Справедливости ради...
Добрый день, сообщество! Это моя первая статья здесь. Может и не писала бы, но справедливость требует.
В продолжение темы от Макса Олина «Художник, всегда читай договор!». https://illustrators.ru/posts/hudozhnik-vsegda-chitay-dogovor
Сразу говорю, это не опровержение вышеозначенного совета. Я его всегда поддерживаю, и сама все договоры читаю. Более того, благодарю Макса за бдительность и неравнодушие!
Издательство «Национальное образование» ко мне обратились с тем же договором. В пункте 2.3, на который обратил внимание Макс, я не углядела ничего особенного. А вот пункт 6.4, в котором сказано, что заказчик может передать работу другому художнику, и расходы пойдут за счет меня, как-то проглядела. Не вникла в его содержание. У меня такое бывает. Могз улетает на несколько секунд, а когда возвращается, бывает поздно.
Когда я прочла статью Макса Олина, мой договор уже был подписан. Мне оставалось только ждать результатов.
С радостью сообщаю, что опасения оказались напрасными, гонорар был выплачен в срок, оговореный в договоре. Кроме того, хотя я отказывалась от аванса в силу личных причин, мне его все-таки дали, опять же в соответсвии с договором.
Пункт не очень красиво звучит. Но, нак мне объяснила редактор, это типовые договоры, и у них запрещено что-то менять для разных художников. Конечно, это личное дело каждого, подписывать договор с непонравившимся пунктом, если его не убирают, или нет. Но хорошие деньги тоже жалко упустить.
Возможно эти пункты призваны ускорить работу художника, потому что как оказалось, не все относятся к работе добросовествно. Кроме того сроки были очень сжатые! Видимо, именно поэтому эту книжку дали не одному художнику, а нескольким. Мне достался разворот с зоопарком. Выставлю его в портфель, как только книжка выйдет в продажу.
Несколько слов по процессу. Что меня порадовало в работе с этим издательством. Сейчас обычно редактора в техническом задании высылают готовый макет разворота, сами придумывая композицию. Это, с одной стороны, облегчает мне работу, а с другой, дает ощущение, что тебе не доверяют, как профессионалу. Я что, сама композицию не придумаю?! А вот «Национальное образование» дали полную свободу творчества. Это был первый для меня вимельбух, закомпоновать его оказалось сложно, но интересно! И хоть набросок пришлось переделывать дважды, но в результате вышла не каша, а вполне удобоваримая картинка. Как известно, наше творчество заканчивается на этапе наброска, а потом начинается рутина покраски.
И ещё, к наброску, как я уже сказала, у них были пожелания, которые я учла. Но зато после покраса, никаких правок. Это очень профессиональный подход со стороны заказчика, редкий в наше время!
Так что заказчиком я довольна. Если предложат еще поработать, опять подпишу этот договор :)
Да! Всех с наступающим Новым годом!
Типовой договор - стандартный ответ, как мне кажется, редактора на запросы про сомнительные формулировки в договоре. И это очень простая проверка вашего духа или решительности хотя бы попробовать защитить свои права. Вам скажут, что выкуп абсолютно всех прав на иллюстрации на 15 лет - это стандартно, что автоматическая пролонгация договора - это нормально, что 1500 рублей за многофигурную полосную композицию - это ещё хорошо. Но права существуют, только когда за них борятся.
100% согласна. Сколько раз редакторы рассказывали, что работа без предоплаты и оплата в течение 2 месяцев после сдачи макетов - это стандарт и "так у всех"! Или вот это - "мы выплачиваем предоплату(!) по завершении 50% работы"😆. Или вот - "издательство не платит предоплат, но я вам из своей зарплаты немножко переведу"😳.
мне стыдно признаться, но со мной вообще заключают договора с выкупом всех прав навсегда, а не на 15 лет. Практически, все заказчики. несколько раз пыталась бороться за изменение этого условия - безуспешно. Или соглашайтесь, или нет заказа. Алексей, а Вам удавалось переубедить заказчика поменять такой пункт в договоре в свою пользу? Или выход всегда один - отказ от заказа?
