Рудименты.
размышлизм
Из биологии нам знакомо это словечко.
Рудиментарный отросток аппендикс, рудиментарный хвостик… Это вроде как наследие предков, ныне ненужное. Не пользуемся мы этим так, как века назад… Пророчат и то, что зубы мудрости и мизинцы на ногах станут рудиментами. отомрут за ненадобностью, перестанут расти, канут в небытие.
Вот и виды графики — гравюра на дереве, камне, металле, линолиуме — были развиты для того, чтобы тиражировать оттиски. С износом, конечно же — после 20 оттисков линогравюры качество последующих листов хуже и хуже.
Что сегодня? Нажал кнопку — и принтер растиражировал энное количество копий твоего рисунка. Или не твоего. Или не из принтера. Достаточно одной копии, и с неё можно напечатать тысячи листов.
Не сохранить авторство, нет дефицита, нет секрета…
Мысль моя такова — гравюра как вид искусства — рудимент?
Да.
Признаю это с сожалением.
Листаю растиражированные в электронном виде гравюры Дюрера, Фаворского, литографии Кибрика, офорты Воловича…
Эволюционируем? Или диэволюционируем?
Это виток спирали вверх? Или вниз?
этот вопрос я уже озвучивал в блогах
— как иллюстрация — однозначно — вымер, как минимум — на сегодня. По барабану издателю — в Абдолб иллюстраторе начекрыжено — или типан сидел неделю — резал офорт и пальцы заодно. Главное чтоб завтра утром было готово, и стоило (700р — судя по разделу «работа») — а лучше, если оплата «окончательным продуктом». в четверг… после ненасной погоды…
но в галереях — старинные гравюры или даже современников (но — с ИМЕНЕМ!) или хотябы — явно талантливые работы — всё же оцениваются коллекционерами — достойно.
для фанатов и в пору обучения в заведениях — да. но… узок круг тех революционеров…. ©
STANiSLAFF, глядя на то, как вы выражаетесь, какой-нибудь филолог подумает… что-же делается с нашим русским языком… видать «великий, могучий» тоже становится рудиментом?
Будь компьютеры с Адолбами во времена Доре, Рабле, Дюрера и прочих, наверняка они побросали б свои дощечки и вооружились мышками с планшетами) И при этом были бы не менее гениальными!!!
В европе книги напечатанные старинными способами — (на офортном станке в том числе) — тиражом в сотню экземляров — со сшитыми вручную страницами и кожанным переплётом с объемным тиснением и металлическим кованным декором — стоят бешенных денег и улетают нарасхват.
живы мы, покуда нужен потребители ЭКСКЛЮЗИВ,
вопчем — дикие «новые русские» — всеже — кто вымер, остальные — изменились же! Постепенно и у нас формируется какая никакая — но если и не элита, то класс обеспеченных людей — и как надоедает им золотыми унитазами пользоваться — постепенно как и в старушке европе — начинают ценить различный эксклюзив. Ибо — зайдешь к знатному лорду в фамильный замок — видишь одно, а на рублёвке (и аналогичных местах каждого ру. города) — пока дикая пошлость, но поездив по свету — и наши «круглопУзы» начинают стыдиться своей необразованности, а ещё Гаврик из Гарварда — папика сваво — пристыдит пару раз за дикость и темноту — тут по немногу и мы в целом (как страна) — начинаем цивилиз0вываться.
Когда это иллюстрации коснётся — не знаю — застану ли ещё при своей жизни, но как художник — свой хлеб зарабатываю.
Разумный прогноз, мне кажется, такой: традиционные виды эстампов сохранятся, но сохранятся только в качестве элитарного искусства для коллекционеров. (Как, к примеру, ювелирное дело. Да что там эстампы — сейчас плёночное фото уже переживает такую же фазу перехода в элитарное искусство.) И тут дело даже не в малой тиражности, а в растущей дороговизне самого процесса гравирования — например, в эпоху господства эстампов (конец XIX — начало XX века) самшит для торцовых гравюр производился промышленно и был доступен даже начинающему гравёру — сейчас это, мягко говоря, не так.
А «низкая, плебейская» компграфика, напротив, станет (по факту — стала уже) народным видом искусства. (Народным — т. е. значимым для рядового человека, рядового «потребителя» искусства). История показывает, что за плебеями всегда будущее. Таким образом, именно здесь (а не в традиционных видах эстампов) следует ожидать новых художественных открытий и откровений, явления гениев и т. п. — шедевры, которые останутся от нашего времени в наследство будущим временам будут именно из этой области.
