Школьные сочинения (МХК)

Main %d0%a0%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba  23

Откровенно говоря, совершенно не планировал делать эту запись, пока среди многочисленных бумаг во время очередной уборки не обнаружил несколько своих школьных рукописей, которые меня заинтересовали настолько, что их содержанием я решил поделиться с Вами в следующем небольшом материале.

 

Найдены мной были небольшие учебные школьные эссе, написанные по известным произведениям изобразительного искусства, эти записи я могу лишь условно датировать временем примерно 7-8 класса средней школы (это конец 90-х годов).

После 5-го класса несколько лет мне повезло учиться на домашнем обучении (из-за проблем со здоровьем) - часть занятий я проводил вместе с классом, а на некоторых предметах занимался индивидуально. При этом можно было выбрать учителя, что было, несомненно, здорово - благодаря этому мне повезло проходить обучение у прекраснейшего педагога-русиста - Людмилы Сергеевны Вечхайзер. Хотя, справедливости ради должен отметить, что многих учителей и не нужно было "менять", в нашем классе в школе № 101 изначально вели многие педагоги от бога, которых я до сих пор вспоминаю с большой теплотой. Однако последние два года мне пришлось учиться "со всеми", поэтому все дополнительные трудности, связанные с моим образованием, расширением кругозора и получения навыков, целиком легли на плечи моей мамы. Именно в это время и были написаны мной эти сочинения - во время наших домашних занятий.

Необходимо сказать и о том, что произведения изобразительного искусства окружали меня с самого раннего детства. И это, разумеется, опять же заслуга моей мамы, которая не просто собирала книги и материалы по искусству (что совсем недавно было большой редкостью), Елена Михайловна профессионально занимается исследованиями как ученый историк мирового искусства. Долгие годы курс "Мировой художественной культуры" был ее авторским ноу-хау и в школе, и в вузе. Поэтому вполне очевидно, что благодаря ее стараниям и влиянию, пусть и не всегда явному, сегодня я тоже имею кое-какое представление об изобразительном искусстве.

Довольно долго я искал наши совместные фотографии, которые можно было бы разместить с подписью "ТОГДА и СЕЙЧАС", однако оказалось, что их либо крайне мало, либо попросту нет. Поэтому придется воспользоваться теми, что нашлись. На первой фото, которая уже была в посте, посвященном детским рисункам, мы с мамой в Доме Ученых, тут я еще дошкольник:

На втором фото мы с мамой в Санкт-Петербурге во время нелегкого пути на Невский после очередной конференции в СПбГУ (2017 г.):

Однако, не буду Вас томить, перейдем же к самим текстам эссе.

Всего их три штуки, и судя по количеству замечаний и состоянию бумаги, скорее всего, они располагаются в хронологическом порядке именно так.

 

Кончаловский П.П. Сирень в корзине («Героическая»).
холст, масло, 1933 г.
Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Кончаловский Пётр Петрович родился в 1876 г. Он женился на дочери художниа В. Сурикова и входил в общество художников с названием «Бубновый валет». После Октябрьской революции это общество прекратило существование, но навыки, полученные художником, остались.

Картина написана художником в 1933 г. Она относится к жанру натюрморта (в переводе с французского – «мёртвая натура»). Всю плоскость картины занимает цветущая сирень, стоящая в корзине. На заднем плане видны разные странные очертания (последнее предложение зачеркнуто - прим.).

Картина написана художником с использованием контраста и сочетания тёплых и холодных цветов. Холодные цвета на картине – это оттенки фиолетового и зелёные цвета. Тёплые – красный, коричневый и оттенки лилового. Белый цвет усиливает это богатство красок. Художник использует раздельные мазки, чтобы подчеркнуть плотность и тяжесть веток.

Картина наполнена свежестью, запахом росы. Ветки сирени склоняются под тяжёлыми каплями. Картина вызывает чувство радости, привлекает человека яркими красками. Скоро будет тёплое лето!

 

Фирсов И.И. Юный живописец.
холст, масло, вторая половина 1760-х гг.

Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Картина «Юный живописец» – одна из немногих картин художника И.И. Фирсова. Она была написана живописцем в 1760-е гг. во Франции. Фирсов пробыл там не больше двух с небольшим лет, так как ему мало присылали денег из Москвы.

Вскоре он возвращается на родину, где его ждёт бедность и сильное психическое расстройство. Жаль, что человек, сделавший такие замечательные картины как «Юный живописец», так мало известен.

На картине изображён мальчик лет четырнадцати, пытающийся запечатлеть на своём холсте девочку, уставшую от долгого позирования. Стоящая рядом женщина, вероятно, её мама, уговаривает девочку попозировать ещё немного.

На заднем плане – мастерская художника. Висят две картины: портрет дамы и уголок леса. На столе стоит бюст женщины и кукла на шарнирах.

Солнечные лучи освещают людей и работу художника, оставляя в тени задний план картины. И.И. Фирсов специально использовал контраст между живыми персонажами картины и трудами живописца для того, чтобы зритель понял, что обыденная жизнь интереснее, чем пейзаж, манекен. «Если ты настоящий художник, то ты можешь найти интересное в обычном». Эта картина наводит на мысль: «Возраст в рисовании ничего не значит».

 

Левицкий Д.Г. Портрет П.А. Демидова.
холст, масло, 1773 г.
Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Художник Левицкий в 1773 г. изобразил на своём полотне «господина из оранжевой кареты» – Демидова. Левицкий родился около 1735 г. в Киеве в семье священников. Сначала Левицкий рисовал иконы, но больше всего его привлекали портреты.

Демидов был человек с причудами. Его отец, созывая гостей, запирал ворота. Он очень не любил, когда еду оставляли на тарелках, а вино в бокалах. В таких случаях он говорил: «Кушай, пей, душенька, а иначе я прикажу вылить вино тебе за пазуху». Сын отличался такими же причудами. Однажды Демидов напоил своего гостя до потери сознания, а потом приказал положить его в гроб, засыпать золотыми монетами и отправить жене.

Левицкий изобразил Демидова в домашней обстановке, в домашнем халате. Он изображён в горделивой позе и рукой указывает на свою гордость – домашние цветы. Демидов облокотился на лейку. Рядом с лейкой лежит книга по ботанике и луковица цветка – плод его стараний.

Позади Демидова изображены колонны – художник нарисовал их для того, чтобы показать, как богат был щёголь того времени.

Есть большой контраст между ярким халатом Демидова и темнотой фона. Этот портрет вызывает уважением к художнику, который смог так точно показать на бумаге не только выражение лица, но и мысли «барина с причудами».

 

В качестве заключения должен сказать, что, разумеется, я не считаю эти свои детские работы "талантливыми", "гениальными" и прочее. Это довольно простые учебные эссе, с рядом ошибок, однако, на мой взгляд, они хранят определенный отпечаток времени, возможно, демонстрируют какие-то интересные детали. Мне лично было забавно и удивительно рассматривать свой почерк, который довольно сильно изменился, знакомиться с текстом, задумываясь о том, на какие детали я обращал внимание в детстве, когда рассматривал эти живописные полотна (конечно же, в репродукциях в книгах). Надеюсь, что что-то интересное из этой моей небольшой заметки найдете для себя и Вы, а подобные свои черновики тем более не будете выбрасывать, сохраняя эту частичку памяти об ушедшем времени.

 

Комментарии