Перо или цифра?
Значимость станковой графики в современном мире
Обучаясь на факультете графики и вдохновенно разрушая здоровье в затхлых эстампных мастерских, я не раз выслушивала различные комментарии по поводу рода своей деятельности, и понятии «станковой графики» в целом. Скажу прямо- мнения мало в чем расходились. Если исключить мат и прочие красочные эпитеты, которыми люди разных специальностей и увлечений, в том числе и художники, описывали сам процесс создания офортов и линогравьюр, то смысл заключался в простой истине: «Эстамп- цитадель глупости и все графики в нем дураки «. Гордо захаживая в пропахшие бензином, нефтью, кислотой и прочими химикатами комнаты, презрительно окидывая взглядом перепачканных и пропитавшихся насквозь ароматами всей таблицы Менделеева графиков, живописцы и прочие представители «высоких» направлений искусства, не раз подшучивали над «грязной работой» нашего факультета и долго рассказывали о неравносильной значимости масляной живописи и «какой-то там маленькой черно-белой иллюстрации». Ну, возразить то можно, однако публика на различного рода экспозициях систематично доказывала и подтверждала сие «несправедливое мнение» своим отношением. И вот спустя десятки приступов фарингита от прожженного парами азотной кислоты горла и периодичных визитов к пульмонологам, бакалавриат остался позади.
Сегодня, глядя на стены, увешанные десятками печатей в различных техниках, я нередко задаюсь вопросом: «А оно мне надо?» Сомнения, пустившие корни глубоко в сознании, постепенно отрезвляют разум своим ядом. И вот — стоишь перед очередным пейзажем и задумываешься, для чего? Кому? На что и зачем? Оглядываясь назад, 4 года кажутся нелепой шуткой, а вся академическая чушь — эдаким рудиментом 21 века. Весь труд и упрямое желание, упорство и силы, скупо отраженные в бликующих стеклах, тяжким грузом воспоминаний ложатся на память, не давая покоя, и заставляют задуматься о значимости эстампа в современном мире. Нужно ли это сейчас? Не знаю. Будет ли?- Врядли. Да и было ли когда-нибудь?
В современном мире, где бешеный хоровод возможностей заставляет пускаться в пляс ради духовных и материальных возможностей, может ли отголосок прошлого в виде куска линолеума или цинка соперничать со всемогущей цифрой? Времена Рембранта, Дюрера и Доре, оставшиеся далеко позади технологического прогресса медленно, но верно уносят славу и значимость ручной печати. Тут то и возникает самый актульный для иллюстраторов на сегодня вопрос — а сколько стоит электронный планшет?
Это смотря как выглядит ваш кошелёк-))))
Вопрос риторический, да и планшет лежит на работе уже целый месяц, просто забавно наблюдать как иллюстраторы уходят в «мир иной» постепенно отказываясь от традиционных техник)))
ПЕРО ИЛИ ЦИФРА? такова вопроса вообще нет…..выбирайте то в чем вы сильней…и не надо жертвенности
Мне работается и с тем и с другим. Жертвенности тут никакой, только наблюдения. Вопрос актуален для многих из моих коллег, пытающихся реализовать свои работы.
Вопрос хороший и, полагаю, каждый на этом сайте хоть раз, но задумывался по этому поводу.
Лично моё мнение, что ручная печать постепенно становится такой же экзотикой, как и многие процессы, что были ранее значимы и интересны. Цифра и всё более совершенная печать её скорее всего вытеснит малотиражную авторскую печать. Возможно, останутся единичные художники, работающие в ооочень узкой нише.
Может я и ошибаюсь;)
Думаю Вы абсолютно правы. Скорее всего так оно и будет))
помню ещё в мои лет 5–7 мы с родителями захаживали как раз в такие вот мастерские — где полу-пьяные гравЁры с гнилыми повыпавшими (от дышАния кислотой) зубами — втирАли моему отцу какие-то зАуми (мне тогда непонятные) и сейчас, глядя на то, что за жизнь успели сделать те художники, положившие своё здоровье на алтарь классической гравюры — и у меня вопрос тот же
а оно надо?
стОит оно того?
да ещё при сегодняшних ценах на иллюстрацию — которую даже и карандашом то — не всегда выгодно начИркать. не то што на кОмпе вымУчивать, спецэффехтами выйЁживацца.
согласен с высказанной мыслью:
не надо жертвенности.
рисуйте так, чтоб в радость было.
