О ценообразовании
Краткий озор основных критериев ценообразования. Скорее «философский» нежели экономический, поскольку экономический более-менее все знают: себестоимость плюс налоги, плюс желаемый процент прибыли.
Начнем с базового :).
Во времена плановой экономики, при Совдепии, на каждый товар и вид услуг была ясная и четкая система цен. В том числе, и в издательской деятельности. В том числе, и на работу иллюстратора. Была довольно гибкая «вилка» цен, учитывающая статус издательства, статус издания, тираж, цветность, тип печати, по всем пунктам — от колонцифры до полосной иллюстрации. Прописано было буквально всё. Как видим, коэффициент «начинающего иллюстратора» там отсутствовал :)), что вполне понятно и обусловлено, как увидим ниже. То есть, одна цена на всех — от неизвестного никому Васи Пупкина, получившего первый в жизни заказ в г. Мухосранске Задрипоновской области, в местном изд-ве «Прозектор свиноводства», до заслуженного деятеля искусств, народного художника всея белоцерковной тов. Павлинова Ипполита Феофановича, делающего сотый бессмертный фолиант, который как десяток предыдущих готовится то ли к госпремии, то ли к ленинской за неоценимый вклад в... бла-бла-бла. На самом деле, цена разная :)), но по одному и тому же прайсу. И разная она вовсе не потому что Васю никто не знает, а Ипполит типа крутой мэн и у него все схвачено :)). Но здесь мы углубляться не будем, ибо это дела давно минувших дней, а нас интересуют наши современные извращения.
Нынче никакой плановой экономики, да и самой экономики, нет. Планировать нечего, а в условиях беспредела, то есть рынка, нет никакого смысла иметь строгий прайс — учитывать ничего не надо, планировать в масштабах отрасли страны, включенной в общенациональную экономику, тоже, а посчитать налоги можно в любом случае )).
Тем не менее, конечно, любая среда, даже хаос, по той же теории хаоса и прочим, стремится к порядку, а значит, для общего удобства цены как-то утрясаются. Они известны всем, вовлеченным в отраслевую профессиональную деятельность, хотя б свои, региональные — и издателям, и иллюстраторам. Неизвестны они людям не участвующим в процессе :)), что естественно. Я вот тоже без понятия, сколько стоит настроить пианино — я не настройщик, пианино у меня уже 28 лет как нет, да и нахрен мне эти цены не нужны, соответственно, я их и не знаю. Не известны бывают цены «снаружи», человеку-профессионалу, который не высовывает нос за пределы своего региона. Ну, значит они ему и не нужны. Желающий опрящет в любом случае.
О «начинающих иллюстраторах» и профи.
Как мы заметили выше, расценки учитывают многое, но ни разу не учитывают такой градации как начинающих иллюстраторах» и профи, и все что может втиснуться между ними: иллюстратор-подросток, иллюстратор-юноша, иллюстратор средней руки и т.д. То есть, ты или иллюстратор, или не иллюстратор. Что вполне логично )).
Конечно, бытовое хождение термин «начинающий» («молодой», даже если ему уже можно зимой дорожки во дворе песком посыпать) имеет. Но что за ним стоит?
Уважаемые, вовсе не то что некий люд пытается насадить :)), подразумевая «мы не местные, отстали от поезда, я еще рисовать не умею, нигде не учился, терминологией не владею, но блин с детства мечтаю, вот с самых подгузников с мечтой и не расстаюсь». И чтобы войти в мечту, человек готов «за еду» (хотя, если посмотреть правде в глаза, за эти деньги и сухарь вряд ли купишь) ваять как Остап Бендер с Кисой, наивно полагая, что «главное — зацепиться, а уж потом поднатаскаюсь и буду рубить бабло как взрослый». Хрен на рыло, товарищи :)). Ядреный такой хрен...
Конечно, в прикладной графике, куда относится и иллюстрация, статус имеет заметно меньшее значение нежели в станковой. По понятным причинам... станковое реализуется через галереи (доморещенных не рассматриваем), а в галерее человек покупает если не в коллекцию, то как элемент дизайна помещения — офиса или жилого. И неизвестное никому имя, не имеющее еще статуса и цены на рынке, требует и больших вложений, и долгосрочных инвестиций, и риск... не, рисовать-то, как говорится, он(а) умеет :)). Это без вопросов, иначе он(а) и близко не подошел бы к приличной галерее. Но вот удержится ли, не канет в многолетний запой, занюх, или еще куда, обесценив вложения — это вопрос :)). То есть, во главе угла вопрос «надежности облигаций». Вовсе не владения навыками рисовальщика — они уже есть.
