Пиро Жан-Мари (Аркабас) / Pirot Jean-Marie (Arcabas)

Main original

Художник двух- и трехмерного пространства

На русском не нашел, только вот такое:

http://www.arcabas.com/biographie/index.php

Нарративное христианское искусство. Процитирую Ирину Николаевну Горбунову-Ломакс:

Вся жизнь художника прошла на фоне модернистского, а затем и постмодернистского беснования — сначала вне церковной ограды РКЦ, а затем и внутри. Что конкурентами его в области религиозного искусства и даже церковных заказов были такие монстры, как Матисс, Дали, Шагал, Энсор, Нольде, Руо и прочие. А он не заразился повальной чумой, не поволок в храм стилистику, выработанную для изображения ада и его насельников.

Избежал он и другого соблазна — слатенькой, дешёвой и простоплётной стилизации под исторический примитив. Эта струя пошла на Западе начиная с последней трети прошлого века.

Возникла такая дурашливо-наивничающая, где-то хипповатая, струя, вне всякого сомнения, как реакция на жёсткое, горькое, нарочитое, шокирующее безобразие и чернуху, модные в предшествующий период. (Правмир православный мир эта струя тоже не миновала, крупнейший представитель, конечно, Елена Черкасова.

И ещё Аркабас не продал душу ни нефигуративу, ни концептуальному искусству. А ведь это всё было и есть рядом, вот только руку протяни — и будешь весь в заказах и в пиаре, и ничего это тебе не будет стоить, ни голове твоей, ни сердцу. А он не стал.

И ещё мне нравится, что у него люди по большей части — нормальные, что нынче большая редкость в христианском искусстве и Запада, и Востока.
Красивые, здоровые, мыслящие, с тонкой душевной организацией. Святые нормальные христиане, хочу сказать. Как мы с вами.



Комментарии19
avatar

+++

1 Июль 2012, 03:44
avatar

Культура — послание, направленное каждому человеку отдельно.

Массовая культура — это прокладка, чтобы слезы мира не капали в твое сердце.

1 Июль 2012, 08:32
avatar

Интересный мастер и интересный комментарий.

1 Июль 2012, 10:19
avatar

Еще мне безумно нравится румынский живописец Корнелиу Баба.

1 Июль 2012, 10:55
avatar
MasterWind (Сергей Логинов)
Вячеслав Люлько
0

Слава, это лучше отдельным постом)) — он совершенно иной и о ином.

1 Июль 2012, 11:51
avatar
Гусев Евгений
Вячеслав Люлько
0

У румына Гойя просматривается невооружённым взглядом:)

1 Июль 2012, 14:34
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Гусев Евгений
0

А так же наши Мыльников и Моисеенко.)))

1 Июль 2012, 16:50
avatar

Автор на ФБ:http://www.facebook.com/pages/ARCABAS-Jean-Marie-Pirot/52046641990?sk=photos

Стенограмма программы «Радио Ватикана»:

Сегодня предлагаем вам рассказ о нашем современнике — итальянском священнике Эмилио Броццони, который живет недалеко от города Бергамо, где основал не совсем обычную общину. Она расположена в местечке Коста Серина и называется «Назарет». Это — самая настоящая семья, состоящая из людей, вот уже более 30 лет посвящающих себя заботе о самых неблагополучных, начиная от брошенных детей и кончая страдающими психическими расстройствами. Община расположена в живописном месте: из окна открывается вид на ломбардийские Альпы. Дом общины — отреставрированный старинный сельский дом, который украсил своими оригинальными фресками, витражами и скульптурами друг отца Эмилио — художник Аркабас. Но посетить этот дом означает, прежде всего, встретить улыбающиеся лица его гостей, которые вновь обрели радость жизни.

