Помогите разобраться с правами заказчика!
Уважаемые специалисты! Я только начинаю осваивать специальность иллюстратора, и еще не знаю всех правил. Сегодня я сдала на проверку заказ, который получила на бирже. Заказчика все устраивает, но прежде чем оплатить работу, он задает такой вопрос: "Правильно ли я понимаю что после оплаты все права на данные иллюстрации принадлежат мне и я могу их использовать так как мне нравится, менять, передавать и так далее?". Так как опыта выполнения заказов у меня практически нет - это первая работа, то я даже не знаю, что ответить.Я понимаю, что передавать мои работы заказчик имеет полное право, ведь по сути, он их приобрел. А как насчет - "менять"?
Нет, авторское право принадлежит Вам, к заказчику переходят только имущественные права на изображение. А что конкретно входит в эти права надо было договариваться заранее. Вы, простите, оригиналы работ ему продаете? Или только изображение? В любом случае надо было оговаривать как именно он может использовать Ваши иллюстрации. Допустим печатать с ними книги и все. Сроком на 1, 3, 5 лет. Остальные манипуляции с изображениями он не может производить. Это ограниченная лицензия. И никогда не продавайте иллюстрации с потрохами, не работайте без вменяемого договора. Тут вообще конечно ситуация глупая, честно говоря. Перед работой необходимо согласовать все нюансы использования иллюстраций.
Я, наверное не совсем правильно выразилась. Это не иллюстрации, а цикл картинок для сайта, скрипт из 12 изображений. вот я и думаю, что заказчик имеет право с ними делать - только размещать их, где ему вздумается, продавать, или производить еще какие-либо манипуляции.Имеет ли он право, например, изменить образ персонажа? Я передаю ему только рисунки без исходника.
Если нет договора, то права считаются неисключительными, т.е. заказчик берет вашу иллюстрацию для использования в конкретном проекте и не имеет право передавать эти права кому-либо. А вы имеете. Вы автор.Если есть договор, и там это оговорено (от этого может зависить и оплата), то тогда имеет право. В любом случае у вас право на имя остается. Почитайте авторское право- пригодится.
правильно ли я понимаю, что если заказчик впоследствии внесет изменения в рисунок, которые не будут соответствовать изначальному замыслу скрипта, то я вправе предъявить ему претензии?
Ох, и любят же заказчики прикидываться шлангами. Сразу им все подавай и картинку и исключительные права, а как заплатить за исключительные права, так это фигушки. Ну и конечно без договора ничего не передается.
Несомненно любому заказчику " нравится, менять, передавать и так далее" Но всё зависит от того на каких условиях вы продали свои иллюстрации. Какие пункты оговорены в договоре? Лучше всего составлять договор на простую лицензию с ограниченным правом использования ваших работ сроком, скажем, на 3-5 лет и, конечно, без права передачи ваших работ третьим лицам. Авторство должно оставаться за вами.
Авторство всегда остаётся за исполнителем. Это - факт.
Продавать исключительные права на иллюстрацию можно, но это совсем другие деньги - (крупные купюры в количестве).
Я предпочитаю именно так, просто часто весьма сложно отслеживать "жизнь и похождения" работы. Сделал, продал, получил, забыл.
Хотя, это не относится к договорам на издание книги, тут конечно, только договор на определённый срок и только для использования в качестве иллюстраций. А картинки для сайтов, принтов и т.п. мне кажется, лучше "отжимать" сразу до последней капли.
Большое спасибо всем, кто откликнулся! Ситуация немного прояснилась. )))
Марина, выше говорят о договоре, но обычно не рассчитывают на то, что часто работа не крупная, без договора.
Так вот, о сотрудничестве без договора и исходя из реального положения дел.
Что может сделать заказчик, не связанный обязательствами? Что угодно, и воспроизвести картинку как угодно. К тому же она может расползтись по интернету. В зависимости от характера заказа покупателю выгодно или не выгодно, чтобы работа попала к третьим лицам. Но любое действие без договора незаконно.
Что можете сделать вы? Тоже что угодно. Только вот уже на законных основаниях, как автор, а не на птичьих правах.
Итого, без подписания договора, будет вежливым предупредить заказчика в таком ключе:
«
Дорогой заказчик, я понимаю, что не могу проконтролировать распространение работы, а возиться с бумажками нам всем лень. Потому опираемся на общие положения закона. Сейчас я вам даю согласие на воспроизведение работы (неограниченное). И более ничего. Это неисключительное право. Соответственно, за мной остаются права продажи кому угодно и сколько угодно, а у вас таких прав без договора на руках нет. И формально вообще никаких прав нет, так что всё под моё честное слово, что я потом вспомню и подтвержу ваши права.
Если у вас есть желание закрепить эти права на бумаге — пожалуйста, я подпишу.
Можете печатать и продавать продукт с картинкой, но не можете передавать такое право другим. В том числе на стоки и сервисы с отчислениями авторского процента (у них там в правилах написано, что работы только от автора принимаются).
»
-
Как-то так.
Было дело, что я устно договаривался на краткосрочную исключительность. Например давал обязательство никому не продавать прав в течении полугода (пока выстрелит первый тираж).
Помните, что закон на вашей стороне. Оставляйте себе доказательства авторства, например максимальное разрешение и срезанные края.
Хитрый пряник, очень здорово обрисовали позицию исполнителя, с удовольствием прочитала.
Андрей, просмотрела Прайс с ценообразованием стоимости за иллюстрацию , очень продуктивная информация. Позаимствовала файлы. Благодарю.
Ирина, всегда берите предоплату 30-50 % . И когда предстоит большой объем работы, состоящий из большого количества изображений- есть смысл разделить работу на части с полной выплатой каждой части работы,или оплатой каждой отдельной иллюстрации. А Вот как и каким образом они смогут это сделать ,это не ваша проблема, это их желание получить работу,которую они заказали . Ситуация,в которую Вы попали -это шантаж заказчиков. Вас поставили в такие условия, что Вы обреченно по их мнению должны идти на их условия. Но это не так. Права все у Вас.