Современные водорастворимые краски в иллюстрации: общая характеристика.
Известно, что иллюстраторы, работающие "вручную", чаще всего предпочитают водорастворимые быстросохнущие краски. Масло используется редко ввиду его запаха и времени высыхания.
Предлагаю краткий обзор свойств акварели, гуаши, акрила и темперы, и надеюсь на конструктивный диалог с коллегами по цеху.
Известно, что иллюстраторы, работающие "вручную", чаще всего предпочитают водорастворимые быстросохнущие краски. Масло используется редко ввиду его запаха и времени высыхания.
Предлагаю краткий обзор свойств акварели, гуаши, акрила и темперы, и надеюсь на конструктивный диалог с коллегами по цеху.
1. Акварель и гуашь. Пигмент как правило очень тонкий, поэтому легко можно использовать для детализированных работ. Хорошо использовать на акварельной бумаге. В России произодят хорошую акварель. Акварель марки "Гамма" чуть дешевле той же "Ладоги", но хорошее качество всё же сохраняется. Наша акварель обладает довольно большим запасом цветовой силы. Можно добиться большой насыщенности цвета, отличной яркости и чистоты. В качестве примера можно посмотреть иллюстрации Антона Ломаева к "Русалочке" Андерсена.
Однако российская гуашь не настолько активна по цвету. Причина - белила. Дело в том, что во все цвета гуаши принято добавлять белила или мел, что способствует укрывистости. Есть и ещё одна особенность: если хотите сохранить чистоту и силу цвета, старайтесь смешивать тон не более чем из двух красок, не считая белила. Иногда встречается импортная гуашь, и там с силой цвета дела обстоят лучше. Тем не менее, гуашь остаётся одной из самых популярных красок у художников-оформителей.
У этих двух красок есть один важный недостаток, хотя он же является достоинством. Имеется в виду постоянная водорастворимость. По высыхании красочного слоя его можно размыть водой. С одной стороны, это позволяет до известной степени вливать (вплавлять) один тон в другой на любом этапе работы. С другой, даже по долгом высыхании достаточно одной случайной капли воды, чтобы повредить красочный слой. И вам будет труднее многократно перекрывать один тон другим.
2. Акрил. Хорошо известны в России такие марки акрила, как "Таир", "Гамма" и "Ладога". Этот материал для нас относительно новый, и, возможно, наши производители ещё не вполне освоили технологию, ведь на Западе он широко известен около полувека, а у нас - чуть больше 10 лет. Тем не менее, результаты впечатляют уже сейчас. По высыхании краска даёт прочный слой, напоминающий пластик или резину. Огромный выбор цветов. Тон немного темнеет. Цвета крайне активные, часто могут соперничать с маслом. Подходит для большинства поверхностей. Бумага, картон, холст, дерево, металл. Высыхает очень быстро. К недостаткам можно отнести грубость и низкую (ниже, чем у гуаши и масла) укрывистость. Под грубостью имею в виду то, что акрилом трудно прописывать детали. Вероятно, дело не в тонкости пигмента, а в особенностях связующего. Однако краска прогрессирует, качество повышается.
3. Темпера ПВА. Краска стала популярна в Союзе после Войны. Большое распространение получила в монументальной живописи. Причина - стойкость слоя и матовость тона. Современная темпера ПВА располагает яркими, красивыми цветами, правда, диапазон их не так велик, как у акрила. Не так давно появился цвет "глубоко-чёрный", дающий возможность расширить шкалу тоновых градаций. К несомненным плюсам стоит отнести тонкость и укрывистость. В отличие от акрила, легко смешивается с акварелью и гуашью. Дело в том, что одни краски обладают кислотной реакцией, другие - щелочной. Смешиваются между собой только краски одной реакции. Акрил и темпера между собой не смешиваются, хотя хорошо ложатся друг на друга.
О методах работы акрилом и темперой ПВА.
Работая такими красками, мы обращаемся к опыту мастеров западного Средневековья и иконописи. Они испоьзовали яичную темперу, по своим характеристикам похожую на акрил и темперу ПВА.
