Преподавание искусства

Main original

Как правильно учить детей искусству?! По совету многоуважаемых коллег хотелось бы поднять тему о методике преподавания живописи и иллюстрирования. Многие из нас являются преподавателями творческих дисциплин, у каждого есть свои наработанные приемы, секреты и навыки.

В преподавательской деятельности я сравнительно недавно, работаю в своей изостудии. Мои ученики на занятиях просто разрывают меня на части. К каждому нужно подойти, показать, объяснить и в итоге получается, что примерно половина работы сделана моей рукой. Я понимаю, что это неправильно. Как же нужно преподавать живопись, рисунок и другие изобразительные дисциплины, чтобы донести суть, но не вмешиваться в творческий процесс и самовыражение ученика? Ведь сказано, что талант — это способность к неординарному творческому мышлению — призвание от Бога, поэтому ни одному человеку не дано учить художника, преподавать творчество. Но возможно преподавать искусство, т. е. методику, навыки, умение и технику. Надеюсь, что советы моих более опытных коллег помогут найти эту тонкую грань.

Комментарии26
avatar

Очень интересно послушать!!!

5 Декабрь 2012, 18:07
avatar
Юлия
Наталья Павлушина
0

Наташа, Вы преподаете?)

5 Декабрь 2012, 19:49
avatar

Нет, я провожу конкурс детского творчества и этот вопрос очень актуален…

я уж писала:-))

В этом году мы постараемся выложить работы в интернете и можно будет посмотреть подробнее…. Он у нас ещё и иллюстрации посвящён, так что самой интересен результат…

5 Декабрь 2012, 19:59
avatar
Юлия
Наталья Павлушина
0

да, Наташ, вы писали, что Вас упрекают в том, что детские рисунки выполнены их преподавателями на самом деле. значит, все-таки есть такой грешок?)))

6 Декабрь 2012, 11:00
avatar

Да нет, вот как раз имелось ввиду то, о чём Вы говорите ниже, о вмешательстве в процесс непосредственно руками преподавателя и что это недопустимо с точки зрения мастеров «старой» школы…

Но зачастую эти обвинения необонованы, так как я знаю многих преподавателей лично и процесс обучения могу наблюдать время от времени изнутри… Они просто хорошо УЧАТ! Безусловно, что-то показывая на образцах (своих!), но никогда не вмешиваясь в процесс создания ребёнком очередного шедевра. Вот шедевром они, ктстати, считают очень искренно (и я так же думаю!) практически любую работу ребёнка и дети от этого прямо расцветают!

6 Декабрь 2012, 11:11
avatar

Я год преподавала шестилеткам. Самый первый урок был да… Не знала, как порваться:). А потом привыкла.

Поняла за этот год многое. Что, например, не просто так в школах планы уроков пишут. Если вы напишите себе план, вплоть до того, сколько времени понадобится на приветствие детей, то будет намного легче, чем когда приходишь и от фонаря вдруг тебя посещает мысль: а не сотворить ли нам сегодня вот это?

Пишите для себя, ни для тётей из Гороно. Этот план потом пригождается в работе со следующей группой. Как схема вязания. Включите туда чего и сколько понадобится, на сколько человек.

Детям обычно даю тему. Тут уж настаиваю. Мягко, но упорно. А уж как эту тему раскрыть, они должны сами допетрить. Например, сегодня рисуем тёплое-холодное. В плане у меня расписано, что огонь и зимние деревья. Но этим мелким бандитам может не захочется. И тогда уж я на ходу начинаю: а не нарисовать ли нам посиневшего от холода Бармалея и поджаренный хот-дог? Неважно, что они будут рисовать, но теплое-холодное нарисуют.

Включаю всю свою женскую хитрость. ПОтому что им нельзя говорить, что они что-то должны. Сразу тормоз включается.

