о книгах, перевернувших наш внутренний мир.
эссе с продолжением.
Я дремучий? Книги, зацепившие меня, все давно написанные. Авторы их в великом большинстве своем почили… Кто на лаврах, кто в нищете. Рекомендовать? Нет, лишь поделюсь… Из Г. Уэллса «остров доктора Моро», рассказы. Эдгар Аллан По с новеллой «черный кот» и другими историями. Лавкрафт, его последователь. Их как-бы ученик Стивен Кинг. Ричард Бах, про «чайку по имени Джонатан Ливингстон». Ну, в общем, много авторов… Много художественных произведений. Что-то из Говарда, что-то из Саймака. Крапивин с «ЛЕТЯЩИМИ СКАЗКАМИ».
Еще: Стивенсон, с его стихом «Вересковый мед» и прочими повестями. А. К. Дойл с «Затерянный мир» и др.произведениями, в т. ч. и о Ш. Х. (собака Баскервилей, знак четырех), Д. Лондон, Д. Уиндем. Эрнест Сетон-Томпсон, его рассказы о животных (Виннипегский волк). Из русских про Валькирию запомнилась, Волкодава не читал. Слог интересный. Тема тоже. Беляев в детстве удивлял… Головой профессора Доуэля и др.фантастикой. Да фигали перечислять? Много букв… =)
А, ну еще сказки Гауфа упомяну. Знаковые такие… Даже страшные… Холодное сердце, карлик нос, халиф-аист и прочие… Сказки вообще сильно цепляют. На всю жизнь. И авторские, и народов мира. Меняют. Взращивают. Все эти мифы, легенды, саги… Былины, предания… Эпосы. И даже совсем не детские.
Помните? Сказка — ложь, да в ней намек — ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ урок. Заметь, не детям. Сказки изначально предназначались для взрослых.
Вернее, Сказания. А сказка — это такой куцый вариант. Без эротизма, драматизма. Вот «Витязь в тигровой шкуре», Шота Руставели, это да… Манас, Калевала, песнь о Гайавате… Целые книжищи. Огромный пласт истории народов.
Может, Курочка Ряба и колобок — когда-то были сказаниями для взрослых.
С множеством деталей. Избиениями, сексом, алчностью, чревоугодием и др.грехами и борьбой с оными? Ряба та же — о растлевающей власти золота… =)
Сказка «САГА О КОПЬЕ» мне нравится, 4х томник о драконах лета, осени, зимы и весны.
Братья Вайнеры, «Эра милосердия».
Всё же книга лучше фильма «Место встречи изменить нельзя», хоть и хорошего. Глубже она, штоли…
Фантастов и фантазеров у нас теперь пруд пруди. Белянин вот, Лукьяненко. Я то, конечно, Ефремова да Беляева возьму, Булычева в охапку… А вам, молодым, Макса Фрая подавай. =)
Взялась тут с моей наводки дама Беляева перечитать… говорит: бя…наивный бред… научная фантастика живет недолго.
А Толстой с гиперболоидом и Аэлитой? Утопия? Хоть Беляев и не моден, восторг из детства остался. «Человек, потерявший лицо», «голова профессора Доуэля», Ариэль и Ихтиандр…
Джанни Родари щас тоже не читают, но ТОГДААА… Торт в небе, джип в телевизоре, война колоколов… Джельсомино и чипполино… Ух и ах! =)
Выяснил для себя, што по младости перетряхнул меня Гоголь, Николай Васильевич. «Вечера на хуторе близ Диканьки» были моим дипломом в ДХШ в 14 лет. Иллюстрировал кое-что. А сказки-то страшнючие… Тогда фильмов-ужасов не было,
Ночью от книги голову поднять было страшно. «Страшная месть» про колдуна вопще капец! Вот кто с младых ногтей мне душу вывернул, психику нарушил!
Гоголь это великий мистик, как Сальвадор Дали в изобразит. искусстве. Могилу Николая Васильевича бездарные писателишки осквернили, растащив его косточки. Голову — череп Гоголя — так и не нашли до сих пор. Стоит где-то на столе для вдохновения, а в могиле Николай Василича скелет безголовый…
Вот когда 7классником по ночам читал его малороссийские сказки (Страшная месть, Утопленница, Вий), дак от страха поеживался… И не было больше таких страшных книг в моей жизни. Эффект слабее, чем от этих детских мифов.
Вот взрослые книжки иностранные, про «Маниту», «Талисман»(не Кинга-Страуба) и Вендиго из «Кладбища домашних животных», рассказы Говарда и Лавкрафта — они страшные. Но уже не так, как Вий.