1. хотя большинству из нас будет удобнее пользоваться палитрой, имеет смысл освоить приготовление колеров. Например, вы можете составлять их в пробках от пластиковых бутылок. Густота колера может соответствовать жидкой сметане. Тогда его удобно наносить беличьей кистью с достаточно длинным волосом.
2. Мастера Средневековья эффективно применяли просвечивание тонов сквозь друг друга. Например, один и тот же красный цвет, лежащий на жёлтой или серой подложке, будет смотреться по-разному.
3. Некоторую сложность представляет моделировка объёмов. Эти краски наилучшим образом приспособленны к выкрашиванию ровных плашек одним тоном. Если же мы хотим сделать плавный переход, приходится напрягаться. Впрочем, иконописцы блестяще справлялись с подобными задачами, когда делали плавь на ликах. Они шли от тёмного к светлому. Сначала по тёмному тону (санкирю) ликов писали все света и полутени одним более светлым тоном. Затем накладывали ещё два тона (светлее и ещё светлее), каждый раз покрывая всё меньшую поверхность. Наконец, ставили блики (движки). То есть они шли от тени к свету. Другой способ - штриховка кистью.
4. Поверхность должна быть как можно более гладкой в том случае, если вы хотите большой детализации изображения. Для темперы, помимо бумаги, хорошо подходит оргалит. Его почти не нужно обрабатывать, достаточно пройтись один раз раствором белил, чтобы сделать грунт. Замечу, что как акрил, так и темпера хорошо ложаться на "родную" поверхность. То есть сначала бывает полезно пройтись по изобразительной поверхности раствором одноимённой краски любого цвета или тона. Если вы работаете на бумаге, помните, что акрил сильно стягивает поверхность, а темпера - лишь немного слабее акрила. Поэтому бумагу следует натянуть.
5. Из кистей хорошо подходят беличьи. Хотя для акрила можно успешно использовать синтетику, особенно для пастозной манеры. Во время работы кисти следует держать волосом в тарелке с водой, а по окончании работы - промыть с мылом. Иначе волос склеится намертво. Особенно это актуально для акрила.
Чтобы не быть голословным, назову великого мастера темперы ПВА - Дмитрия Жилинского (смотрите иллюстрацию "Тайная Вечеря"), и мастера акрила - Joe Jusko
P. S.
Желающие могут приготовить яичную темперу и в современных условиях. Для этого потребуются пигменты, кусок толстого стекла, курант, куриные яйца и белое вино. Пигменты затираются курантом на стекле. Для этого надо насыпать на стекло немного порошка, налить немного воды и круговыми движениями растирать краску. Потом дать получившейся кашице высохнуть. Затем то, что получилось, соскребают со стекла ножом и помещают в маленькую ёмкость. Яичная эмульсия приготавливается так: нужно взять желток яйца - без плёнок и без жгутика - и смешать его с количеством белого вина, равным объёму скорлупы этого яйца. За неимением вина можно использовать обычную водопроводную воду с добавлением пары капель уксуса. Избыток уксуса приводит к сворачиванию желтка, недостаток - к быстрому протуханию.Перетёртый пигмент смешивают с эмульсией на палитре. Если площадь работы большая, имеет смысл затирать пигмент сразу на эмульсии. Но готовая краска хранится не более нескольких суток. Хранить надо в прохладном месте, можно в нижней части холодильника. По высыхании яичная темпера даёт насыщенный глубокий тон. Красочный слой первое время размывается водой, но постоянно крепчает, в результате делаясь крайне прочным. Саркофаги фараонов расписывали такой краской, и яркость её сохранилась несколько тысячелетий.
Не всегда есть время на заморочки с изготовлением пигментов вручную. Интересно конечно, но проще работать уже с готовым материалом.
Лунный Дим:неск. лет назад были в моде испанские самоучители живописи, автор которых Хосе Мария Парамон. И он считал, что каждому художнику нужно хотя бы однажды попробовать приготовить краску из пигментов. но времени уходит действительно много.
Лунный Дим:неск. лет назад были в моде испанские самоучители живописи, автор которых Хосе Мария Парамон. И он считал, что каждому художнику нужно хотя бы однажды попробовать приготовить краску из пигментов. но времени уходит действительно много.
