Про авторский договор

Main chef

Здравствуйте, уважаемые иллюстраторы! У меня не очень много опыта с авторскими договорами и будет здорово, если вы сможете прояснить для меня некоторые детали) Речь идет о договоре на иллюстрации к книге. Первый вопрос про тираж: он, насколько я понимаю, указывается (точнее должен указываться), хотелось бы узнать на что это влияет? Во-вторых здесь в сообществе выкладывался пример авторского договора https://yadi.sk/d/sKnjUhNx3_Kva и там написано, что при повторном тираже выплачивается 50% от первоначального вознаграждения, при каждом последующем 40% - это более-менее стандартные цыфры? Потом, исключительное право на иллюстрации как правило передается на 5 лет - а что потом? Я так понимаю, что в приложении к договору должна быть указана сумма или процент, который будет выплачен при продлении договора, или какие-то условия - как это все определить или это стандартно? Здесь много писали про цены на иллюстрации, но вот этот момент я искала и не нашла. И, наконец, есть ли различие между "Договором отчуждения исключительного права на иллюстрации" и "Договором авторского заказа на создание произведения с предоставлением на него исключительной лицензии" ? Заранее спасибо за ваши ответы!

Комментарии50
avatar

Я неопытен. Но всё ясно как день, на мой взгляд.

>Это более-менее стандартные цифры?

Да, но вы можете договариваться на сколько хотите и на сколько возможно.

>передается на 5 лет - а что потом?

А потом всё, никаких прав нет. Лицензия истекла. Вы можете распоряжаться правами этими, как автор.

> Я так понимаю, что в приложении к договору должна быть указана сумма или процент, который будет выплачен при продлении договора,

Нет, все суммы указываются в новом договоре. Крайне глупо писать цифру, не зная, каков будет курс рубля через пять лет. Я бы даже в граммах золота не рискнул указать.

>есть ли различие между

Да. Первый может быть заключён на уже готовую иллюстрацию, или заказанную устным договором, например. В названии второго ясно указано создание и цель создания.

-

ИТОГО: включите логику.

30 Август 2017, 15:16
avatar
Анна Куликоваpro
Кобозев Вячеслав
2

Вячеслав, спасибо за ваш ответ, теперь все ясно)

Когда я включаю логику, мне кажется, что раз мы вместе с издательством создаем произведение искусства, то наши отношения должны быть светлыми и прекрасными, а договоры честными и выгодными - но это, к сожалению не так) Так что знания и опыт других людей работают все же лучше чем моя наивная логика)

30 Август 2017, 17:53
avatar

Тираж указывают, когда заключается договор с выплатой роялти, т.к. выплаты напрямую зависят от тиража.

Если договор на конкретную сумму, то тираж ни на что не влияет.

После истечения срока действия договора, права на иллюстрации возвращаются к Вам. Вы можете продать проект еще раз любому желающему или, перезаключить договор с первым заказчиком (если предложит)

Разница между авторским и лицензионным договором есть для заказчика. Для исполнителя однофигственно.

30 Август 2017, 15:23
avatar
Анна Куликоваpro
Володькина Елена
0

Елена, спасибо большое! А разве бывают договоры с роялти - их же иллюстраторам насколько я знаю не платят?

30 Август 2017, 17:56
avatar
Володькина Еленаpro
Анна Куликова
0

Бывают, конечно)) И роялти платят. Иногда издателю это более выгодно, чем договор на конечную сумму. Например, если иллюстратор предлагает свой готовый проект - можно таким образом разделить возможные риски.

30 Август 2017, 18:58
avatar
Анна Куликоваpro
Володькина Елена
0

То есть роялти вместо фиксированной оплаты? Это интересно - не знала о таком, спасибо)

30 Август 2017, 19:12
avatar
Володькина Еленаpro
Анна Куликова
0

Чаще некоторая сумма в виде аванса, а после выхода книги роялти.

30 Август 2017, 19:27
avatar
Анна Куликоваpro
Володькина Елена
0

Понятно! Буду иметь ввиду. Хотя на первый взгляд кажется, что это выгоднее издателю, чем иллюстратору

30 Август 2017, 19:48
avatar
Володькина Еленаpro
Анна Куликова
0

Все зависит от иллюстратора)) Топовому художнику с именем и высокими тиражами роялти выгодно.

30 Август 2017, 20:28
avatar
boapro
Володькина Елена
0

Эт если издательство не забудет показать весь тираж;)

30 Август 2017, 22:58
avatar
(Ахав) Пономарев Игорь Евгеньевич
Борис Владимирович КУНИН
0

Зачем девушку обидели звездочкой? :)

30 Август 2017, 17:07
avatar
Борис Владимирович КУНИНpro
(Ахав) Пономарев Игорь Евгеньевич
0

пометил

30 Август 2017, 21:05
avatar

Послушаю.