Был один мальчик, у которого папа был «ноовый русский» бывший боксёр. Ребёнка решил сделать гением и отдал сразу в несколько секций спортивных, плюс иностр. язык. И т. д. пацана начало заносить. Что-то нервное. Папа специально отвёл меня в сторону и попросил не заставлять его, не уговаривать, не настаивать. В периоды ступора (у мальчика) я просто о нём забывала. Общалась с другими ребятишками. Пацан какое-то время (пару минут) сидел насупившись, потом влезал в разговоры, хватал карандаши и опять рисовал. Отец сказал, что после этих занятий мальчик как в себя приходит. Один раз только было, когда он в раздражении начал ломать карандаши. Я твёрдо сказала: Я НЕ РАЗРЕШАЮ тебе ломать мои вещи, потому что они мои и всё. Удивительно, но он понял успокоился. ПОтом опять рисовал, как ни в чём ни бывало.

5 Декабрь 2012, 20:00
avatar
Наталья Павлушина
barakaska Наталья Баландина
0

Ой, нет, не смогу всё-таки, наверное… подбивают попробовать, но что я могу им дать? это самое первое о чём думаю, ну и прочие страхи тоже «на страже» :-)

5 Декабрь 2012, 20:08
avatar

Если интересует конкретно творческая составляющая… то ваша задача заинтересовывать, побуждать… а как вы будете это делать — это уж вам решать. насколько фантазии хватит.

Словами, стихами., картины показывайте, соответствующие теме урока. можно включать тихонько музыку для создания атмосферы… выводить на улицу. пленеры. обращая внимание на какие-то интересные моменты, на красоту которую многие не видят.

И самое главное НИКОГДА ничего не дорисовывать своей рукой. Одному нарисуете, от других не отобьетесь) Не получается — рисуй как получается, это твоя работа. и точка.

5 Декабрь 2012, 23:34
avatar
Юлия
Ирина Сычева
0

вот-вот, у меня так и вышло, не могу отбиться от них. А вчера сказала — хватит! рисуйте сами. Они так посмотрели на меня, мол, что это с ней?))))) но урок прошел спокойно. у меня группы от 10 лет, я даю им академический рисунок и живопись. а они никак не могут отойти от восприятия изобразительности как наивного детского рисунка. один мальчик сказал мне: я никогда не думал, что рисовать — это труд, я думал, что это просто развлечение)

6 Декабрь 2012, 10:57
avatar

Мне очень пригодились, казалось бы совсем взрослые книги, Кимона Николаидиса, Бетти Эдвардс

Особенно слепое контурное рисование. Вот уж, действительно, отключает. Это всем нравится. И взрослым, и детям.

6 Декабрь 2012, 12:44
avatar

Вот видите. даже 10-летний ребенок понял что рисование — это труд!!!

А многие заказчики. взрослые дяди и тети, не понимают))

6 Декабрь 2012, 15:15
avatar
Юлия
Ирина Сычева
0

да, Ирина, к сожалению))))

6 Декабрь 2012, 19:41
avatar
Татьяна Митрушова
Ирина Сычева
0

не согласна с Вами Ирина, учитель обязательно должен показывать как надо, именно руками, а не пустой болтовней. Я до сих пор помню как с художественной школе рисовал на работах учеников учитель, как смешивал краски, какие движения кистью делал. Да, для ребенка это чудо когда художник рисует на работах, но и впечатления настолько яркие, что на все жизнь остаются. В художественном училище преподаватели, которые не стеснялись рисовать вместе с студентами, были на вес золота, иногда просто можно было пол-урока простоять открыв рот. Именно такой метод преподавания более продуктивный, не даром говорят лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

6 Декабрь 2012, 13:05
avatar
Ирина Сычева
Татьяна Митрушова
0

Татьяна, я имела ввиду что нельзя влазить своей рукой в работу ребенка. Не более чем. Показывать — да, хорошо. Но показывать на отдельном листе, а не на работе ребенка.

