Преподавание искусства
Как правильно учить детей искусству?! По совету многоуважаемых коллег хотелось бы поднять тему о методике преподавания живописи и иллюстрирования. Многие из нас являются преподавателями творческих дисциплин, у каждого есть свои наработанные приемы, секреты и навыки.
В преподавательской деятельности я сравнительно недавно, работаю в своей изостудии. Мои ученики на занятиях просто разрывают меня на части. К каждому нужно подойти, показать, объяснить и в итоге получается, что примерно половина работы сделана моей рукой. Я понимаю, что это неправильно. Как же нужно преподавать живопись, рисунок и другие изобразительные дисциплины, чтобы донести суть, но не вмешиваться в творческий процесс и самовыражение ученика? Ведь сказано, что талант — это способность к неординарному творческому мышлению — призвание от Бога, поэтому ни одному человеку не дано учить художника, преподавать творчество. Но возможно преподавать искусство, т. е. методику, навыки, умение и технику. Надеюсь, что советы моих более опытных коллег помогут найти эту тонкую грань.
Очень интересно послушать!!!
Наташа, Вы преподаете?)
Я год преподавала шестилеткам. Самый первый урок был да… Не знала, как порваться:). А потом привыкла.
Поняла за этот год многое. Что, например, не просто так в школах планы уроков пишут. Если вы напишите себе план, вплоть до того, сколько времени понадобится на приветствие детей, то будет намного легче, чем когда приходишь и от фонаря вдруг тебя посещает мысль: а не сотворить ли нам сегодня вот это?
Пишите для себя, ни для тётей из Гороно. Этот план потом пригождается в работе со следующей группой. Как схема вязания. Включите туда чего и сколько понадобится, на сколько человек.
Детям обычно даю тему. Тут уж настаиваю. Мягко, но упорно. А уж как эту тему раскрыть, они должны сами допетрить. Например, сегодня рисуем тёплое-холодное. В плане у меня расписано, что огонь и зимние деревья. Но этим мелким бандитам может не захочется. И тогда уж я на ходу начинаю: а не нарисовать ли нам посиневшего от холода Бармалея и поджаренный хот-дог? Неважно, что они будут рисовать, но теплое-холодное нарисуют.
Включаю всю свою женскую хитрость. ПОтому что им нельзя говорить, что они что-то должны. Сразу тормоз включается.
Был один мальчик, у которого папа был «ноовый русский» бывший боксёр. Ребёнка решил сделать гением и отдал сразу в несколько секций спортивных, плюс иностр. язык. И т. д. пацана начало заносить. Что-то нервное. Папа специально отвёл меня в сторону и попросил не заставлять его, не уговаривать, не настаивать. В периоды ступора (у мальчика) я просто о нём забывала. Общалась с другими ребятишками. Пацан какое-то время (пару минут) сидел насупившись, потом влезал в разговоры, хватал карандаши и опять рисовал. Отец сказал, что после этих занятий мальчик как в себя приходит. Один раз только было, когда он в раздражении начал ломать карандаши. Я твёрдо сказала: Я НЕ РАЗРЕШАЮ тебе ломать мои вещи, потому что они мои и всё. Удивительно, но он понял успокоился. ПОтом опять рисовал, как ни в чём ни бывало.
Ой, нет, не смогу всё-таки, наверное… подбивают попробовать, но что я могу им дать? это самое первое о чём думаю, ну и прочие страхи тоже «на страже» :-)
Если интересует конкретно творческая составляющая… то ваша задача заинтересовывать, побуждать… а как вы будете это делать — это уж вам решать. насколько фантазии хватит.
Словами, стихами., картины показывайте, соответствующие теме урока. можно включать тихонько музыку для создания атмосферы… выводить на улицу. пленеры. обращая внимание на какие-то интересные моменты, на красоту которую многие не видят.
И самое главное НИКОГДА ничего не дорисовывать своей рукой. Одному нарисуете, от других не отобьетесь) Не получается — рисуй как получается, это твоя работа. и точка.
