От мысли к образу: как создать графический роман
Летом прошлого года редакция общалась с Русланом Гончаром, после чего опубликовали интервью с ним. Сегодняшняя публикация расширяет тот материал — попросили Руслана поучаствовать в создании, ведь его опыт создания графических романов впечатляет. Подробнее читайте ниже.
Что такое графический роман и чем он отличается от комикса
В формат графической новеллы впишется любой роман, просто основным выразительным языком в нем будет не текст, а визуальный образ, иллюстрация. Неограниченный по объему , он выходит редко, притом в виде законченных и независимых историй. Этим он отличается от комиксов, которые больше похожи на небольшие рассказы, объединенные одним сюжетом. К тому же, каждый их последующий выпуск сложно понять без прочтения предыдущего.
Особенности графического романа
Они такие же, как и у обычного текстового:
- четкая завязка, кульминация и конец;
- центральная история, поддерживаемая ответвлениями;
- проработанный персонаж и продуманные для него внутренние переживания;
- выверенные диалоги и авторские разъяснения сюжета при необходимости;
- четкая стилистика и цельность оформления иллюстраций.
Основное отличие графического романа от текстового в том, что основным способом для передачи смысла и сюжета выступают иллюстрации, а не тексты. Последние появляются в кружках с диалогами и сопроводительных блоках.
Подготовительные этапы
Придумать сюжет, расписать сценарий и характеры главных героев: для работы над графическим романом необходимо быть одновременно и писателем, и иллюстратором. А если навыков не хватает, стоит поискать партнера, который будет закрывать их недостающую часть и плыть с вами на одной волне.
Если роман большой и с его отрисовкой одному человеку справится сложно — нужно расписать руководство по стилю, которое опишет требования для изображения персонажей и окружения. Так будет проще составить техническое задание для привлеченных иллюстраторов и избежать ошибок: картинку исправить сложнее, чем скорректировать текст.
комментарий от Руслана Гончара
Из моего опыта привлечение группы иллюстраторов ведёт к снижению качества. Теряется авторский стиль, который даже сам художник меняет во времени.
Оптимальный состав:
- автор текста,
- художник, способный выдавать большой объем рисунков.
Или:
- художник, как автор идеи и сюжета,
- литературный редактор, переводчик.
Если автор текста начинает доминировать, это приводит к тому, что большую часть рисунков приходится выбросить в корзину и работа стоит на месте.
Если проект ведёт художник , как арт-директор, тогда возникает эффект максимального использования изображений без потери времени и качества.
Резюме: визуальный ряд должен быть в приоритете.
Пример: прорисовка бокала для маленького кадра сгенерировала без больших усилий шикарный разворот с крупным планом. Если художнику не мешают, он находит интересные ходы, которые экономят время.
Собрать в один проект несколько иллюстраторов сложная задача, на выходе нужен художник который соединит разные стили в единый продукт. Это требует много времени и сил.
конец комментария
Графическая новелла напоминает разбитый на кадры фильм, поэтому стоит нарисовать раскадровку. Она поможет следовать сценарию, выстроив последовательность сюжета и его композицию.
Несколько советов по созданию
- изучите существующие комиксы и графические романы. Сложно создать хорошую работу без погружения в специфику формата. Ведь мало нарисовать иллюстрации и совместить их в лаконичную историю — например, нельзя забывать про объем издания, формат, качество печати и бумаги.
комментарий Руслана Гончара
Сегодня много вариантов для публикации:
- пилотная печать цифровым способом,
- офсетная печать,
- размещение книги в электронном виде на разных площадках, макет книги для текущего просмотра и так далее.
В каждом отдельном случае огромное количество мелких деталей. Рассмотрим два варианта:
- автор делает книгу как свой личный проект. Автор может выбрать технические параметры исходя из своих предпочтений. При этом все равно возникнет ситуация адаптации макета под разные задачи. Например, требования площадки, где планируется размещение книги с целью продажи или рекламы.
- У книги есть уже реальный издатель. В таком случае, для бумажной версии он пишет технические условия на раннем этапе обсуждения. При этом наверняка возникнет ситуация адаптации макета под разные задачи, например: перевод текста на другой язык, электронная версия, размещение фрагментов с целью рекламы и так далее. Раньше это был только бумажный вариант, но сегодня количество площадок размещения с каждым днём увеличивается.
