Один персонаж для двух издательств?
Здравствуйте, коллеги!
Прошу помощи в таком вопросе: могу ли я повторять одного и того же персонажа для разных издательств?
Персонаж придуман мной, родился в моих творческих работах. Потом я иллюстрировала деткую книгу-картонку, где он появился только на одном развороте. Спустя время я выполняю пробную иллюстрацию для другого издательства и по тексту там снова рисую этого персонажа, но немного иначе, меняя масштаб. Первое издательство видит "своего" персонажа и высказывает мне свое недовольство и просит не дублировать. Как правильно поступить?
Издательство покупает конкретную иллюстрацию, а не персонажа целиком, верно?
Подскажите, у кого был такой случай?
Вы ведь издательству не продавали исключительные права на образ вашего авторского персонажа? Если нет, то с чистой совестью можете его ещё хоть сто раз использовать на своё усмотрение хоть в книгах, хоть в открытках и т.п. Ну а высказывать недовольство - их право. Если правильно понял, они покупали/заказывали у вас какие-то конкретные иллюстрации в виде цельных изображений, ну а кто хочет эксклюзива, тот пускай выкупает образ персонажа (если, конечно, денег хватит...)))
Алексей, Вы правильно поняли. Издательство заказывало цельные изображения, исключительные права на персонажа не покупались.
Спасибо за помощь!
Не согласна, Алексей, с Вами. Тоже попала однажды в подобную ситуацию. Так вот, чтобы персонаж с иллюстрации остался за Вами, нужно , чтобы в договоре о передаче прав стоял обязательно пункт о том, что права остаются за автором. Вот тогда никто не будет предъявлять претензий.
А что другую коровку нельзя чтоли придумать? Зачем отношения с потенциальным заказчиком портить. Имеют они право требовать что то или нет в следующий раз к вам не обратятся....кинут в список проблемных художников.
Светлана, кинут или не кинут, это уже как издательство захочет. А вот в данном вопросе мне захотелось разобраться, так как до этого с подобными ситуациями не сталкивалась.
Думаю, от гонорара всё зависит, придумывать ли коровку или нет.
Тоже позавчера ломала над этим голову. Но у меня более примитивная в творческом плане идея. Хотела бы, для ускорения штамповочной потоковой работы, нарисовать скажем, заготовки деревьев, цветов, чтобы после при срочной работе быстро создавать фона..пока этот вопрос для меня открыт, ничего доказательного и законного на эту тему я не нашла.
Логика говорит о том, что запросто можно. Но с другой стороны у издательств бывают такие изощрённые претензии.. И продавая работу "с потрохами" подписываешься что в ней не используются чужие элементы..а элементы с иллюстрации другому издательству?
Надо продавать без имущественных прав, но к сожалению я наверное плохой иллюстратор, за десять лет только одни согласились купить права всего на два года.
Настя, думаю, деревья и цветы не настолько узнаваемы, как персонажи и запросто можете делать такие заготовки, тем более, Вы говорите , что работа потоковая.
>подписываешься что в ней не используются чужие элементы
Строго следят за тем, чтобы ничьё авторское право нарушено не было. То есть без срисовок. Иногда чётко просят, чтобы не были использованы стоковые изображения. Но это вопрос бюджета.
Если кисти и пакеты заготовок ваши лично — имеете полное право пользоваться. Но предупредить будет не лишним, мол всвязи с планкой бюджета простые декорации будут сделаны из личных заготовок.
Если коровка точно такая же и по цвету и по пятнам - то претензии могут быть уместны.
Но если в образе коровки что-то изменить (цвет, форму рогов и т.п.), то сходство персонажей будет обусловлено только вашем особенным стилем рисования.
Вера, спасибо.
Только недавно обсуждали похожий вопрос в посте про авторский договор, как сказано выше да в договоре должен быть пункт про передачу прав на персонажа.
В общем я когда подписывала договор как мне объяснили в издательстве: мы покупаем права на иллюстрации - исключительное, а вот на персонажи и детали или предметы на этих иллюстрациях покупают- не исключительное, в договоре прямо так и прописывали. И я тоже могу продавать персонажей и части иллюстраций в другие издательства(то есть использовать в других иллюстрациях). Единственное это не должна например быть тоже - допустим азбука(ели я первому издательству продала для азбуки), а например любая другая детская книга. Так мне объяснили.
Маша, спасибо!
не будет проблем если про персонаж издатели специально не оговаривали.
Александр, спасибо!
.
"Первое издательство видит "своего" персонажа... "
>> он не их. их только права на коммерческое использование конкретных иллюстраций
"....и высказывает мне свое недовольство..."
>> спросите, есть ли другие аргументы кроме недовольства,где это в договоре
"...и просит не дублировать."