Кстати, да. Вот что экранизировать не мешало бы, да с использованием современных приемов съемки, да чтобы от канона книг недалече и конечно режиссер не Бортко должен быть. Если толково снять, то от одной только истории с Хомой Брутом можно нервное потрясение получить
А про утопленницу? Про заколдованное место? Это ж классика ужасов! Про нос? Записки сумасшедшего? 49 мартобря 19 мохнатого года…. Сюрреализм, гротеск.
Ну да. современным школьникам лучше начинать с этого, а Женитьбу Ревизор и Мертвые души оставить для более зрелого возраста.
Ну там еще есть повести… Шинель, к примеру. Но Это творчество меня не тряхнуло. Пушкинские «повести Белкина» в этом плане сильнее. Помню описание из сна чьего то, про череп в колпаке на гусиной шее… Вот грустные рассказы дают катарсис… душа плачет. Это Гуттаперчивый мальчик, про бродяжек повести, не только история Оливера Твиста. Белый Бим и др. Произведения о «собачьей» жизни.
Черная курица Погорельского и Девочка со спичками Андерсона… Грустные сказки. После них душа встает куда надо. От эгоизма лечит такая литература. А детская жестокость щас сплошь и рядом. Аркады заменили красивые вкусные книги Джека Лондона и Э. С. Томпсона, Бианки и Рябинина. У Кервуда в «Бродягах севера» медвежонок с щенком оказались связаны за шеи веревкой, и так в тайге выживали… Вот што надо ребенкам читать. А не игры на компе с 3х лет.
Да, у нас щас на каждом углу свои «Белолобые», каштанки и «Дети подземелья». Но тем деткам, что у вас дома, в кроватках сопят, им-то еще можно показать Сопереживание, Взаимовыручку, Милосердие, какие-то идеалы… Чтоб не выросли из деток Живодеры да Гитлеры.
скажете — бесполезно! не будут детки это читать! они выросли в другом мире, им это просто ненужно! техногенное поколение, художественные тексты не воспринимают, нам этого непонять, а им не объяснишь
Не может этого быть. Техногенное поколение говорите вы. Но они в первую очередь люди. Люди не могут не читать. Никогда видеоряд не вытеснит текст. У них просто разные ниши. Книга — она вечна. И не суть важно глиняная она или бумажная, а может вообще текст с экрана читалки. Люди не могут не читать.
Пока они малы, как котята, им надо читать. После курочки рябы да колобка перейти на Мишкину кашу и Живую шляпу носовские, а там и Грустные сказки… Где Городок в табакерке, там и Черная курица… На подсознание, еще до школы. Три Толстяка — Юрия Олеши, Кеес — адмирал тюльпанов, Софьи Прокофьевой — Лоскутик и Облако… Сказки Козлова про ежика в тумане и другие…
Пути попадания информации в голову неисповедимы. Знакомый, например, прочитал в свое время Толкиена только потому, что где-то услыхал, что оттуда что-то взял Гребенщиков. Хотя прочитал не полностью, потому что два тома вышли, а дальше чего-то там у них застопорилось. Не понял в итоге, что же он взял, но необходимости смотреть фильм уже не было. Сейчас возможно после просмотра фильма кто-то прочитает книгу.
«Читают» комиксы и глянцевые журналы. Графоманскую писанину. Для кого эти тома о жизни в Доме-2? Похождения Малахова, светского льва, Ксении СОБЧАК, светской львицы? Книги Кости Дзю? Господина Чечваркина? Полки в магазинах заставлены мемуарами современников… Безыдейными. Те же комиксы.
Скажете — высокодуховное чтение требует внимания и определенных затрат энергии. попробуй вместо музыки или радио послушать какую-нибудь умную аудиокнигу и одновременно рулить. быстро выяснится, что не получается делать нормально ни одно ни другое. в метро можно так свою станцию проехать.
Не убедили. О рублевских женах читать не буду, хоть какие они звезды, хоть в какой я буду транспортной пробке. Я лучше в носу поковыряю, интереснее. Кич это называется. Все эти яркие обложки.
Маяковский, вот эта цитата из него как нельзя к месту. Если звезды зажигаются — это кому-то нужно ©.
Девушка рассказала: Крапивина читаю. Сначала подумала, что детское восприятие делало его книги интересными. Потом вспомнила, что читала его, будучи вполне взрослой девицей. Взяла «Голубятню на желтой поляне» и другие из этого цикла. Так же — запоем. Последние его вещи, например, «Топот шахматных лошадок» — притянуты за уши. Хотя ребенок не заметит.
