Об иллюстрировании "Хранителей берегов"

Это заметки иллюстратора об иллюстрировании "Хранителей Берегов". Вдруг кто-нибудь из коллег-иллюстраторов захочет тоже проиллюстрировать эту книгу. Ему может пригодиться проделанная мной черновая работа и некоторые соображения, которые я выносил в процессе работы.

Ну, во-первых, в приложении внизу данного текста приведена полная эпизодика повести. Я затратил немало времени на её составление. Прицельно интересующиеся могут промотать страницу вниз и затратить некоторое время на её изучение, прочие просто могут продолжить читать дальше.


Из этого расклада видно, что всего эпизодов в повести 26 - это число ограничивает в принципе максимально возможное количество иллюстраций, которые можно было бы к ней сделать (если проигнорировать то  обстоятеьство, что полный параллельный дубляж текста картинками в художественной книге совершенно бессмыслен). В раскладе кратко обозначен сюжет каждого эпизода, и, что важно, его длина. Обратите внимание, что есть эпизоды длиной в один абзац, и что у автора они имеют тенденцию группироваться в кучки, а самый длинный из эпизодов - 5 страниц - труден для иллюстрирования ввиду того, что автор излагает  нём философские доктрины, а не разворачивает действие. Учитывая, что совокупная длина повести составляет около 50-ти страниц (это при стандартном соотношение плотности шрифта и габаритов полосы) и что целевая аудитория книги - 12-14 лет, можно вывести, что иллюстраций может быть на самом деле не более десятка, по одной на каждые 5-6 страниц. Более частые иллюстрации возможны были бы только если бы книжка предназначалась для малышей, более редкие - если для взрослых. Если иллюстрации делать цветными, количество их, естественно, придётся ещё уменьшить, поскольку цветные иллюстрации более грузные, а стиль повести таков, что её никак нельзя превращать в комикс, - книжка написана классическим повествовательным языком. В этом случае придётся в 3-4 иллюстрации втиснуть всю книгу.
---
Опять-таки, учитывая возраст целевой аудитории, можно предположить, что иллюстратор обязан дать читателю портреты каждого из действующих лиц, никого не пропустив - в этом возрасте читатель нуждается в поимённом представлении персонажей. Действующих лиц в повести, строго говоря, четыре, если не считать маму героя и морского царя, появляющихся в повести на краткие мгновения; впрочем их тоже желательно представить. Из расклада "10 иллюстраций - 6 действующих лиц" понятно, что мало кому из этих лиц мы можем уделить более одного рисунка, если только не предусмотреть рисунки-выноски, занимающие восьмую часть полосы или меньше.
---
Теперь о некоторых опасностях, подстерегающих иллюстратора повести. Они касаются атрибутики, ландшафта и сказочности героев. У иллюстратора может возникнуть искушение сделать на всём этом акцент или хотя бы использовать на все сто предоставленные автором щедрые возможности. Действительно, действие повести разворачивается на роскошном острове, среди моря и в глубине его, читатель по ходу дела попадает в загадочное подводное царство и т.д.... Всем этим легко увлечься; может возникнуть искушение раскрутить всю эту атрибутику по максимуму, вкусно подать всё это внешнее - скажем, хорошенько показать прелести Кипра и подводных глубин, выдумать для подводного войска роскошные подробности вооружения и т.д. За всем этим забудется, однако,что повесть, в сущности, и не о Кипре и не о море, и не о сказочных существах, она совсем о другом - она о дружбе мальчика и девочки, о дружбе, которая могла бы возникнуть где угодно и когда угодно, для которой весь этот роскошный фон явсяется только фоном, а отнюдь не сутью. Акцент на роскошной атрибутике умалит содержание повести и исказит её суть. На самом деле всё это внешнее иллюстратору следует "показать, не показав", чтобы воображение читателя могло легко перенести действие куда угодно, скажем в среднерусскую деревню.

