КТО ОТСУТСТВУЕТ?
Один день из жизни юного художника, для сборника «Журавлёв».
"КТО ОТСУТСТВУЕТ?"
Рассказ.
«Со школой надо завязывать! - гордый дух юного художника наполнялся протестом, - Писать-читать научился - достаточно, более не нуждаюсь!»
Кроткая мысль послушного отрока блаженно заверещала: «Запустишь, не догонишь, пропадешь!».
Мать Журавлёва возвращалась с работы к трём, отец получал квартиру в другом городе.
На будильнике оставалось двадцать минут до начала первого урока.
«Рисовать, рисовать и рисовать - с утра до вечера, без выходных и праздников!» - школьная форма вернулась на спинку стула. Славка нырнул под одеяло и сладко уснул.
Встал, когда совсем рассвело. Приготовил гренки, заварил чай. На душе тихо, покойно, светло. За окном каталась на коньках Олька Славина, дочка англичанки, из параллельного седьмого «Б» класса, учившегося во вторую смену.
Англичанка, сейчас, наверное, по обыкновению спрашивает: «Who is absent?»*, - хотя, нет, наши сейчас уже на алгебре сидят.
Журавлёв разместился на подоконнике с папкой писчей бумаги. Шариковая ручка в его руке летела по белому листу, рождая зрительные образы. Робинзон Крузо бредёт вдалеке по песчаному берегу необитаемого острова. Славка наметил на переднем плане обломок корабля. Несколько штрихов и это уже девушка в мокром рваном платье, с длинными волосами, спутавшимися на бледном лице. Ну, да, отошел от текста Дэфо. Бывает.
Время бежало незаметно.
За окном послышались удары шайбы о борт хоккейной коробки, скрежет коньков, голоса одноклассников, утром ходивших в школу. Настроение ухудшилось. Скоро придёт мать.
Журавлёв быстро собрался в художественную школу.
Во дворе столкнулся с Валеркой, шестиклассником из соседнего подъезда. В морозном воздухе ощущался запах шлака труб Никель Комбината.
- Славян, ты чего в школу не ходишь?
- Некогда мне всякой ерундой заниматься.
- Можно я завтра с тобой прогуляю? Контрольная по математике, а к нам тётка приехала. Думал в подвале скоротать, но у тебя лучше.
- Заходи.
- Ух! Значит, до завтра!
- До завтра.
Валерка заскользил на ботинках по дороге к своему подъезду.
В художке рисовали гипсовую капитель античной колонны. Славка решил подойти к рисунку живописно. Удачно скомпоновал пятна света и тени, но к третьему часу работы загрязнил рисунок и под конец все стер ластиком. За окном сгустились сумерки, зажглись уличные фонари.
Журавлёв брёл домой, загребая валенками снег, когда мелкий шкет с догом преградили путь.
- Пацан, гони деньги!
Дог смотрел добрыми глазами, виляя хвостом. Вячеслав почесал под его слюнявой мордой и хотел послать шкета.
- Вон там, парнишки блатные, - И действительно, в беседке темнели силуэты взрослых парней. Один из них стрельнул огоньком недокуренной сигареты. Шкет маленькой ручкой облазил Славкины карманы. Достал рубль, выданный матерью на школьный обед.
- Хорошая у тебя собака, - сказал Журавлёв.
На этом разошлись. Обидно, что вот так день заканчивался.
В подъезде у батареи грелись два одноклассника, Вадька с Юречиком.
- О! Славян, давай к нам! Светка с Галкой обещали подойти.
- Некогда мне, - Журавлёв тяжело поднялся по лестнице на второй этаж.
- Короче, анекдот, - долетал голос Вадьки, - Ёжик слезает с кактуса и говорит: «Как обманчива природа!»
Юречик театрально закатился смехом.
Как же скверно на душе!
Хлопнула подъездная дверь. Кто-то быстро и легко поднимался.
- О! Славина! Ты к нам?
- К Журавлёву. Он заболел.
- О, да, он умирает! – хихикнул Юречик.
- Матушка велела задание ему занести. Десять новых английских слов.
Славка спустился по лестничным ступеням к одноклассникам.
- Ты? – синие глаза Славиной блестели из-под рыжей челки и темных ресниц.
- Я провожу тебя?
- Хорошо, - она взяла под руку Журавлёва.
- Не понял, мы чего-то пропустили? – спросил Юречик у Вадьки. Тот многозначительно подмигнул.
