Новый год – атака клонов.

Main original

Образ знакомый с детства – спотыкающиеся в сугробах, перебегающие от подъезда к подъезду облупленных многоэтажек, подвыпившие парные персонажи в бутафорских шубах. Световой жезл с кнопочкой, борода на резинке, стандартный набор прибауток. Волшебная фальшивка, календарная банальность.

Детские рисунки с саночками и снеговиками, снежинки на витринах магазинов, раскрашенные лампы накаливания на живых ёлках – сигнал к началу закупок многочисленных и бесполезных подарков, как звонок для собаки Павлова и у всех срабатывает условный рефлекс, воспитанный с самого нежного возраста.

Каждый год иллюстраторы клепают и штампуют по новогодним шаблонам привычные образы с различным усердием и желанием. И появляются новые вариации на старые темы. Круг животных восточного гороскопа расширяет перечень образов.

Плоды этого действа осуждаются и критикуются и высмеиваются, давая возможность существованию альтернативной поздравительной культуре: открытки с нецензурными надписями, пародии на персонажей, которых можно поместить в неожиданные ситуации.

Перед каждым художником встаёт вопрос о его участии и вкладе в новогоднюю истерию. Можно решительно отказаться от всех тематических заказов и оставить их другим, более сговорчивым художникам. Можно пойти по пути наименьшего усилия и, не изумляя заказчиков креативом, удовлетворить их в рамках привычных решений. Или подвергнуть осмеянию незатейливую сказку и поглумиться всласть, изредка подобные действия приветствуются и даже хорошо оплачиваются. Как всегда, самой трудной и неблагодарной оказывается попытка придумать и воплотить новое. Неожиданное решение типовой задачи.

Предлагаю вспомнить лучшие традиционные и новаторские образы новогодних героев.

***

Двенадцать месяцев.

Морозко.

Дед Мороз и Лето.

Волк из «Ну, погоди!» в роли Снегурочки.

(больше не помню))

………

Собственно, всё это написано ради одной мысли о том, что нетрадиционный ход и смелый эксперимент становится возможен только при наличии крепкой традиции. Сейчас принято разрушать стереотипы, а стоит ли?

Ну, за банальность!

Комментарии13
И

"календарная банальность" - красиво!

2 Январь 2009, 23:44
avatar

Угу, новогодняя пурга.

Неа, жил-жив-будет жить!

4 Январь 2009, 03:59
avatar

Это правильно. Сила созидающей традиции.

5 Январь 2009, 04:18
avatar

"Собственно, всё это написано ради одной мысли о том, что нетрадиционный ход и смелый эксперимент становится возможен только при наличии крепкой традиции. Сейчас принято разрушать стереотипы, а стоит ли?"

В корне не согласен! Чёрт, и откуда у творческих людей берутся подобные выводы...

8 Январь 2009, 19:15
avatar

Наверно заказная работа, необходимость искусственного возбуждения творческой деятельености приводят поиску смысла. А не пора ли работать в таком режиме, чтобы хватало времени и сил на собственное, нестимулируемое насильно творчество? И выставки, и непредвзятую благосклонную оценку? Тогда мысли о тщете всего сущего сменятся мыслями о нужности всего сущего. Надоело хренью заниматься, тем более, что денег всё равено не хватает.

9 Январь 2009, 02:24
avatar

to ArtZu: Выводы берутся из некоторого жизненного опыта.

Что вызывает несогласие?

Само слово "нетрадиционный" подразумевает присутствие преобладающей традиции. Если не нравится слово "стереотип" из-за прилипших к нему смыслов, то можно применить какое-нибудь другое, к примеру "обычай". Фраза будет выглядеть так: "Стоит ли ломать обычаи?"

Например, без привычной устойчивой традиции в восприятии ёлки со звёздочкой на макушке в виде рождественского дерева, не могло бы появиться огромное количество поздравительных и рекламных образов, построенных силуэте, пятне, линии и даже отсутствии самой ёлки. Без обычая отправлять поздравительные открытки с привычными рисунками, не было бы повода к созданию альтернативных поздравлений, таких, какие делаются , хотя бы, в студии Лебедева.

to Артём: Речь была, в общем, не о тщете, а о том, что и банальный продукт имеет все права на существование. Все корни и причины в этих обычных проявлениях человеческого естества, в таких банальных чувствах...

