Рудименты.

Main original

размышлизм

Из биологии нам знакомо это словечко.

Рудиментарный отросток аппендикс, рудиментарный хвостик… Это вроде как наследие предков, ныне ненужное. Не пользуемся мы этим так, как века назад… Пророчат и то, что зубы мудрости и мизинцы на ногах станут рудиментами. отомрут за ненадобностью, перестанут расти, канут в небытие.

Вот и виды графики — гравюра на дереве, камне, металле, линолиуме — были развиты для того, чтобы тиражировать оттиски. С износом, конечно же — после 20 оттисков линогравюры качество последующих листов хуже и хуже.

Что сегодня? Нажал кнопку — и принтер растиражировал энное количество копий твоего рисунка. Или не твоего. Или не из принтера. Достаточно одной копии, и с неё можно напечатать тысячи листов.

Не сохранить авторство, нет дефицита, нет секрета…

Мысль моя такова — гравюра как вид искусства — рудимент?

Да.

Признаю это с сожалением.

Листаю растиражированные в электронном виде гравюры Дюрера, Фаворского, литографии Кибрика, офорты Воловича…

Эволюционируем? Или диэволюционируем?

Это виток спирали вверх? Или вниз?

Комментарии67
avatar

этот вопрос я уже озвучивал в блогах

— как иллюстрация — однозначно — вымер, как минимум — на сегодня. По барабану издателю — в Абдолб иллюстраторе начекрыжено — или типан сидел неделю — резал офорт и пальцы заодно. Главное чтоб завтра утром было готово, и стоило (700р — судя по разделу «работа») — а лучше, если оплата «окончательным продуктом». в четверг… после ненасной погоды…

но в галереях — старинные гравюры или даже современников (но — с ИМЕНЕМ!) или хотябы — явно талантливые работы — всё же оцениваются коллекционерами — достойно.

1 Июль 2011, 08:40
avatar
Ivan_Ivanovpro
STANiSLAFF
0

для фанатов и в пору обучения в заведениях — да. но… узок круг тех революционеров…. ©

1 Июль 2011, 09:18
avatar
STANiSLAFF
Ivan_Ivanov
0

нудык, -просвещённый человек — это даже не социальный класс, а как говаривал Ленин — тонкая прослойка вшивой интель.тиль… тинтелектуалоф, вопчем

1 Июль 2011, 09:24
avatar

STANiSLAFF, глядя на то, как вы выражаетесь, какой-нибудь филолог подумает… что-же делается с нашим русским языком… видать «великий, могучий» тоже становится рудиментом?

Будь компьютеры с Адолбами во времена Доре, Рабле, Дюрера и прочих, наверняка они побросали б свои дощечки и вооружились мышками с планшетами) И при этом были бы не менее гениальными!!!

1 Июль 2011, 14:45
avatar
STANiSLAFF
Ирина Сычева
0

Ирина

— за мой русский-могучий — не волнуйтесь — сурьЁзнаю деловую переписку — веду на адийЯльном высоком и безупречном…ээт я тут изголяюсь — шоб тоскливо не было процесс набора текста переживать — я как и полагается художникам — чудовищно неформальный чел.

делать чаво — по правилам — терпеть ненавижу.

А то, шо будь у МайклАнжэла — цифровуха, комп и лазерный резец — он бы не просто наваял больше — в0стократ, но и гениальности поднасЫпать — не забыл бы

1 Июль 2011, 14:56
avatar

А мне нравится как высказывается Станислав…. благодаря искажениям видно эмоции и юмор, с которыми он пишет свои комменты. Мне доставляет удовольствие их читать.

Ольга

2 Июль 2011, 09:25
avatar

В европе книги напечатанные старинными способами — (на офортном станке в том числе) — тиражом в сотню экземляров — со сшитыми вручную страницами и кожанным переплётом с объемным тиснением и металлическим кованным декором — стоят бешенных денег и улетают нарасхват.

1 Июль 2011, 08:58
avatar

живы мы, покуда нужен потребители ЭКСКЛЮЗИВ,

1 Июль 2011, 09:24
avatar

вопчем — дикие «новые русские» — всеже — кто вымер, остальные — изменились же! Постепенно и у нас формируется какая никакая — но если и не элита, то класс обеспеченных людей — и как надоедает им золотыми унитазами пользоваться — постепенно как и в старушке европе — начинают ценить различный эксклюзив. Ибо — зайдешь к знатному лорду в фамильный замок — видишь одно, а на рублёвке (и аналогичных местах каждого ру. города) — пока дикая пошлость, но поездив по свету — и наши «круглопУзы» начинают стыдиться своей необразованности, а ещё Гаврик из Гарварда — папика сваво — пристыдит пару раз за дикость и темноту — тут по немногу и мы в целом (как страна) — начинаем цивилиз0вываться.

