Новичкам про бабло и общение с заказчиком

Main %d0%bd%d0%b0%d0%bf%d1%80%d1%8f%d0%b3

В целом, не важно, новичок вы или не очень. Но если вы ищете развития, новых стилей, горизонтов, методов, то всегда может попасться заказ, силы на который не будут рассчитаны верно.

Что делать? Ведь договорились с заказчиком. Договор дороже денег. А факты упрямы: не из-за не опытности в деле, не из-за переделок, а просто по объёму скрытых нюансов или из-за появления скрытых требований, времени и сил работа сожрала много. Давайте представим ситуацию.

Вася заказал пете 10 булок хлеба испечь. Петя говорит «Хорошо, сделаем за N денег». А потом идёт на рынок за мукой, яйцами. На рынке цены скакнули, обсчитался в объёмах и ещё муки либо дорого по 2 кг, либо дешевле, но мешок, который не нужен. То есть себестоимость заказа получается уже больше, чем N.

Как показала практика прям на этом сайте, наш «Петя» вместо того чтобы честно описать ситуацию заказчику, начинает сыпать в муку песок, вместо яиц класть жёлтый пищевой краситель либо делает хорошо, за свой счёт, но в итоге или сильно проигрывает или молча отмораживается от заказчика.

Как нужно и как можно, если уж не рассчитали силы? Нужно прямо сказать: «послушай, дорогой Вася, я по не опытности не рассчитал силы, но попробовал и понял, что уже затратил до X часов и N денег, и этого не хватает. Давай-ка разрулим всё». В итоге вы либо оставляете «хлеб» себе, вернув аванс и имея на руках продукт, либо договариваетесь об адекватной оплате труда, поверьте, это не так страшно, признавать свои ошибки.

И ещё тем, кто думает, что «ну вот и время потеряно и деньги не получены — ужасный вариант». Вы так считаете? Значит вы не умеете считать. В данном случае вот каков баланс.

С одной стороны вы сделали 50% работы, а то и меньше (неадекватность оплаты труду заметна быстро). То есть теряете 50 условных единиц. Если же за свой счёт, в ущерб себе выполняете все 100% а вам платят ниже чем по половинной ставке (а это факт!), то вы, грубо говоря, выполняете 30—40% работы за нормальную плату и ещё 60—70% забесплатно, точнее за свой счёт. Потерять 50% или 60—70%? Хм, что же выбрать? В экономике, это, кажется, называется «фиксировать риски/потери».

Короче: будьте актуальны. Регулярно проверяйте свой «индикатор сделано/получено» и не будете терять слишком много. А студентам/школьникам просто напомню, что вы эти потери перекидываете на родителей.

Комментарии38
avatar

Вопрос: получается "американская" по-часовая система оплаты наёмного труда более эффективна? Проста и для работодателя, и для исполнителя -? (ну и годовое исчисление доходности, связанное с налоговым циклом).

Т. е. почасовая оплата - цена процесса.

И не только в случаях фриланс работ.

А "боны", или "бонусы" - мотивация к результату, их размер - корреляция уровня продаж (пере-продаж)/популярности продукта.

6 Ноябрь 2015, 14:52
avatar

с материалами и почасовой оплатой - это всё понятно и работает при профессиях: булочник, официант, автомеханик, и пэрэ...

.

но художник делает АРТ продукцию, которая ещё имеет свою дополнительную АРТ стоимость... которая - где то на глазок определяется... а где то - реальными прибылями, которые известны только зак-ку (этикетки, упаковки, принты на футболки и прочие предметы)...

.

зак-к никогда не признается, что этикетка "Васи Пупкина" - почти не продаётся, а в сравнении с Пупкиным - Ваша подняла продажи в 10... или в 100 раз... зак-к будет скрывать такие данные до последней возможности...

.

грубо говоря - херовая картинка не двигает продажи товара... а талантливая - двигает... и ещё как-!!! ...

.

6 Ноябрь 2015, 15:12
avatar
1

.."булочник, официант, автомеханик,.."

Я довольно давно работаю в мультипликации - не АРТ -??

;)

"Краем уха" слышал о трудовых взаимоотношениях/зарплатах на американских студиях, европейских, японских, китайских...

"Американская система" мотивировок/оплат, на мой взгляд, - наиболее эффективная, и, подчёркиваю - ПРОСТАЯ и ПОНЯТНАЯ, а значит ВЫГОДНАЯ для обеих сторон (если говорить о рынке/капитализме..).