В радость то оно в радость))), но не очень полезно. Повторюсь жертвенность тут ни при чем, просто со временем меняются взгляды на все это. Только вчера смеялись всем офисом над бесполезностью эстампа в наши дни. Я конечно возражаю всячески, но все менее убедительно)))
Если получаешь удовольствие от того, что делаешь-НАДО….И ещё, всё зависит от степени таланта… Не думаю, что Рембрант, Дюрер и Доре.когда-нибудь «выйдут из моды»
Рембрант, Дюрер и Доре — теперь просто бренды и стОят «ОПРЕДЕЛЁННЫХ ДЕНЕГ» не зависимо от размера таланта. и от того, рисовали они — или просто размазывали краски — хоботом слона, ногами ёжиков, сиськами любовницы и пр и т. п.
сегодня они просто часть механизма «втюхивания» — один из известных механизмов лживого буржуазного общества —
увы…
для Елена Разина
в знак солидарности, я встану рядом с Вами:)P. S. вот только слово «удовольствие» я бы заменил на слово «радость» :)
Сам процесс творчества всегда приносит радость и удовольствие. Самый верный и проверенный способ сублимации, но что касается Ребранта, Дюрера, Гойи и Доре- на мой взгляд эстамп для них служил способом творить и распространять свои работы, и будь у них под рукой электронный планшет, кто знает что бы они выбрали)))
Рембрант, Дюрер и Доре…ценятся не за то. КАКИМ МЕХАНИЗМОМ сделаны их рисунки.а за саму графику. ЗА рисунок, технику, свет, тень.пластику, выразительность и силу передачи мысли рисунком. Компилирую всё в одно выражение можно сказать.за то КАК УМЕЛИ РИСОВАТЬ.
По моему абсолютно неуместно сравнивать отлично нарисованный рисунок на планшете в Фотошопе…и хреноту сделанную руками. Какими бы ухищрениями и жертвами здоровья она не была произведена на свет…но хренота останется хренотой. Хоть в золотой рамочке спаянной руками израильских девственниц.
Если же мы обсуждаем.заменит ли компьютер…акварель, масло, карандаш…как средства создания ЕДИНИЧНОГО экземпляра, для музеев, высатвок, салонов, аукционов.то НЕТ.Компьютер не заменит.
Как заказывали портрет маслом, как ценились натюрморты акварелью, пастелью…не знаю.натуральными материалами.так и будут цениться.
А если мы говорим.оправдано ли гробить здоровье вдыхая химикаты для создания книжной иллюстрации…то скажу. НЕТ.Не оправданно. Ибо нетсмысла, нет цимуса, нет ценности, НЕТ РАЗЛИЧИЙ.
Но повторю напоследок ещ раз.главное сам РИСУНОК, УМЕНИЕ РИСОВАТЬ.Я выделяю некоторые слова капслоком, не для изображения крика.а потмоу что когда заходит речь о эстампах и станковой живописи в противопоставление компьютеру, многие художники одевают лошадиные шоры, и отказываются понимать что есть такая вещь как УМЕНИЕ рисовать.
Рисунок должен волновать, поражать, вызывать эмоции.и не важно чем он сделан.
Но.если вы хотите продать его на Сотбис… ВАЖНО чем он сделан и не надо бояться компьютера.
в конце концов и краски больше не на яичном желтке замешивают….как-то…не ортодоксально, бензины какие-то, химикаты. Доре наверняка без бензина творил.
Гравёру надо задуматься.а умеет ли он рисовать? А потом уже винить компьютер и современность.
Вы правы — Умение рисовать- ничем не заменить.
Если какая-то деятельность вредит здоровью, нужно бросать немедленно.
Планшет — абсолютно бесполезная вещь, можно и мышкой так же рисовать.
если брать планшет то уж тот, который отображает рисунок прямо на самой доске. А так согласна, с этими недорогими бамбу через пемзу в гудермес ехать не стоит. любая тяжелая геймерская мышка вполне годится.
Никакой планшет никогда не заменит эстамп, все, что можно сделать в фотошопе — гораздо лучше получается на бумаге. Планшет вообще плохо штрих воспроизводит — по крайней мере, лично я как ни пыталась, результат меня категорически не устраивает, я лучше по старинке, ручками. Фотошоп хорош легкостью исправления косяков или ошибок, но очень редко цифровой результат также хорош, как и аналоговый. Есть, есть мастер цифры! а ручной труд всяко приятнее. И, поверьте, когда работа хороша, то она оказывается много кому нужна! А если работа третий сорт, то будь то живопись, фреска или графика, покупателя ей не найти.
А я все время смеюсь над живописцами — они ходят, такие гордые, типа, настоящие художники, все время прикалываются над промграфиками…а по окончании заведения работают учителями рисования в школах или кружки для дошкольников ведут. Редко кто реально пишет работы, которые хотят купить. Графики умеют гораздо больше по сравнению с живописцами, и гораздо более гибкий мозг))) а мастерства не меньше, чесслово)))
спасибо большое за комментарий, очень понравилась часть про живописцев)) Ведь так оно и было)))
Алексеевская Оксана если делать картину на продажу…как эстамп.то да. Если рисовать.то…вот мне не понятно я КРИВЕЕ вас рисую? Я не могу провести ровно линию? У меня штрих хуже чем у вас?