(Это если говорить по большому счёту, в историческом плане, а не в житейском на потребу дня — о ценах, типичных трудностях и т. п.)
Вспомнила, как в студенчестве делала офорты. классические… с таким упонием)) Медные доски, лак вонючий, кислота… да это же ужОс-ужОс просто какой-то… А еще из-под пресса выходит совсем не то, что планировалось, а хрен знает что… и все сначала. А литография? Шлифовка камня — все ручками-ручками…
нет, лично для меня гравюра скончалась окончательно и бесповоротно. Слишком затратно, просто неоправданно затратно. Что совсем не мешает восхищаться до поросячьего визга классиками гравюры (особенно, когда понимаешь чего стоило это мастерство).
а пресс? огромный. а краска? фиг достанешь. и инвертированное изображение, и чёрное = белое. а цветная гравюра = подвиг…. а сейчас в компе под гравюру могут закосить пока единицы, но вскоре начнётся ширпотреб. и твою же работу — готовый, в муках и поту рождённый оттиск — на копировальном аппарате мультиплицируют и в рамочку на стену, а то и на продажу…
пленочная фотография с приходом цифры не умерла. Кстати, клише для печати ден. знаков все так же на металле делают или в векторе рисуют?
Не, спад конечно есть, особенно для массового производства (да и нужно ли там так напрягаться), но как вид искусства не вымрет.
К тому же, разве оцифрованные и растиражированные работы Доре, Рабле, Дюрера и прочих — утратили авторство? ;) в «адолбе» так тоже непросто сделать, разве порезов на пальцах поубавится
подлЯна то вот ещё фЧ0 м: мастер, который может сделать ИЛЛ-цию. в стиле Доре — в Абдолб илл-ре — даже на это вынужден потратить столько сил, что стоимость ИЛ-ции будет даже дороже многих — цветных стилей рисунка-то есть за свой бюджет — такой стиль как у Доре — издатели скорее всего — почти никогда не закажут. (кроме тех случаев, когда это специальное требование концепции книги) — что является одним шансом- даже незнаю из скольки тысяч.
матрица для банкнот и марки — гравюры. марки собирать — удел избранных. это не модно. гравюры авторства не утратили. но ежели ранее матрица была лишь у автора, то сейчас в ней нет надобности. и дефицитных оттисков не надо — на любом копире можно отжечь сто копий. нет тайны Мастера, нет эксклюзива. осталось это в прошлом. в музеях. в коллекциях.
я не столько за бизнес, сколько за вид искусства изобразительного писал — в учебных заведениях, где ещё пресс в подвале пылится и запас краски остался — как-то вырежут на никаком линолеуме никакими резцами учебную работу. ради интереса и отметки. а остальные примочку в компе установят — и начнут под заказ да на празднички ваять, а ля ГРАВЮРА.
и кажется мне, что это диэволюция вида Графики. без мозолей и нюханья типографской краски…
хотя есть один слабенький лучик надежды на будущее… то, к чему благоволят нынешние президенты — высокие технологии — нанагравюра. =))) лазерные резцы и прочий футур. =)))
Иван Федоров испытывал колоссальное давление со стороны монастырей, переписывающих священные книги от руки: печатное издание было дешевле в 100 раз и содержало меньше ошибок, а также сильно выигрывало в скорости производства.
Луддиты — ну, сами знаете.
Бухгалтеры, уже на моей памяти, проверяли калькуляторы на счетах.
В любом случае. рукодельная работа имеет свое качество, причем цифровыми методами оно не воспроизводится почти…у цифры есть своя ниша прикладная, и свои достоинства…я лично пыталась сделать имитацию линогравюры в векторной графике — притом что я дотошная зануда, имитация получилась плохая, неубедительная, на мой взгляд: масса случайных артефактов, неизбежно возникающих при печати, естественно, отсутствовала. Все мои попытки обработать изображение в фотошопе так, чтоб оно получилось похожим на какую-нибудь ручную технику, заканчивались тем. что я садилась рисовать руками. Есть плагины, которые убедительно воспроизводят простые объекты в манере резцовой гравюры — ну так в том-то и дело, что простые! композицию в духе Дорэ или Дюрера просто не получится сделать в фотошопе — есть нюансы технологии, которые машина не воспроизводит, а художественную ценность несут именно они.