.."херовая картинка не двигает продажи товара... а талантливая - двигает... и ещё как-!!! ... "

- оххх, в нашем, "рассейско-околорассейском" случае наблюдаю разное, в т.ч. противоположное.

6 Ноябрь 2015, 15:30
avatar
STANiSLAFF
Сергей И.
3

Сергей И. - у мультипликаторов - все виды работ - давно стандартизированы и разложены по сортам... по этому - там можно почасовую оплату внедрять и не париться... .

... но, это - кроме разработки персонажей... т.к. всего 1 удачно нарисованный персонаж может кормить своего автора всю его оставшуюся жизнь, по этому - лучше не раскидываться правами на персов... направо и налево, не подумав о последствиях...

.

про зэпэ на буржуйских студиях: там тоже - много чего стандартизировали и это удобно - херовый художник - засратые штаны - 8 баксов в день... хороший художник - оранжевые штаны - 300 баксов в день.... художник - мегалюкс - брильянтовые штаны - 1200 баксов в день, именная парковка к стойломесту и шыкалаттка к каждому кофию на ланч... ... ... и тэдэ в том же духе...

.

но для правильной дифференциации штанов - надо сначала правильно разложить работников по сортам, убедиться в стабильности того продукта, который они выдают за час\день\неделю\месяц... а потом уж можно и цвет штанов назначить... чтоб не париться с крутизной назначаемых гонораров... но на наших широтах (в рф) мне так думается - сие пока проблематично... всё равно работодатель надует и облапошит, недосыпет печенек в арт-солдатский паёк, недольёт токсиколы в родной стаканчик...

6 Ноябрь 2015, 15:57
avatar
boo
STANiSLAFF
1

Нет, генацвале! Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! (с)

12 Ноябрь 2015, 16:37
avatar
boo
boo
0

Не удержалась!

12 Ноябрь 2015, 16:46
avatar

Да ладно. Двигает продажи реклама. И втюхивать можно любую фигню. Сама картинка не продаёт. Она — множитель. Просто посмотрите на то что популярно на каком-нибудь девиантарте или патреоне. Отнюдь не самые крутые картинки, а хорошо раскрученные уровнем от среднеслабого.

6 Ноябрь 2015, 20:31
avatar

Единственный заказ ( и то не оплаченный, который я получил ) с этого сайта был с французского города Парижу. Некая тётенька, живущая там, просила меня сделать 24 карандашных эскиза по 30 евро за штуку. Предполагалось, что потом кто-то другой на месте с этих эскизов сделает большие картинки в цвете для наклейки на ящики для игрушек в детском саду. Рисунки предполагали сказочное изображение 12 животных китайского гороскопа в состоянии дня и в состоянии сна. Прикинул, что сделаю эту работу за три дня. На следующий день отправил ей первые 8 эскизов, сделанные на листах 40х45. Они были приняты без замечаний. Стал продолжать работу. Сделал ещё три картинки и тут началось… Получаю письмо, что она ещё раз посмотрела и решила, что вот того животного всё-таки луше было бы сделать так, а другого эдак. Переделал, на что ушёл весь остаток дня. Приняла. Пишет, что хотела бы поскорее получить эскизы именно с дракончиком и с мышкой. Сделал ещё 4 эскиза. Отослал. Это хорошо, пишет, но вот насчёт предыдущих, давайте мы их сделаем лучше так - и начинает описывать совершенно новые ситуации… Потратил ещё один день. Спросил, как там решим с оплатой? Отвечает, первые сто евро она может мне передать через неделю со своей сестрой, которая живёт в Москве и называет сумму в рублях по сильно округлённо-заниженному курсу.

Написал ей, что по причине занятости работу продолжить не смогу. Теперь зарёкся связываться с такими мадамами. (Хорошо, ещё что только четыре дня потратил впустую).

6 Ноябрь 2015, 15:40
avatar

вы без предоплаты начали работу????

6 Ноябрь 2015, 15:42
avatar
Яровой Сергейpro
Кожевникова Светлана (Sunday)
1

Я с советских времён привык доверять заказчику, никогда аванса не брал, - работал на доверии.