30 Август 2017, 23:31
avatar

есть ли различие между "Договором отчуждения исключительного права на иллюстрации" и "Договором авторского заказа на создание произведения с предоставлением на него исключительной лицензии"

Отчуждение права — полное и навсегда. Вы лишаетесь исключительного права (не путать с авторством!) на свои произведения, и оно переходит целиком заказчику.

Исключительная лицензия — это предоставление исключительных прав лицензиату на исключительных условиях (то есть, никому больше), оно может быть на время или на каких-то дополнительных условиях (ограничение по тиражу или региону продаж, например). Однако, глядите, если в договоре говорится, что лицензия бессрочная и без ограничений, то да, по сути это равнозначно отчуждению, за исключением того, что, расторгнув договор, Вы возвращаете исключительные права на произведение себе. Договор же об отчуждении прав - расторгай-не расторгай, а права уже отчуждены.

31 Август 2017, 01:55
avatar

Спасибо за объяснение!) А пункты про проценты с тиражей могут быть как в одном, так и в другом договоре, или это только для договора о лицензии?

1 Сентябрь 2017, 13:54
avatar

Я как-то слышала что отчуждние прав или присвоение исключитльных прав невозможно по закону более чем на 5 лет, что бы там кто не придумывал. Это же утка?

31 Август 2017, 15:31
avatar
Володькина Еленаpro
Полина Горбунова
3

Когда речь идет о лицензионном договоре, то, если там вообще не прописаны сроки действия лицензии, по умолчанию - срок 5 лет. В остальных случаях возможны варианты. В том числе и на весь срок охраны авторских прав.

31 Август 2017, 20:29
avatar
Полина Горбунова
Володькина Елена
0

Большое спасибо, это очень ценная информация. А если в договоре есть формулировка "отчуждение" - значит права отдаешь навсегда что бы там дальше ни было написано?

31 Август 2017, 22:34
avatar
Eldar Zakirov
Полина Горбунова
1

Увы, да. ТАкие договора очень любят подсовывать клиенты на постсоветском пространстве "задним числом", когда работа уже сделана, а вы ждете оплаты. Задним числом - потому что, по идее и как правило это договор заказа, другими словами он подписываться должен вообще ДО всякой работы. А они нет - присылают на подпись его уже непосредственно перед оплатой, если художник не настолько шустр, чтобы оговорить все условия заранее.

Кстати, известно, что Пол МакКартни до сих пор, вроде как, отстегивает какому-то правообладателю, которому он имел некогда глупость продать эти самые исключительные права на какую-то песню. Отстегивает левому, по сути, дяде за то, что исполняет свою же композицию.

1 Сентябрь 2017, 01:31
avatar

Очень сложно рисовать "с душой"когда работы планируют забрать навсегда за небольшие деньги, честно говоря даже не понимаю как с этим моральным аспектом справляются замечательные иллюстраторы, плотно сотрудничающие с издательствами и создающие потрясающие эмоциональные, теплые работы. На сколько я поняла ситуацию, издательства сейчас упорно настаивают на отчуждении и не идут на уступки. Конечно, с маститыми и очень востребованными иллюстраторами, наверное, ведут себя иначе. Но ведь большинство наверняка так и отдают права навсегда, получают немного, при этом умудряются рисовать по настоящему теплые, хорошие иллюстрации. Для меня такая загадка...

1 Сентябрь 2017, 09:24
avatar
Володькина Еленаpro
Полина Горбунова
0

Полина, не знаю, с какими издательствами Вам случалось сотрудничать, но большинство мне известных заключают договор на 3-6 лет. На весь срок охраны - это скорее исключительный случай сейчас и стоимость передачи прав в этом случае оговаривается отдельно. Даже интересно, кто из издателей работает по договорам с отчуждением? Буду благодарна за информацию.

1 Сентябрь 2017, 10:07
avatar
Masha P
Володькина Елена
1

Елена, может в России и удается так заключать...а вот на Украине из всех договоров которые мне приходилось видеть, в наглую присылают с полным отчуждением на весь срок действия авторского права и с правом продажи 3-им лицам, и территория - весь мир. когда просишь исправить срок например на 5-ть лет, отвечают - мы договор не меняем. :(

1 Сентябрь 2017, 10:35
avatar
Masha P
Masha P
0

Не абсолютно все, но в большинстве так.

1 Сентябрь 2017, 10:53
avatar

В России аналогичная ситуация

1 Сентябрь 2017, 14:00
avatar

Masha, у меня вот та же ситуация в московском издательстве, хотя и маленьком: полное отчуждение, передача третьим лицам, территория весь мир. Передача третьим лицам, мне объяснили, означает, что они могут передавать книгу в издательства в других странах и теоретически иллюстратор может получить 10% от прибыли - но я так поняла, что это в итоге очень маленькая сумма. Но, конечно, в целом этот пункт им разрешает делать все что угодно с иллюстрациями без какой-либо выгоды для иллюстратора.