Зимний вечер приветствовал Славку со Славиной искрящимся кристалликами снега в ледяном сиянии полной луны.
- Я видел, как ты утром каталась на катке.
- Ты подглядывал?
- Рисовал на подоконнике.
- Я вчера читала «Шерлока Холмса» под одеялом с фонариком.
- Здорово!
- Ты чего в школу не ходил?
- Долго объяснять.
Они подошли к подъезду Славиной.
- Ты красивый, - Олька поцеловала Журавлёва в щёку и скрылась за дверью, забыв передать домашнее задание, десять новых английских слов.
Москва. 2016 год.
___
* Кто отсутствует? (анг).
Понравилось )). Вячеслав, ещё немного и догонишь Константина Коровина ).
Картинки из детства...
Кой дурень рубль в художку носит? Повыёживацца? И кой придурок рубли в карманах носит...)))
Павел, Юлия, Ахав, спасибо!
Рубль завалялся в кармане. Каждый день ведь мать давала по рублю. Экономишь, аквариумных рыбок купишь, книгу или пластинку.
Везет жеж...Мне по 10 копеек давали (булочка с повидлом\ булочка с котлетой), но буфет очень редко работал...Покупали развесные леденцы, от них жрать вовсе не хотелось...
На 10 копеек можно было купить лишь два беляша с ливером или сок березовый.
Рисовал иллюстрацию — настроение стало портиться.
Рисовал колонну — совсем приуныл.
Улыбался дурачком, пока "мелкий шкет" чистил карманы — "Обидно, что вот так день заканчивается".
Напрашивался было вывод: не надо много рисовать в таком возрасте!
Но нет: в конце становится ясно, что все было не зря: будешь тупить и тормозить — получишь в награду симпатичную девулю.
Эльдар, настроение стало портится не после рисования, а при виде одноклассников играющих в хоккей, добросовестно отсидевших все уроки в школе. Грех в самом начале всегда сладок,. Тяжесть в душе приходит позже, давление растёт сильнее, сильнее, а потом бывает случается какой-нибудь катарсис. Я об этом хотел рассказать.
Хороший рассказ! Как будто в детстве побывала)
А я с 10-ю копейками приходила в магазин и заявляла продавцу - "Мне конфет, на все!"))
Спасибо, Алла! Я детство провел в "кузнице СССР", детям сталеваров на обед по рублю давали. ))
А я после художки заходила в булочную, там к семи часам вечера оставался только чёрный хлеб и лимонные вафли в пачках. Народ, кто помнит эти вафли?... и шла к остановке трамвая, жуя четвертинку чёрного хлеба ( когда-то хлеб резали по просьбе покупателя в магазине) )))
Я помню лимонные вафли, а еще бегали на переменах и покупали рыбные палочки в панировки (тошнотики в народе назывались), такие вкусные были, а еще в железных круглых банках леденцы маленькие такие были, потом в банку песок и в классики)))
Я любил пирожное "Полоска" с чаем или кекс со сметаной.
Вафли еще были "Сормовские" и "Артек".
А, еще, помню, в булочной были такие большие вилки на веревочке, чтобы тыкая, проверять хлеб на свежесть)
Мы скидывались и то на 7 копеек покупали, то аж на 9... На 12 бояре гуляли круто...)))
Вот где истовая правда! --)))
...
Послали мою маму на открытый урок в первый класс. Ну послали, так послали, невидаль какая...Но хреново было то, что ее послали именно в наш класс, а она то с нашими классными нравами была незнакома. Хотябы расспросила, прежде чем являться...Но давно уже поздно узнавать нравы, устои и привычки.
А дело в том, что в тую пору леденцы продавались или вразвес, ибо в жестяных банках. В жестяных никто сдуру не таскал (они предательски гремели), а носили развесные в карманах и с крошками. Поскольку лакомство было дорогое и престижное, то каждый ряд сосал свой леденец по очереди на уроке. При том было страшное западл0, если остаток леденца не возвращался к топ-стартеру. Были суровые драки до кровянки. Потом научились сосать порядно с первой парты. Ну а к концу года уже сосали четко и откуда хошь...
И тут мама не в теме и открытый урок. Присела она возле печки за последней партой и приготовилась восхититься добытыми знаниями, а заодно и отчет о нехилом количестве оных заполнить для ГОРОНО. Поначалу покосились на новое в классе, а потом забыли и стали сосать с причмоком и блистать знаниями. Сосем и блещем, блещем и сосем...И путь каждого леденца можно проследить. Синхронное плавание отдыхает. Тут все четко и по-честному. За лишний сосок можно и плюх схлопотать по самые ухи.