6 Ноябрь 2015, 15:45
avatar

а из меня это самое доверие заказчики сами вытравили((( только процентов 20, в случае работы без предоплаты, работали по-людски. а остальные или норовили слинять по тихому или, как в вашем случае, начинали, всячески кривляться и тормозить процесс. Давно поняла что предоплата дисциплинирует обе стороны участницы процесса. И заказчик остережется внезапно менять направление. А тут у дамы полный карт-бланш, доверительно ей вами врученный, вот она и решила что теперь она может спокойно распоряжаться чужим временем как заблагорассудится. Зачем искушать не всегда совестливые души отсутствием ответственности?))) И вы не получили гонорар и тетушка осталась без картинок. Все проиграли.

6 Ноябрь 2015, 15:55
avatar
Кобозев Вячеслав
Кожевникова Светлана (Sunday)
2

Солидарен. Аванс даже самого честного заказчика подстёгивает серьёзнее относиться. А исполнителя толкает, мол вот, тебе дали и ты уже должен, так что не тяни резину.

6 Ноябрь 2015, 20:37
avatar

В делах творческих "Себестоимость" понятие призрачно-эфемерное....

6 Ноябрь 2015, 15:59
avatar
Кобозев Вячеслав
Брыжахин Сергей
1

В любых делах.

Литр воды дома из под крана и в пустыне.

Или цена модных кроссовок в пересчёте на негрочасы или на бирке в бутике.

Что касается продукта «мифического», то есть искусства, то при его создании есть совершенно прозаический человек, которому нужно кушать, квартплату платить, лечиться, одежду и т.д. То есть у этого человека есть определённая цена дня его жизни (комфортной или не очень)

6 Ноябрь 2015, 20:33
avatar
Брыжахин Сергей
Кобозев Вячеслав
0

Есть люди которые пытаются измерить красоту.. Вычислить степень визуального воздействия и т.п. Себестоимость из той же серии. А вот фиксация убытков это правильно. Главное вовремя уметь сказать стоп. Но этому не научишь..

6 Ноябрь 2015, 22:09
avatar
Кобозев Вячеслав
Брыжахин Сергей
3

Ой, Сергей, меня подобные разговоры смешат.

Есть книги по композиции? Есть. Есть методология по составлению эффектной композиции и по ведению взгляда зрителя? Есть. Всё измеряется вполне, а очкуют и утверждают про неизмеримость прежде всего те, чьё «творчество» легко разоблачается или вовсе имитируется машиной.

И степень воздействия можно посчитать как статистику. Показали 100 человекам, такие-то реакции. Тысяче независимых — такие-то. Тысяче знакомых перекрёстно и передавших изображение из рук в руки — такие-то реакции.

-

И в конце концов, воспользовавшись всей методологией и всей интуицией художник что делает? Он сверяет с неким личным «эталоном», задуманным для творения. Совпадает? Вызывает те же эмоции? Цепляет? Выражает? Есть ли в этмом я? А если «художник» просто срёт на холст в ожидании «чополучица», то это да, неизмеримо.

-

К «неизмеримым» относятся вещи индивидуальные. У меня такая вещь на стене висит. Изображением к стене. Никому не понятно, а мне важно. И она неизмерима, только потому что её некому кроме меня измерить и объяснить.

7 Ноябрь 2015, 13:29
avatar

хм..я, когда придумываю что-нибудь - образ,композицию - могу даже во сне про это снить..мне как это считать - как трудовые часы или трудовые неурочное время по выходным тарифам? Творческий процесс безостановочный, найти инфу нужную, например,если что то специфическое нарисовать..Отрисовку техническую можно и часами, а работу мозга как считать?

6 Ноябрь 2015, 19:24
avatar
Яровой Сергейpro
Oksana Oxy Gen Gatalskaya
1

Так всякие там инженеры-изобретатели вообще на окладе сидят, а то и на одном энтузиазме.

6 Ноябрь 2015, 20:16
avatar
Oksana Oxy Gen Gatalskaya
Яровой Сергей
0

А в Эстонии между прочим для художников госоклад вводят! А инженеры изобретатели на гранты думают.

6 Ноябрь 2015, 20:26
avatar
Oksana Oxy Gen Gatalskaya
Яровой Сергей
0

На энтузиазме сидит тот , кто по собственной инициативе думает. А если это заказ- то процесс думания тоже надо .

