Почему искусство - не бизнес, мысли вслух.
Я поняла, почему изобразительное искусство - не бизнес. Правда, сначала я поняла, что такое бизнес. Поняла буквально на днях, прочитав рекламную статью типа "Как отделить себя от своего бизнеса" , статья рекламировала соответствующий тренинг. Знаете, мироздание подсовывает ответы, надо лишь правильно сформулировать вопрос
Иногда и вопрос еще не осознан, но ответ производит взрыв мозга, и все становиться ясно. Вот так и со мной получилось - из этой рекламы меня поразила простая и очевидная идея, которая упорно пропускалась мною мимо моего сознания: "бизнес можно продать". То есть бизнес - это не "дело", это производственная цепочка, выражаясь старинным языком. Бизнес - это набор сотрудников. роли которых ясны и оговорены, проверенные поставщики, налаженные каналы реализации продукции. Все отлажено и работает, как механизм. Не важно, какого размера бизнес, когда это бизнес - его можно продать целиком, и он будет продолжать работать.
Вот в старину у художников были мастерские, это был бизнес - куча учеников (сотрудники, роли прописаны. новенькие готовят краски, опытные пишут лошадиные зады (привет, Леонардо))), поставщики (продавцы ингредиентов для красок или самих красок и холстов). каналы сбыта (заказчики, которых поставляла гильдия). В принципе, мастерскую с учениками и заказами можно было продать или передать по наследству. А сейчас оно устроено совершенно иначе. Изобразительное искусство в старину (до появления фотоаппарата) было функционально, а в 20 веке свою функцию потеряло. Но поскольку изображать что-либо - это, по видимому, базовая потребность психики, то оно никуда не делось, а подменило смыслы. Функцией изобразительного искусства стало самовыражение автора. Утрируя, можно сказать, что удожники стали торговать не изображениями, а своей индивидуальностью. Отсюда выросло современное искусство в его неизобразительном понимании - перфомансы, инсталляции, разнообразные визуальные фокусы типа ЗД обманок в разных видах или игр со светом. Художники стали торговать своей индивидуальностью, как это всегда делали актеры - поэтому и изобразительное искусство стало зрелищем. Поздравляю вас, мы пришли к пресловутому синтезу искусств, о котором мечтали деятели искусств в начале 20 века.
Правда, традиционное изобразительное искусство таки существует. Но художники всяко продают свою индивидуальность - поэтому так ценится авторский, оригинальный стиль. Но воля ваша, стиль - это не бизнес. Индивидуальность нельзя выстроить в производственную цепочку, разве что встроить. В качестве производства, а сбытом должен заниматься кто-то другой, не художник, не автор. Потому что отдел сбыта на заводе не занимается производством продукции, а производственные мощности ничего не продают. Тогда это будет бизнес. но не бизнес художника, а бизнес галериста, или агента, или импрессарио. Конечно, художники сейчас всячески пытаются сами продавать свою продукцию, некоторые даже успешно. Однако, это не бизнес художника, потому что его нельзя отделить от художника, нельзя продать целиком. Остается только расслабиться, коллеги, и постараться получить удовольствие))) Ну, или забить на искусство, и, получив бизнес-образование, таки создать бизнес, работающий на других художниках)
Дочитавшим до этого места коллегам хочу сказать, что буду рада прочесть их мнение, если они захотят его написать, но отвечать и дискутировать точно не смогу - дэдлайн, извините. А лучше просто ставте плюс - если согласны, и минус - если категорически не согласны. Мне важно, насколько я нелогична, минусы укажут на логические несоответствия рассуждений)))
Заранее большое спасибо.
П.С. заглавная картинка моя, сделана для рекламы знакомому галеристу еще в 90е)))
по наследству или по договору ежели передать права (остаточный доход), либо работы на продажу (линейный доход) - тогда да.
А так-то свой дар и умение фиг продашь другому.
Так ведь и массажист не сможет, и спортсмен, и поэт-музыкант-писатель.
Но родственники известных, популярных - живут. Не совсем себе рантье, но всё же.