Согласен, в жизи нужно попробовать всё. Но когда ведёшь сразу несколько заказов, плюс ещё и повседневная работа с 8 утра до 5 вечера, как-то не до пегментов. Хотя, безусловно, всё это очень интересно. Если бы не было необходимости работать, чтобы получать деньги, я, наверное, занимался подобными поисками и экспериментами.+
Как-то очень давно лет десять назад, когда увлекался татуированием, слышал об одной мелкопорошковой краске (всего два пигмента:синий и алый) которая после набивки горит невероятным тоном. в свободной продаже её тогда не было, может сейчас есть. Хотя, сомневаюсь. Вроде бы как краска такая изгатавливается по каким-то ,,рецептурным колерам,, Если кому известно об этом секрете, поделитесь. Был бы признателен.
У меня ленинградская акварель с голландской гуашью хорошо идут. Чувствую материал, как живой. Да он живой и есть, если задуматься. С акрилом намучился, до смешного. Писал портрет. Испортил кисти, палитру - быстро засохли. А когда хотел убрать шероховатость на носу у изображенного человека, то вытянул нос см. на пять, как у Буратино.)))
Максим, "Тайная вечеря", случайно, не кисти Д. Жилинского?
спасибо)
Вячеслав:да, Тайная Вечеря Жилинского. Очень уважаю этого автора. Не только за то, что близок по духу, но и за то, что у него сын родился в 68 кажется лет) помню что в ранней юности очень любил гуашь, а теперь почти полностью перешёл на акрил и темперу, когда-нибудь покажу картинки. Акрил осваивал очень долго. Первые опыты были ещё в 2001, и это было ужасно. Но за последние 2 года кажется преодолел сопротивление материала. Сейчас мне трудно работать гуашью, т. к. я привык к активным цветам и возможности перекрашивать хоть по сто раз)
Marble:рад, что Вам понравилось)
Акварели я перепробовала много всякой-разной. Еще когда в худ. школе училась, помню, мне привозили немецкую, итальянскую акварель - не пошло. До сих пор поклонник "Ленинградской" :) Кстати, то же с бумагой - могу только на отечественной рисовать. А вот упущенные в статье из виду цв. карандаши - наоборот. Имела несчастье купить наши "Акварельные" - ужос-ужос((( Тогда как немецкие и голландские дают отличный цвет и приятную фактурку.
С гуашью начала эксперементировать поздно - в институте. Т.к. тогда было не до жру, в ход шло все, что попадалось. Именно тогда я приобрела тайваньскую гуашь, на первый взгляд она была совершенно дикой, чуть ли не кислотных цветов, но применение ей нашлось отличное - поверх основных цветов обычной нашей гуаши детали прорисовывать тайваньской. Она и ложилась как-то особо хорошо... очень жалею, что с тех пор она мне не попадалась :( очень эффектно получалось.
Про акрил ничего не могу сказать - на бумаге я его не пробовала, только на стенах и деревяшках... не могу сказать, что это грубый материал. Может быть он именно на бумаге/картоне как-то не так себя ведет?
для Лунный Дим:
Может быть это китайская порошковая тушь? Она достаточно яркий красный цвет дает...
Кира Скрипниченко:В том то дело что это не так, я набивал поршковой тушью, она не даёт такого эффекта. Думал может мне уже кажется. сравнивал свои набивки с теми в котрых был использован такой пигмент - небо и земля.
Акрилом пользуюсь т.к. действительно в домашних условиях он удобен, но вот прописать им детали о-очень не просто... У меня "Гамма", есть мнение, что итальянский акрил во много раз лучше. Вопрос знатокам - стоит купить дороже, либо перейти на масло?
Коротченко Дмитрий (ДэКа):Если пишу картины работаю исключительно маслом ,,Гамма"(не имитация, натуральнаая краска) Акрилом работаю при росписях стен и задников сцен. Для этого всегда закупается именно итальянский акрил. Очень хорошо держится пигмент, это замечательная краска.