В иллюстрации вопрос надежности тоже имеет место быть — ну кто захочет работать с необязательным человеком, который пообещает и не выполнит, обнадежит и исчезнет из поля зрения и всякой доступности, а сроки горят, бизнес-план коту под хвост... Но на цену он влияет веьма косвенно. В вас не вкладывают, вкладывают в книгу, ее и продают. А вы, иллюстраторы, — часть производственной цепочки, но не герои дня )), не вам посвящен этот праздник, как бы вы себя ни любили, а Книге. Ну а ее успех разделен в порядке значимости уж между всеми кто участвовал )). Значение печатника — того чумазого мужика, который не в курсе что такое обратная перспектива, весьма велико кстати ))). Он может ваш шедевр в говно превратить )), если до него это офисные дизайнеры не сделали при допечатной подготовке :)).
И в нашем случае, начинающий иллюстратор — это вовсе не криворуко-плоскомозгое, которое «фсю жызнь мечтало», при этом не владеет ни школой рисования вообще, ни в частности, не имеет порфолио, а в том ворохе каракулей и мазни, который предлагает к рассмотрению, нет ни одной иллюстрации. Непонятно, что за пустые мечты типа грезы, когда человек хочет, но не делает?
Начинающий иллюстратор — это подготовленный в смысле рисования человек, живо интересующийся книгой, ее оформлением, мыслящий этими категориями, но еще не владеющий технической стороной, особенностями процесса — условиями, в которых надо творить. Это понятия о полиграфии, о так называемых печатных и непечатных цветах, о возможностях полиграфии, поведения печатной краски на бумаге и т .д., которые профи учитывает, создавая иллюстрации. Это особенности дизайна такого продукта как книга художественной и детсткой литературы, роль иллюстрации в книге и особенности строения «тела книги», знание среды и органичную встроенность в нее, в процесс.
Отсутствие этих чисто технологических, с одной стороны, и творческих, когда ты свободен в несвободе (от ТУ, текста и т.д.), навыков, и отличает начинающего от профи. Вовсе не умение или неумение рисовать )). Рисуют оба на профессиональном уровне. Причем, в смысле «чисто рисования», начинающий может оказаться и выше профи, но как иллюстратор может не состояться никогда. Я видел весьма заслуженных станковистов, и графиков и живописцев, в профессиональной подготовке рисовальщиков никто не сомневается, но в иллюстрации они слепо-глухо-немые. Попытки войти в иллюстрацию разбились толком не начавшись, облом на банальном Колобке или Курочке Рябе ))). Не потому что человек не может курицу нарисовать. Нарисует. Но создать иллюстрацию не способен.
Это может как-то влиять на цену продукта, иллюстрации? Если да, то очень-очень косвенно )), это скорее психологичееское с переходом на лохотрон чем профессиональный подход. Если человек податлив в усвоении и легко принимает условия, успешно в них творит, использует их, то нет разницы начинающего с профи. У профи, в отличие от начинающего, есть гарантированный узнаваемый стиль, есть известная надежность, что позволяет спокойно спать, заключив договор, не ожидая подвоха ни в сроках, ни в качестве, есть предсказуемость реакции рынка на его произведения — спрос, попросту говоря, что способствует продажам книги. И это всё :)). Опять же — всё та же надежность, но вовсе не «умеет рисовать или не умеет»).
Это базовое :)))). Теперь о наших извращениях. Их вариативности.
— Никому же, будь он в здравом уме и твердой памяти, не приходит в голову зайти в автосалон имея деньги на «горбатый «Запорожец»» и заявить менеджеру: я фсю жызнь мечтал о «Лексусе IS-350», я его куплю по цене того самого «горбатого». Это профессиональный продукт, созданный профессионалами, на каждый есть цена. И от того, есть ли у мечтателя на него деньги, нет ли, окупит П. свою тачку за месяц, а К. за пять лет, а Д. вообще никогда, а Ч. просто пофиг — он может себе позволить дорогую игрушку, цена не меняется. Ты можешь обратится на рынок самоделкиных конечно, имея денег на пачку махорки, и возможно, даже найдешь «Левшу», который из подручных средств — палочки-железячки, там свинчены, там бечевкой перевязаны, ту деталь на помойке нашел, ту у соседа свинтил, а эту у жены втихаря из стиральной машины выкрутил ради дела :))), сварганит нечто на колесах, которое как-то, с тем или иным приводом будет ездить... эстетики, как понимаем, ноль )), но едет. Но тут надо выбирать — или лишь бы как-то ехало (тут и телега сойдет, правда, к ней кобылу надо), или таки с удобством, с понтами типа «люксы», а если еще и продать сие...