---
Теперь о самом важном - о наготе героини в книге. Собственно, насколько я понимаю, ради этой наготы автор и писал свою повесть. Ради неё и выдумал свой волшебный сюжет. Ради этой наготы её будут читать и читатели - предположительно, в основном мальчишки 12-ти-13-ти лет. Книга будет цеплять их тем, что ставит проблему очень насущную для мальчишек в этом возрасте - проблему перестройки отношений с девочками, которые в детстве (уже минувшем) были просто подружки и "свои парни", а в будущем - через пару лет - станут возлюбленными и предметами непреодолимого тяготения. Возраст же, переживаемый героями книги (12-13 лет) очень тяжёл и для мальчишек и для девчонок. В этом возрасте девочки и мальчики - существа из разных миров, очень плохо понимающие друг друга и практически неспособные уживаться вместе. Девочки, быстрый и решительный период взросления которых уже почти позади, уже ощущают себя мысленно взрослыми и с ужасом смотрят на сопливых агрессивных сверстников-недоумков, явно застрявших в далёком детстве. Мальчишки, чьё взросление ещё совершенно впереди и займёт период значительно более длительный и трудный, с ужасом ощущают это презрение внезапно опередивших их сверстниц и с ревностью обнаруживают, что сверстницы смотрят на старших парней, которые для них самих пока "дяди" (причём, учитывая  отношение пятнадцатилетних к двенадцатилетним, дяди довольно противные). Пережить период этого бессилия и ужаса мальчику очень трудно. А тут ещё внезапно пробудившийся (со страшной силой) сексуальный интерес к сверстницам. Испытывать такой интерес, не иметь никакой возможности его удовлетворить, и при этом мучительно ощущать, что сам объектом интереса вовсе не являешься, - это поистине ужасно. А прибавьте ещё разницу в росте и в весе, которая временно оказывается (и очень для мальчишек ощутимо) на стороне быстро повзрослевших девочек...

---
Вот этот ужас и смягчает придуманная Глебом Калашниковым сказка. Счастливый герой её, без всяких усилий и заслуг со своей стороны, оказывается (и в этом половина волшебства) - объектом дружелюбного внимания сверстницы, относящейся к нему практически как к равному (автор тактично даёт ей только самую крошечную, почти незаметную, степень превосходства). К тому же сверстница эта (и в этом вторая половина волшебства) дарит ему блаженство беспрепятственно созерцать себя во всех видах, - да, конечно, созерцать совершенно бездеятельно, но в этом возрасте мальчику ведь и не требуется большего. На его смущение она (слава Богу!) внимания не обращает, ответного обнажения (что бесконечно важно для мальчишек, страдающих и в этом возрасте и дальше всяческими комплексами о своей мужской пригодности) от него не требует. А щедрый автор даёт герою совершить самое главное, чего страждет в этом возрасте несчастная мальчишеская любовь - совершить во имя открывшейся ему красоты рыцарский подвиг.
---

Исходя из этого, требования к иллюстратору по части наготы героини следующие.

1) Нагота должна быть показана в иллюстрациях щедро, недвусмысленно и анатомически точно. Читатель должен полностью увидеть всё то, что видел герой книги - иначе он будет справедливо ощущать себя обманутым.

2) Никакая иносказательность в показе наготы, никакая смазанность-завуалированность, никакой язык намёков, пригодные в книжках для взрослых, недопустимы. Возраст и неискушённость читателя делают такой подход просто жестоким. Книга должна утолять любопытство, а не возбуждать его.

3) По той же причине недопустима и какая-либо стеснительность в показе наготы, - или, скажем, рисование "наготы без наготы" - когда обнажённость показывают просто через отсутствие одежды, но сами по себе подробности наготы скрыты благодаря, например, ловко подобранным позам. Это тоже приведёт к разожжению чувств несчастного читателя вместо их утоления.

4) И, наконец, иллюстратор должен избежать искушения показывать какую бы то ни было "любовь" между персонажами. Их истинное отношение друг к другу - симпатия; в сущности, дружба. Это возможность любви в будущем, но не любовь сама по себе. Так белый мальчик из Европы мог бы (тоже, очевидно, в сказке) подружиться с какой-нибудь негритянской девочкой, из племени где считают излишеством любую одежду кроме набедренной повязки. Автор повести очень тонко чувствует - да и нам даёт понять - что время, когда станет возможна какая-либо "любовь" ещё далеко впереди, и предстоит ещё "съесть шесть железных хлебов и сносить шесть пар железных сапогов", как говорят в русских сказках, чтобы стало возможно что-либо подобное.
 

 

==============================

ПРИЛОЖЕНИЕ. 

ХРАНИТЕЛИ БЕРЕГОВ. Эпизодика

==============================

1 Лёшка, Вера, Матушка Никополидис. Образ жизни Лёшки в Москве, образ жизни на Кипре.

(4 стр)

2 Встреча. Знакомство. Имя Лейаан. "Пойдём к нам завтракать".

(3 стр)

"Лёшка и Лейаан стали неразлучны."

(один короткий абзац)

Рыбалка под парусом. "Я русалка". Предложение показать подводный мир. Колебания Лёшки и решение.

(3 стр)

5 Вместе под водой. Подводный мир. Подводный дом Лейаан. Оружие на стенах пещеры.

(3 стр.)

6 Участь, назначение и образ жизни айгиалофилаксов. Айгиалофилаксы и демоны.

(1 стр)

7 Подводный город. Собрание на площади. Внешность айгиалофилаксов. Айгиалофилаксы и люди. Богословие спасения айгиалофилаксов.