Ну и до"камчатки" ровно по пол-обсоса дошло...Вовка Подуданский малехо посомневался, но классный политес взял верх...Молча сунул он полуобсосанный леденец моей маме в рот и успокоился послевкусием...Пол-урока четко. Пососалась и почмокалась вторая половина урока назад к первым партам. И только наш правый ряд забеспокоился и с ритма знаний сбился. Нету леденца назад...Стали беспокойно оглядываться и шепот по классу пронесся недоуменно - какая падла упустила под парту? Вовка спохватился и обмер -мама приспокойно сосет ососок и чойто пишет. Он охренел...Ты чо дура? Заявляет он громко, пососала - верни назад! Как я теперь на первую передам? А? Из за тебя весь ряд полусосавшим останется! Мама глаза и вылупила...А он видя ее полное непонимание и катастрофическое таяние леденца и грядущие последствия, запустил ей пальцы в рот в надежде достать и поправить непоправимое...Но толи он всей пятерней полез, толи мама испугнулась, но леденец был безвозвратно проглочен...О чем он громогласно и заявил.
- Эта дура наш леденец глотнула! Класс возмутился такой наглючей невоспитанности и мерзкой подлости содеянного. И почалось...Стучали крышками парт, кидали книжки, портфели и чернильницы...Несколько штук почемуйто в доску попали.
Мама с позором еле убегла, получа по голове всего несколькими книжками и ниодной чернилкой. Открытый урок был безвозвратно сорван и блеск знаний померк...Следующего урока не было, потому как в учительской все какогото хрена ржали доупаду. Ну и фиг сими, нам то лучше - целый урок во дворе в пуговки играть...Но Вовка своих тумаков получил, чтоб не совал леденцы не своим, ну а если уж сунул, то достань вовремя, раз человек дурной и присосался...
...Вспоминали лет 40...))) И каждый раз ржали...Мама все прикидывала Вовкину лапищу, меряла своими птичьими ладошками и ржала...Вовка оправдывался, что лапища была меньше и он ее не глубоко совал...))) А с тех пор так и сосали леденцы порядно, только чужым в рот не пихали. Ну и со временем карманистые леденцы стали не только крошками и семечной шелухой облипшими, а и табаком и даже порохом...Кста, жаб в карманах тех же носили, что и леденцы...)))
Все истая правда! У кого хош спросите, кто еще жив...Вон хоть у Вовки Подуданского, он не сбрешет...
P.S. При обучении алгеброй врубились, что такой способ сосания не соотвествует равенству. Малехо подрались всем классом за былой обсос, но привычка взяла верх. Так и сосали...)))
Чудненький рассказ, а мне отец рассказывал, учителю (уж не помню по какому предмету) подливали в графинчик с водой на столе водку вместо воды и он делал вид что все как прежде и благополучно напивался в итоге))))
Классная история, Ахав! Вот, что сплачивает школьников, а может и нацию! ))
Вячеслав, рассказ Ваш тронул до глубины души))), спасибо!!
Ирина, спасибо!
Ох, Вячеслав, взбаламутили пучину воспоминаний )) В отличие от вашего юного персонажа в "простую" школу ходила, а художку периодически прогуливала по идейным соображениям. Гипсовые конусы и натюрморты с восковыми яблоками никак не вдохновляли на художественные подвиги. А вот индейцев, робингудов и мушкетёров выдавала на раз.
Маетность подростковой трепещущей души передали отлично! Есть подозрения, что личностям творческим в этом возрасте ещё муторнее бывает ))
Юлия, мой герой рассказа любил рисовать по мотивам прочитанной книги или просмотренного фильма. В пятом классе он прогуливал и художку тоже. Но посещение её было теоретическим оправданием отказа от услуг общеобразовательной школы. Это был бунт взрослого человека и ребенка одновременно.
на конкурсе рассказов о детстве победил Ахав - язык ярче, слог глаже, и изложение динамичнее, а главное - никаких натяжек и сглаживаний событийности
Михаил, я не люблю конкурсы и спортивные соревнования. Мне вообще нравится Ахав, как рассказчик. Здорово, что написал в моем блоге.
Михаил, и в мыслях не было сдуру стязонуться...))))) Тоже не любитель состязаний, там где стязания, там полный падежь нравственных устоев. )))