6 Ноябрь 2015, 20:29
avatar
Кобозев Вячеслав
Oksana Oxy Gen Gatalskaya
0

Я лично за это беру либо некоторую фиксированную сумму, чтобы заказчику не было обидно, что я шесть дней думал на его деньги. Либо повременной тариф, если сижу, чёркаю, подбираю, думаю, то есть занят полностью.

6 Ноябрь 2015, 20:36
A

Пряник, вы сами новичок, чему вы можете научить новичков. Если вы смените профессию рисовальщика на что угодно другое, ничего не изменится. Вы вообще никогда не мыслите как художник, вы из другой ниши из другой среды.. вы не в теме не в профессии...

7 Ноябрь 2015, 18:51
avatar

Если «мыслить как художник» — это «быть истеричной п***ой с замашками „я так вижу“», то да, я не мыслю как художник.

И да, я плавно перетекаю между средами. В иллюстраторство из другой среды. Но речь в посте о заказах и фрилансе. А я в этом настолько не новичок, что легко прогнозирую, что за заказчик и что он примерно скажет, как будет относиться к процессу, по одному абзацу письма.

-

В отличии от многих людей, я могу объяснить то, что происходит на уровне ощущений и почему так происходит. Потому мне и забавны люди, рассказывающие про непознаваемость, как забавен дикарь из племени, рассказывающий о боге дождя, мечущем сверкающие копья света с неба. И нет, я не сторонник чисто аналитического подхода, ибо он даёт лишь половину результата. Нужно ещё прожить и прочувствовать (персонажа, сценку на картинке), тогда получается объективно живее. Вот и весь фокус.

8 Ноябрь 2015, 11:02
avatar

п.с. Да, я в курсе, что «нужно делать имя» и «вовремя нарезанный понт дороже денег». Так что не учите дедушку кашлять. Дедушка просто не любит понты и тупоп***ость. Последнее слово к биологическому полу не относится, дамы не обижайтесь.

8 Ноябрь 2015, 11:05
avatar

Да. Лично помню, как рыскала в интернете и не могла найти адекватной рыночной стоимости на тот или иной проект.

Вроде мало - обидно, много - вдруг откажутся, а счастье было уже так близко!

На самом деле формирование цены на объекты творчества для меня до сих пор является туманной темой.

Я думаю это у многих.

Может есть в природе алгоритм формирования цены? по шагам прошел и не паришься.

12 Ноябрь 2015, 16:20
avatar

Базовая цена — это трудочасы*ставка*150% + все материалы от краски холстом до дополнительного бутерброда.

А часовая ставка зависит от типа и сложности работы, ценности идей и методов, личного опыта.

12 Ноябрь 2015, 16:29
avatar
Кобозев Вячеслав
Кобозев Вячеслав
1

п.с. 150% потому что либо куча факторов неучтённых проявляется, мелких доработок. То же самое со сроками, умножайте на полтора от предполагаемых.

Либо, если вы смогли с первого раза быстро и круто, то это ваша заслуга.

-

С другой стороны я иногда делаю скидку или дополнительную приятную мелочь или просто прорабатываю получше для заказчика, который мозги не делает. Потому у меня есть ряд отзывов на фрилансе типа «воу, сделал лучше, чем я ожидал!»

12 Ноябрь 2015, 16:31
avatar

Эм, стратегия хороша. А вот с " ценности идей и методов", пожалуйста, поподробнее.

Как вы относитесь к тому, что многие взвинчивают цены? Я с одной стороны не против. С другой - трудочасы тут ни причем. За сколько сможешь продать за столько и продашь.

12 Ноябрь 2015, 16:50
avatar

А про "взвинчивают цены" можно поподробнее? Т.е. демпинговать нужно?

13 Ноябрь 2015, 07:21
avatar

Ценность идеи определяется соотношением того, насколько она на поверхности лежала или напротив насколько уникальна, к тому насколько она проста и гениальна.

Хорошая идея, которую дёшево и очень выгодно реализовать стоит дорого. Средненькая идея, требующая массивных вложений мало чем ценна.

13 Ноябрь 2015, 23:23
avatar

Трудочасы для фрилансера - чушь и бред. Подобный расчет хорош только для работников, не отвечающих за конечный продукт: вышел на работу, отработал 8 часов, получил зарплату.

Фрилансер работает по договору и оплата идет за готовую работу, а не за то, сколько часов он за мольбертом (планшетом) отсидел.

