Руки гончара
Фото не моё: http://fotokto.ru/photo/view/3820440.html, взял для привлечения внимания.
В продолжение разговора о можно научить рисовать или нет, хочу показать стихотворение с названием, вынесенным в заголовок.
...И рождается чудо творенья:
Льется в глину божественный свет.
Вот еще лишь секунда, мгновенье -
И дыханьем он будет согрет.
Он готов. И ему интересно,
Что же ждет его? Рай или ад?
Но хотя нам судьба неизвестна,
Пусть волшебные руки творят.
Это стихотворение за спаренный урок создали пятиклашки. Класс небольшой, дети, можно сказать, самые обычные. "Можно сказать" - это значит, что их специально в класс не набирали по способностям. Но работали с ними, действительно, по экспериментальной программе увлеченные и достойные учителя. Так вот, благодаря подходу, их коллективное творчество выдало такой результат. И это не было "притягивание за уши" к результату. Это было творчество, достаточно свободное. А фото в шапке - на основе похожей фотографии дети и создали текст.
Взрослого, сформировавшегося человека, наверное, научить, действительно, очень сложно. А вот ребенка гораздо проще. Правда, там столько сойтись должно, что, наверное, я идеалист, раз говорю, что научить можно.
Щас вот Илья обложит Вас матом и на этом эль-дискусьон закончится. Уже сто раз было и все предсказуемо до свинства...)))
А насчет учить в детстве, так то воспитывать надо пока поперек кровати лежит, ляжет вдоль, уже поздно. А вот учить и учиться на смертном одре не поздно...
Воспитывать - это когда поперёк лавки, а руки отбивать нужно сразу, и если не помогло, то и хрен с ним, значит судьба - художником родился))) Тут уж никак...
Чегой-то Илья меня обложит? Я привел конкретный пример - результат обучения. Хотя, конечно, тут не обучение должно стоять. Это сотворчество было.
Пятиклашки какието скучные...куда катится мир(((
А мне вот вспомнилось золлотое и не унылое детство
Пост из инстаграмма...
«Маленький мальчик нашел пулемёт,
Больше в деревне никто не живёт.»
⠀
Помните эти садисткие стишки? Они были популярны в 90-х так же, как анекдоты про Вовочку. Их передавали из уст в уста и переделывали по-своему. Стишки считались народным достоянием. Авторов никто не знал. Но родоначальники у них были.
⠀
🔺Первое такое стихотворение написал Олег Григорьев в 1961 году:
⠀
Я спросил электрика Петрова:
«Для чего ты намотал на шею провод?»
Ничего Петров не отвечал,
Лишь висел и ботами качал!
⠀
Перу Григорьева принадлежит целый цикл подобных стихов. Среди них были такие:
⠀
● Шел я между пилорам —
Дальше шел я пополам.
⠀
● Сказал я девушке кротко:
— Простите за нетактичность,
Но бюст ваш, и торс, и походка
Напомнили мне античность.
Она в ответ мне со вздохом:
— Простите, но ваше сложение
Напомнило мне эпоху
Упадка и разложения.
⠀
● Растворил жену в кислоте...
Вот бы по кайфу зажили!
Да дети нонче пошли не те —
Взяли и заложили.
⠀
Олег Григорьев заложил основу садистской поэзии. Его стихи ходили в народе, но официально были запрещены. А самому автору повезло еще меньше. Дважды судимый и непринятый в литературных кругах, он бродяжничал и прожигал жизнь в алкаголе, пока не спился в конец.
⠀
🔺 Второй колоритной фигурой в истории садистких стишков стал Игорь Мальский. В 1977 году вместе с однокурсниками он начал писать стихотворные антисоветские пародии. У них-то и появился маленький мальчик, и другая легендарная чернуха. Среди этого было, к примеру, следующее:
⠀
● Медленно ракеты улетают вдаль,
Встречи с ними ты уже не жди.
И хотя Америку немного жаль,
У Европы это впереди.
Скатертью, скатертью хлорциан стелется
И забирается под противогаз.
Каждому, каждому в лучшее верится.
Падает, падает ядерный фугаc.
⠀
● Маленький мальчик на лифте катался,
Вдруг неожиданно трос оборвался.
Папа склонился над грудой костей:
«Где же ботинки за 200 рублей?»
⠀
● Детям страны подавая пример,
Интеллигента топтал пионер:
Детский сандалик ударил в пенсне
— Смерть диссидентам в Советской стране!
⠀
Кроме стихов Мальский известен, как основоположник течения хиппи в Ленинграде, литературовед, переводчик и игрок основного состава «Что? Где? Когда?»
⠀
По материалам History Porn.
