О том, как художники-реалисты фотоаппарат изобретали.

Main original

Или о том, что многие хотели бы знать, но боялись спрсить.

Не могу точно сказать, кто из художников-реалистов Древнего мира первым придумал оптическое устройство, положившее основу для изобретения фотокамеры, но зато могу точно рассказать, как это было и как это выглядело.

Художник закрыл левый глаз (если он был правшой), вытянул правую руку с кистью и произвел замеры отношений ширины к высоте с изображаемой натуры. Таким образом, закрыв один глаз, художник превратил бинокулярное зрение в монокулярное. Вытянутая рука с кистью, создало фокусное расстояние. Так был создан второй в мире фотоаппарат. Первым фотоаппаратом, все же, был человеческий глаз, с его сетчаткой и хрусталиком, но человек к этому изобретению не имел ни какого отношения.

Итак, художник рисует на двумерной плоскости, а окружающий мир – трехмерен. ( О передаче времени, четвертого измерения, поговорим в другой статье). Если он рисует стилизованно как Уолт Дисней, или карикатурно, как Херлуф Бидструп, или примитивно, как Николо Пиросманишвилли, или по религиозным канонам, как древние египтяне, то ни какие оптические устройства ему не нужны. Когда художник ставит перед собой задачу, на двумерной плоскости картины изобразить трехмерный мир, обмануть зрителя, создать иллюзию трехмерного пространства, то возникает потребность посмотреть на трехмерный мир как на плоскость.

До нас дошли схемы и рисунки оптических устройств 16 века художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера, отличавшегося особой гипперреалистической манерой рисования.

Кто придумал камеру обскуру не известно. Но известно, что изобретатель микроскопа, Антони ван Ливенгук, был соседом Яна Вермеера Дельфтского. Почти все гениальные полотна Вермеера были нарисованы при помощи камеры обскуры. И в картине «Молочница» художник предвосхитил импрессионистов, нарисовав расфокусированные блики. Такое можно увидеть только через ненастроенную оптику. Или через слезы.

О том, как была изобретена фотокамера в 19 веке, вначале с проекцией на стекло, покрытое частицами серебра, а затем и целлулоидную пленку, а так же о том как была изобретена цифровая фотокамера говорить не буду. Эту хрестоматийную информацию могу изложить позже, если будет в этом потребность.

Художник Иван Крамской, не с первого раза поступивший в Россискую Академию художеств, вынужден был подрабатывать фоторетушером. И прежде, чем он прославился, как талантливый портретист, Петербург носил его на руках, как гениального фоторетушера.

Профессиональные фотографы, того вемени, уже начали отнимать хлеб у художников, особенно у портретистов.

Сохранилось большое количество павильонных фотографий сделанных по композициям старых мастеров или под них.

Художник Эдгар Дэга вводит такие понятия - как коллаж (пастель «Танцовщицы») и композиция репортажной съемки (пастель «На бегах»). Обе работы можно увидеть в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Но художники реалисты в конце 19 века вдруг ощутили, что вырыли себе могилу. Так Пабло Пикассо, уже в 15 лет достигший всех вершин академического рисунка и реалистичной живописи, активно ищет себя в мире выразительного, а не изобразительного. Художник Казимир Малевич вообще ставит точку на всем изобразительном. Рисует самую неизобразительную картину – «Черный квадрат».

Но уже американский художник Эндрю Уаетс, рисуя маслом огромные полотна, делает иллюзию старой фотографии. И делает это необычайно поэтично.

В 20 веке многие американские и европейские студии создали конвейер по изготовлению иллюстраций на обложку книги, плакатов, киноафиш и комиксов, где активно использовалась фотосъемка или кадры из фильма. Один художник рисует эскизы. После их утверждения, менеджер начинает собирать натуру, костюмы, бутафорию. Мастер по освещению выставляет свет и начинается фотосъемка. Затем бригады художников по фотографиям и эскизам рисуют коммерческую картинку. Были и случаи, когда прежде чем начать снимать фильм заключался договор, на съемку специально для афиши, обложки книги или комиксов.

Авторские работы дороже, если их качество на несколько голов выше работ студийных. Иллюстратор Ангус Мак Брайд пишет, что фотографирует сам. Cover artist - Борис Валехо, в описании своего творческого метода, говорит, что для съемки модели приглашает профессионального фотографа. Иллюстрации студии заметно уступают авторским работам выше названных художников.

Но необычайная дешевизна и продуктивность конвейерного метода по сей день будоражит умы заказчиков и издателей. К счастью, в нашем издательстве студийный метод с треском проиграл авторскому творческому методу.

Вот такую статью я решил написать. В перспективе подберу к ней иллюстрации. Есть даже фотография камеры обскуры Яна Вермеера Дельфтского. Ну и, наверное, интересно будет разместить отрывки из монографий и статей, в которых известные всем художники делятся своими секретами.

Буду благодарен за конструктивную критику и свежие мысли, которые помогут дописать эту статью.

Иллюстратор Вячеслав Люлько.

20 сентября 2007 года.

Комментарии18
avatar

Споры об отношениях между художником и фотографией благополучно перекочевали в XXI век. Истина не ясна, как и прежде. Но можно, по крайней мере, попытаться опреднлить - к чему склоняется "общее мнение".