В загранице - получше с этим. И музыкантам-композиторам, и художникам. И дело всей своей жизни, то бишь бизнес, как раз в картинах и передать, и продать можно.
Элвис Пресли и Майкл Джексон и теперь богачи, год от года. будто где-то живы... прячутся...
Пикассо вот и Матисса находят картины...
Интересные мысли)
Согласна!)
++
!
я знала
Хорошо написали! Но и со Светлой вполне согласна. Приходилось наблюдать, как, после продажи бизнеса, получали деградацию.
Есть два вида бизнеса - просто биснес и индивидуальный бизнес. У художника может быть индивидуальный бизнес, то есть поставленное на поток создание картин, не требующих вложения большого времени, знания и умения, но приносящее прибыль несоразмерно бóльшую вложенному в них труду. Яркий пример тому - Джаспер Джонс, который придумал две фишки: "флаг" и "мишень" и всю жизнь занимается тем, что изготавливает сотни вариантов одного и другого и продаёт эти вещи за сотни тысяч и миллионы долларов. И он не один такой.
:)
это наверное слишком умно для меня
в принципе согласна и прочиталось легко, только насчет того, что любой бизнес можно продать и он будет так же прибыль приносить, мне кажется, это в большинстве случаев иллюзия. Ну в смысле продать-то его можно, но вести его с умом - это тоже своего рода "искусство" и не каждому дано. Вот это умение, как и умение рисовать - не продашь.
в некотором смысле - имеет место быть - но можно встретить в реальной жизни - множество примеров, которые будут - как подтверждать, так и опровергать озвученные в теме тезисы.
да - какие то виды "бизнеса" - можно продать со всеми "запчастями" - и на нового хозяина - они будут работать ровно так же, как на предыдущего, если сам вид бизнеса не зависит от личности владельца и представляет собой обособленный "модуль", который можно перекинуть "из кармана в карман" - если он работает, как стиральная машинка или мясорубка - тут загрузил - от тЕда - принимай, чево навертелось - то и нет проблем.
а, если, как в художественном ремесле - всё на личность завязано - то - это не продать... хоть есть и свои исключения - художник\автор может придумать какого нибудь - чиполино, ну погоди, винипуха и тэдэ... зрителям, вдруг - понравится - то начальную историю - можно превратить в сериальчик и клонировать до тех пор, пока это публике не обрЫднет - все герои - уже нарисованы, все характеры - придуманы, осталось закупить прытких сценаристов, чтоб они сделали "жувачку" - покачественнее и как можно дольше держали интерес публики... щас - это - тоже больше в бюджет упирается - хорошая группа сценаристов - может разматывать хитросплетения сюжетов - до полной посинячки зрителей.
то же самое - почти во всех жанрах - от станковой живописи - до беллетристики. хорошо продаваемый "почерк" художника - взрывает интернет бесчисленными подражателями.
очень удобен автор "Пелевин" - эдакий - человек загадка - даже, если изначально - это был 1 реальный человек, то он может продать все права с потрохами - и под именем брЭнда - потОм может вкалывать группа "лит. негров" - и никто не заметит подмены... всё равно - каждый новый роман - отличается от прочих - даже у одного единственного автора. а, когда их (авторов) - коллектив, то - кто то может - заболел, кто то устал и "выбыл" - остальные подхватят и будут клепать тему дальше. "ковать жалезо, не отходя от кассы"...
так же можно делать и с поп певцами, с композиторами - с иллюстраторами - с любой творческой профессией - при желании, при правильном подходе к делу - продать можно ВСЁ - и не смотря на мегасупер пупер почерк изначальных авторов (отцов основателей) - имитаторов найти можно (если речь идёт - не о "сикстинских капеллах", а о среднем рыночном продукте) - пиплы и это "схавают"
+
Там в начале статьи было: "бизнес - это не дело". Так разделяется тот бизнес, что можно продать от того, какой не продается без вреда для прибыли. Наверное, справедливо. Только в этом случае очень многие бизнесы нужно переводить в категорию "дело". Без авторов-создателей или круга конкретных работников они перестанут эффективно работать.