Когда это иллюстрации коснётся — не знаю — застану ли ещё при своей жизни, но как художник — свой хлеб зарабатываю.

1 Июль 2011, 09:44
avatar

Разумный прогноз, мне кажется, такой: традиционные виды эстампов сохранятся, но сохранятся только в качестве элитарного искусства для коллекционеров. (Как, к примеру, ювелирное дело. Да что там эстампы — сейчас плёночное фото уже переживает такую же фазу перехода в элитарное искусство.) И тут дело даже не в малой тиражности, а в растущей дороговизне самого процесса гравирования — например, в эпоху господства эстампов (конец XIX — начало XX века) самшит для торцовых гравюр производился промышленно и был доступен даже начинающему гравёру — сейчас это, мягко говоря, не так.

А «низкая, плебейская» компграфика, напротив, станет (по факту — стала уже) народным видом искусства. (Народным — т. е. значимым для рядового человека, рядового «потребителя» искусства). История показывает, что за плебеями всегда будущее. Таким образом, именно здесь (а не в традиционных видах эстампов) следует ожидать новых художественных открытий и откровений, явления гениев и т. п. — шедевры, которые останутся от нашего времени в наследство будущим временам будут именно из этой области.

(Это если говорить по большому счёту, в историческом плане, а не в житейском на потребу дня — о ценах, типичных трудностях и т. п.)

1 Июль 2011, 11:23
avatar

Вспомнила, как в студенчестве делала офорты. классические… с таким упонием)) Медные доски, лак вонючий, кислота… да это же ужОс-ужОс просто какой-то… А еще из-под пресса выходит совсем не то, что планировалось, а хрен знает что… и все сначала. А литография? Шлифовка камня — все ручками-ручками…

нет, лично для меня гравюра скончалась окончательно и бесповоротно. Слишком затратно, просто неоправданно затратно. Что совсем не мешает восхищаться до поросячьего визга классиками гравюры (особенно, когда понимаешь чего стоило это мастерство).

1 Июль 2011, 11:24
avatar
Ivan_Ivanovpro
Володькина Елена
0

а пресс? огромный. а краска? фиг достанешь. и инвертированное изображение, и чёрное = белое. а цветная гравюра = подвиг…. а сейчас в компе под гравюру могут закосить пока единицы, но вскоре начнётся ширпотреб. и твою же работу — готовый, в муках и поту рождённый оттиск — на копировальном аппарате мультиплицируют и в рамочку на стену, а то и на продажу…

1 Июль 2011, 13:56
avatar
STANiSLAFF
Ivan_Ivanov
0

-ну, офортный оттиск — в ранге: хэнд мэйд -он не может быть куплен\продан по цене херокопии. эт только если на рыбном базаре — дворник ахмед — херох в рамке может и купит — но по цене хендмэйда — врятли.

1 Июль 2011, 14:12
avatar

пленочная фотография с приходом цифры не умерла. Кстати, клише для печати ден. знаков все так же на металле делают или в векторе рисуют?

Не, спад конечно есть, особенно для массового производства (да и нужно ли там так напрягаться), но как вид искусства не вымрет.

К тому же, разве оцифрованные и растиражированные работы Доре, Рабле, Дюрера и прочих — утратили авторство? ;) в «адолбе» так тоже непросто сделать, разве порезов на пальцах поубавится

1 Июль 2011, 12:42
avatar
STANiSLAFF
Семенов Кирилл Kirian
0

подлЯна то вот ещё фЧ0 м: мастер, который может сделать ИЛЛ-цию. в стиле Доре — в Абдолб илл-ре — даже на это вынужден потратить столько сил, что стоимость ИЛ-ции будет даже дороже многих — цветных стилей рисунка-то есть за свой бюджет — такой стиль как у Доре — издатели скорее всего — почти никогда не закажут. (кроме тех случаев, когда это специальное требование концепции книги) — что является одним шансом- даже незнаю из скольки тысяч.

1 Июль 2011, 13:13
avatar
Ivan_Ivanovpro
Семенов Кирилл Kirian
0

матрица для банкнот и марки — гравюры. марки собирать — удел избранных. это не модно. гравюры авторства не утратили. но ежели ранее матрица была лишь у автора, то сейчас в ней нет надобности. и дефицитных оттисков не надо — на любом копире можно отжечь сто копий. нет тайны Мастера, нет эксклюзива. осталось это в прошлом. в музеях. в коллекциях.