То же самое на рынке любой профессиональной продукции. Кому-то придет в голову назвать этого самоделкина «начинающим автомобилестроителем»? Значит, даже если твой эксклюзив собирали не на заводе Форда или Тойоды, а в мастерской «дяди Яши», то и выглядеть он будет презентабельно, и функции свои выполнять соответственно времени и поставленным требованиям, и стоить будет может не как «Порше» ручной сборки, но и не меньше заводской среднего класса. Потому что «дядя Яша» профи :)). Начинающим он был в своем пионерском детстве, когда копался в отцовском гараже или кружке автомоделирования, постигая основы, а потом углублял это в училище, техникуме, институте... или мимо них, самообразованием, определяя критерии, мобилизуя волю и т.д., но таки соответствует своими навыками профессиональной среде. И стоит соответственно. И особой разницы в цене мы тоже не видим :)). Разницу составляют понты предприятия — аренда, налоги и пр., от чего «дядя Яша» свободен, но он вполне может зарабатывать значительно больше рядового сборщика на конвеере, работающего в системе по понятиям. На порядки больше. Потому что владеет всем процессом и способен выдать готовый продукт )).
— Иногда спрашивают «сколько стоит иллюстрация?» и показывают, как пример, несколько разномастных картинок. Совершенно разных по качеству, по уровню, которые объединяет только одно — например, заказчику нужны ч/б иллюстрации, вот их и объединяет только то что они все ч/б.
Я, например, затрудняюсь ответить в этом случае. Одна, явно профессональная и качественная (может нравиться или не нравиться стиль — это дело вкуса, но то что профессиональная, а это дело знания, понятий, — это точно), и стоит 100-250$, в зависимости. Другая нарисована не бесталанным, но с «сырым» талантом, не оформленным, где надо много чему учиться и делать правки... ну 50$. А две других — уровень изостудии при дворце пионеров )), они ничего не стоят. Но человек вывесил их все вместе как примеры. О чем это говорит? О том что он не различает где что и почему :)). Ему всё едино.
Что это значит для профи? Попадалово...
Даже отбросив тщеславие и самолюбие, которых никто из нас не лишен, а значит, мы не просто заработать хотим, а чтоб нас ценили как художников, творческую личность, а не «один из, без лица и имени». Мы же хотим, чтобы как «о, это ж Билибин!», говорили и «ну что ж вы хотите, это ж сам(а)..!». А не просто — на, заработал, вали нафиг. А если человек не различает уровней качества, не мыслит категориями искусства, далек от них, как с ним работать? Ладно если хотя б адекватно заплатит, что вряд ли... диалог невозможен, тонкости, нюансы, поэтика, без чего невозможна художественна работа, хоть и иллюстрация, — всё мимо, точек соприкосновения кроме цены и понравилось или нет, нет. То есть, человеку предлагается ступить в поле, где ни азимута, ни каких-то дорог, полный туман и иди на ощупь... за копейки. Как идти? Куда? Все ж непредсказуемо :). Любой художественный изыск, творческая находка, оцененная в профессиональной среде, здесь ззапросто окажется «фу, убери это нафиг».
Есть вариант найти такому заказчику профессионального исполнителя? Близкий к нулю. Поскольку, в силу того что он не способен различать, а значит и оценивать, главный критерий выбора для него будет дешевизна из того что не раздражает его взгляд. И это будет точно не профи :)). А значит, воспринять это смогут такие же как сам заказчик, остальные, кто как-то критериями владеет, будут или пожимать плечами или посмеиваться... Ну да, типа имеет право — его ж деньги, вот и платит за что хочет. Да никто и не спорит. Речь не о том. Речь о стирании всяких границ. По этой логике, будучи последоовательными, надо упразднить права на вождение транспорта, поездов, самолетов, на предоставление медицинских услуг и пр. Ну а почему нет? Разница-то только в области применения и всё.
И на этом пути, одному «одиночеству», встретится может только другое, то самое, что «фсю жызнь мечтало». Встретив раз, второй, третий, «мечтатель» захочет повысить статус, а с ним и доходы. Но оказывается, что, во-первых, твои клиенты — это только вон те, которые не различают. Но фишка в том, что они не только не различают, но и платить по твоим запросам не хотят :)). Это ж не ценность, о которой у них смутные представления в неразличимости, а значит, стоить может на уровне... ну не знаю... пачки сигарет ))). Что вроде и надо, но и платить 10, если курю по 5, западло.
А во-вторых,там где и могли бы заплатить больше, тоже пожимают плечами — а нафига? :))) Ты ж вон за пачку сигарет ваял, и ничо... не сдох же? Зачем платить больше? Давай, трудись )).