А вообще-то, я думаю, это и ко многим другим сферам деятельности относится. Так и школы есть индивидуальные, где коллектив энтузиастов - основа основ, и замени людей - не будет школы. В то же время есть продажи картин ( не галерея - на улице), которые как раз бизнес. В моем городе есть, к примеру. Там от замены одного "художника" на другого ничего не изменится. Так же будут покупать и продавать.
"...не продается вдохновенье, но можно рукопись продать..." Пушкин. довод избитый до синяков...
Такой же бизнес, как и раньше. Практически ничего не изменилось.
Под именем Сафронова работает целый цех, где есть бухгалтер, секретарь, менеджеры, дизайнеры, художники, рабочие.
У Церетелли это ещё и модельеры, формоторы, литейщики. Потому что если это скульптура из бронзы, например, то это сложный производственный цикл. Это помещения, которые надо арендовать, сотрудники, ежемесячно получающие зарплату, счета за электричество, расходные материалы и т.д. и т.п..
Или взять взаимоотношения галереи и художника. Это всегда совместный труд по договору, где каждый играет свою роль. Галерист платит аренду, налоги, вкладывает большие деньги в раскрутку художника. Он может продать или завещать свою галерею детям. Если это не бизнес, то что?
Бывает, что художники объединяются, совместно снимают помещение под мастерские, под галерею, объединяются для работы над каким-нибудь сложным и трудоемким заказом, где каждый выполняет свою часть. Это что?
А как работают иконописцы? Рабочие левкасят доски. Потом одни художники делают композицию, чаще всего на компьютере. Другие делают графику. Третьи - роскрышь. Отдельные художники пишут складки одежды. Есть специалисты только по ликам, только по золочению, только по фонам. А иначе как вы сделаете иконостас? Потом ещё столяр будет делать резьбу и т.д и т.п.
Это не бизнес, если заключается договор, существуют свои поставщики, подрядчики и субподрядчики? Вы конечно сможете кого-то попросить написать икону или фреску бесплатно.
Но те, кто этим занимается постоянно, зарабатывают очень неплохие деньги. Для них то бизнес.
Так что искусство это бизнес, в котором есть крупные игроки, есть артели, есть кустари-одиночки, есть любители-энтузиасты, а есть просто вечные дети, занимающиеся "самовыражением" в надежде их талант когда-нибудь оценят.
Очень грамотно и верно.
+ Автору в репутацию.
Послежу за полемикой. Ну а бизнес это или не бизнес, тут каждый решить должен для себя сам, и быть при этом максимально откровенным. В моем же понимании, придя в русский язык, слово business, как это всегда бывает, претерпело смысловую корректировку: в отличие от англоязычного оригинала, русское слово "бизнес" это не дело человека или группы лиц, не ремесло, приносящее деньги, и уж точно не род занятий. В русской нашей речи "бизнес" ближе к понятию менеджмента — это управление капиталом посредством предпринимаемых (отсюда слово "предприниматель") мер по увеличению доходности.
Когда мы говорим "он ушел в бизнес", это значит, что человек бросил свое дело-ремесло-занятие и стал заниматься предпринимательством. Бизнес — это когда деньги получаются за счет интеллектуального управления людьми, которые делают что-то руками или даже интеллектом, а отнюдь не когда сам стоишь у станка (в том числе, мольберта), кульмана, плиты или что-то такое. А еще, опять же, бизнес в данном контексте подразумевает расширение и рост — производства, масштабов, охвата клиентуры, и, самое главное, доходности.
цель бизнеса- получение прибыли
Сон-пронисон))))
Просто не надо искусство понимать как что то рафинированное, оторванное от земли. (Это как есть интеллигент, а есть рафинированный интеллигент, у которого матерное слово вызывает приступ диареи-)).)Это такой же бизнес как и любой вид деятельности. В этом наверное ошибка восприятия искусства.
Любой бизнес, где есть человеческий фактор, просто так не продашь. Аннулировать можно. Продать, что бы всё, как у тебя (при тебе) работало - ну это там, где роботы, наверно. где нет общения и факта личности. А про Бизнес и Личность - отдельная тема. Семинары на эту тему есть. Тоже бизнес. =)
+