Особенно радует "По материалам History Porn." :)))
Светлана, этот пост не о поэзии, нумером ошиблись. Просьба - не надо таких перепостов.
По сути сообщения, ну подумайте, пиночетки, пропагандирующие жестокость и цинизм в школе на уроке? У нас были эксперименты, не не в этом направлении. ;))) А насчет скучных, да не сказал бы. Там много чего было творчески-активного.
Это пятиклашки из церковно приходской школы?
Если нет то что они могут понимать в божественном свете))) в этом возрасте.
Охотно почитала бы их впечатления о спортивных играх и математической олимпиаде, о конкурсных переживаниях и впечатлениях от взаимоотношениях со взрослыми в стихах, ...но о божественном свете ))) от пятикласников...это лицимерие
Учить детей писать о том чего они не понимают это..глупость учителей.
(Моё мнение можете оставаться при своем не возражаю)
Вы уверены, что для того, что бы знать (а лучше - чувствовать) что-то о Боге - Творце, необходимо быть умудрённым годами приспешником какой либо религии? И разве не прекрасно, что дети, раз пишут о таком, наверняка и вопросами задаются, и развиваются в этой, духовной области, а не залипают в столь ненавидимые теми же взрослыми неполезные игры? Ох, и разве не прекрасно, что диапазон интересов у детей гораздо шире, чем у роботов, ведь они не зациклены на одних только спортивных играх, школьных олимпиадах и взрослых? =)
Я тоже не верю, что эти стихи пятиклашки написали. Совсем не детский слог...Если только учителя сильно помогали)
нууу... мой деть гдето в этом же возрасте гораздо покруче написал... кстати у детей вполне может быть такой слог. я както своих ученикам сказала стишок сочинить...подробностей уже не помню. но помню что получилось так шикарно что даже предложила в нашу детскую газету. и несколько даже напечатали.
Можете не верить, но я лично при этом присутствовал, впечатление было сильное.
Смотела тут сериальчик. Нуу фентэзи. Там одному товарищу надо было попасть в Беловодье. Через волшебное озеро. Там просто лодка встречала человека и плыла. И если чота там не совпадало в настройках лодка переворачивалась посреди озера. Так они там всё к проводнику приставали "А что надо думать? А как себя вести?"... А он им отвечал, что у озера свои резоны. Бывало что беглые каторжники проплывали, а бывало, что и истовые богомольцы тонули.
Да не про детские стихи это! Скоро капсом начну писать, как Илья.)))
Это пример того, что можно научить многому. Не всякого, но многих. Это не отменяет таланта. Просто если посмотреть на маленьких детей, то у всех почти эта искра есть. Но мы же часто не видим этого. В родительской ли любви, в бытовых ли заботах. А то и в нашем собственном представлении о правильном.
Вот потом и оказывается, что "нужен талант, а его и нет".
И ещё одна причина заставила меня написать этот пост. Здесь часто говорят про учителей, как художников-неудачников. Люди! Это настолько ограниченный взгляд... Не то, что бы он совсем не соответствовал действительности. Просто телега здесь впереди лошади оказывается. Учитель в первую очередь должен уметь учить, а его собственное владение навыками просто должно соответствовать уровню обучения. Но для него педагогическая и дидактическая компоненты важнее, чем собственное мастерство художника. Это другой вид деятельности. Здесь же на сайте часто пишут - он сам не создал выдающихся картин. Да и нормально это! На другое его деятельность должна быть направлена!
вы все упускаете один момент. мы все прошли через аномию. ну, кто изучал социологию знает, что это такое. самое страшное крушение всех культурных и моральных норм. знаете когда старого учителя бьет толпа двоечников это уже какой то бардак. а ведь их дети сейчас пучатся в школе. конечно, у тех кто дожил, а не загнулся где-нить с мешком на морде. Мир сдвинулся (с)
Учитель должен учить. Именно так. Для того что бы учить нужны подготовленные ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ кадры, нужна отработанная методическая база. время в конце концов. А технологии на месте не стоят. И смысл тратить время на поиски своего учителя? Да, пусть криво и косо, да пусть так никто не делает... Какая разница, если это дает нужный результат? :)
Полностью согласен насчет учителя. Насчет кадров. Потому и написал, что не правильно смотреть на учителя, как на неудавшегося художника.
А насчет сегодняшнего дня... Знаете, раньше, мне почему-то кажется, было гораздо больше осознания, что художник работает на вечность. Это личное мнение, возможно, слишком идеалистическое. И учитель тоже должен работать на вечность. Вернее, на Будущее. Или же он просто на выполняет свои естественные функции.
И еще одно. Аномия очень помогла... получить то, что мы сегодня имеем. Свобода ради свободы! Это же так здорово. Только вот человек - социальное животное. Любой социум предполагает нормы, рамки, ограничения. Иначе погибнет. Это банально, очевидно, но почему-то для многих необязательно. Только это уже о другом получается.