Философия, точнее, практика, посредством которой дон Эмилио рассматривает каждый случай, заключается в евангельской простоте. Он отталкивается от убеждения, что за каждым страданием, за каждым одиночеством, за каждым злом всегда хорошо скрывается некое благо, некое добро, которое необходимо «вывести наружу». Всякая нищета скрывает в себе богатство, а всякая печаль — возможность радости. Жизнь такого человека подобна дереву, вокруг которого теснятся сорняки и терновник, его обвивают растения, — но постепенно его может очистить от всего этого умелая рука крестьянина или садовника.

Таково духовное наследие, которое, вместе со старым домом, оставили родители дону Эмилио, родившемуся в 1942 году. История его жизни и основанной им ассоциации «Аэпер» рассказывается в книге Оливьеро Ардзуффи «Ветер, собравший нас», вышедшей в издательстве Сан Паоло.

Дон Эмилио вспоминает, как его мама Лючия, накрывая на стол, всегда ставила дополнительный прибор для нежданного гостя, который может постучаться в дверь. И на вопрос сына: «Мама, зачем накрывать еще до того, как кто-нибудь пришел?» — отвечала: «Чтобы гость, когда придет, увидел стол уже накрытым и не почувствовал себя неловко».

А вот — сегодняшние гости отца Эмилио: Марио, ответственный за ферму, его жена Паола и еще несколько человек, занимающихся производством сыров и местного вина. Алессандро живет здесь уже много лет и гордится своим хозяйством коз и ослов.

В двух шагах от дома расположен старый хлев, превращенный, благодаря стараниям бергамского архитектора Ренцо Педрини и французского художника Жана-Мари Пиро — псевдоним Аркабас — в прекрасную часовню Примирения. Она завораживает и поражает обилием символов: на полу лежит большой камень, из-под которого течет вода. Она напоминает наше Крещение. Далее, два стула, соединенных между собой широкой лентой, так, чтобы исповедник и кающийся могли сидеть друг напротив друга, в то время как солнечный свет окрашивает в яркие цвета витражи с прекрасными и понятными рисунками: птица, дикий репейник, агнец, терновый венец Иисуса, на котором сидит бабочка. На задней стене часовни — большое полотно Аркабаса, изображающее объятия отца с блудным сыном.

Если спуститься в долину, в местечко Торре де Ровери, то мы увидим дом, где община «Назарет» дала приют двадцати детям. И улыбка восьмилетней девочки, получившей от отца Эмилио заказанную игрушку, подобно улыбке тридцатилетнего Алессандро, живущего уже много лет в Коста Серина, — это живое объяснение картины Аркабаса: объятия отца и жажда любви, которую все мы скрываем в сердце.

В нескольких километрах от детского дома расположен еще один филиал общины — ремесленная мастерская. Гости мастерской — работники — ощутили здесь нечто новое для себя: свою нужность, доверие к себе, почувствовали себя вновь включенными в общество. В мастерской трудятся несколько пенсионеров, обучающих и контролирующих работников — людей с психическими расстройствами.

Отец Эмилио — это целая река энтузиазма, и этот энтузиазм заразителен. Он научился ему у своих родителей, но также и у тех, кого встретил на своем духовном пути. Прежде всего это брат Рожэ Шютц, приор и основатель экуменической общины Тээе. Дон Эмилио беседовал с ним за месяц до его трагической кончины. «Что такое Бог?» — спросил он, а брат Рожэ ответил: «Простота!» Бог прост, а вот мы усложняем вещи. Дон Эмилио с простотой решает повседневные трудности, связанные с его гостями, и постоянно повторяет слово «чудо». Он может повторить его сотни раз, — столько же, сколько самых настоящих чудес он видел вокруг себя, и эти чудеса родились от Божественной простоты.

Дон Эмилио часто вспоминает и о встрече с великим духовным наставником 20 века: доном Бенедетто Калати, приором камальдолийцев, монахом большой мудрости, который на тот же самый вопрос о Боге ответил: «Бог — это поцелуй!»