Рекомендую тем, кто осилил иль так знаком с О. Уайльдом, Экзюпери, Бахом и Коэльо… (звездный мальчик, маленький принц, чайка по имени Джонатан Ливингстон, Алхимик). Ричард Адамс, роман-фантазия, «ОБИТАТЕЛИ ХОЛМОВ». Оченно взгляды меняет, расширяет, так сказать, горизонты… :)
Я был удивлен и обескуражен, читал ее в 25 лет. Тут привез ее недавно подруге, ей тоже понравилась книга. Конец, говорит, вообще философский.
у Коэльо я читал только Алхимика, а эта притча как тексты Б. Г. Между строк. «Самое темное время суток перед рассветом» у Коэльо, и «летит к рассвету альбатрос» у Б. Г. Читай как «сейчас тяжело, зато потом легко будет» и «я свободен». =) ну как-то так. Все в контексте надо воспринимать.
В свое время фантастикой учитывался. Начиная с Герберта Уэллса и Рэя Бредбери. Заканчивая Киром Булычевым. Между ними и Карсак, Уиндем, Кларк, Лем, Фармер, Желязны, и другие. А из фэнтэзи Роберт Говард запомнился, про Конана, и эпопея Сага о Копье. А школяром мучился от страха от Хранителей. Это усеченный вариант был Толкиена, Братство Кольца.
И всё ж таки, вспоминая себя тогдашнего, 16-17-летнего, больше всего меня вдохновляли необычные рассказа Эдгара Аллана По. Я и далее, после армии, крепко подсел на книги его «ученика» — Лавкрафта, а в 26-27лет и на его последователя — Стивена Кинга. Как-то притягивают меня все эти «тени над Иннсмаутом» и «зов Ктулху». Тут видел собрание Э. По в натуральной коже с картинками удивительными, сюрреальными… Так захотелось… Но цена… Страшная.
говорят, Лягушки Гиблого Дола — Андрэ Нортон. Великолепная книга, лиричная, грустная.
Волкодав — добротное фэнтези, основанное на славянском эпосе (Семенова — прежде всего ученый, а потом уже писатель). У Семеновой «ВАЛЬКИРИЮ» читал. Понравилась. Привыкал сперва к словесам, языку повествования, но в конце книги был словарик, его надо пользовать. =). Книга хорошая. Наш ответ Майн Риду.
Вот вспомнил автора из детства-отрочества. «Нахаленок» и «Донские рассказы» М. Шолохова. Капец, натурализм. Большое впечатление произвел. Особенно мальчик, которому барыня утюгом по голове дала, а в ране кровавой завелись черви и копошились… И кино «НАХАЛЕНОК» хорошее…
А в раааннем детстве очень нравилась книжка в цветных картинках, перевод с иностранного. «КОГДА МНЕ БУДЕТ ШЕСТЬ». И на страницах автор от имени 5-летнего мальчика рассказывал, как ему будет кайфово в 6 лет. И зуб лечить не будет бояться, и бегать быстрее ст.брата, и врагам наваляет… Мечты, мечты… =) Остается щас написать книгу «Когда мне будет… Лет».
Любил сказки. Народов мира: Африки, Кавказа, Скандинавские… Какие попадались. чем «чище» к первоисточнику, тем «вкуснее». Эдакий простой разговор «от сохи». как когда-то Афанасьев собирал по деревням фольклор… вот на http://lib.ru/MIFS/indian.txt нашел Мифы индейцев Южной Америки. для взрослых.
Просто и легко разные индейцы разных племен повествуют о том, как появились женщины, европейцы, месячные, людоедство, инцест и о многом другом. рассуждают о том, куда попадут после смерти, как Мир из черно-белого стал цветным, что было дальше после того, как умер Христос… У меня восторг и слюни от аппетитных сказок
политкорректности мало?
Как мало? никаких вульгаризмов, все слова пристойные. остальное не заретушируешь, собиратели, переводчики да редакторы итак всю самобытность повытравили. мы детишками грязнее выражовывались. а эти корректоры из матросских баек сделают легенды аристократов. а то, что про Христа мифы — дак это, понятно дело, ассимиляция инков с испанцами.
Да. и кстати: «Декамерон» Бокаччо, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, эротические новеллы эпохи Возрождения разных стран — они политкорректнее? Творчество Гойи? где Папа римский в виде осла? Лука Мудищев и русские заветные сказки? скажете: Так оно ж когда было… вот помрем, лет триста пройдет.и тогда станет священным «весь этот бред»
Я не буду столько ждать. мне сейчас интересны индейские байки. не одной «Песнью о Гайавате» и трудами Серой Совы (или Белой?) их литературный мир полнится.