вот-вот, у меня так и вышло, не могу отбиться от них. А вчера сказала — хватит! рисуйте сами. Они так посмотрели на меня, мол, что это с ней?))))) но урок прошел спокойно. у меня группы от 10 лет, я даю им академический рисунок и живопись. а они никак не могут отойти от восприятия изобразительности как наивного детского рисунка. один мальчик сказал мне: я никогда не думал, что рисовать — это труд, я думал, что это просто развлечение)
не согласна с Вами Ирина, учитель обязательно должен показывать как надо, именно руками, а не пустой болтовней. Я до сих пор помню как с художественной школе рисовал на работах учеников учитель, как смешивал краски, какие движения кистью делал. Да, для ребенка это чудо когда художник рисует на работах, но и впечатления настолько яркие, что на все жизнь остаются. В художественном училище преподаватели, которые не стеснялись рисовать вместе с студентами, были на вес золота, иногда просто можно было пол-урока простоять открыв рот. Именно такой метод преподавания более продуктивный, не даром говорят лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
Читала замечательную книгу о преподавании детям — Щербаков В.С. " Обучение и творчество». Книга, конечно, старая (по-моему, 60-е годы), но мне его методика и подход очень понравились, книга в память запала. Может, Вам будет полезно почитать.
Эм я на пятом курсе не кружка, а именно художественно школы. Иногда я преподаю у второго и третьего курса живопись, проблема решается очень легко что бы они писали сами свои работы, но при этом показывать им нужно, я показываю на своем холсте или планшете.
У меня был не слишком большой преподавательский опыт(5 лет), но, как мне кажется, учить надо все-таки не искусству, а технике. Дать инструменты для последующего самовыражения. В соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями. Научить изображать узнаваемо и более-менее правильно то, что требуется/хочется можно в общем любого человека, не страдающего стойкими нарушениями координации. А уж художественная ценность нарисованного будет зависеть от того, сколько дано от Бога, а не от препода.
Да, Елена, вот и мои любимые преподаватели обучают техникам самым разнообразным… и получают удивительные результаты в итоге….
а еще я им говорю: настоящий художник включает свою голову, думает, размышляет перед тем как провести линию или наложить мазок. а если бездумно махать кисточкой, получится мазня)) потому что мне кажется, что они ленятся подумать и все куда-то торопятся) я заметила, что они очень неуверенны в своих способностях, некоторые даже боятся показывать мне свои работы, хотя я всегда очень мягко указываю на ошибки и не скуплюсь на похвалу. и мне кажется, что эта неуверенность тормозит их в развитии. но есть в группе дети очень способные, которые схватывают все на лету. у меня еще такой вопрос: каждого ли ребенка можно научить рисовать? или только избранных?
научить рисовать можно каждого, у кого есть желание, но чувство цвета либо есть либо нет, также как и фантазия.
Я сама не преподавала, но отлично помню, как учили меня)
Я пришла в художественную студию в 6 лет. Главная особенность преподавания там была — никакого аля-школьного класса и жёстких рамок, только творчество! Учительница давала какую-то интересную для детей тему, на пример, сказка Красная шапочка или Теремок. И дети начинали рисовать.
Обычно это были альбомы А4, карандаши, фломастеры, ручки, кому что нравилось. И походу рисования, учительница подходила к каждому из детей и подсказывала, давала советы, объясняла. Я до сих пор считаю этот способ наилучшим. (я имею в виду именно творческую сферу, не академизм)
Так, как атмосфера была не принуждённая, детям было не скучно, как на уроке. Это было, как рисовать дома, когда хочется рисовать, а не когда заставляют, но + ещё и обучение шло.
А в группах по старше тоже так было, часто музыка фоном играла приятная, типа классики (что тоже развивает воображение, и плодотворно влияет на творческий процесс), ну и ещё мы иногда пили чайок с печеньками на перерывах))
Ещё важно, что особых рамок временных не было! Особенно у групп постарше, одну работу формата А3, А2, к примеру, могли рисовать и месяц. Зато получались настоящие произведения искусства, участвовали в выставках и ярмарках. При такой творческой атмосфере процесс обучения оказался очень эфективным, раскрывая творческий потенциал.