И в итоге, образуется якобы профессиональная ниша, где кчкуются «мечтатели», топча друг друга по головам, чтобы выдрать редкий ошметок от непритязательного заказчика. По сути, такого же «мечтателя», но «с другой стороны баррикад», или практичный человек, который далек от всяких изысков художества, ему нужна конкретная картинка, которую он прилепит на какую-нибудь хрень, понимая что всё это хрень, но «пипл хавает», а с этой мазней заглотит быстрее — ну пипл такой, что поделаешь )), тоже не отягощен.
Отсюда следует, что ложные посылы, иллюзии, будто сейчас я буду работать за копейки, а когда-то стану осыпанным стололларовками — это именно иллюзии ))). Им не суждено сбыться. Ты сам угробил всё, что поддерживало эту возможность.
Грамотный издатель не раздувает штат до бесконечности )), его вполне устраивает тот круг иллюстраторов, с которыми в итоге сработался, чья работа ему по вкусу, продажи соответствуют, ну, минус общие нюансы рынка. Зачем еще кто-то? Ну, разве кто случайно выбыл из обоймы, но искать будут соответствующее )), а не «Васю», который ни хера не умеет, ничем не владеет, зато за миску собачьей еды сварганит нечто. Никто тебя не ждет :)))), никто не жаждет увидеть и купить за дорого. Рынок очень узкий :)). В него надо входить будучи профи... в смысле рисования. Тогда, может быть... если повезет :))). Но до этого самому везти надо, постигая, работая, создавая. И потом везти :)), соответствуя.
А иначе — вечный круговорот вокруг миски )))). Заскочит такой же «Вася», кинет огрызок, кто проглотил — тот и типа сыт. Ждем следующего....
Это не профессия, не художество, не иллюстрация )). Это полная и беззаветная хрень.
Я прекрасно понимаю, что всё здесь написанное ни на что не повлияет :)). Всё будет так как будет и как есть, что-то куда-то когда-то прикатится, нырнет в нишку и будет там лежать, пока очередной катаклизм, какая-нибудь перестройка или еще что, не колыхнет, не сдвинет с места. Никто не побежит учиться, тратить годы, когда всё происходит здесь и сейчас, и ваще... :)))
Просто мысли вслух.
Интересно было почитать)
Серёж, хорошо, понятно, образно написал...
конечно будет стоять, как стояло:))
уж больно привлекательно это для того, кто снаружи... не работа - сплошное удовольствие!
сын поступает в ВУЗ этим летом.
заехали в Архитектурную Академию, муж рассказывал, что разговорился с какой-то студенткой, которая, отучившись на архитектора, заворожённо припала к сайту иллюстраторов и мечтает рисовать книжки))
спрашивается, для чего потрачены годы учёбы в престижном вузе, куда огромный конкурс и желающих хоть отбавляй...
видимо, предстоят гораздо более сложные времена, и возможность удалённой работы делает всё ещё жестче и беспросветнее...
тем более, плох такой солдат, который не хочет стать генералом...
надо говорить, в любом случае, об этом, и учить дураков не рубить сук, на котором сидишь
или скоро остануться одни любители и благотворители, ну и элита)))
Лен, ну достаточно много художников, графиков в особенности, с архитектурным образованием :)). Так было, так есть. Они узнаваемы конечно по специфической линии, манере «излагать», но это не минус, это просто особенность и всё, иногда даже плюс, особенно в прикладном.
А работать по специальности, в лучшем случае «проектируя» типовые коробки или «лягушатники для нуворишей», а скорее всего и того хуже, тоже не интересно :)). А та же иллюстрация предоставляет большую творческую свободу. Ну, как людям кажется :)).
Вдумчиво читаю...
Картинка напомнила пословицу "Свинью стричь - визгу много, а шерсти мало."
Вот думаю, к кому больше относится - к иллюстратору или к заказчику... ))))
Все верно. Но нужно учитывать, что с инетом, интерактивом, 3-D и цифрой вообще рынок стал невообразимо ширше и ширее. Для профанов сюда вход совершенно свободный - как со стороны профана-издателя, так и профана-исполнителя. Прокормить себя они не смогут, но будут пытаться снова и снова, лишая хлеба профи, и ничего уж тут не поделаешь.
Ну а что тут учитывать-то :)), оно есть и влияет только на возможность широкого выбора, а в остальном — ровным счетом ни на что :). Рынок не безразмерный, а значит все равно надо ровно столько сколько надо, и к тому что надо, требования всё те же.
Читаю....
Слушаю...)