21 Сентябрь 2007, 21:21
avatar

В советское время, считалось, что наши художники крепки реализмом.

В 90-х годах, оказалось, что наши реалисты, не попадают в тему, рисуя обложки для книг. Московские коммерческие издатели стали покупать буржуйские иллюстрации на обложки в агентстве Корженевского к любовным романам, фантастики, фэнтези. При тщательном изучении этого материала, выяснилось, что буржуйские художники активно пользуются оптикой. А мы все норовим с натуры, да по воображению. Да и у наших иллюстраторов денег не было на фотобаловство. Прокормится бы.

Метод Боиса Валехо - фотослайд, плюс живопись акрилом - дорогое удовольствие.

С развитием CG-графики и с появлением цифровой камеры ситуация резко поменялась.

Тут же появились художники, отрицающие использование фотографии при рисовании. Даже появился новый термин "обмазывание фотки".

Я полагаю, нужно разобраться в этом вопросе, и отделить мух от котлет, чтобы никто не оставался обиженным.

21 Сентябрь 2007, 21:54
avatar

Все замечательно, но вот смотрю на "молочницу" и где там расфокусированные блики???

2 Октябрь 2007, 00:15
avatar

Считаю, что не важно чем и с помощью каких средств сделана вещь, важен результат. Вот ведь какое дело: технических возможностей стало больше, а хороших художников больше не стало. Лично я считаю что в фото ничего такого чудовищно страшного, как любят говорить о нем некоторые, часто уважаемые мастера -нет. Я думаю - это благо для таланта и трясина для бездаря. Как любой инструмент. Древние, думаю и мечтать не могли о таком чуде. Мы просто "зажрались".

Просто сменяются эпохи развития технологий быстрее, чем поколения людей.

3 Октябрь 2007, 07:46
avatar

Владимир.

[URL=http://img292.imageshack.us/my.php?image=09milkm4pb5.jpg]http://img292.imageshack.us/img292/1862/09milkm4pb5.th.jpg

10 Октябрь 2007, 18:02
avatar

Владимир, не получилось показать. Короче - на натюрморте. В первую очередь на хлебе.

10 Октябрь 2007, 18:04
avatar

Светлана, совершенно с Вами согласен. В искусстве главное, чтобы "царапнуло по душе".)))

Некоторые художники сами рисовали и гравировали.

(В. Фаворский, А. Гончаров, Д. Бисти, Е. Кибрик).

А некоторые только рисовали, а гравировать отдавали граверам. (Г. Доре, Д. Кандинский)

Тоже самое сегодня происходит с фото и 3D.

Кто-то все делает сам, а кто-то только рисует и приглашает мастеров.

Когда художник показывает слабенькую работу и в оправдание говорит, что он все рисовал в ручную и не пользовался фото или 3Д, вот это смешно.)))

10 Октябрь 2007, 18:15
avatar

Все верно, найти причину не в себе, а в чем угодно другом - это от бессилия.

12 Октябрь 2007, 07:21
avatar

Дега и Кодак: http://gurneyjourney.blogspot.com/2010/04/degas-dancer-photos.html

11 Апрель 2010, 16:41
avatar

:-)))

11 Апрель 2010, 22:04
avatar

http://lufer-lj.livejournal.com/176248.html

19 Октябрь 2010, 11:19
avatar

Интересный материал! Спасибо!Казалось бы после Хокни, чего еще можно было добавить в эту тему? А вот - Сезанн, тоже пользовался фото. Сезанн?! Да ни когда. Не ожидал от Сезанна. )))

19 Октябрь 2010, 12:44
avatar

Репин и фотография.http://illustrators.ru/posts?page=28&sort=0

29 Октябрь 2010, 13:44
avatar

Добавлю из классиков. Прерафаэлиты: http://img-fotki.yandex.ru/get/9250/110622036.2/0_bcae9_3e80b2fb_XL.jpg

1 Ноябрь 2013, 20:51
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Ковалева Ольга
0

Интересно, Ольга! Спасибо! Я столько уже статей видел об использовании фото известными художниками, что уже решил бросить собирать их.))

Не в этом дело.

Дело в том, что одна часть художников увлеклась НОВЫМ в искустве и дошла до полного абсурда, на мой взгляд.

А вот другая половина, ищет струны в душе людей и играет на них, это-то и интересно.

1 Ноябрь 2013, 21:11
avatar
Ковалева Ольга
Вячеслав Люлько
0

Вячеслав - а абсурд в данном случае - это что? Случайно не гиперфотореализм - когда огромные овощи или бутылки в полстены рисуют один в один с фото ради нарисования огромного гиперреалистичного овоща или гиперреалистичной бутылки?

1 Ноябрь 2013, 21:19
avatar
Вячеслав Люлькоpro
Ковалева Ольга
0

Ольга, в моем понимании, искусство - это то что цепляет за душу, то что заставляет сидеть, как очарованный шумом морского прибоя.

А все то, что ради скандала или новой идеи - это тупиковая ветвь, которая однажды засохнет.

2 Ноябрь 2013, 11:27
avatar

Глаз-не только первый фотоаппарат,но и первая видеокамера)

Среди версий о создании туринской площаницы лидирует версия о том,что само изображение было выполнено с помощью камеры обскура,как показали исследования.И автором считают Леонардо)

6 Июль 2018, 21:36