1 Июль 2011, 14:01
avatar

я не столько за бизнес, сколько за вид искусства изобразительного писал — в учебных заведениях, где ещё пресс в подвале пылится и запас краски остался — как-то вырежут на никаком линолеуме никакими резцами учебную работу. ради интереса и отметки. а остальные примочку в компе установят — и начнут под заказ да на празднички ваять, а ля ГРАВЮРА.

и кажется мне, что это диэволюция вида Графики. без мозолей и нюханья типографской краски…

1 Июль 2011, 14:05
avatar

хотя есть один слабенький лучик надежды на будущее… то, к чему благоволят нынешние президенты — высокие технологии — нанагравюра. =))) лазерные резцы и прочий футур. =)))

1 Июль 2011, 14:13
avatar

Иван Федоров испытывал колоссальное давление со стороны монастырей, переписывающих священные книги от руки: печатное издание было дешевле в 100 раз и содержало меньше ошибок, а также сильно выигрывало в скорости производства.

Луддиты — ну, сами знаете.

Бухгалтеры, уже на моей памяти, проверяли калькуляторы на счетах.

В любом случае. рукодельная работа имеет свое качество, причем цифровыми методами оно не воспроизводится почти…у цифры есть своя ниша прикладная, и свои достоинства…я лично пыталась сделать имитацию линогравюры в векторной графике — притом что я дотошная зануда, имитация получилась плохая, неубедительная, на мой взгляд: масса случайных артефактов, неизбежно возникающих при печати, естественно, отсутствовала. Все мои попытки обработать изображение в фотошопе так, чтоб оно получилось похожим на какую-нибудь ручную технику, заканчивались тем. что я садилась рисовать руками. Есть плагины, которые убедительно воспроизводят простые объекты в манере резцовой гравюры — ну так в том-то и дело, что простые! композицию в духе Дорэ или Дюрера просто не получится сделать в фотошопе — есть нюансы технологии, которые машина не воспроизводит, а художественную ценность несут именно они.

Впрочем, я согласна с Владимиром Фокановым — как изобразительное средство гравюра не умрет никогда. а вот в прикладном смысле нам еще предстоит пройти путь, который уже давно прошли на многоуважаемом Западе — ручное живее. ручное дороже, ручное душевнее. а поскольку профессия иллюстратора — умирающая, и реально останется только детская иллюстрация (потому что никакие компьютеры не в состоянии воспроизвести фактуры, а для развития психики ребенка тактильные контакты весьма важны), то и гравюры будут пользоваться определенным спросом именно в детской книге…когда издатели поймут. что стиль Диснея всем уже давно надоел!

1 Июль 2011, 14:16
avatar
Ivan_Ivanovpro
Алексеевская Оксана
0

ааа, помню-помню этот эффект — при прессовке краска из желобков выдавливается и получается некий ажур снизу и сверху основной линии… ну, это на ценителя. и нет ни одной одинаковой работы… все чуть-чуть разные. =)

1 Июль 2011, 14:22
avatar
Ivan_Ivanovpro
Алексеевская Оксана
0

так-то да — закон бизнеса — Быстрый съедает Медленного. хэнд-мэйд переписчиков съел станок, станок съели ризографы и прочие копировальные машины, их съедает комп с принтером-сканером… а ДОРОЖЕ всего те древние манускрипты, писаные от руки гусиными перьями… =) но! кому они нужны? коллекционерам и музеям. малой толике…

1 Июль 2011, 14:25
avatar

ну. я вообще-то не про краску их желобков 9 про это не знаю). а про мелкие следы от резца: на вынутом поле они всяко остаются, да и есть характерная жесткость линии, она не воспроизводима цифровым способом, это проще линогравюру обвести вектором, ну, мне, по крайней мере.

А искусство — оно вообще лишняя деталь, никому не нужно — но без него жизнь останавливается)))

1 Июль 2011, 14:32
avatar

Да я, думаю, скоро живопись в институтах студенты будут на компьютере сдавать. И деньги на краски переводить не надо будет, неплохая экономия.

Художественные салоны разорятся, кисточки покупать будет негде.

Уже страшно.(

1 Июль 2011, 19:08
avatar

Эх… о чем вы… о том, что время идет и все изменяется, вы хотите, что бы все издатели в едином порыве отказались от " Быдловской комповой графике " и кинулись заказывать офорты и после мучительно, несколько лет ждали рождения книги…. , ну нет этого уже, осталось как изыск и это нормально. Я очень уважаю людей работающих в материале, но вот почему иллюстраторов работающих на цифре так оскорбляют и унижают,

я не " быдло» уважаемый Владимир Фоканов, как и тысячи других цифровых иллюстраторов, я так же мучаюсь, страдаю и радуюсь рисуя свои иллюстрации, только вместо листа у меня планшет.