вспомнился наш аналог книг «изнутри животных», кои поражают и расширяют разум и чувства. это «До свидания, овраг!» снят по нему и кукольный мультфильм, но советую почитать. особенно детям. Троепольский с Белым Бимом для старших классов, а «Овраг…» самое то младшим, можно даже вслух, перед сном. Как «Картонный человечек» и «Чёрную курицу», где грустинка. не нужно черстветь детскому сердечку, пусть сопереживает. учится на ошибках литературных героев. «Лоскутик и Облако» Софьи Прокофьевой тоже чудная сказка.
У Кинга есть Эссе «Пляска смерти». Это анализ Литературы и Фильмов Ужасов за 50 лет. интересные выведены и разжёваны тенденции, каноны, штампы этого жанра кино и литературы.
мне понравился у Стивена Кинга РОМАН «Сердца в Атлантиде», «Долгая дорога», «Девочка, которая любила Тома Гордона», Мизери, Игра Джеральда и Рок-н-ролльные небеса, а также Дети Кукурузы. Это Литература. это психология, игры Разума… три дня лежать прикованной к постели, будучи здоровой, сильной и молодой… Мысли, мысли, воспоминания, голоса в голове… Кинг считает это достойным для описания, я — прочтения.
товарищ рассказал: «Мизери» — самая первая из прочитанных мной книг Кинга. Читалась чертовски тяжело именно из-за сильнейшей психологической нагрузки, вызываемой повествованием. С мурашками по коже и с замиранием сердца — без преувеличений! Но не отрываясь… Именно с неё и началась у меня «болезнь Кингом» , которая длилась с десяток лет.
А посему неправ тот, кто писал, што Кинг гавно. На всякого Хайнлайна, Саймака и Уиндема — свой читатель. И отделять зерна от плевел будет История. Чьи творения канут, чьи и спустя сотни лет будут бередить ум. Как Уэллс, Беляев, По.
В СССР, будучи студентами 2го курса, мы одно время собирались темными зимними вечерами в небольшом деревянном доме и под щелканье горящих в печи дровишек читали вслух сборник рассказов Эдгара По. =)
не ценили мы времена дефицита. и читать было интереснее когда достаешь с трудом. что такое мультики сейчас и ну погоди раз в две недели тогда. или передача «мелодии и ритмы зарубежной эстрады» тоже раз в две недели по-моему.
Если брать срез литературы о постапокалиптическом будущем Земли, то более всего удивили книги «НОН-СТОП», Кристофер Прист «Опрокинутый мир», Джон Уиндем «Хризалиды» и «День триффидов», причем последний и в 2х серийной экранизации хорош вышел. На очереди «Почтальон» и «ДОРОГА», автор которой — обладатель Пулитцеровской премии.
Фильм же «ДОРОГА» еле досмотрел, жутко. Похож, правда, на «КНИГУ ИЛАЯ». А «Почтальона» смотрел несколько раз. Там много незавуалированных идей, способных сейчас помочь раскрыть себя. Так-то масса утопий о будущем после ядерной зимы и не только, но навскидку не помню их. Значит, не сильно зацепили…
Переиздали пушкинского Балду… теперь это «Сказка о купце и о работнике его Балде». попа поменяли на купца… в 19 веке некто Саша Пушкин написал сказку про попа, никому не помешала. в 21 веке ретро-поэма нагнала страху на РПЦ. компромат узрели в период развитой перестройки и гласности. демократии. а при царе можно было люду поржать над скупым попом.
Это грустно, но это началось уже давно. Начали штамповать детские книжки с красивыми картинками и текстом, ничего общего не имеющем с оригиналом, кроме названия и пары-тройки фраз. Скоро будут переводить классиков на язык комиксов.
я бы комикс про Раскольникова зазырил. чувак с топором окровавленным… жуть.
Ну фанатам не привыкать. Собирают картинки годами. Коллекционеры.
Представляю, сколько места занял бы комикс по войне и миру =)
Я уверен во власти книг над умами. Считаю, что если бы человечество не накапливало знания в виде скрижалей, глиняных дощечек, манускриптов, папирусов, свитков, книг и т. д., мы б до сих пор махали палками, рыли землю камнями, ели мясо сырым.
Только благодаря информации (записанным знаниям) мы так далеко ушли от обезьян. Да, мы животные. Но с разумом и памятью поколений, живших до нас.