О "режиме" задумываюсь постоянно :)

9 Январь 2009, 03:52
avatar

твои писания пишутся буквально кровью бойца

друг ты мой сердечный, счастья тебе!

9 Январь 2009, 04:36
avatar

Нетрадиционный ход и смелый эксперимент становится возможен только при наличии мозга.

Сейчас принято думать, что разрушаются стереотипы, хотя на самом деле 99% "креативщиков" привыкли думать об "устойчивой традиции в восприятии ёлки со звёздочкой на макушке в виде рождественского дерева".

Увы и ах) и дело тут не в подобранных словах)

Отсюда выводы.

Изначально статья задумана вроде как правильно, но последняя мысль переворачивает всё с ног на голову.

Отсюда подсознательное минусование, как повод бороться с угнетающими нас темами однообразия в жизни.

Стоит ли писать о борьбе, если после этого задаёшься вопросом "а не скрестить ли ручки и успокоиться?")

Упс))

9 Январь 2009, 06:18
avatar

Видимо, придётся согласиться с отсутствием мозга, увы мне, увы:(

Странно, что приходится обосновывать мысль о том, что в обществе, исторически лишённом традиций, пережившем череду разнообразных революций и перестроек, разрушение оставшихся обычаев, приведёт к хаосу.

Мне нравится индийская концепция Тримурти, о том, что мир сохраняется тремя силами: созданием, хранением и разрушением. И стоит ли убирать один из столпов?

Мне импонирует экстремизм Кун Цзы, который, говоря об искусстве (он имел в виду музыку, но это не важно), разделял творчество на созидающее и разрушающее (есть ещё целый спектр градаций) и предлагал подвергать казни носителей разрушения.

Я убеждён в том, что после периода хаоса, желательна стабильность. И глупо призывать бурю сидя в неустойчивом челноке. Наше общение в сети стало возможным, только благодаря традиции накопления эмпирических знаний всего человечества на протяжении тысяч лет. Уровень изобразительного искусства также зависит от традиции сбережения опыта, иначе, если бы каждый самобытный творец "изобретал велосипед", мы бы до сих пор размазывали уголь по стенам пещеры. Кстати, низкое качество иллюстративной графики, стало прямым следствием разрушение традиционной школы рисунка.

Думаю, будет уместным сравнение с джазовой импровизацией, которая становится возможной при сопровождении предсказуемого ритмического рисунка. Если все разом начинают импровизировать, рождается какофония и через некоторое время кто-то из музыкантов должен первым вернуться к начальному ритму и мелодии.

9 Январь 2009, 18:56
avatar

И-Дзынь отдыхает!

Никогда не понимал таких писанин. Спор ради спора. На поверхности всё проще. Пока)

9 Январь 2009, 21:48
avatar

Это ничаво...

9 Январь 2009, 23:27
avatar

Кстати, на счет сохранения традций. На наших глазах теряется драгоценный пласт советской живописи и графики. В магазинах уже с трудом можно отыскать альбом Денейки, не говоря уже о других мастерах той эпохи. В сети тоже не густо. В основном все в ущербном разрешении.

Извините, что откланился от темы, хотя традиция новогодних открыток зародилась именно в тот период.

10 Январь 2009, 13:16
avatar

В Москве с этим проще -- залы современного искусства Третьяковки ещё функционируют, пока ЦДХ не снесли)

Издательство "Белый город" обновляет серию по искусству -- в коллекциях разных музеев публикуют работы и этого периода.

Симпатичное сообщество графики, если ещё не попадалось: http://community.livejournal.com/all_drawings/

Два поста рисунков Дейнеки: http://community.livejournal.com/all_drawings/tag/Дейнека

10 Январь 2009, 18:25