6 Декабрь 2012, 13:41
avatar
Татьяна Митрушова
Ирина Сычева
0

Ну что плохого, если в натюрморте из трех яблок, одно учитель нарисует, наоборот у ребенка стимул и наглядный пример будет перед глазами.надо, надо рисовать с учениками и на работах тоже можно…,сегодня одному ребенку, завтра другому. Я тоже занималась преподаванием, правда было это очень давно, замечала как после того как нарисуешь на работе ребенка, в следующей работе он сам уже прогрессирует.

6 Декабрь 2012, 21:25
avatar

Читала замечательную книгу о преподавании детям — Щербаков В.С. " Обучение и творчество». Книга, конечно, старая (по-моему, 60-е годы), но мне его методика и подход очень понравились, книга в память запала. Может, Вам будет полезно почитать.

6 Декабрь 2012, 12:02
avatar

Эм я на пятом курсе не кружка, а именно художественно школы. Иногда я преподаю у второго и третьего курса живопись, проблема решается очень легко что бы они писали сами свои работы, но при этом показывать им нужно, я показываю на своем холсте или планшете.

6 Декабрь 2012, 13:08
avatar

У меня был не слишком большой преподавательский опыт(5 лет), но, как мне кажется, учить надо все-таки не искусству, а технике. Дать инструменты для последующего самовыражения. В соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями. Научить изображать узнаваемо и более-менее правильно то, что требуется/хочется можно в общем любого человека, не страдающего стойкими нарушениями координации. А уж художественная ценность нарисованного будет зависеть от того, сколько дано от Бога, а не от препода.

6 Декабрь 2012, 17:07
avatar
Наталья Павлушина
Володькина Елена
0

Да, Елена, вот и мои любимые преподаватели обучают техникам самым разнообразным… и получают удивительные результаты в итоге….

6 Декабрь 2012, 17:25
avatar

а еще я им говорю: настоящий художник включает свою голову, думает, размышляет перед тем как провести линию или наложить мазок. а если бездумно махать кисточкой, получится мазня)) потому что мне кажется, что они ленятся подумать и все куда-то торопятся) я заметила, что они очень неуверенны в своих способностях, некоторые даже боятся показывать мне свои работы, хотя я всегда очень мягко указываю на ошибки и не скуплюсь на похвалу. и мне кажется, что эта неуверенность тормозит их в развитии. но есть в группе дети очень способные, которые схватывают все на лету. у меня еще такой вопрос: каждого ли ребенка можно научить рисовать? или только избранных?

6 Декабрь 2012, 19:50
avatar

научить рисовать можно каждого, у кого есть желание, но чувство цвета либо есть либо нет, также как и фантазия.

7 Декабрь 2012, 07:05
avatar

Я сама не преподавала, но отлично помню, как учили меня)

Я пришла в художественную студию в 6 лет. Главная особенность преподавания там была — никакого аля-школьного класса и жёстких рамок, только творчество! Учительница давала какую-то интересную для детей тему, на пример, сказка Красная шапочка или Теремок. И дети начинали рисовать.

Обычно это были альбомы А4, карандаши, фломастеры, ручки, кому что нравилось. И походу рисования, учительница подходила к каждому из детей и подсказывала, давала советы, объясняла. Я до сих пор считаю этот способ наилучшим. (я имею в виду именно творческую сферу, не академизм)

Так, как атмосфера была не принуждённая, детям было не скучно, как на уроке. Это было, как рисовать дома, когда хочется рисовать, а не когда заставляют, но + ещё и обучение шло.

А в группах по старше тоже так было, часто музыка фоном играла приятная, типа классики (что тоже развивает воображение, и плодотворно влияет на творческий процесс), ну и ещё мы иногда пили чайок с печеньками на перерывах))

Ещё важно, что особых рамок временных не было! Особенно у групп постарше, одну работу формата А3, А2, к примеру, могли рисовать и месяц. Зато получались настоящие произведения искусства, участвовали в выставках и ярмарках. При такой творческой атмосфере процесс обучения оказался очень эфективным, раскрывая творческий потенциал.

13 Декабрь 2012, 23:55