Хорошо написано.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++
пока не станешь генералом
довольствоваться надо малым.
но кто довольствуется малым
навряд ли станет генералом
почитаю...
Интересно и приятно слушать взрослый разговор, спасибо.
Хорошо написано!-) Только вот прочитали бы те кому это полезно было бы, но к сожалению пройдёт мимо них-)
Ну че, я почитал.
Про лексус надо запомнить) Очень интерено было почитать
Основной месседж, как я понимаю - "мы тута Рембранта читали, образованные, а оне друг другу херню заказывают и деньги за нее плотют". И никак не получается пролить свет истинного искусства на серые необразованные массы. Хотя если мыслить ширше, то такая тенденция наблюдается во всех отраслях народного хозяйства. Хомо Современус, в основной своей массе, мало чем отличается от питекантропа, разве что стал умишком ленивее, перестал развиваться. На трамваях ездить научился, так и медведь в цирке на велосипеде умеет. А чтобы созидать, либо ценить созданное кем-то - увы. Не стоит расстраиваться, такова селяви (пардон за банальность)
Ну и ближе к телу: "понятия о полиграфии" сводятся к требуемуму формату файла и цветовой модели. Наиболее продвинутые еще скачают с сайта типографии цветовой профиль. Хотя заказчик все-равно выберет печать на туалетной бумаге и будет ныть, что цвета тусклые. Другое дело - понимание специфики иллюстрации. Тут уже либо дело вкуса, если есть понимание "от живота" - и без специального образования разберемся, нет понимания, хоть съешь диплом с майонезом, толку мало. Разве что рассуждать о воздухе в странице или особенностях цветовосприятия лемуров можно с умным видом, дабы произвести впечатление.
Ваше понимание сильно отличается от авторского посыла :).
(Daucus) А я Вас понимаю... Художественное образование привило вкус к хорошей иллюстрации, тем самым испортив жизнь и отношения на этой почве с другими людьми. (смайлик с вымученной улыбкой и мудрыми печальными глазами)
Сергей...хорошо написано,...теперь не засну,совесть не даст)
вспомнить д-ра Геббельса, который «освободил от химеры совести», и спать спокойно :))
Написано здорово, согласен абсолютно со всем (да и раньше это знал), и от этого ещё печальнее. Основная проблема в отсутствии фильтра качества, а в то, что когда-либо или художник, или издатель, или рынок, или потребитель массово и всеохватно будет выполнять эту функцию, не верится совсем. Единственный фильтр на данный момент - время. Но это долго, хотелось бы при жизни( Хорошо лётчикам: при поступлении в летное не прошёл по здоровью и гуляй, перебесился и занялся общественнополезным делом, и тем, кто летает, не мешаешь.
Ну да, ничего нового :)), банальность по сути, но я ж и говорю — мысли вслух )). Просто констатация.
Правда, я не уверен что у потребителя есть какая-либо функция кроме потреблять :)). А что потреблять — его воля. Но как известно, отпусти на свободу — оскотинится... неприятно, по самолюбию бьет, но факт известный во все времена и народы. Поэтому, идеология, культура, везде и всегда играли свою роль, даже в примитивных племенах — бесконтрольное, не разделяющее на права и обязанности, не удерживающее с выхлопом сублимаций, приводит к одичанию. И вот эти функции нынче никто на себя не взял, а у других отняли. А потребитель... ну что потребитель :)), он разный конечно, мы и сами потребители чего-то.
очень!
но тем не менее... тем не менее...
уже наблюдается тенденция ухода от "это пипл хавает!"
пусть потихоньку, не массово... но примеры - налицо, как грица...
● мисли падУманные вслух - разделяю.
● издатели и коммерсанты\баснесмЕны - ни читать, ни понимать этого - не станут
● пиплы и коммерсы - (в своём подавляющем большинстве - были и останутся - без вкуса)
● коммерсы искали и будут искать то, что дешевле, пока можно это хоть кому нибудь продать.
● тырнЕт - открыл полный доступ в профессию "иллюстратор" - всем - от профи, до шпаны,
но ОН же (!!!)
- даёт такую же возможность - профессионалам "фсех крАин" виртуально объединиться в РЕАЛЬНО профессиональное сообщество, куда доступ "криворуким и бездарным" будет полностью закрыт и продавать через web то, что профи считают продуктом "высокой художественной пробы".
и всё, что для этого нужно - только захотеть.
больше ничего не надо.
по этому - не вижу ни одной причины для печали:
не нравятся жулики-издатели с их нацеленностью на махрОвую безвкусицу - не работай с ними.
ищи единомышленников.
если выбирать аскетику, я предпочту не в профессии ))), не в преходящем.
