Поговорим о Деде Морозе
В преддверии Нового Года хочется уделить внимание его главному духу, волшебнику – Деду Морозу. Образ Деда Мороза сложный, многогранный, собирательный. До его официального оформления как атрибута Нового Года в советское время на протяжении столетий наслаивались друг на друга и синтезировались мифологические и исторические прототипы, изменялись функции и облик.
Мороз, Морозко – существо древнее, пришедшее к нам через столетия из легенд славян-язычников как олицетворение зимней стужи. Он – и богатырь, и кузнец, сковывающий воды, и владыка зимнего холода, и повелитель звезд и северного сияния. Морозко может и наказать, заморозить человека, и щедро одарить. А воцаряется он в день зимнего солнцеворота.
Много имен у него: Морозко, Мороз, Трескун, Студенец, Позвизд, Зимник, Корочун.
Мороз - старец с длинной седой бородой, что обходит поля и леса и стучит всюду своим посохом, сковывая льдом реки и ручьи. Такой образ отражен и в стихотворении Некрасова "Мороз, Красный нос" (1863). Суровое языческое божество (или же дух из низшей мифологии), способное «кровь вымораживать в жилах / И мозг в голове леденить».
Издревле на Руси с Морозом предписывалось обращаться уважительно, его боялись и задабривали (что, впрочем, характерно для отношений людей с персонифицированными силами природы), им пугали детей. Первоначально не он дарил подарки, а ему. Мороза угощали, «кормили», дабы не свирепствовал, просили не губить скот и урожай.
Культ предков у славян предполагал возможность нахождения прародителя в соседстве с живыми (вспомним того же домового), который охранял и воспитывал потомков. Потому вполне возможна ассоциация Деда Мороза и с духом предка, умершего родителя, главы рода, приходящего в Сочельник. Поэтому и именуется он не просто старичком, а дедушкой.
Кроме того, Дед Мороз, имеющий своими атрибутами алмазы, жемчуг, лед, серебро, ночь и лунный свет, находится в непосредственной связи с миром мертвых. Ведь "околеть", "остыть" - это и означало "умереть". А Луна так вообще издревле считалась светилом потусторонним. И само слово "мороз" этимологически связано со словами "смерть" ("мор"), "мора", "морана" (богиня зимы и смерти). Обрядовый кисель, которым угощали Мороза – не что иное, как поминальное блюдо для предков. А живет Дед Мороз, по некоторым данным, в ледяной избушке в подземном мире, попасть в которую можно через колодец.
Несколько «прародителей» Деда Мороза заслуживают, пожалуй, отдельного рассмотрения.
Позвизд - бог северного ветра, старший и главный среди всех ветров. Это - свирепый морщинистый старец с покрытой инеем и льдом бородой и всклокоченными волосами. Одет Позвизд в длинный плащ из оленьей шкуры с "крыльями", тряхнет им - и валит хлопьями снег. На голове - шкура белого медведя, ноги обуты в гагачью кожу. В руках у него - мешок с градом, морозами, бурями и снегопадами.
Карачун - дух нижнего мира, повелевающий морозами. Связан он с зимним солнцеворотом (сам день солнцеворота также назывался "Карачун") и символизирует смерть, поджидающую неосмотрительного путника в морозном лесу. Карачун укорачивал светлую часть суток, повергал мир во тьму. Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, хотя изначально он - гораздо более суровый, страшный дух смертного холода и тьмы, в то время как Мороз - повелитель зимней стужи.
У Карачуна тоже длинная шуба, седая борода, а в руках - дубина. Стукнет ею Карачун - и трещит мороз, звенят сосульки.
Зимник - низенький старичок с белыми волосами и длинной седою бородой, босой, в теплом белом одеянии, с непокрытой головой. А в руках держит железную булаву. Если стукнет ею по бревну - оно и треснет. Везде, где Зимник пройдет, быть стуже.
Кроме того, прослеживается связь Мороза с древним божеством Трояном (кроме прочего, повелителем зимы, ночного мрака и темных сил), Велесом-Волосом и даже Родом.
