О трэше, пин-апе и совке: интервью с Вальдемаром фон Козаком
От редакции: на заглавном фото, слева направо: Вальдемар фон Козак, Валерий Коваль
Вальдемар фон Козак или по паспорту Владимир Казак - российский иллюстратор, узнаваемый по своим эмоциональным и сатирическим работам, умению трансформировать стили и раскрывать серьезные темы так, что они будут понятны каждому зрителю. И поэтому ожидать обычного интервью тоже бессмысленно - все ответы Владимир написал так интересно, что редакция решила оставить авторскую эмоциональность и подачу.
— Начинали дизайнером упаковки, потом пришли к иллюстрации. Уже много было интервью, много рассказано о вашем пути. Но ведь ваши иллюстрации, все без исключения, призваны вызвать у зрителя эмоциональный отклик. А в дизайне у вас были работы, связанные с иллюстрацией? Если да, то сложно было доносить до заказчиков ценность и преимущество иллюстрации?
— Начинал я все же как иллюстратор детских книг. Но не очень успешно. Впрочем, в упаковке я тоже не создал ничего знакового. Просто пытался содержать свою семью. Мне приходилось рисовать картинки и для соков, и для водки, но я предпочитал не рисовать для своих дизайнов и охотнее рисовал для чужих. Дизайн, как мне кажется, да и тогда казалось, это область для коллабораций, даже два человека в одном продукте насыщают его большим количеством смыслов, чем один чистый творец. Ценность иллюстраций тогда ни до кого не доносил, потому что мои заказчики таких слов не понимали.
— Вдохновение. Где вы его берете и что позволяет оставаться в тонусе, продолжать работать и при этом не выгорать?
— Вдохновение — такое состояние, в момент которого ты одержим, а когда его нет - раздавлен и в депрессии. Вдохновение это состояние, когда ты поймал волну эфира и пока передача не закончилась, торопишься сделать как можно больше. Ловить можно по-разному: путешествовать, курить бамбук, таскаться по болоту с велосипедом, кино смотреть — тут все индивидуально. Даже если дать себе время на небольшой перерыв — уже перезаряжаешься и настраиваешь внутреннюю антенну.
Источник: http://waldemarkazak.com/
А выгорание и прокрастинация — это пара современных коней апокалипсиса. Чтобы продолжать рисовать и делать это продуктивно, полезно их стравливать между собой. Например, делить проекты на основной и “потом сделаю”. И заниматься иногда проектом “потом сделаю” под видом прокрастинации. Типа сел рисовать основной, но пока собираюсь, настраиваюсь, борюсь с чувством ответственности и пью кофе немного почеркаю на том, который оставил на потом. Глядишь, продвинув один, появляются силы на другой. В общем, переключайтесь почаще и обманывайте своего внутреннего невротика.
— У вас много работ в стиле пин-ап, при этом в антураже СССР. Интересно, как пришли к таким мотивам? Собственное решение или просто рынок требовал?
— Безусловно, я не живу в безвоздушном пространстве и окружен какими-то идеями, колышащими эфир. Когда развалился совок, сюда хлынула культура того старого идеологического врага и на их встрече возникли всевозможные миксы, типа битвы Чебурашки с Микки Маусом, советские автомобили, обвешанные на манер крутых американских хотродов и прочее. Поэтому я тоже реагировал. Не считаю себя иллюстратором пин-апа, как например Барыкин, который плотно разрабатывает эту тему.
Источник: подборка иллюстраций от Владимира специально для этого материала.
Там, где это отвечало моим замыслам, я это и применял. Кроме того, как вы думаю заметили, я тяготею к низовой визуальной культуре, культуре трэша, куда входит и пин-ап. Все эти мотивы обложек третьесортных детективов, дебильной фантастики, гибких девушек из рекламы газировки всегда меня вдохновляли. Это настоящая кладовая, почва для творчества. Через эту призму хорошо рассматривать тягу людей к объединению в тоталитарные режимы, в группы “За все хорошее против всего плохого”, которые разрастаясь, сами становятся плохими и так далее. Главное, поменьше серьезных щщей при этом.
— В одном из интервью нашел ваше интересное высказывание: "Всегда вдохновляюсь текстом, даже если он не написан." Хотели бы написать книгу или нарисовать историю? Какой была бы книга: больше похожей на классический комикс, или же на одну большую иллюстрацию, где реплики и не нужны вовсе, и все читается из образа?
— Книга состояла бы из реальных историй, свидетелем которых я стал и иллюстраций к ним. В основном это бытовуха и немного мистики. В принципе, если кому не лень пролистать мой фб, то половину книги он прочтет. К сожалению, сам формат книги стал анахронизмом. Уже даже я, фанат бумаги и запаха печати, перестал покупать альбомы, что уж говорить о простых людях. Смартфон, эта маленькая дрянь изменила людей сильнее, чем хотелось бы.
Источник: фейсбук-аккаунт Владимира
Это даже иллюстрации коснулось. Потому что, если раньше люди смотрели картинки на больших мониторах, отслеживали сюжет, наслаждались деталями рисунка, то теперь смотрят на накрашенные мордашки молодых сучек и кошачьи морды, так как больше в экранчик телефона не влезает. Лицезрение фрагментов еще более фрагментировало приоритеты восприятия публики. Кто из рисующих просек эту фишку - собрали лайки, остальным же пришлось резать картинки на кусочки, чтобы показать, что в работе значительно больше информации, чем в одном телефонном экране. Какие уж там иллюстрации текстов.
— Что лучше для развития как специалиста, особенно в иллюстрации: работа в агентстве или фриланс? Или здесь зависимость от целей и приоритетов человека?