Вот мне тоже кажется, что художнику нет экономического смысла заниматься иллюстрацией. Книги не покупают: все издатели жалуются, а электронная иллюстрация стоит смешно, т.к. все приложения на apstore по два-три доллара. Думаю, в скором времени наступит кризис иллюстрации, и нормальных картинок будет все меньше. Такая дешевая электронная книга имеет смысл только при минимизации затрат. Если издатель в состоянии заплатить 200-300 дол за картинку, то электронные издатели хотят 50....
ну почему же - "КАЖЕТСЯ" - ?!?!?!
тут всё предельно ясно:
"художнику нет экономического смысла заниматься иллюстрацией"
- это ЗДРАВАЯ и СПРАВЕДЛИВАЯ мысль, которая приходит первой, как только озвучивается бюджет - давно и традиционно - более низкий, чем зарплата бесправных гастарбайтеров-строителей
2-3 доллара это разве дёшево? Это 65-100 рублей вообще то. И теоретически продажи должны быть в разы больше чем у обычных книг, бумажных. Так что прибыли там должны быть неплохими, теоретически.
Электронную книгу сделать и выпустить конечно несравнимо проще чем бумажную (это одна из многих причин почему бумажная и не выдерживает конкуренции, умирает). Определённый труд вложить нужно, но справится с этим может любой человек. Но вот что интересно - каких прибылей ожидают от продаж такой книги? Если не больше пары сотен баксов, то какой вообще смысл это делать? Не оправдает себя труд. И если работа именно художника съест всю прибыль, если 90% всего контента - это иллюстрации, то почему тогда нанимают художников, а не наоборот? Почему сам художник (как подработку) не делает свой проект, нанимая других - писателей, программистов? Это же логичней выходит при небольших прибылях.
пока нет массового рынка потребления электронной, даже иначе... пока весь цивилизованный мир (не считая аборигенов Амазонки) не имеет как норму сугубо электронные способы коммуникации, напрочь избавившись от бумажных носителей, еще что-то есть :)). Причем, цена будет только повышаться, поскольку производства бумаги будут сворачиваться, а значит, бумага дорожать, производство полиграфических красок тоже, оборудование изнашиваться, а из-за отсутствия нового, ремонт за счет парка старой техники, выпуск изданий станет более избирательным, на конкретную целевую группу с ее запросами, а это — коллекционеры в основном, потом как с винилом — на заказ, а от этого всего цена только повышается... а потом каюк :)).
.... и как только наступит кризис иллюстрации, вот тогда цена на хорошие качественные иллюстрации возрастёт в разы )... пространство не терпит пустоты
Согласна. Особенно с тем, что не всякий рисующий может быть иллюстратором... как и не всякий, имеющий средства - издателем. Но, что делать, если с ростом возможностей коммуникационной сферы размываются границы понятия "профессиональный". И любой желающий может так себя обозвать, а если будет убедительно бить себя пяткой в грудь, то ему даже поверят заказчики из тех же "желающих"(правда скорее всего только 1 раз:))
Еще есть вроде бы и рисовать умеющие, и об иллюстрации понятие имеющие, но, отдав дань моде и купив планшет, пытающиеся рисовать в цифре. И если в материале все в порядке вроде, то в цифре результат - через голову не натянешь. Все в одном тоне, никакой плановости, пересвеченное или с перебором по яркости. С преувеличенно-четкими контурами аля "чем сильнее жму на карандаш, тем оно красивее" Причем многие не обучаются. Видимо решили, что это такие особенности "компьютерного рисования"
Для этого, чтоб удерживать порывы и направлять в нужное русло, существует такое тело как худ. ред например :))), вкупе с тех. редом.
Не за горами тот день, когда Adobe выпустит "прогу", где нужно только поставить нужные галочки в какой-нибудь таблице Те-Зе и кликнуть пимпочку "Сгенерировать". На весь мир останется сотня секретных художников (как в японских комиксах), которая будет ваять суперпрофессиональные, суперэстетичные шаблоны за мильён денег. А народ будет скачивать очередной плагин типа "Фентезийные викинги на южном полюсе" или "Колобок на Марсе", или "Война и Мир Толстого в инерьерах индейской резервации". )))
Типа того:)
Смешались в кучу кони-люди...
Поэтому такие разночтения авторского посыла.)