Какую интереснейшую тему подняли, господа!Но материалы не все одинаковы не зависимо от национальности производителя. И итальянский итальянскому рознь как и московскиое качество питерскому. А вот кто-нибудь из вас работал с Ecoline - это, так называемая жидкая акварель, какая-то хрень голландская, похоже на анилин разведённый. Когда высыхает остаются кристаллы. Я как-то по пионерской привычке высушивать кисть ртом ( после полоскания кисти отсасывали немного воды лишней ), лизнул эту краску... горечь ужасная, не то что те в детстве на меду замешанные. Но прелстился богатой и очень яркой гаммой этих цветов и был боьшой поклонник Ecoline некоторое время. Краски действительно на столько сильны, что даже покрыв их акриловым грунтом для маслянных красок, пробиваются наружу. Можно играть на этом эффекте--получается рисунок как бы ниоткуда, а он изниутри светится. Заливки можно делать такие, какие простая акварель в вазочке или тюбике не позволит.А вообще, лично я работаю в смешенной технике, как полагаю, и многие другие. Можно, конечно, обсуждать достоинства того или иного материала, но в работе каждый раз выбираешь то, что нужно для данного конкретного случая. И тут идёт всё: и акварель и гуашь и тушь и чернила Windsor&Newton, и карандаши. Я начал пробовать рисовать простым карандашом по холсту, потом по доске просто покрытой акриловым грунтом, а затем перенес эту технику на стены. Очень красиво и душевно. Да, кстати, я ещё не пробовал, но продается акрил, по которому можно рисовать карандашами. у него более пористая и матовая поверхность. Так вот, я нашёл ещё один способ смешения материалов, но это больше подходит для стенных росписей или картин -- акриловый лак! Да, так, просто рисунок, или акриловая живопись покрывается акриловым лаком, лучше матовым, и затем можно даже лессировать маслом! лак создаёт плёнку и предохраняет рисунок снизу. Не спрашивайте у меня будет ли хрниться такая картина 100 лет, думаю, если что-то достойное, её сохранят потомки, но эффект рисунка, живого, со штриховкой и пр радостями будет просвечивать через живопись.Мне понравилось использовать для такой живописи не только простой карандаш, но и сангиновый. Есть богатая гамма и серые и коричневые разных оттенков и черные, так называемый итальянский карандаш (carboncino). Если работать на пористой поверхности такой как акриловый грунт для живописи, то вспрыснув такой рисунок водой он закрепиться, пигмент войдёт в поры так же во фресках. Интересно моделировать рисунок пока он влажный: характерные движения рисунка смешиваются с движениями кисти, можно придавать фактуры и пр.Ну, вот, уже пошло слюноотделение. Пора заканчивать ))
Коротченко Дмитрий (ДэКа):я ещё встречал т. н. "тонкий" акрил start. не очень понял, насколько он в действительности тонкий, но вроде бы получше нашего, и не дорогой.Кира Скрипниченко: а вы использовали отечественный акрил или импортный? я писал про наш)Юля Блюхер:да, в инсте мы тоже всё это смешивали, но у нас в Полиграфе были специфические требования к живописи) рад, что понравилась статья)Alexander Daniloff:вы очень верно заметили про слюноотделение) меня тоже такие вещи мотивируют - в смысле, разговоры о материалах.
Увидел знакомое имя - Joe Jusko, упоминается как мастер акрила. Он у меня на Девианте есть, я его недавно неосторожно обидел, написав в комментах к одной работе, что она смахивает на работы Франка ФРазетты) На что мне он ответил, что такого комментария еще никогда не получал:)))
Я никогда не сталкивался с проблемой письма мелких деталей тонкой кисточкой при работе акрилом, но прочитал сейчас об этом в статье и комментариях, да и подруга-коллега тоже говорит.Я склоняюсь к тому, что дело в самих красках, а точнее - производителе. В России еще не очень умеют делать акрил. Я пользовался немецким (Lukascryl), итальянским (Start) и китайским (Marie's) и они отличного качества и детали позволяют моделировать самые мелкие.
Максим Маркевич:да, наверно дело в стране-производителе, я-то рисовала импортным акрилом, наверно поэтому пожаловаться на этот материал не могу ))
Спасибо за информацию, учту на будущее, что наш акрил лучше не покупать!
Alexander Daniloff:Спасибо вам за инфо об Ecoline. Я действительно ничего не знал о такой штуке. Обязательно попробую, заинтригован эффектом.