Ну тут как с армией. Одни говорят, что это типа школа для мужика, другие - предпочитают смеяться в цирке. Всегда будут гении-одиночки, которым не нужен никакой коллектив и те, которым важно сидеть в большом опенспейсе, наслаждаясь время от времени своим арт-лидом, который не прочь с упоением зашеймить твою невероятную картинку, сев за твой же Цинтик. Сейчас, в эпоху глобальных проектов, по-моему, все, даже кому это не очень нравится, работают в больших командах. Потому что стало очень сложно делать что-то одному, на фоне той тяжелой артиллерии, что выпускают студии. В итоге всех нас ждут живые фермы, вроде муравейников. Только так мы сможем переделать себя и улететь от расширяющегося солнца.
— Мир иллюстрации разделен на два лагеря: те, кто предпочитает традиционные материалы и подходы, и те, кто за "цифру". Есть ли преимущество компьютерной графики перед традиционными материалами, на ваш взгляд?
— На мой взгляд, развитие цивилизации рождает новые инструменты. Раньше рисовали охрой и углем на стенах пещер, сейчас на планшетах. Завтра будут рисовать трехмерные миры, валяясь с закрытыми глазами в кресле или бегая по комнате с вживленными в мозги датчиками.
Источник: фейсбук-аккаунт Владимира
На предмет оставления о себе памяти для потомков, конечно в выигрыше те, кто обтесал валуны да побольше. Хотя, кто ж теперь узнает об их мотивах. Наша же цивилизация не оставит после себя ровным счетом ничего. Что довольно гигиенично, в конце концов. Сам я не молодой и люблю рисовать карандашом и сангиной и даже лайнерами, но не считаю, что у этого есть какие-то особые преимущества.
— Что вы можете пожелать начинающим иллюстраторам, которые только-только начинают выходить на рынок?
— Удачи вам дорогие мои, все у вас получится, верьте в себя, любите то, что дало вам мироздание, не обращайте внимания на старых дураков и троллей, работайте как черти и будут печеньки.
Здесь мы и закончим наше общение, и так как у Владимира нет портфолио на нашем сайте, решили в качестве бонуса к интервью приложить работы, отобранных им специально для нашего материала.
Эх, умеют же люди !!!
Очень нравится его техника. А больше ничего. Сплошные сиськиписьки и "я тяготею к низовой визуальной культуре". Но нарисовано живо, этого не отнять.
Как художник, люблю работы Вальдемара; как глава испанской инквизиции, сжег бы его. ))) Двоякие чувства.
Спасибо! Давно люблю))
Рисунки харизматичные, внимание цепля́ют - этого у автора не отнимешь 😊 ну, а - какие мЕмчики выбрать в сети на разрисо́вку - вопрос, как обычно, жа́ренно-дискуссионный, т.к. список расхожиж мЕмов - не так уж и широк, и с доступным ассортиментом не особо расшикУешься 😎 спасает только креатив
Какое классное интервью!!!_________
точное во всех деталях... заставляет задуматься о настоящем и поностальгировать об уходящей реальности______________________________
ну и картинки, как всегда, супер__________
над последней зависла______________
она самая загадочная и в технике,
и в этих зелёно-красных нюансах, и в запутанном зазеркальи, и вообще))
Отличное интервью, живое. Как и работы! Всегда любил работы Владимира, как в техническом плане, так и в темах, и их решениях.
**
Помню, было портфолио на ресурсе, но спасибо моралфагам - вытеснили прекрасного художника с Иллюстраторса. Наверное, им стало после этого легче, тем более, что и сами они вскоре самовыпилились (как я заметил) из сообщества.
насколько я помню, Козак выпилился с сайта сам без каких-то особых притеснений со стороны.
Сыр-бор был из-за совсем другого, НЕ МЕНЕЕ ПРЕКРАСНОГО художника, но склонного иногда эпатировать публику довольно мерзкими картинками. Жаль, что он тоже ушёл...
Там было на что посмотреть, если закрыть глаза на ту дамачку с башней.
Но может я что и пропустила.
Мастер крут. И чувство юмора мне его нравится. Чем больше смотришь, тем больше замечаешь забавных деталей.
Какая прелесть, сначала выжить художника с этого сайта, а потом разместить интервью с ним на этом же сайте.... Мило, очень мило...
Михаил, как был выжит с сайта Владимир Козак? Например, к добрейшему человеку и отличному иллюстратору Алексею Шевченко прицепился тролль. Всем было весело, Алексей ушёл и больше не ногой на ИллюстраторS.
😊 тоже, вот, интересно, какими колдовства́ми удалось уговорить автора на интервью, после того эпичного месИлова, где - каждый, кто маха́л кистенём - проявили себя максимально ярко и однозначно... и, соответственно, кто старался зашифрова́ться, но проявить себя были обязаны - таким образом - тоже обозначились чÖтко, как силуэт Дракулы на фоне луны... 😄))) ...и от того - весь сюжет разворачивается интереснее, чем топ 10ка мировых блохБАстеров 🔫⚔️ 😎)))
Интервью брали не совсем те же люди, кто выживал его с сайта.
как Зильбера выживали помню, как Козака-нет. Вообще многие с сайта свалили хорошие художники.
Мне кажется человека нельзя обидеть, он может обидеться, да. Выживают люди себя сами при наличие на то желания. А недовольные и обиженные будут всегда, на любом сайте и не только сайте. Кто то во Вкусвилл не ходит, например, обиделся.
Как Зильбера выживали не помню, но как Зильбер на меня напал помню. Это был год где-то 2008. Иллюстрировал тогда собр. соч. Алексеева С.Т,. любителя художника Константина Васильева . И должен был рисовать голубоглазых блондинов и блондинок. У меня много друзей евреев, так что смешно было. Но Зильбер, вроде, не забанил меня за белокурых валькирий. Не помню.