранее всем спасибо!
P.S. Иллюстарция Timothy Raglin.
имхо: Нужно отделять творческую сторону вопроса от коммерческой и в каждом конкретном случае ставить одну из них в приоритет. Мадонна для своих сказок выбрала Геннадия Спирина прежде всего за стиль, и когда он послал ее агентов нах, те утерлись и снова вернулись к нему, и подписали контракт на ЕГО условиях, по причине ЕГО неповторимого стиля. То есть, у них не было выбора. Конечно, можно сказать: где Спирин, и где мы :), но это очень показательный пример. С другой стороны, думаю, к собственному стилю он пришел все-таки через творчество, а не через холодные рассуждения - что купят, а что нет - к тому же его становление как художника происходило в советское время, а тогда буржуйские раскладки часто вообще не принимались во внимание.
Согласна с Вами, Майк. Я думаю, что при другом подходе его работы не были бы такими цепляющими. По-моему к художникам советского времени вообще стоит относится иначе.
Чтоб не увязнуть в многословных рассуждениях, прежде давайте определимся с терминологией. Ответьте сами здесь на вопрос, вынесенный Вами в заголовок. Стиль это - ?
Меня просто смутила фраза: - " в его мастерской ещё масса работ в которых и Сальвадора Дали можно узнать, хотя он его не любит". Философию? Колористику? Манеру письма? Сюжеты? Не любит, но подражает? Конъюнктура? Или что.
PS Вы же сами провели эксперимент. Сделав аля Зинько. http://illustrators.ru/illustrations/594678
И получили наибольшее количество лайков (по сравнению с другими Вашими работами). )
"Он сказал, что люди, которые не выходят за рамки своего "стиля" - ограничены." Для меня это высказывание спорно. Думаю, что
"Основной признак наличия стиля — быть тем, кто ты есть." (с)
"..что если я захочу, то я так научусь и нарисую."
Техникой, возможно овладеете, но душа?
Скорее манера письма. Но я бы не назвала это подражанием. Это мне его работы напомнили Дали. Я даже не знаю, как это точнее выразить... Однажды мою работу с толстячками на форуме сравнили с работами известного художника, мол вот вы мне его стиль напомнили! А я до тех пор даже не знала, что это за художник. Это просто моё личное восприятие этих картин. Этот пример тут приведен с целью рассказать о многообразии подхода к своим рисункам. В данном контексте под стилем подразумеваю общее во всех работах, я не сильно владею профессиональными терминами, мне проще будет на примере. Шикарные иллюстраторы Непомнящих и Попугаева их акварельные работы можно сразу узнать (да, я видела и другие их работы, это чтобы сразу не было вопросов. Я говорю о общности, то что здесь я понимаю о стиле), Фил Дунских, Макс Костенко, Iofik...
Если ориентироваться на западного потребителя, то портфель нужен в одном стиле. Хотя, это тоже спорно ) У нас на международном сайте представлены работы в двух разных стилях ( мультяшный и реализм). И заказывают и то и другое. Так что бытующее правило, что надо рисовать в одном стиле, ерунда.
Если ориентироваться на наш рынок, то лучше иметь несколько стилей в портфеле. Почему ? Просто потому, чтобы не простаивать месяцами в ожидании своего заказчика, которому нужен именно ваш неповторимый стиль.
Чем больше Вы можете предложить рынку, тем больше будет востребованность и отдача.
Спасибо, Ольга, что делитель опытом. Я тоже к такому мнению склоняюсь. Просто, когда на стартовом этапе натыкаешься на это "правило", то вгоняешь себя в какой-то тупик. Я по себе сужу, у меня эта мысль очень долго вызывала некий комплекс даже.
АЗ БУКА здесь на сайте меня удивляет в этом отношении..
сильный художник, которого бросает во все стороны в плане стиля...
с другой стороны вижу, как некоторые действительно оказываются заложниками этого самого стиля, и испытываю скуку и сожаление, разглядывая портфолио
Да, подобное тоже замечала..поэтому и хочется спросить, а почему не попробовать и не сменить стиль..может не так резко, но постпено
Если не ошибаюсь, Толстого (Льва) как-то спросили, что он так "разбрасывается" и врослые произведения, и детские, и философские... на что классик ответил:" Я вам не воробей, чтобы одно и тоже чирикать".
Виктор Минеев
Вы легко определите Л. Толстого и в философских трактатах и детских сказках. Также как и Маяковского, и в детских стихах, и в гражданской и любовной лирике. И не спутаете друг с другом и ни с кем другим.
Возьму в копилку историю!:)))
Почитаю)))
Мне кажется, что Вы немного путаете 2 понятия: стиль произведения и творческий почерк художника. Про первое понятно - любой художник выбирает так или иначе темы, стилистику, которые ему ближе, понятнее (выгоднее, в конце-концов). Например: рисовать животных, реалистично. Или - рисовать тех же животных, но мультяшно.
А вот творческий почерк, манера, способ раскрытия той или иной темы - это уже чисто индивидуальное. В ряде случаев на то, чтобы этот почерк выработался нужно очень мало времени. Например, у Конашевича узнаваемая графическая манера сложилась к третьей-четвертой книге. Но и в самых первых есть рисунки, на которых уже просматриваются какие-то узнаваемые, индивидуальные черты.