Спасибо за подробную статью.Неужели многим не нравится запах масла!? Я вот лично очень уважаю и льняное, и пинен )). Да и сами краски пахнут приятно.Но что самое приятное, работая маслом, можно без проблем многократно исправлять работу. Масло не меняет тон и цвет после высыхания, как это предательски делает гуашь ).Акварель же не прощает ошибок и теряет живость, если над работой слишком долго "потеть". Поэтому для меня большая загадка, почему мы в училище по программе писали год акварелью, прежде чем нас "допустили" до масла.Хотя для журнальных иллюстраций масло и не самая подходящая техника, наверное. Особенно принимая во внимание финансовую сторону вопроса )).
Roman Moris:Полностью согласен, мне также очень нравится запах масляных красок. Я сам учился в Архитектурном, а бывало, мы приходили в художественное училище Бенькова, и там даже в коридорах стоял этот знакомый и родной запах масла, пинена, пихтового лака... круть. Есть известный художник-иллюстратор Donato Giancola, он пишет свои фантастические работы маслом и использует сиккативы для ускорения высыхания. Что-то на основе окисей меди. Сам же я открыл способ ускорять высыхаемость масляной краски путем добавления в нее в равной пропорции лака и разбавителя - сохнет буквально за день. Конечно, еще зависит от состава краски.
Eldar Zakirov:Должен сказать, что проблема высыхания масла мне ещё не до конца понятна. У моего друга краски сохнут от 1 до 3 недель! у меня на холсте за несколько часов "прихватывается" первый прозрачный слой и можно переходить ко второмы не смешивая его с первым (если аккуратно работать), в течении дня, то есть нескольких часов. Но полагаю, что эту тему нужно обсуждать особо. Можно поговорить и масле и его приминении в иллюстрации и о нетрадиционных материалах. Но об этом потом.
Экспериментировал с восковыми водорастворимыми красками "Karat Liqua" производства Staedtler: http://st.free-lance.ru/users/art_bat/upload/f_4aec5ce7dba13.jpg Своеобразный прозрачный материал, позволяет разгонять тонкие цветовые переходы на большой плоскости и лессировать, даёт фактуру очень напоминающую масло, не меняет цвета, не выцветает.
о масле: есть еще вопрос рентабельности использования того или иного материала :)))
Лунный Дим:Вот эффект Ecoline: http://www.illustrators.ru/i/29721на это картинке такие широкие растяжки по сырому.
Кира Скрипниченко:Вопрос не совсем понятен и корректен, о какой рентабельности идёт речь? Экономической или временной, или о рентавельности полученного эффекта? Делаешь то, что нравится, а считают пусть бухгалтеры, у них счёты для этого!
Alexander Daniloff:о экономической рентабельности. В данном случае я говорю о масле на холсте. Я не имею ввиду техники вроде монотипии и проч.
Хотел бы ещё спеть арию про Ecoline.Как уже сказал, это так называемые жидкие акварели, очень концентрированные. Работать с ними хорошо по сырому, если нужно большое красивое растекающееся пятно. У них очень большая палитра, есть даже серые. Именно не черный разведённый или разбелённый, а серый прозрачный! Есть золото и серебро. Но есть ещё белила, которые рекомендую всем, кто работает с водорастворимыми красками. Они тоньше и прозрачнее гуаши, предсказуемее её. Можно делать нежнейшие переходы, но дать и плотный блик, где нужно. Хорошо смешивается с акварелью.
Alexander Daniloff:Присоединяюсь:) Ecoline сын использует для аэрографии, сныкала у него попробовать и очень понравилось.
Заинтересовался краской Ecoline, думаю, что попробую.
могу сказать точно, что со временем все современные масляные краски теряют насыщенность, а при несоблюдении технологии (а кто ее соблюдал во студенчестве) конкретно темнеют. свойства акрила еще не проверил - мало времени прошло.
Alexander Daniloff:спасибо, интересная информация.Я работаю гуашью, но все больше перехожу на акварель. Масло люблю очень, но им не всегда повоняешь в доме, где есть еще и НЕХУДОЖНИКИ