Если у вас не получается зачем обвинять девайс?
.
Я в чем-то с Вами согласен.
Я лично не понимаю, зачем имитировать перо на планшете.
Но тут есть один художник Владимир Фоканов, он имитирует перо в иллюстраторе.
Зачем он это делает, не лично этого никогда не понять.
Но результат великолепный.
Все индивидуально.
Я, живописец по образованию, с вами, Оксана, про живописцев соглашусь на все 100.))))
Абсолютно все верно Илья сказал, планшет это лишь средство реализации задуманного, не более. если худ. деятельность связанна с каким-то потоковым производством, конъюнктурой если хотите, то планшет это не заменимая по удобству для художника вещь. Меня тоже веселят чудаки, которые говорят, мол планшет мышкой можно заменить)))потяжелее, лол!
Дык, зайдите к чудакам и посмотрите.
Да зашел уже посмотрел. Нравится вам рисовать мышью, ручкой, или заклинаниями магическими штрихи выводить -рисуйте/колдуйте, если выходит тем более. Я про другое дело говорил, если работаете на производстве, в рекламе или полиграфии, то далеко на мышке не уйдете, можете и не спорить, Графика у вас красивая, кстати
Чего «флаг»?
Функцией «Select» не пробовали пользоваться?
Я работаю на производстве, в рекламе-полиграфии.
На планшете работал в фирме, потом от туда ушел.
Приобретать в личное пользование как-то не захотелось, все равно бы он в углу пылился.
если уж сравнивать с мышью — планшет, даже со стороны эргономики — позволяет предохранить кисти рук от всяческих болячек. Сам компьютер несколько тормозит процесс рисования. Пока загрузится, то подвиснет, пока линия ляжет как нужно…
Но попробовать для себя стоит разные техники, потому что кто знает.
Каждый для себя универсальный способ находит, тут выбор есть. Главное результат.
Ест-нно, я рисовал на планшете (довольно долго), поэтому и делаю такие выводы.Ест-нно, все надо попробовать (кроме наркотиков).
Я бы не сказала, что живописцы пахнут ароматнее, чем графики — уайт-спирит похлеще типографской краски будет))))
Есть не особенно вредные техники эстампа — сухая игла, например. Все равно удовольствие от процесса важно. Если эстамп доставляет удовольствие, то вопрос о его необходимости не возникнет. А если никакого удовольствия — может просто нужно найти другую технику. Я три года проторчала в мастерской и не жалею ни секунды. Наоборот, меня очень огорчает тот факт, что сейчас не имею возможности печатать.
К сожалению за все время обучение нам только раз позволили сухую иглу. в основном либо травленный штрих, либо чего похлеще лавис или аквацинта.
Что такое фотошоп. Это огромный склад инструментов и материалов. Каждый выбирает в нем, то что ему нужно и все пользуются им по разному. Что такое художник — это посредник между материалом и инструментом. Времена меняются, меняются инструменты и материалы!!!! Но посредник остается тем же-художником. Выбор материала и инструмента остаётся за художником)
«…Времена меняются, меняются инструменты и материалы!!!!…»
а критерии качества тоже меняются? (и если меняются, то неужели в худшую сторону?) :)
И ещё озвучу одну проблему. Проблема можно сказать глобальная. Институты тоже щас консервативные и не стремятся менять программу обучения в современных условиях, а так и шпарят по старинке. И это касается учебных заведений и не только художественного профиля, а в целом по стане. Наше образование уже не конкурирует с зарубежным, дык тяжело меняться-то)
да, Виктор, проблема очень насущная
верно.
ыыы, Виктор, а вы в курсе. сколько получает преподаватель? меня как-то звали попреподавать, озвучили стоимость часа и я быстренько сказала, что лучше поработаю по профессиии, чем заниматься передачей навыков. Это раз. Честно сказать, потери времени никак не компенсирует зарплата преподавательская, даже если он члены СХ. Наши преподы (в Воронежском художественном училище) давно не работают по профессии, увы. Во времена СССР работали, а теперь не вписались. Промграфики, в смысле. Это два. А те, кто работает, естественно, не преподают — смысл, за три копейки? Там остались либо энтузиасты, либо люди, предпочитающие плыть по течению и родную тусовку. Впрочем, так везде, я думаю.
4 года назад закончил художественный факультет вуза искусств- с тех пор ни разу не притронулся к кистям и краскам- слава богу что придумали компутер, фотошоп и планшет….
а сокурсники продолжают писать- и делают это очень здорово.
так что Jedem das Seine-кажому своё.
но лично моё мнение- с помошью цифры сейчас прокормится легче- а здоровские вещи и на компутере можно делать.