В других случаях, художнику, как возможно Вашему учителю, интереснее экспериментировать с разными техниками, стилями, манерами, и т.д. - и четкая, узнаваемо-индивидуальная манера письма не формируется так явно, как в в первом примере. (это не значит, что ее нет, просто она так явно не бросается в глаза)
Поняла Вас, Дарья! Хорошо объяснили, спасибо. Я даже подумала, что мне несколько раз люди говорили, что узнается ваш "стиль", имея ввиду как раз творческий почерк, я это не понимала. Честно со стороны видимо виднее, и свои работы мне сложно анализировать. Вы меня натолкнули на мысль понаблюдать у людей общее в разных картинах. Ещё раз спасибо, для меня очень ценно!
Герасимова Дарья
Вопрос. А если работы у человека интересные и замечательные, каждая в отдельности, профессионально сделанные, НО, при взгляде на каждую, всегда отчётливо всплывает в мозгу другое имя, разные имена, но не имя автора данной работы?
Насколько я вижу высококлассных художников -- у всех есть свой художественный почерк, и никто из них не скучен, хотя и узнаваем. В пределах стиля очень много решений и возможностей, если только не ставить перед собой искусственные границы и говорить себе "я так не рисую". Если портфолио становится скучноватым... ну мы же здесь многие выставляем все подряд, проверяем насколько удачно то или иное решение. Не все же эти рисунки останутся в истории))) До народа дойдет гораздо меньше половины, и скучным это наверное не будет.
Узнаваемость коммерчески выгодна, способность нарисовать что угодно -- это тоже определенный стиль. Заказчику просто нужно знать, на что будет похожа готовая картинка.
Про себя скажу, что как художник, своего стиля пока не почувствовала как следует. Обязательно для себя попробую освоить как можно больше направлений. Нравится рисовать в различных стилях, лишь бы рисовать) Заказчики обращаются по поводу совершенно разных картинок.
Вот и мне близок Ваш подход! Спасибо, что делитесь! У меня пока не так много заказчиков было, но Вы совершенно верно говорите, что их интересуют разные картинки, при этом они просто говорят, вот в подобном стиле хотелось. (Собственно это ещё раз меня натолкнуло на мысль, что однотипность стиля для хорошей работы - это миф) Я так думаю, что Заказчик уже тоже несколько адаптировался под рынок.
Всем привет)...Как я понял,отчасти,это мой коментарий сподвиг автора на создание поста.Хотелоь бы разъяснить некоторые моменты,если получится)).Надеюсь, мое незнание терменологии и скупость моего словарного запаса русского не слишком скажется на сам ответ)...Можно,конечно,овладеть различнами техниками и как принтер выдавать работы в разных стилях(и доктор,и трактор),...но если нет "души художника"видения, то и "ценности"(мое мнение) не будет).И не боязнь "нового",а "чюжеродность"(ну не мое) ограничивает(меня,допустим)в работах...В свое время я разное перепробовал.Я пока не готов рисовать "розовое" небо...а у кого-то это прекрасно получается)),и завидую им по хорошему
Леонид, гипотетическая ситуация. Рынок переполнен Вашими работами и люди, пресытившись перестали их покупать. Ваши действия: новый маркетинг или "розовое небо"?
Здравствуйте, Леонид! Всё верно, Вы вдохновитель:) и спасибо, что отписались, тоже имеет место быть такое. Это как раз о том, что выше писалось, Ваш творческий почерк. Я думала иначе изначально, честно. Теперь уже вижу, что не может быть только два варианта (либо коммерческая составляющая, либо то, что по душе художнику) в этом вопросе, они ещё и пересекаться друг с другом могут.
эта тема тут попадается регулярно.
)))
согласен со Львом Толстым - чирикать одно и тож - не моё.
рисовать одно и тоже всю жЫзню - мне лично скушно. это скорее будет наказание - и когда приходит слишком однообразный в плане заказываемых стилей период, то никакие сказошные заработки, даваемые в утешение за хлопоты - меня в таких случаях не радуют.
ради чево тогда надрываццо?
рисовать (как и дружить организмами) - надо, шоб в радость было.
про продавАбельность, раскрученность брендов и пр. комерсантские доводы:
отсутствие всемирной известности, или узнаваемого стиля, как у Спирина, Билибина, ..., ..., ..., Пикасо, Пиросмани, и пр - лично мне - никак не мешает брать заказы 24 с половиной года подряд (если считать только с того времени, когда за работу стали платить деньги).
Приятного осознавать, что не меня одну она тоже озадачивает) Я так же думаю, что должно быть рисование в радость...кстати, STANiSLAFF, у Ваших сообщений тоже есть свой творческий почерк)) это очень даже интересно, с учётом того, что современный век, практически совсем убрал обязанность писать что-то от руки)
Как мне думается, надо сразу разделить нашу профессию на два лагеря - Художник-Артист (творец, индивидуальность) и Художник-ремесленник.
Если посмотреть на это дело через такой "сепаратор", получится, что для того, что бы охватить наибольшее количество заказчиков, надобно уметь работать во многих стилях и направлениях. Потому как сидеть и ждать ТОГО САМОГО случая, когда очередная "Мадонна" разглядит в тебе "Спирина" = зубыНаПолку. Постепенно, скорее всего, работа всё-равно приведёт к определённому стилю, но это уже другая история, ведь может и не привести;)
Но можно поступить иначе. Или чуток иначе - попробовать работать одновременно и творчески. Красить холсты, травить медь, пачкать камень и пр. - и вот тогда, думается, что стоит задуматься о стиле. Потому как ты становишься не просто винтиком в производстве (полиграфия), но самостоятельной еденицой, требующей узнавания!!!!!
По-моему - так))
boa, я правильно Вас поняла, то есть всё-таки для успешного представления себя на рынке, стиль нужен? Поправьте, если что
слушаю...