И не говорите! А меня еще возмущает пункт, что заказчик имеет право перепродавать мою работу как целиком, так и по частям третьим лицам! Это просто запредельная наглость! Но если я буду бороться за свои права, я с голоду опухну. Они же обычно не соглашаются ничего менять. :(
Наташа ,умница ,что написала.Весь опыт,все знания,в копилку тем кому надо.Для этого блог и существует.
Спасибо, Илья! Я тоже так думаю. :)
Для защиты от недобросовестных художников, нарушающих сроки, обычно в договорах есть пункт "за каждый день просрочки минус 1% от гонорара". Такой пункт можно понять. Но ... подписываться под тем, что в случае чего мне придется оплатить работу другого художника ... как-то ну очень стремно. Я обычно лояльно отношусь к договорам. Но договор с таким пунктом перебор.
Ирина, для защиты от недобросовестных заказчиков, нарушающих сроки выплаты гонорара, предложите пункт "за каждый день просрочки плюс 1% к гонорару". Такой пункт можно понять)) и заказчик поймет (он ведь не собирается нарушать договор и вас обманывать). Договор - это две равноправные стороны. Предложите им так. Если все в одну строну, то это не договор, а ультиматум)) Сделайте им встречное предложение и посмотрите, как они вас поймут.
... если всё обошлось гладко и без проблем, то - поздравляю-!!!
это в буквальном смысле - счастливый случай и редкая удача 😊
☝️😎 но - на будущее, всё таки - не сто́ит ходить "по тонкому льду", т.к. "кривые пункты" в контрактах - это (чаще всего) продуманный рычаг для манипуляций и паразита́рных методов - как отгрЫзть от "Вашего зако́нного Пирога́" – "львиную долю", которая автору гораздо нужнЕе для выживания, чем упырЯм, которые и так живут сы́тно-!
🔥 уверяю вас: достаточно пару раз - прилично обжЭчься на таких вот "хитровАнах" и наказание рублём настолько мощно способствует эффекту "взрывно́го поумнЕния" у поц.и.энтов ...
что - лучше бы Вам прислушаться к советам тех, кто уже обжёгся, чем испытать "это" на собственной шкуре...
т.к. сумма попадАлова может оказаться на столько весОмая, что её не все смогут вЫтянуть ФИЗИЧЕСКИ-!!!
😈🎃👾 просто представьте, что с такими вот пунктами в контракте - вместо за́работка - окажетесь "в долга́х, как в шелкАх"-!!!
а оно Вам надо-!?!
✨🧙🏼♂️✨
Львиная доля мне понравилась.
Очевидно вы тоже не слушали добрых советов, раз сами обжигались? :))) Я уже много раз попадала на мошенников. Никакие советы от этого не спасут. Каждый через это проходит. Да и мне очень уж хотелось порисовать вимельбух! И этот опыт никуда не денется.
Банальный до неприличия совет - договор нужно читать очень внимательно, если что не понятно, то писать, звонить и уточнять, никак иначе. Эйфория от того что вам дают заказ, это очень плохая эйфория, вы рискуете своим временем и усилиями, а они ничем не рискуют, думайте хорошенько прежде чем что-то подписывать.
Казалось бы, очевидные вещи, ведь это не на 1-2 дня занятие, а заключение контракта на работу, стоит время потратить - вычитать. НО НЕТ. Будем верить на слово и зажмурившись подмахивать подпись.
"мне объяснила редактор, это типовые договоры, и у них запрещено что-то менять для разных художников" Ну конечно, оно же в бронзе изваяно, ну никак не поменять, ага.
Любопытный факт, для вашего и всех остальных редакторов: договора, которые у меня вызывали вопросы и сомнения ПРАВИЛИСЬ после обсуждения нюансов. Естественно для этого надо приподнять ж*пу, сначала свою редакторскую, а потом уже юриста издателя. Так что сказочки для юной поросли пусть оставит, пока та зубы не отростит.
Расскажите, пожалуйста, чем закончилась история.
https://illustrators.ru/posts/voruyut-s