Трата времени на поиск СВОЕГО Учителя в счет жизни не идет! )
Я понял, что тема не про поэзию. Но, может быть, вам, Юрий, будет интересно следующее видео (если вы, конечно, не знали о Нике Турбиной). Просто хотелось с вами поделиться, ну и вспомнить об этой чудо-девочке.
https://www.youtube.com/watch?v=ybjfiLOAcns
Спасибо, конечно, за ссылку. Но, знаете, мне фильм не понравился... Не люблю я, когда с такими детьми разговаривают "как с детьми". Да, пожалуй, с любыми людьми. Дежурные вопросы взрослого - ребенку, журналиста - собеседнику. С детьми так нельзя. Вот и получается бездушное недообщение. Неискреннее. Мне так показалось.
О Нике же само-собой знаю, но вот Вы спросили, и я задумался: как давно я знаю? Должен с первых публикаций, но почему-то их не помню.
В вопросах образования и воспитания часто дети-вундеркинды становятся примерами "как не надо". Думаю, в каждом конкретном случае надо разбираться, что да как. Ведь не секрет, например, что одаренных детей часто просто ограничивают в других направлениях. Или загоняют в условия, не соответствующие их возрасту по психо-физиологическим показателям. Там всегда до трагедии - рукой подать.
Стихотворение, которое я привел написал не "литературно-одаренный" класс. Это был пример подхода к обучению.
Юрий,стихотворение хорошее,но пример неудачный,на мой взгляд.Учитель показал,как сочинять,а точнее,рифмовать.Боюсь,что без помощи учителя повторить подобное будет сложно,а может и невозможно.
Любовь, давно это было (вторая половина 90-х), подробности уже выветрились из головы. Но на этом уроке их не учили рифмовать от слова "совсем" Это был не урок литературы, предмет вообще был другой. Ребята при помощи учителя выходили по фотографии на образы и смыслы. Этот опыт - не шаблон, в первую очередь, а удовольствие от совместного творчества и понимание , что это по силам. Мне кажется, что когда я написал про технологию, это восприняли, как механизм, а там было, скорее, создание состояния. Как-то так.
"....После окончания худ-графа в моей папке лежала куча портретов наших натурщиц (гребчиха, плавчиха, парень Филипп и еще множество странных персонажей) Слово "портфолио" я узнала только когда вознамерилась устроиться художником в издательство. И сразу поняла, что никакого "портфолио" у меня нет. Работы мои посмотрели без явного удовольствия и вернули со словами — иди еще учись. И я была подавлена.
Я пробовала отдать работы на вернисаж на Крымском валу и мне сказали, что это дилетантство."https://kalacheva.livejournal.com/244971.html
Спасибо за ссылку, хороший пример.
Человек, как я понял, учился на учителя рисования. И пошел в полиграфию. Ну, все правильно, результат ожидаем. Я прочитал пост, указанный в ссылке, если что. И это, можно сказать, нормальная ситуация. Она ненормальна лишь тем, что люди, идущие на конкретную специальность, не собираются потом по ней работать, но не учитывают этого. Пусть смежное, но другое образование. Есть общая база, но есть специальные знания и навыки. При понимании этой разницы студенты еще в период обучения в учебном заведении идут в профессию. Вот у них, как правило, все получается.
"...Мне кажется, вот это "хочу еще поучиться" у выпускников МПГУ - сильная сторона :) Многие выходят растерянными и неудовлетворенными, продолжают учебу где-то еще или самообразование и в результате достигают лучших результатов, чем выпускники более сильных художественных вузов, которые выходят (не все, конечно же) с желанием лечь и если не умереть, то больше вообще карандаша в руки не брать) bestujeva выше - просто живая иллюстрация к этой мысли)
И хочу добавить, что подход к методике, психологии и педагогике, который практикуется в МПГУ (и, собственно, эти предметы и являются основными и профильными) выстроили мне мозг так в плане работы с материалом и структурирования оного, что я не только сделала отличный кружок за 5 лет - дети международные конкурсы выигрывали, написала авторскую программу, выиграла московский профессиональный конкурс, но сейчас справляюсь с менеджерско-управленческими задачами только в путь и мне предлагают работать на очень разных работах в качестве управленца..."
Вот это "хочу еще поучиться" - серьезнейшая заявка.
И насчет методики, психологии и педагогике - вот это и есть основа учительской деятельности. Все верно.
Там же, кстати, есть мнение, что вузовская основа полезна. Это при том, что многое считается устаревшим, несовременным.
Посмотрел ЖЖ Калачевой. Человек и рисует и преподает, сложилось значит.