Объективная оценка уровня портфолио и взаимосвязь с ценником
Оценить уровень собственных работ сложно — не замечаем прогресса в развитии и иногда не хватает насмотренности и самокритики. А прочитав публикации в соцсетях, которые призывают кого угодно браться за карандаш и вступать на путь иллюстратора, пройдя обучающий курс, у новичков возникает чувство, будто любая их работа будет пользоваться спросом у заказчика. Но это не так.
p.s. все иллюстрации для статьи взяты с freepik.com
Красота или техничность
Смысл портфолио в том, чтобы показать свои навыки заказчикам, работодателям, коллегам. Поэтому портфолио базируется на выбранном жанре и у одного художника или иллюстратора может быть не одна подборка работ, а несколько — для каждого жанра, стиля, направления. Коммерческая иллюстрация сегодня не ограничивается принадлежностью к какому-то одному из них, и успешность иллюстратора на рынке складывается из востребованности и уместности на рынке того жанра, который для него является любимым.
Художник может работать быстро и качественно в каком-то одном жанре, но случается так, что зарабатывать на нем у него не выходит: заказчики предлагают слишком низкую цену, слишком высокая конкуренция на рынке, нет спроса на технику работы. Техничность или мастерство тут встают на второе место — можно творить для себя, в надежде однажды продавать свои работы за большую цену. Но тогда и портфолио не нужно — достаточно устраивать выставки и вести себя как художник, в первую очередь.
В таком случае заказчиком может выступить обычный посетитель галереи или меценат, которому понравятся работы и он закажет цикл иллюстраций для украшения интерьера. Но это долгий путь, и при этом плохо тиражируемый, только если не встать на путь художника-репродукциониста.
Где размещать портфолио, как его составлять и прочие важные вопросы
Мы писали про некоторые моменты, касающиеся портфолио, в прошлом году — посвятили этому два материала, один — в блоге редакции(https://illustrators.ru/posts/kak-optimizirovat-portfolio-dlya-poiska), а другой — в телеграм-канале(https://telegra.ph/Kak-optimizirovat-portfolio-dlya-poiska-10-25). Но в них не касались важного раздела: как оценить качество портфолио, особенно новичкам? Поэтому пишем об этом ниже.
Портфолио-ревью
Чтобы оценить свое портфолио, можно просить знакомых иллюстраторов или художников дать критику работам, но иногда такой ход только запутывает, потому что коллеги помогают понять только одну сторону, необходимую для успеха — мастерство, техничность. А вот аналитика с маркетинговой точки зрения остается за кадром, но именно она помогает выйти на новый коммерческий уровень, подстроиться под рынок.
Поэтому в последние несколько лет в России стала появляться услуга оценки портфолио представителями дизайн-агентств, арт-директорами брендов, которые часто выступают заказчиками иллюстраций. Именно они, владельцы различных продуктов, могут оценить портфолио иллюстратора на соответствие требованиям рынка и дать рекомендации по развитию тех или иных навыков и инструментов.
Портфолио-ревью редко бывает бесплатной услугой — это вложение в развитие, как и множество обучающих курсов, которые сейчас продвигаются Скиллбоксом, Яндексом и прочими компаниями. Но если курс стоит от 30 тысяч рублей, то за разбор портфолио можно отдать меньшую сумму, а пользы получить гораздо больше.
Разбор портфолио проходит в онлайн-формате, через видеосвязь и чаты в мессенджерах. И тут может быть несколько вариантов по глубине погружения ментора в коммуникацию с иллюстраторами: общий режим или индивидуальные вебинары. И последние, как правило, стоят дороже, потому что требуют ментору тратить больше времени на работу. Зато полученная аналитика получается точной, как и рекомендации по прокачке недостающих навыков.
Связь уровня портфолио с ценником на услуги
Тут все просто — чем качественнее и востребованнее работы и ниже конкуренция в нише, то тем больший ценник можете выставлять за заказ. К тому же, если вы развиваете свой личный бренд, имеете высокий уровень медийности — заказчикам будет трудно вам отказать. И не забывайте упоминать в портфолио, если оно прошло «верификацию» известного дизайнера, художника, иллюстратора или арт-директора крупного агентства— такая строчка сродни пункту в резюме про работу в «Студии Артемия Лебедева».
Самый важный пункт статьи
Нам интересно развивать этот ресурс, и мы ищем функции и услуги, внедрение которых принесёт пользу иллюстраторам и художникам. Поэтому чуть ниже размещаем ссылку на опрос, пройти который может даже незарегистрированный посетитель нашего сайта:
"резюме про работу в «Студии Артемия Лебедева»" вот это было смешно. Не знаю, что там последние 10 лет происходит, но такая строчка, имхо, сродни другой строчке: "имею склонность к подневольному труду" :-))
И тем не менее, для многих работодателей эта строчка является показательной, потому что не так и легко попасть на работу в «Студию Артемия Лебедева»)
"Вы новичок и не можете зарабатывать? Заплатите нам! Ведь действующие актуальные иллюстраторы, совершенно бесплатно, не расскажут вам всю правду про ваше портфолио! Тока мы за деньги!"
"потому что коллеги помогают понять только одну сторону, необходимую для успеха — мастерство, техничность" - вот это такая чушь, простихосспаде! Даже тут, в блогах, когда новички просят подсказать в каком направлении рулить, им каждый раз с нескольких сторон рассказывают, что именно пользуется спросом и на что надо приналечь. И совершенно бесплатно, заметьте! И разборы портфолио тоже устраивают охотно, пользуясь разрешением хозяина портфеля, который, если он не обидчивая юная дева (что есть состояние души, а не констатация пола и возраста), извлечет из этих разборов всю правду, очень часто неприятную и усвоит ее себе на пользу.
А эта статья просто попытка немножко подоить начинающих художников, пока они, с мороза, еще не совсем соображают куда попали.
+ 1. Как не вспомнить незабвенного Остапа и его 400 способов честного отъема денег у населения)