1 Сентябрь 2017, 13:37
avatar
Masha P
Анна Куликова
0

Анна, совсем забыла, вот вам на заметку пример договора с нормальными условиями для иллюстратора http://illustrators.ru/posts/obrazets-avtorskiy-dogovor-zakaza

Возможно постепенно и удастся выйти на лучшие условия, в моем случае я соглашаюсь с полной продажей прав только на тексты современных авторов( и то из-за необходимости), для классики например я низачто не соглашусь отдавать полные права. Но вот могу вам подсказать, если уже другого выхода не будет и придется отдавать полностью, прописывайте в договоре еще пункт что на отдельные сюжеты или героев в иллюстрациях, вы продаете неисключительные права. То есть если вы не сможете использовать повторно иллюстрацию полностью, то хотя бы отдельные элементы вы сможете применить в другом месте.

1 Сентябрь 2017, 14:05
avatar

Masha, большое спасибо за ссылку! Я как раз искала в сообществе такой пост, но не нашла) Я надеюсь, что, действительно, с опытом удастся выйти на более хорошие условия, нельзя сдаваться) А почему при работе с современными авторами полная продажа - это необходимость? Особенно интересно, потому что это как раз мой случай. Насчет героев, я знаю что такие пункты бывают - из вашего опыта, это необходимость? (с) в России ведь вроде как охраняет конкретные изображения, а не идеи? Тот же вопрос про сюжеты)

1 Сентябрь 2017, 14:20
avatar
Masha P
Анна Куликова
0

Необходимость я имею ввиду если очень нужен заказ, а на горизонте других вариантов нет)) современные авторы например у меня в стране из тех что мне присылали иллюстрировать - жуткие графоманы, поэтому не думаю что их книга будет иметь бешенный успех и огромные тиражи, обычно их печатают какое то время, все таки не Пушкины. - хоть не так обидно.

Насчет пункта про сюжеты и герои, это издательство сами прописывают в договоре, а вот некоторые вообще такого пункта не указывают.

1 Сентябрь 2017, 14:32
avatar

А) Поняла) Ну мой автор вроде как в этом издательстве устоявшийся - так что мне еще может быть обидно) А вот пункта про героев и сюжеты в моем договоре нет - значит и никаких ограничений, наверное, нет?

1 Сентябрь 2017, 14:42
avatar
Masha P
Анна Куликова
0

Ну не знаю, просто например если такого пункта нет, а вы захотите например петушка (из иллюстрации данной книги) использовать например на открытке, то кто их знает может и предъявят претензии, а так хоть спокойнее. так может я и ошибаюсь, если покупают права на иллюстрацию, то отдельные детали можно использовать спокойно, даже если ничего такого и не прописывали. Я прям так досконально и не знаю.

1 Сентябрь 2017, 14:50
avatar

Вот тоже интересный вопрос. По логике договоров с отчуждением права последующие действия с макетом - это приоритет издателя. То есть, если у него есть право обрезать картинки, менять состав макета и цвета (если макет разборный по слоям), продавать любые части макета третьим лицам, то те же действия со стороны иллюстратора уже идут в разрез с договором. Издатель сам захочет выдернуть петушка из макета и перепродать, а его, оказывается, уже продаёте вы=))). Один пользователь правильно подсказал пункт в договоре - право передаётся на результат работы, на конкретную композицию, которая стала результатом работы, а не на всё-всё).

1 Сентябрь 2017, 15:23
avatar
Анна Куликоваpro
Виктория Романенкова
0

Мне кажется, это вообще запутанная схема! Например, издатель продает иллюстрации третьему лицу и третье лицо хочет запатентовать героев?!

1 Сентябрь 2017, 15:35
avatar

Тут как раз нет ничего сложного))) Третье лицо также может выкупить исключительное право (возможно, за сумму превышающую гонорар художника за всю книгу) и запатентовать))) А художник - лох). Эльдар правильно написал - то что будет с макетом потом - это уже увы не ваше дело... Только в портфолио можете поставить - вот мол удачный проект какой (если раскрутят). А выгоды никакой.