Конец комментария
- подберите интересное окружение. В комиксах и графических романах существует задний план и передний. Первый как раз отвечает за изображаемое окружение: где происходит действие, в каком городе или помещении, какая погода за окном в это время. От этого зависит интенсивность погружения читателя в сюжет и эмоциональность его отклика.
- придумайте детализированный и подробный сюжет. Эстетика иллюстраций и их техничность бессмысленна без четко выстроенного сценария. Тот самый связующий материал, объединяющий разрозненные картинки и тексты. Помимо главного героя, нужны и второстепенные, а также противник, через противостояние с которым будет рождаться движение по сюжету. Хотя антигероя в графических новеллах не обязательно персонифицировать: пусть остается абстрактным или превратится в ситуацию, борьба с которой и ляжет в основу сюжетной линии.
- предусмотрите возможность продолжения истории. Графический роман редко выпускается единичным изданием, чаще всего в составе ограниченной серии. Некоторые разрастаются в нечто масштабное, но редко длятся вечно, как комиксы известных авторов. Но предусмотреть возможность логичного развития сюжета в дополнительных выпусках все же стоит.
- учитывайте интересы аудитории. Если раньше вы писали обычную прозу или рисовали к ней иллюстрации и знаете своего читателя, то с графическими романами дела обстоят иначе. Если человек привык читать длинные тексты без картинок, то вряд ли ему сразу понравится графическая история, в которой преобладают иллюстрации, пусть даже тема очен интересная и смысл сюжета глубокий. Поэтому важно понять психологию тех людей, которые станут читать произведение. Сделать это проще всего, пообщавшись с фанатами графических новелл: во многих городах существуют их сообщества.
комментарий Руслана Гончара
Аудитория фанатов огромная: от любителей Гарри Поттера до фанатов «Ёжика в тумане». Всем угодить физически невозможно. Можно выбрать готовый продукт, который вас вдохновляет и пробовать идти по следам любимого автора, у которого уже есть читатели. Графические романы вообще без текста также существуют и имеют право на жизнь. В таких проектах художник максимально прорабатывает визуальный ряд, чтобы передать идею. Как пример, можно взять все японские комиксы, где текста минимальное количество, но при этом на каждый эпизод нарисовано много кадров. Этот момент отличает комиксы японских авторов от европейских и американских.
Графический роман, на мой взгляд — авторский проект. Чем индивидуальнее построены все элементы, тем лучше, на мой взгляд. Поэтому ценится необычный подход, особенно это касается визуальных элементов и связей между ними. К сожалению об этом мало кто рассказывает. Больше всего внимания критики уделяют сюжету и литературным элементам.
Думаю, что начинающим художникам полезно делать небольшие истории вообще без текста, понятные и выразительные. Следующий этап — изучение типографики, каллиграфии. После этого пробовать взаимодействовать с готовым текстом или писать свой текст. Далее редактор уже подсказывает, где тот нужно доработать.
Видеообзоры графических романов Руслана Гончара
- «Don’t worry» — https://www.youtube.com/watch?v=z1iOCoxzIUY
- «Maretta» — https://www.youtube.com/watch?v=8O_LJ9aHUOs
Тема для этого текста была придумана еще в декабре прошлого года. И как раз прошлым летом редакция общалась с Русланом Гончаром, который стал в некотором роде соавтором этой статьи. Надеемся, что информация, которой поделились в ней, поможет начинающим авторам, которые хотят рассказывать истории не с помощью текста, а визуальными образами!
Ссылки на видеообзоры только у меня нерабочие?
Нет, попробуем поправить!
для начала - пойдет, но для того, что бы не форматировать новичков под одну́ "типову́ю модель" - было бы пра́вильнее сделать обзор на 20-30 РАЗНЫХ авторов, тогда будет видна́ цЕлостная картина, до какой степени авторы могут предлагать принципиально различные "Арт Вселенные" - и по стилям графики, и по методам подачи материала, что бы было понятно, что в вопросе "КАК рассказать историю" нет границ для способов самовыражения
✨🧙🏼♂️✨
Сделаем подробный материал-подборку!
Спасибо!