Иван, этот Ваш пост — обстоятельный «ответ Чемберлену»? — http://illustrators.ru/posts/i-ushel-on-iz-tsarey-v-dobrye-devochki
скорее нет, чем да. =) написано было раньше, на одном из форумов. там своя полемика и демагогия… хотя косвенно касается и этого. но здесь как раз всё просто — от Лукавого. одень царь сандалики и шорты — как мальчик, или царица девчачье всё — и нету соли.
Иван, забыла написать — в «Саге о копье» побольше томов, чем 4. Там около 20-ти книг всего. Хотя первые 4, конечно же, самые-самые.
остальные других авторов. как и Конаниана — авторов много, так и про Средиземье — подхватили эстафету. а это уже не по мне…. такой вот капризуля. =)
меня не хватает на всё!!!!!!!!!!!!!! это нереально! что делать???
это строки из письма Ивана Ильина к сыну…
дивные письма писали наши философы своим чадам
Серьезную литературу читаете, Лена…
эпистолярный жанр. раньше, в дотелефонную эпоху, это и был способ поведать собеседнику обо всём. гусиными перьями на бумаге… существуют тома переписок… вспоминается «Опочтарение» Терри Пратчета. фильм, 2-серийный.
Крапивина начала читать с Летящих сказок еще в младших классах, и до сих пор читаю:) пока не выпустили новое издание его книг, по всем библиотекам за ними гонялась.
Елена, спасибо! Замечательный отрывок из Ильина.
меня эти строки тоже зацепили))
не удержалась, но постаралась покороче))
А на меня огромное влияние оказал Жоржи Амаду. Где-то в начале 70х — в пору романтической юности попалась мне в руки его книга «Красные всходы». Если бы не она, то и жизнь, наверно, иначе бы сложилась.
Когда я начал читать его описание каатинги меня просто мороз по спине продрал. Как я туда захотел!!! На дворе был разгар «Застоя», «Железный занавес», «Строительство Коммунизма» и прочие прелести из-за которых у меня были неприятные вызовы в КГБ, но я от своей мечты не отказывался. Учил язык, читал книги о Бразилии, изучал карту. Строил утопические планы. Тренировался, мотаясь по пустынным заповедникам Казахстана.
Потом, чуть позже, появились Этторе Биокка и Грасилиану Рамос, «Папийон» Анри Шарриера, но это, как говорится в одной телепередаче, «уже совсем другая история».
Вот те четыре абзаца, которые задали основное направление жизни, хотя были и крутые зигзаги.
Перевод не очень хороший и, как я потом выяснил, даже несколько сокращённый, — но много ли надо 17летнему юнцу. Я и от этого тащился:
«Дикая и негостеприимная раскинулась каатинга. Колючие кустарники простираются на много лиг. В этих сухих и необитаемых дебрях, похожих на колючую пустыню, среди камней, под палящим полуденным солнцем ползают змеи и ящерицы.
Это огромные ящерицы, кажется, что они остались от доисторических времён. Иногда они застывают без всякого выражения в остекляневших глазах, становясь похожими на первобытные изваяния; и змеи здесь — самые ядовитые: гремучая, коралловая, жарукусу и жарарака. Они шипят, когда покачивается ветка, проскользнёт ящерица, брызнет яркий луч солнца.
Низкорослые колючие кустарники переплетаются в чаще, непроходимой и безлюдной. Это недоступное сердце северо-востока, где сушь, колючки и ядовитые травы, где нет ни дорог, ни троп, ни деревьев, дающих хоть какую-нибудь тень и съедобные плоды. Только умбуруны изредка взлетают, нарушая тишину шумом своих крыльев.
Среди скудной и суровой растительности этой чащи лишь иногда возникает, как видение необыкновенной красоты, цветок орхидеи. Сплошной стеной стоят колючие кусты. Через весь северо-восток страны тянутся эти заросли — непроходимая чаща без дорог, без троп, без тропинок, без пищи и без воды, без тени и без ручьёв.»
в этом плане красивые «Сказки Сельвы». особенно про Анаконду. У Д.Лондона «Путешествие на Снарке» с великолепными описаниями буйства Природы. с мыслями насчёт людей-песчинок… Д.Даррелла читал. Джеймс Хэрриот с Записками Ветеринара — трёхтомник зашибенный. серия КОАПП и Соседи по планете. хотел стать зоологом…
Иван, спасибо! а сколько поэзии существует…ведь порой две строки дороже толстенных томов!
бой с барсом из Мцыри помню наизусть. Анчар и Вересковый мёд нравятся.
у Некрасова и Есенина драматизм, надрыв восхищает