Параллельные миры Эдварда де Боно

Ни вдохновение, ни творческий подъем, ни следующая им продуктивность обычно не сваливаются иллюстратору как снег на голову. Они являются результатом кропотливой работы: анализа, сбора и систематизации окружающей нас информации. Это процесс, который, как и все остальное на этом свете, невозможно контролировать на все 100%, но вполне возможно направить в правильное русло, чтобы муза не уходила и приходила, когда ей заблагорассудится, а усаживалась поудобнее рядом с работающим над визуализацией образа или идеи. Каким же образом можно приучить свою музу к порядку?

Эдвард де Боно, один из ведущих учителей, проповедующих альтернативное мышление для достижения оригинальных решений, дает массу советов, об одном из которых, проверив его на себе, я рассказываю в этой статье.

О, Муза! Один из знакомых как-то спросил меня шутя, как я вижу свою Музу. На ум мне пришло нечто сюрреалистично-абсурдное – черная кошка с апельсином вместо головы. Я не верю в Музу в ее традиционной форме – капризное воплощение вдохновения и творческого подъема, сваливающееся как снег на голову несчастному и заждавшемуся ее творцу. Меня всегда весьма угнетало представление об ожидании милости со стороны некой дамы с крылышками, или в моем случае кошки с апельсиновой головой, которая в удобный ей момент рано или поздно протянет руку помощи (только почему-то на весьма короткий момент, за который важно не сойти с ума и успеть все сделать). Ни вдохновение, ни творческий подъем, ни следующая им продуктивность не сваливаются как снег на голову. Они являются результатом кропотливой работы: анализа, сбора и систематизации окружающей нас информации. Это процесс, который, как и все остальное на этом свете, невозможно контролировать на все 100%, но вполне возможно направить в правильное русло, чтобы дамы с крыльями и кошки в апельсинах не уходили и приходили, когда им заблагорассудится, а усаживались поудобнее рядом с работающим над визуализацией образа или идеи. Муза не уживается с модой и сиюминутными порывами, её стихия – оригинальные решения. Тогда она не может уходить и приходить, когда ей вздумается, потому что оригинальные решения – это продукт постоянной, непрерывной работы над проблемой.

Каким же образом можно приучить свою музу к порядку? Для начала глубоко вдохнуть и выдохнуть, ведь перед Вами лежит нелегкий, но весьма увлекательный путь. Вторым делом можно избавиться от ряда заблуждений, в которые принято верить.

Традиционные схемы мышления, как и системы ценнойстей, правила и нормы поведения не всегда оказывают нам только хорошую службу. Они бесспорно важны, но к счатью не единственные точки опоры в жизни. Для творческого человека существует реальная опасность зациклиться, придерживаясь традиционных взглядов на вещи. Эдвард де Боно считается во всем мире одним из ведущих учителей, проповедующих альтернативное мышление. Он разработал целый ряд техник, позволяющих освободиться от стереотипов. Меня поразила простота его послания: в обычном понимании альтернативным решением проблемы считается решение, лучшее существующему. Если разобраться, то альтернативным назвать его трудно. Т.к. в лучшем случае - это второй вариант после первого существующего. Когда же за альтернативу принимаются все возможно существующие развязки, вне зависимости, хороши они или плохи, целью поиска становится пересмотр устоявшихся стереотипов, а не охота за первым лучшим вариантом. И уже перебирая все возможные решения, выбирается самое лучшее из них, которое можно осознанно называть альтернативным.

Эдвард де Боно призывает ставить под вопрос каждое существующее решение проблемы, каким бы единственно верным и правильным оно не казалось. Само собой разумеется, что в реальной жизни нужно нередко слепо полагаться на то, что некоторые вещи такие, потому что они такие и есть. У человека просто нет времени ставить под сомнение каждую вещь на этом свете. И тем не менее каждая существующая предпосылка, например, что стол - это поверхность с 4-мя ножками, основывается на стереотипе, который в большинстве случаев поддается структурному изменению. Например стол в поезде не перестает быть столом даже не имея 4-х ножек. Цель параллельного мышления по Эдварду де Боно заключается в том, чтобы обратить внимание творческого человека на такую простую вещь, что нет ничего неприкосновенного, и каждый взгляд на вещи является лишь одним из множества возможных.

Простой пример. Каждый из нас, оказавшись в чужом городе, даже имея в своем арсенале карты, систему навигации и прочие чудеса современной техники, рано или поздно вынужден спросить у местного жителя, как ему пройти по необходимому адресу. Вежливый прохожий объяснит туристу, что нужно дойти до желтого дома и свернуть налево. Другой вежливый прохожий скажет, что нужно дойти до высокого дома с зелеными ставнями и свернуть налево. Дойдя до дома, после которого нужно повернуть налево, турист с удивлением заметит, что дом действительно не только желтый, но и высокий с зелеными ставнями.