(5 стр)

8 Царь. Дозорный отряд. Объявление о грядущай битве с глубоководными демонами.

(0,5 стр)

Возвращение в наземный мир. Под парусом к берегу. Вытаскивание лодки.

(1,5 стр)

10 Лёшкины раздумья о битве.

(один короткий абзац)

11 Разговор с Лейаан о битве. Послушать раковины битв.

(1 страница)

12 Второе путешествие в подводный мир. Объяснение про раковины битв.

(1 стр)

13 "Стань одним из нас."

(один абзац)

14 Матушка Никополидис объясняет Вере тревожную ситуацию с Лёшкой и опасности моря.

(2 стр)

15 Разговор Лёшки и Веры. Разговор с мамой.

(4 стр)

16 Ночной разговор с Лейаан. "Я ухожу на битву". "Я с тобой".

(1 стр)

17 Третий раз вместе в подводном царстве. Царь разрешает Лёшке участие в битве.

(1,5 стр)

18 Облачение в доспехи. Выход войска на берег. Другой Кипр. Диспозиция битвы. "Лёш, ты только осторожнее с мечом."

(3,5 стр)

19 Битва (Лёшка не участвует)

(3 стр)

20 Лейаан уходит с войском в наступление, Лёшка остаётся на берегу и засыпает.

(один абзац)

21 Лейаан возвращается после наступления, будит Лёшку. Она ранена. Прощание навсегда. "Ты мой первый друг".

(2 стр)

22 Внезапное нападение демонов. Лёшка и Лейаан бьются с демонами. Победа в схватке.

(3 стр)

23 Лёшка ранен. Рыдает, хочет к маме. Лейаан берёт его в подводный мир на исцеление.

(один короткий абзац)

24 На лечении в фиолетовых водорослях. Лёшка - утопленник."У тебя больше не будет "на берегу".

(1 стр)

25 Общее собрание и царь. Объяснение. Песнь Лейаан. Милостивое решение царя.

(2,5 стр)

26 Вместе на берегу. "Ты всегда сможешь найти меня", раковина. Лейаан уходит, Лёшка на карачках ползёт домой.

(1 стр)

===

Комментарии14
avatar

Вау!!!))))Я бы прям, даже денег заплатила, чтоб посмотреть на иллюстрации к такой книге. Сама боюсь не осилю.

2 Август 2016, 14:30
avatar

Пожалуйста, Екатерина, никаких проблем -http://illustrators.ru/posts/hraniteli-beregov-belovik

Там же и текст весь.

Правда, это не то чтобы иллюстрации а просто мои корябалки.

2 Август 2016, 14:34
avatar
EveryoneElse
Владимир Фоканов
-1

Хорошо вышло, особенно нравится стр 12-13)

2 Август 2016, 14:41
avatar

Спасибо.)

2 Август 2016, 14:43
avatar

Присоединяюсь к благодарностям, пост может быть очень полезен.

2 Август 2016, 16:22
avatar

Сейчас думаю над раскруткой атрибутики, всегда ли работает правило не прорисовывать ее детально если "повесть не об этом"?

2 Август 2016, 16:25
avatar

Спасибо, Владимир, за статью. За тонкое чувствование произведения, за прекрасные психологические портреты главных героев и Ваш подход к иллюстрированию. И работы получились нежные, целомудренные, не смотря на наготу главных героев.))

2 Август 2016, 17:38
avatar

подробненько так всё... как полагается на сурьёзном производстве...

:)

по тексту - тоже много было соображений (в процессе чтения), но озвучу лишь несколько:

1) сам подбор социальных ролей главгеров (по имхошечке) не совсем удачный, если книжка для рынка РФ, то, хоть и не обязательно делать из родителей шахтёров, шофёров, токарей и колхозников, но "офисные кони" с дачей на Кипре - реально ... "слишком далеки они от народа"...

профессию родителей следовало бы подбирать на основе сурьёзного исследования и последующей аналитики, чтоб это были люди, которым мы бы прониклись уважухой и любовью - СЕГОДНЯ... с тем, чтоб этот выбор не прогнулся бы и "завтра"... ну, с расчётом на ближайшие 10 лет, хотя бы

.

2) кипр - перебор... при этом, даже не обязательно бы было прямо крымский-крым туда сувать, т.к. в данном контексте - место действия - крым и прочий байкал - это как генерал Пушкин и маршал Гоголь в америкозных боевичках-поделках...

или йёфелевая башня, которая видна в каждом окне, когда место действия в парижах...

тут надыть - тоньше... Россея великА и широких акваторий можно найти с выбором... если надо прямо морское море океанского океана, то, если выдать родителям какую то интересную профессию, где по работе, они оказались редкими и незаменимыми специалистами - и образовалась неожиданная командировка к большой воде... то было бы - самое оно...