В легендах древних славян присутствовал и некий персонаж, который наделял бедных богатством (вспомним того же Морозко из сказки). В этой функции мы видим соприкосновение с агиографией Святого Николая (Николая Чудотворца, Николая Угодника), прототипа европейского рождественского дарителя.
В Российской империи во второй половине 19 века произошло объединение Мороза с Новым годом и Рождеством. Тогда же попытались создать образ дарителя по примеру западного Святого Николая. Однако, "дедушка Николай" - Угодник Божий Николай Чудотворец - у нас в виде веселого праздничного персонажа-дарителя не прижился, хотя функции его сохранились.
Внешний вид Деда Мороза, исходя из древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает следующее.
Седая (серебристая) борода и волосы – символ мудрости, тайного знания, магии.
Шуба у Деда длинная, по щиколотку, красного или синего цвета. Последний, цвет холода и зимы, отмечается некоторыми исследователями как изначальный цвет одеяния ледяного Деда. Оторочена шуба лебяжьим пухом и расшита серебром (традиционные русские орнаменты или восьмиконечные Вифлеемские звезды). Лебяжий пух тоже имеет символическое значение: лебедь – символ чистоты, неба, возрождения. Шуба подвязана белым поясом с красным или синим орнаментом.
Рубашка и брюки у Мороза белые, льняные, украшенные сакральным геометрическим орнаментом.
На руках - рукавицы, традиционно трехпалые как символ принадлежности к божественному началу. Рукавицы белого цвета, расшиты серебром. Цвет этот означает чистоту и святость всего, что дает Дед Мороз из своих рук.
Обут Дед Мороз в серебряные или красные сапоги, расшитые золотом, или белые валенки в лютый мороз.
Шапка – под цвет шубы, расшита серебром и жемчугом, формы полуовальной, а не круглой, как у царей. Имеет отворот с треугольным вырезом - стилизованными рогами - отголоском культа быка на Руси. Вообще, во многих изображениях костюма Мороза можно найти общее с княжеской, царской одеждой. Некоторые исследователи даже отмечают связь этого персонажа с реальным историческим прототипом благородных кровей.
В руках у Деда Мороза – хрустальный посох с лунницей, а излюбленное транспортное средство – сани, запряженные тройкой лошадей.
Белый (серебряный) цвет в одеянии Мороза имеет древнее сакральное значение. Это символ святости, священного знания, чистоты. А хрусталь – это лед, застывшая вода.
Что касается бездонного мешка с подарками, то у него тоже своя история. Помимо того, что у Позвизда в мешке хранились бури и ураганы, жестокий Мороз якобы первоначально собирал в него дары от людей и уносил в нем непослушных детей…
Приходит Дед Мороз в переломный период – в день зимнего солнцеворота, вершит суд, завершает старый и начинает новый год и воздает всем по заслугам, наказывает и поощряет.
Всех с наступающим и щедрых подарков от древнего Мороза Ивановича!
Это из Википедии:
В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году, с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. Среди прочих, там была сказка «Мороз Иванович». В ней впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки — не Рождество или Новый год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. Однако, как пишет исследователь:
… образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой — от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. … В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника.
Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) — единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу ХХ века уже складывается знакомый образ Деда Мороза[9]. Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозке становится знакомой и англоязычным читателям. В переводе Морозко выступает под именем «Король Мороз» (англ. King Frost)
После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвергся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений. В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П. П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года, после чего по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики. Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло очень скоро. В первом в СССР Харьковском Дворце пионеров (открыт в 1935 году) — 31 декабря 1935 прошла первая в СССР новогодняя ёлка. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовал гостей на празднике в московском Доме Союзов.
Здорово! Спасибо за интересную информацию!!! С наступающими праздниками!
:))) Здорово! Всех с праздником! Счастья и творческих успехов!!!!
+++
Спасибо, интересная информация!
С Новым Годом! :-)