Параллель полиграфия - автомобилестроение не корректна. Почему тогда не привести в пример фешн индустрию, где ценообразование напрямую зависит от раскрученности бренда. А какие особые профессиональные навыки нужно вложить в трусы, чтобы они стоили сотни тысяч долларов? Особый крой? Новая функциональность? Нет, только бренд. Имя. Марка. И так во всём. Я была в шоке, когда увидела как в Дубае тонут насыпные острова с VIP коттеджами и их строят вновь и вновь. (Трудно было сразу просчитать возможные риски? Но на грабли в третий-четвёртый раз...) Как сгорел (посреди океана) один из самых дорогих отелей мира Атлантис, потому что противопожарные меры и градостроительные и объемно-планировочные и технические ноу-хау оказались негодными. Как назвать людей, которые принимали участие во всём этом? По регалиям, известности в мире и цене на их работу ( мы же об этом говорим?) они - супер-профи. По результату - хуже студента второкурсника... А цепную реакцию ценообразования можно продолжить. Дорогой архитектор, дорогой дизайнер интерьеров, по свету, тканям, ландшафту - дорогая цена проживания. О-о-чень дорогая. Соответствует ли качество, уют, комфорт, сервис назначенной цене. Нет. Престиж, бренд. Вы сами можете, не задумываясь массу примеров привести.
Елене Атаевой на её реплику могу ответить, что человеку не сталкивавшемуся с этим, трудно даже представить, какое количество человек без образования (диплом юриста, экономиста я не считаю, в данном случае, образованием, хотя, по идее, человек должен был научиться структурно мыслить) работает дизайнерами интерьеров, ландшафта, одежды. И если в иллюстрации/полиграфии дело больше в наличии и отсутствии вкуса, то там вопрос идёт напрямую о безопасности людей. Жизни и смерти... Достаточно вспомнить "Хромую лошадь", заболевших солдат в нефункциональной форме от Юдашкина и т.п. Да и здесь был блог о регламентированном размере глаз зверюшек, объясняемым особенностями восприятия детской психики, гарнитуры шрифтов, композицию и т.д. И эти дизайнеры успешно работают, участвуют в конкурсах, побеждают. И если заказчиков Вы можете записать в "нишу такого же быдла, как сам дизайнер", то члены международного жюри, присуждающие призы человеку с багажом курсов 3-д макс и умением серфинговать в сети, они кто? Судьи кто?
Они — люди, которые держат руку на пульсе индустрии, имеющей приоритетное развитие ))), а на их пульсе держат те кто владеет индустрией.
Во всем прочем, кони с людями не смешаны )). Вопрос выбора критериев. Вы выбрали те, которые смешали для вас.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!+++++
Воистине
Только сомневаюсь, что проймёт "мечтателей" ((((
дык... вон, покультурнее конторы забивают )))
http://klauzura.ru/2013/07/intervyu-s-synom-vladimira-basova-rezhisserom-aleksandrom-basovym-to-chto-moi-otets-sovershenno-neobyknovennyi-unikalnyi-chelovek-ya-znal-vsegda/
.
:)))! класс)))
)
)))))) !
Вы пишете, что в Советские времена «коэффициент «начинающего иллюстратора» отсутствовал, и была одна цена на всех. Вообще-то градации в ценах были, - цветная полосная стоила от 80 до 120 руб. Я первые книжки делал по 80 и очень постепенно полз по шкале расценок.
-
А вообще, к тому, что стало твориться в наших издательствах после 2007 года, очень подошёл бы эпиграф из «Грозы» Островского: «Последние времена настали, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние.»
Похоже, что профессия «художник-иллюстратор» дышит на ладан и доживает последние свои года.
Недавно мне позвонили из «Детской литературы» и предложили сделать ч/б иллюстрации к рассказам Паустовского. 1000 руб. за картинку. Естественно, я не согласился. Тогда стали меня убеждать, что это очень даже не плохая цена, - ведь иллюстрация чёрно-белая. И это - то самое издательство, где я столько лет работал при СССР…
Тогда ч/б полосная стоила 70 рублей и на эти деньги можно было прожить месяц. А сколько можно прожить на нынешнюю тысячу?
Цены на коммунальные услуги растут. За последние десять лет зарплаты учителей, врачей, военных, охранников, строителей, парикмахеров и т.д. не один раз поднимались, только расценки на иллюстрации почему-то буксуют на месте.
Какой выход? Вот, если б иллюстраторы всей страны ушли хотя бы на год в «академический отпуск», может быть, издатели немного задумались, хорошо ли они поступают.
Думаете, что это утопия? Но, если я смог, смогут и другие.
Ну, по поводу «градации в ценах были» я вроде не двусмысленно написал )) что была «вилка». Тем не менее, не обязательно «молодого» опустили бы до нижней планки и заставили карабкаться — по-всякому было )). Важно то, что цены были фиксированные и общие для всех. Это принципиально важно, остальное — мелочи.