1 Сентябрь 2017, 15:38
avatar
Анна Куликоваpro
Виктория Романенкова
0

Вы оптимист))

1 Сентябрь 2017, 15:39
avatar

Первую мою книгу издательство продало за несколько месяцев (у меня игровое направление, тиражи таких книг небольшие, но всё равно я не ожидала). На следующий год макет этой книги совместили совершенно чудовищно с рисунками другого художника и в таком виде выпустили и тоже продают! Вот после такого опыта начинаешь перечитывать договор и думать - что всё это значит=)))

1 Сентябрь 2017, 15:49
avatar
Masha P
Виктория Романенкова
0

Поэтому я и говорю указывать пункт про неисключительные права на части иллюстрации. Я подписывала договор про продажу исключительных прав на иллюстрации, а на части иллюстрации издательство выкупало несключительные права и как мне объяснил директор я могу использовать части, предметы, героев в других книгах, открытках. А вот насчет менять цвета например, то вроде как нельзя, этопо сути тоже самое что они начнут прям по моим иллюстрациям рисовать, в договорах вообще то указывается пункт что без согласия автора, издатель не может изменять.

1 Сентябрь 2017, 15:40
avatar

Masha, да, теперь понятно, зачем нужен пункт про героев и сюжеты!

1 Сентябрь 2017, 15:43
avatar
Eldar Zakirov
Анна Куликова
1

Девочки, поймите. Под словом "отчуждение" подразумевается, что правопреемник может делать с вашей работой абсолютно ВСЕ, что ему вздумается: продавать, кому угодно на каких угодно условиях, использовать ее безо всяких ограничений, она теперь его собственность и это навсегда. И никаким боком вы, автор, тут уже не мелькаете — закон оставляет вам только авторствои, и все, что должен делать правопреемник, это указывать вас как автора произведения, но никакие десять процентов с тиража вам уже не светят, разве что издатель окажется очень сердобольным и по собственной воле и доброте душевной вам что-то "отвалит".

1 Сентябрь 2017, 14:16
avatar

Eldar, я сильно подозревала, что это так - но все же лучше спросить, чтобы знать на 100%, разве нет?) Большое спасибо за ответ! То что вам абсолютно очевидно с вашим, я не сомневаюсь, внушительным опытом - не так очевидно новичку. Когда-то и вы таким были и задавали дурацкие вопросы - проявите снисходительность, будем учиться)

1 Сентябрь 2017, 14:28
avatar
Eldar Zakirov
Анна Куликова
0

Аня, меня неверно поняли. Я разве грубо или резко? :)

1 Сентябрь 2017, 19:31
avatar
Полина Горбунова
Володькина Елена
0

Елена, ответила Вам в личку. Если мои выводы были преждевременными и ошибочными, то это очень классно! Спасибо Вам еще раз :)

1 Сентябрь 2017, 11:49
avatar
Володькина Еленаpro
Полина Горбунова
1

Спасибо за ответ). Я думаю, что просто у каждого иллюстратора свой опыт. И всякое имеет место быть, к сожалению.

1 Сентябрь 2017, 13:58
avatar

китайцы работают с отчуждением)))

6 Сентябрь 2017, 16:36
avatar
Анна Куликоваpro
Полина Горбунова
0

Полина, я с вами согласна! Очень сложно бывает работать, когда знаешь, как мало ты за это получаешь и как мало у тебя прав на собственные работы. Поскольку я все еще начинающий, я надеюсь, что когда-нибудь эта ситуация измениться - но только если мои рисунки будут действительно хорошими. Так что это стимул!

1 Сентябрь 2017, 13:49
avatar

Подпишусь. Издательства гнут свою линию до тех пор, пока кандидатура конкретного художника не покажется самой-самой подходящей. То есть его работы должны быть очень хороши в рамках предлагаемого направления. Не стоит рассчитывать на совестливое отношение к "начинающему интересному" иллюстратору. Тем не менее нужно обязательно сразу эти моменты по договору обсуждать. Если и оплата небольшая, то настаивать на том, чтобы права передавались по лицензии на 5 лет, а не отчуждались. Так у вас будет стимул сделать более качественные иллюстрации, процесс приобретёт смысл.

1 Сентябрь 2017, 14:31
avatar

а мне кажется - смотря что рисуешь.

если знаешь, что вот это - никуда уже больше не всунуть - ну и ладно)

и, если кушать сильно хочется и заказчики не стоят в очереди, то закроешь глаза и на сублицензию.

ясен пень, если книга пойдёт - издательство поимеет прибыль...но ведь возможен и другой вариант)))

1 Сентябрь 2017, 20:13
avatar

не такие уж и шыдэвры бывают, чтобы копья ломать)))

вот у Ольги Дроздовой, например, такая тематика, что о никакой сублицензии речи идти не может.

1 Сентябрь 2017, 20:18
avatar

и, если честно, то гораздо больше меня огорчает - кривизна моих рук, чем то - что с меня там чета поимеют.

1 Сентябрь 2017, 20:25
avatar

Когда-то давно,когда был иллюстратором,то договаривался за сумму,работал,приносил,получал-и до свидания)))Голову не ломал,не до того было...

2 Сентябрь 2017, 13:33