1 Июль 2011, 20:32
avatar
Ivan_Ivanovpro
Data Доронина Татьяна
0

Татьяна, речь не о видах иллюстрации или техниках. о уходящих видах Изобразительного Искусства, иллюстрация вкупе. моё эссе вверху, в начале этого блога. и не о приоритетах и вкусе издателей. художники-графики Кибрик, Фаворский, Волович и другие творили трудно, но они так хотели. Так умели. а сейчас и желания нюхать яды почти ни у кого нет. и время всех поджимает. и нет связки Мастер — Подмастерье. тем не менее, станет рудиментом зуб мудрости и мизинец на ноге — останутся остальные зубы и пальцы. те, которыми мы активно пользуемся.

1 Июль 2011, 21:02
avatar
Владимир Фоканов
Data Доронина Татьяна
0

Уважаемая Татьяна. Если Вы хоть бегло просмотрите мой единственный комментарией выше на этой странице, а затем прочтёте свой протест на него, то, наверное, Вам станет очень смешно и, надеюсь, немножко неудобно. В принципе, от дамы я готов был бы молча стерпеть и большее, но предположение, что я мог в чате назвать кого-то «быдлом» затрагивает не только меня — оно оскорбительно для моих несчастных родителей (которые меня не так воспитывали) и унизительно для моих детей (которых я сам учил вежливости), — так что Вы сделали бы мне одолжение если бы всё-таки взяли свои слова назад.

(… да ещё против своих же собратьев-планшетников?… вообще абсурд…)

2 Июль 2011, 00:01
avatar
Data Доронина Татьянаpro
Владимир Фоканов
0

А «низкая, плебейская» компграфика, напротив, станет (по факту — стала уже) народным видом искусства. (Народным — т. е. значимым для рядового человека, рядового «потребителя» искусства). История показывает, что за плебеями всегда будущее.

Лучшая защита — это наподение. Здорово мне же и извенения у вас просить. Ну извените, только забирать мне нечего, это ваши слова.

2 Июль 2011, 09:24
avatar
Ковалева Ольгаpro
Data Доронина Татьяна
0

Татьяна, Владимир, — не ссорьтесь, коллеги! Не нужно…«Низкая, плебейская» — написаны в кавычках, т. е.-либо в переносном смысле, либо как выдержка из чьего-то высказывания. Других вариантов подобного написания в русской грамматике нет.) Извините, что влезла.)

2 Июль 2011, 12:52
avatar

Я представитель того поколения «художников» которые никогда не «резали пальцы». Гравюрой ни разу не занимался и, поверьте мне, с сожалением осознаю это. У меня была возможность у себя в универе на худграфе освоить пару техник, но я не стал это делать, т. к. вместе с печатной графикой мне пришлось бы изучать и производственную графику, т. е. тупое черчение. Это у нас такая система на худграфе была. Можно было выбрать между графикой (черчение внагрузку) и ДПИ. Я выбрал ДПИ. А сейчас у меня ни знакомых, которые бы занимались подобными видами графики, ни допуска к станку нет. Хотя я и лелею мечту купить какой-нибудь подержанный станочек и самостоятельно освоить сей замечательный процесс.

3 Июль 2011, 09:47
avatar
Ivan_Ivanovpro
Шанин Кирилл
0

Зато на ДПИ лепят и вырезают. Мы, например, из шпона клеили маркетри, с глиной работали, с гипсом, резцами кромсали липу и берёзу =), и резьбу узорную, и скульптуру малых форм.

3 Июль 2011, 10:23
avatar

Да, мне в общем-то ДПИ понравилось. Если к нему серьёзно относится, то можно очень даже «вкусные» вещи делать. Так как сайт иллюстраторский я свои прикладные вещи в свой личный блог поместил, если интересно можете зайти, буду только рад. Я на ДПИ в основном металлом занимался и стеклом. Ну и из дерева неплохая музыкальная шкатулка получилась.

3 Июль 2011, 12:41
avatar
Ирина Сычева
Шанин Кирилл
0

А я предпочла «взять» в нагрузку черчение, но зато заниматься эстампом…. эстамп мне был тогда интереснее, чем аппликации клеить и гобелены плести.

3 Июль 2011, 11:43
avatar
Шанин Кирилл
Ирина Сычева
0

До того, как я начал учится в универе я еще пять лет до этого в колледже отучился, так там этого черчения (все пять лет было) по самое горло было. Хотя мне оно давалось легко, но уж очень скучно мне было второй раз через все это проходить.

3 Июль 2011, 12:44
avatar

+

1 Октябрь 2011, 11:52