Впрочем, я согласна с Владимиром Фокановым — как изобразительное средство гравюра не умрет никогда. а вот в прикладном смысле нам еще предстоит пройти путь, который уже давно прошли на многоуважаемом Западе — ручное живее. ручное дороже, ручное душевнее. а поскольку профессия иллюстратора — умирающая, и реально останется только детская иллюстрация (потому что никакие компьютеры не в состоянии воспроизвести фактуры, а для развития психики ребенка тактильные контакты весьма важны), то и гравюры будут пользоваться определенным спросом именно в детской книге…когда издатели поймут. что стиль Диснея всем уже давно надоел!
ааа, помню-помню этот эффект — при прессовке краска из желобков выдавливается и получается некий ажур снизу и сверху основной линии… ну, это на ценителя. и нет ни одной одинаковой работы… все чуть-чуть разные. =)
так-то да — закон бизнеса — Быстрый съедает Медленного. хэнд-мэйд переписчиков съел станок, станок съели ризографы и прочие копировальные машины, их съедает комп с принтером-сканером… а ДОРОЖЕ всего те древние манускрипты, писаные от руки гусиными перьями… =) но! кому они нужны? коллекционерам и музеям. малой толике…
Да я, думаю, скоро живопись в институтах студенты будут на компьютере сдавать. И деньги на краски переводить не надо будет, неплохая экономия.
Художественные салоны разорятся, кисточки покупать будет негде.
Уже страшно.(
Эх… о чем вы… о том, что время идет и все изменяется, вы хотите, что бы все издатели в едином порыве отказались от " Быдловской комповой графике " и кинулись заказывать офорты и после мучительно, несколько лет ждали рождения книги…. , ну нет этого уже, осталось как изыск и это нормально. Я очень уважаю людей работающих в материале, но вот почему иллюстраторов работающих на цифре так оскорбляют и унижают,
я не " быдло» уважаемый Владимир Фоканов, как и тысячи других цифровых иллюстраторов, я так же мучаюсь, страдаю и радуюсь рисуя свои иллюстрации, только вместо листа у меня планшет.
Татьяна, речь не о видах иллюстрации или техниках. о уходящих видах Изобразительного Искусства, иллюстрация вкупе. моё эссе вверху, в начале этого блога. и не о приоритетах и вкусе издателей. художники-графики Кибрик, Фаворский, Волович и другие творили трудно, но они так хотели. Так умели. а сейчас и желания нюхать яды почти ни у кого нет. и время всех поджимает. и нет связки Мастер — Подмастерье. тем не менее, станет рудиментом зуб мудрости и мизинец на ноге — останутся остальные зубы и пальцы. те, которыми мы активно пользуемся.
Уважаемая Татьяна. Если Вы хоть бегло просмотрите мой единственный комментарией выше на этой странице, а затем прочтёте свой протест на него, то, наверное, Вам станет очень смешно и, надеюсь, немножко неудобно. В принципе, от дамы я готов был бы молча стерпеть и большее, но предположение, что я мог в чате назвать кого-то «быдлом» затрагивает не только меня — оно оскорбительно для моих несчастных родителей (которые меня не так воспитывали) и унизительно для моих детей (которых я сам учил вежливости), — так что Вы сделали бы мне одолжение если бы всё-таки взяли свои слова назад.
(… да ещё против своих же собратьев-планшетников?… вообще абсурд…)
Я представитель того поколения «художников» которые никогда не «резали пальцы». Гравюрой ни разу не занимался и, поверьте мне, с сожалением осознаю это. У меня была возможность у себя в универе на худграфе освоить пару техник, но я не стал это делать, т. к. вместе с печатной графикой мне пришлось бы изучать и производственную графику, т. е. тупое черчение. Это у нас такая система на худграфе была. Можно было выбрать между графикой (черчение внагрузку) и ДПИ. Я выбрал ДПИ. А сейчас у меня ни знакомых, которые бы занимались подобными видами графики, ни допуска к станку нет. Хотя я и лелею мечту купить какой-нибудь подержанный станочек и самостоятельно освоить сей замечательный процесс.
Зато на ДПИ лепят и вырезают. Мы, например, из шпона клеили маркетри, с глиной работали, с гипсом, резцами кромсали липу и берёзу =), и резьбу узорную, и скульптуру малых форм.
А я предпочла «взять» в нагрузку черчение, но зато заниматься эстампом…. эстамп мне был тогда интереснее, чем аппликации клеить и гобелены плести.
+