В своей книге «Lateral Thinking. A Textbook of Creativity» Эдвард де Боно советует начать с альтернативных описаний какого-либо предмета, взяв для себя за правило, не останавливаться, пока не будут записаны как минимум 5 альтернатив.

Например, как можно описать приведенную выше фигуру? Де Боно приводит следующие описания: латинская буква L, угольник столяра, перевернутая виселица, половина рамки, два прямоугольника, прилегающих друг к другу, большой квадрат, из которого вырезали маленький.

Каким образом перевернутая виселица и угольник столяра способны помочь созданию интересной иллюстрации? Самым простым. Привыкнув всегда смотреть на вещи с разных сторон, Вы уже никогда не возьметесь за воплощение первой попавшейся идеи, пришедшей на ум.

Из спортивного интереса, я стала придумывать дальнейшие альтернативы описаниям, приведенным Эдвардом де Боно. Вот что у меня получилось: латинская буква I без засечек, к которой прилегает маленький квадрат; перевернутая кирилическая буква Г; четыре маленьких квадрата в одном большом, верхний правый белого цвета; диван в разрезе, вид сбоку; стрелка-указатель на юго-запад.

Такими простыми упражнениями можно научить себя думать разносторонне. Когда я первый раз увидела приведенную выше фигуру, все что мне пришло на ум, не заглядывая в подсказки, были латинская буква L без засечек и большой квадрат, из которого вырезали маленький. Сбитая с толку тем, что моему взору была представлена геометрическая фигура, я начала мыслить только исключительно в геометрическом направлении, напрочь забыв о том, что еще и в быту или на улице существует масса предметов, напоминающих ее. Прочитав пример де Боно и осознав, насколько большими кругами он очерчивает свой поиск альтернатив, уже при попытке описать следующую фигуру я не смогла думать узконаправленно.

В своей книге де Боно постепенно увеличивает нагрузку, предлагая читателю описать более сложные формы, например полулитровую бутылку молока с четвертью литра воды в ней. Оптимист скажет, что бутылка отчасти наполнена, в то время как пессимист будет склонен назвать ее полупустой. С графическими изображениями задача снова усложняется, и в то время как один наблюдатель постарается описать основное действие на картинке, другому будет более мил подход, в котором описываются второстепенные происшествия. Задача творческого человека заключается в том, чтобы уметь в одном лице побывать в роли различных наблюдателей и заставить себя взглянуть на вещи разносторонне. Тогда и не за горами рутинированный подход к необычным графическим решениям, когда например даже такое уже знакомое всем произведение как «Явление Христа народу» будет изображено более чем оригинально, если зритель увидит его глазами мишки в сосновом бору или пришельцами с Марса, наблюдающими за событием из космоса.

Наташа Ратковски (www.floaty.de)

Комментарии6
avatar

Пример с "Явлением" Иванова кажется неудачным -- картина была и революционной и неожиданной для современников.

19 Апрель 2009, 02:34
avatar

Ну хорошо, а можно кого-то удивить сейчас этим полотном? Например "Крик" Мунка тоже был шоком для современников, или "Завтрак на траве" Мане. А нам сейчас уже понять можно, чего они все так волновались, но шокировать или удивить невозможно. Ну и Вы же поняли, что я имела в виду - изобразить уже привычное с необычной перспективы.

19 Апрель 2009, 20:18
avatar

Спасибо, прочитал с интересом. Как обычно - нет пророка в своем отечестве: схожие технологии мышления (правда не для художественного, а для технического творчества) пытался развивать Генрих Альтшуллер, лет тому 30 назад...

20 Апрель 2009, 06:04
avatar

Это де Боно новоявленный мессия? Как любопытно. К тому же хочу заметить, что гениальность таких "новоявленных мессий" заключается как раз в том, что якобы элементарные вещи не пришло никому другому в голову до них записать и систематизировать. Вы будете не первым или первой, кому вещи кажутся элементарными, когда их делают другие.

22 Апрель 2009, 17:28
avatar

Спасибо за напоминание! Вот она книжка - стоит на полке перед глазами! Как раз почитаю!

23 Апрель 2009, 04:47
avatar

Гостю под номером 2009-04-29 02:32:16

А дальше? Предположим, Вы иллюстратор и Вам нужно нарисовать журнальную иллюстрацию на тему явления Христа народу. Вы напряженно смотрите на «Явление Христа народу» глазами человека, знающего его историю. Каковы Ваши дальнейшие действия? Каким образом Вы изобразите этот религиозный сюжет в своей иллюстрации так, как его до Вас никто еще не рисовал?

4 Май 2009, 01:02