>> вы вправе отказать.
Конечно, это все, как справедливо заметили выше, если персонаж не создавался специально по их заказу
Спасибо, Владимир! Персонаж фигурирует в моих творческих работах, это видно в портфолио.
Издателю, как и любому заказчику, в общем-то, все равно, в каких творческих потугах вы придумали какого персонажа и куда его вставляете. Поставьте себя на место заказчика: допустим, это вот эта синяя корова, если он увидел такую же у кого-то еще, то совершенно логична его реакция: "зачем вы рисуете ТАКУЮ ЖЕ корову? А? Это ваш оригинальный персонаж? Зачем он мне? Нарисуйте мне нормальную синюю корову, которой ни у кого нет!"
Иллюстратору, как и любому фрилансеру, в общем-то, всё равно, из каких источников заказчик вынет деньги на проект. Представьте себя на месте дизайнера персонажа. Допустим он сделал удачного персонажа и умеет его гнуть так и сяк (с 3д-куклой ещё нагляднее). И ему говорят «мне не нужен готовый, мне нужен нормальный, мой уникальный». Ну ок, хотеть можно. Ок, заказчику всё равно, в каких потугах. Иллюстратору не всё равно.
Речь не о 3д.
Какие могут быть потуги придумать другую синию корову? Какие вообще проблемы?
Минимальные :) Но не бесплатные.
А у меня вот какой вопрос. Как-то давно рисовала персонажа для книги. Но в итоге он так и не пригодился. Висит в портфолио. И вот нашёлся заказчик, которому нужен такой же персонаж. Для коммерческого использования на упаковке. Он очень беспокоится, чтобы права на персонажа были чистыми, т.к. зарегистрировать торговую марку и т.п. сложно, если персонаж не уникален и встречается где-то ещё.Я его никому не продавала, но, т.к. иллюстрация висит в портфолио, его периодически используют во всяких статьях все кому не лень, потому что по запросу в Гугле по ключевикам моя иллюстрация выходит в первых строчках. Что в итоге - удалять работу из портфолио во избежание проблем?
Попытка изменить название работы ни к чему не привела, т.к. работа уже висит на многих ресурсах (причём большинство из них старые и заброшенные и связаться с ними не получается) и всё равно выходит по старым ключевым словам. По этой же причине, я думаю, удаление работы из портфолио тоже ничего не даст)). Я, конечно, изменила уже немного персонажа, но вдруг службы, которые занимаются проверкой брендов (как утверждал заказчик - они все такие строгие)) тоже увидят в нём того расползшегося по сети персонажа?))
Если права на персонаж принадлежат Вам, то Вы, как продавец чисты)) и заказчик может спасть спокойно. Другое дело, что не все заказчики согласны пользоваться давно растиражированным персонажем. У меня тоже такой есть, где только не болтается, но вроде без признаков коммерческого использования. Сама его переделала, когда речь зашла о продаже. Во избежание недоразумений... Не радикально, но заметно.
В общем надо либо художнику запатентовать своего персонажа и раскрутить оного так чтобы за право издания книг именно с его участием издатели вели бесконечные интриги,постоянно повышая гонорарные ставки.Либо им придётся тщательно проверять новые тексты,не оставляя ни малейшей лазейки для появления этого персонажа который засветился у конкурентов,скажем отсутствие напрочь в книге коров,полей,ферм или ещё чего,где он может теоретически появиться...но это сложновато да и если ещё вдруг окажется что персонаж далеко не одинок в своём повторении.
Когда это просто корова, она не персонаж. Персонаж обладает ярко выраженным набором черт. Этого часто не понимают заказчики, потому мы видим на вывесках бесконечных улыбающихся котиков, колобков, ножницы с глазками, огурцы с глазками, что угодно с глазками и кривой лыбой.
Столько есть художников, что рисуют своих персонажей из иллюстрации в иллюстрацию, меняя только позы и мимику, оставляя их узнаваемость нетронутой и ничего, никто им не приказывает "С этих пор вы не можете рисовать этих своих красивых котов!"
Если ваша корова не нарисована точь в точь как на купленной иллюстрации (поза, стиль рисования, мимика, композиционное решение), то можно смело слать этих запретителей лесом и продолжать дальше синекоровить пока не надоест.
Коллеги, спасибо всем за высказанные мнения. Всех выслушала, выводы для себя сделала. Спасибо, что потратили время.
Вопрос был поднят не из-за "скудности воображения" или "профессиональной несостоятельности" и уж точно не из-за лени, а только потому, что такая ситуация возникла и я захотела разобраться в ней. Жаль толь то, что с некоторыми советами еще прилетает порция яда и злобы(
Всем вдохновения и будьте добрее))
И желчи! Про желчь забыли же!))