Если у Вас «после 2007-го», то Вы очень долго протянули, пережив всех современников :)), у всех после 1991-го :)))).
Да, утопия )). Это было возможно в 1991-м, когда все что имелось — совдеповское наследство, в том числе, ресурсы специалистов. Довольно ограниченные. И именно это и произошло, не в 100%, но более 50%, настолько, что это стало явно заметно, обнажив провал по «линии фронта». Не спасали и штрейкбрехеры из провинций, где вообще была почти абсолютная жопа — полное отсутствие какой-либо работы вообще. И пришлось таки пойти на компромисс к 1993-му году, подвинуться в ценах и т.д. нуворишам. Но чего это стоило...
А сейчас это конечно утопия )). Давно расплодилось количество «специалистов» на порядки превышающее запросы рынка. В то же самое время, не считая отдельных сегментов, в целом упали требования рынка )), позволяя быть и даже здравствовать тому, чему при той же Совдепии быть, не только здравствовать, было почти невозможно )) — планку качества таки держали как-то, с залетами на периферии. Поэтому, кому уходить-то? Сколько грамотных иллюстраторов на постсоветском пространстве? Тридцать, сорок... 70% из них в одно время заняты в проектах, то есть, в остальном не участвуют. И что, рынок это как-то ощущает что ли? Их нет, они делают каждый одну работу ))), кто делает остальную? И заметьте, это всех устраивает :))) — и тех кто, и тех кому )).
А Вы говорите «уйти»... да никто и не заметит )).
Мы ушли в рекламу , а иллюстрации для книг рисуем только для частных заказчиков. Издательства предлагают мизер, а частный заказчик платит хорошо ) Так что нет смысла особо цепляться за издательства, можно и в другом месте заработать. Зато хоть первый раз за несколько лет можно спокойно рисовать на даче ....
....ох уж эти частные заказчики...обратился один из иллюстраторского агенства: нужно нарисовать Ивана-царевича с лягушкой, только лягушку надо нарисовать пронзенной стрелой, а царевич должен мило улыбаться,....давай досвиданья, говорю.))))
Так и не поняла, толи в самом деле передурок,...толи прикалывался
да уж написали много, но ничего конкретного(
читала в поисках "рецепта" от бед, но не нашла ничего
про то что большая часть людей не способна различать плохое от хорошего знала давно, даже на родителях как то проверяла. но это не значит, что нужно делать херню для них. фишка художественного взгляда в том, что он тренируется, когда человек много хорошего смотрит, когда его окружают хорошие качественные вещи, поэтому никогда нельзя свой талант мерить уровнями и на каждую зарплату предлагать определенный уровень.. мне кажется когда такие мысли появляются - это и свидетельствует о падении области.
нам в институте (институт печати) педагог вообще говорил что за полосную картинку предлагают 700 рублей "начинающим" в издательстве, мы чуть ли не упали. я думаю, фишка в том, что иллюстратор перекачевывает в дизайн, эта сфера более оплачиваемая. журнальная графика, упаковка и тд
Тема интересная многим, спасибо Сергей.
Не испытываю пессимизма по поводу книг на электронных носителях, Процесс перехода на них только-только начался. Уже появились гибкие платформы верстки изданий для испльзования одной и пой же публикации на разных носителях (жаль пока руки не дойдут как следует в этом разобраться). В дальнейшем, думаю, процесс этот приобретет лавинообразный характер, возможно, с появлением качественно новых носителей, возникнет и интерес к иллюстрированным книгам (сейчас он на нуле пока). Вопрос - какие предпочтения будут к стилистистике изображений для подобных публикаций пока открыт. Кто угадает тот выиграет...
Сам ушел от непосредственного иллюстрирования более в техническую область процесса, за лето всего одну книгу проиллюстрировал и, хоть и стосковался по рисованию, удовольствия не получил. Больше приходится консультировать и подчищать за начинающими, работы зато прибавилось на порядок...
Работать за бесценок считаю глупым, зная сколько труда нужно потратить, что бы получить сносный результат, профессию иллюстратора уважать нужно, есть масса смежных областей, где можно заработать, и стоимость работы в которых у клиента практически вопросов не вызывает.
Долгое время работал на старых запасах красок. Пришло время подкупать новые. Был удивлён насколько же возросли за последнее время цены на них. 10-копеечная (по-советским временам) кювета акварели "Санкт-Петербург" стоит уже 54 рубля.
По-моему, соглашаясь на предлагаемые в издательствах расценки, неплохо бы прикидывать, - а сколько акварельных кювет вы сможете купить на эти деньги и выстраивать свой прайс-лист из новых пропорций.