Поддерживаемый примером и дружбой многих выдающихся пастырей, отец Эмилио реализовал несколько начинаний в помощь людям, переживающим разные формы неблагополучия и психических страданий. Он объединил их под названием «Аэпер». Это сокращение расшифровывается как «Воспитательная ассоциация по профилактике и реабилитации». В ее основе лежит община Назарет, родившаяся в 1978 году. Ассоциация включает в себя различные культурные, образовательные и катехитические проекты, направленные на социальную реабилитацию. Один их них — община «Ла Пета» в Коста Серина, о которой мы уже упоминали. Она ведет фермерское хозяйство. Приют «Питтурелло» принимает детей-жертв насилия. С ним сотрудничают семьи, желающие взять опекунство над детьми. На международном уровне группа Аэпер оказывала помощь словенским беженцам, организовывала усыновления на расстоянии в Румынии и Хорватии, а также построила профессиональное училище в Малави (Африка).

Отец Эмилио Броццони задумал все свои проекты под знаком красоты. Перед великолепными произведениями живописи, украшающими дома общины, дон Эмилио проводит беседы о вере и при помощи искусства «выводит наружу» добро, скрывающееся в человеке, зажигая в его глазах ту самую надежду, какая озарила глаза учеников из Эммауса, увидевших Господа.

Radio Vaticana.

1 Июль 2012, 11:55
avatar

http://www.youtube.com/watch?v=S2kqkYEPvw8&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=lpXBrn4yXKc

1 Июль 2012, 12:16
avatar

++++++++++++++++++++++++++

1 Июль 2012, 12:31
avatar
MasterWind (Сергей Логинов)
Борис Владимирович КУНИН
0

Хотелось бы подробнее мнение, возможно анализ)). У нас тут спор возник.

1 Июль 2012, 12:39
avatar

Сильно! На видео мне понравилось, там всё цело смотрелось. Пятна здорово работают, символьно. Если на уровне чувств, то глубоко затрагивает и имеет положительный отклик. Как-то так)

1 Июль 2012, 12:55
avatar
MasterWind (Сергей Логинов)
Служаев Виктор
0

Мне сказали что он лох, не имеющий глубокого духовного опыта)), поэтому не трогает ни фига))

Вот такая блин фигня…

я о его глубинах без понятия)), но у меня не возникает чувства «мелководья», не говоря о профанации, и прочем, чего и здесь на сайте, и вокруг, по теме, пруд пруди — всяких «я так вижу, хоть слепой».

1 Июль 2012, 17:27
avatar

очень понравился художник и комментарий… но, чтобы понять надо второй раз прочесть))

не увидела в этой живописи религиозного — показалось, что художника всё же больше увлекает форма, чем содержание — уж очень красиво и грамотно и эстетски

1 Июль 2012, 17:26
avatar

Ну, как бы здесь все религиозное… нарратив, но религиозный)) — четко проявленный вектор, а форма — да, есть)), и подчинена смыслу, что приятно, хотя, иногда и довлеет, правда, тех картинок я не размещал, где явный вопрос возникает (для нас, в иной культуре).

Форма увлекает других, с кем он параллельно шел по времени, но зашел в иные двери, от которых те отказались или, напротив, из которых вырвались (как Пикассо например)

1 Июль 2012, 17:31
avatar
Служаев Викторpro
MasterWind (Сергей Логинов)
0

Я не увидел что форма давлеет над содержанием. Наоборот крупные формы подчеркивают контекст. Хотя кому нужна литература, то может это не понравится. Здесь, грань между монументальностью и занковостью. Мне такие вещи нравятся. И все здесь антропоморфно, так что диалог со зрителем легче устанавается, плюс религиозная символика.

Не знаю…..сложно выразить.))) Но свой пересказ религиозных сюжетов при помощи форм я думаю у него получился…но трудно тут судить конечно)

1 Июль 2012, 18:24
avatar
MasterWind (Сергей Логинов)
Служаев Виктор
0

Согласен)

1 Июль 2012, 18:46