ну, и тут - куда угодно, только не кипры-крымы и даже байкалы... чтоб не пёрло политикой из каждой страницы. и "не торчала йёфелевая башня в окне"

.

3) учитывая то, что текст должен снивелировать комплексы пацанчиков-читателей в 12 лет, то как раз совсем не удачно выглядит, что этот Лёха выставляется недоумком, который то говорит Ы-ы... то ещё чево то - не мычит не телится... конечно, с точки зрения взрослых - все пацаны тинейджеры - недоумки... и не могут собрать двух слов в одну фразу ... но можно поступить мудрее и сделать Лёху (в некоторых случаях) не многословным... пусть уж он свой ответ - красноречиво выразит глазами или ещё как либо невербально, (что просто описывается от автора, что это было так и эдак), но только не "Ы-ыыы... ну, эта, как ево... " и всё в том же духе... даже смущённый красивой девочкой пацан... если и теряет дар речи, то и в этом случае - есть более достойные способы, чем заменить эти "ы-ыыы".

.

4) мечи и латы - лучше в тексте вааще не упоминать и в описании оружия обойтись только терминами, что это оружие, это продвинутая броне-защита, а это - бой... остальное лучше показать картинкой, т.к. сегодня очень много всякой фантастики и кино, по этому - пусть оружие на самой картинке - чем то напоминает меч, или струящийся клинок плазмы, как у какого нибудь архангела...

но при битве с демонами и оружие и защита и битва - должны иметь продвинутую графику и какие либо новые фишки в подаче дизайна военных атрибутов и самого боя... иначе сегодня, это будет выглядеть лажово, как советские спецэффекты в фантастике - против современных голливудских...

это уже вопрос рынка и маркетинга - а не имхошки в стиле - "а мне так больше нравится"

.

комент вышел слишком длинный, по этому четырёх пунктов достаточно, остальное проще зашлифовать в текстах - на свежий глаз.

.

пэ эс: при этом хочу отметить, что книжка для иллюстрирования - шикарна - т.к. даёт художнику много простора для фантазёрства

2 Август 2016, 21:41
avatar

Спасибо большое, Станислав! С облегчением вижу что, пожалуй это не критика моего подхода; это замечания к автору и литературному произведению как таковому. При первом удобном случае передам их ему; вероятно, он найдёт в них для себя что-то полезное, они предметны и подробны --- что касается меня, я прочёл с большим любопытством. )

3 Август 2016, 01:19
avatar
STANiSLAFF
Владимир Фоканов
0

да - разумеется. это только в адрес текста. и это не критика, а, как я упомянул - всего лишь ряд соображений, какие возникают в процессе чтения.

со стороны среднестатистической публики - было бы гораздо лучше, еслиб родители Алексея были какими нибудь "обычными" людьми, ходили там куда то на "обычную" работу... а потом - шарах - придумали какое либо изобретение, химическое вещество, или прибор, который как раз позволяет решить какую либо важную проблему - ну на пример, связанную с экологией в океане... получается командировка всей семьёй - и "мир спасать" - и на пляже оказаться - и тогда (если всё правильно описать и сформулировать) у читателя

1) не возникнет "классовой ненависти" к зажратым буржуинам...

2) а при правильной подаче - можно довинтить сюжет и до любви к персонажам - что само по себе - ценно

.

а чтоб не получалось навязчивой тур-рекламы, то пляж назвать просто пляжем, а океан - океаном (без привязки к какой либо Географии) тогда никто не будет иметь шанса заподозрить автора в тупой тур-рекламе.

.

ну, а мечи, латы - то всё равно в "параллельных вселенных" - в мире, где живут демоны и прочие сверх существа - там (для боевых действий) не может быть просто заточенных железок и дубинок - всё равно - оружие, каким они пользуются - не может быть таким же, как у обычных персонажей из средневековья... оружие по определению обладает такими же сверхъестественными свойствами, как и само то пространство, в каком они живут...

по этому - по современным меркам - это надо учитывать в литературных текстах, иначе (в вопросе подачи подобной темы) они будут выглядеть устаревшими эдак лет на 200-300.

.

а к картинкам у меня нет вопросов - там у Вас - сама стилистика такая, что к ней нет смысла "докопаться" :))))

еслиб речь шла о стилистике, как у авторов фантастико-реалистических иллюстраций, как к тому же Властелину колец, то там бы разбор был бы пообъектно - убедительно ли нарисован меч, достаточно ли страшные бесы летают, богат ли декор подводной Царской тусни, где они там все дудят в ракушки... и так далее...

если рисуются "спецэффекты" - то там уже и разбор по понятиям - крутые ли это спецэффекты, или неумело намазанные...

:)

3 Август 2016, 03:31