Самый простой, на мой взгляд, расчет таков:

Сколько хотелось бы получать денег в месяц? Для меня минималка - 30т.р. За эти деньги можно нарисовать, к примеру, 100 раскрасок по 300 рублей, или 30 - по 1000 р. Или 20 - по 1500 р. Цифры не из головы, это вполне реальные цены. Вот готовы вы по три раскраски в день рисовать? Да еще и найти покупателя на СТО раскрасок? Лично мне проще одну качественную и красивую в день нарисовать, чем штамповать мусор, коего в книжных по 10 рублей пучок.

В общем, примерно так.

13 Ноябрь 2015, 07:48
avatar
Сергей И.
Дмитрий Зубенин & Рыбальченко Юлиана
0

Хм.

А как быть с юристами (адвокатами, юрист-консультантами) - "фрилансерами"?

Я сам поначалу не верил.. - одно дело смотреть голливудские фильмы, другое - столкнуться в реальной жизни. Такса - исходя из "дня работы по вашему делу" ("день" арифметически делиться на часы).. причём не уголовка - административка, недвижимость, бизнес... Причём, результат (выигрыш в суде напр.) тоже не гарантирован.

Объяснили: юрист занимается тем специфическим, чем не может полноценно (а иногда и по закону) заниматься клиент. Размер таксо-часа - лицензия, сертификат гильдии, столько-то выигранных дел. Т.е. "репутация". (В нашем случае - диплом, портфолио и т. п.)) Причём, предусмотрена и дифференциация бонусов, отдельных гонорарных выплат: доведение/НЕ доведение дела до суда, выигрыш в суде, апелляции...

А как быть с коммерческими врачами? Учителями доп. образования, репетиторами -?

13 Ноябрь 2015, 09:53
avatar

Сергей И. - мы же вроде иллюстраторско-дизайнерские тарифы обсуждаем?

Понятно, что у фрилансеров других специальностей могут быть другие виды оплаты, в том числе и почасовая тарификация. Это нормально. Но ни к иллюстраторам, ни к дизайнерам она не подходит в принципе.

Просто представьте, что у иллюстратора или дизайнера почасовая оплата. Т.е. человеку тупо будут платить за сидение у компьютера (мольберта, планшета, листа бумаги...) Ну и много он наработает, если деньги и так платят? Тут только сдельная оплата возможна.

Как потопаешь, так и полопаешь )))

13 Ноябрь 2015, 10:25
avatar
Ирина Сычева
Дмитрий Зубенин & Рыбальченко Юлиана
0

То что вы описали это и есть расчет по трудочасам. Разве нет?

За месяц хочу получить минимум столько-то. А значит, если одну раскраску нарисовать за день - значит цена этой раскраски столько-то.. - соответственно эта цифра и будет стоимостью вашего дня работы (остается поделить стоимость дня работы на количество часов работы в день.. и выйдет цена часа работы).

13 Ноябрь 2015, 10:34
avatar

Не совсем так. Почасовая оплата предполагает фиксированный тариф, что действительно хорошо подходит для тех же юристов или репетиторов (тому же репетитору по барабану, насколько успешно сдаст экзамены его ученик - его задача обучить). Они-же своё время на клиента тратят вне зависимости от конечного результата своих действий.

С теми же раскрасками несколько иначе. Только представьте, что вы сообщаете заказчику, что проработали над его заказом 18 часов, у вас ничего не получилось, но за 18-то часов он обязан заплатить. Вам интересно, куда он вас пошлёт?

Цену-то за иллюстрацию назначает всё-таки заказчик. Моё дело - либо согласиться с ним, либо отказаться, либо убедить скорректировать цену.

А это самая настоящая сдельная оплата, а не повремёнка.

P.S. Я бы с удовольствием раскраску за 100 т.р. нарисовал, тогда и час работы у меня стал гораздо дороже ( кто бы мне такую цену предложил ))). А поскольку такую цену никто не назначает, то приходится либо отказываться от заведомо дешевых заказов, либо с высунутым языком рисовать по 24 часа в день за копейки.

13 Ноябрь 2015, 12:26
avatar
Ирина Сычева
Дмитрий Зубенин & Рыбальченко Юлиана
1

Хм.. одно дело почасовая оплата (я говорю цену за час, а дальше по факту.. сколько проработал - столько получил).. это, да, для художника не катит.

Другое дело, когда цена складывается исходя из предполагаемого времени на работу (вот это я увидела в вашем примере, вы прикинули минимальную цену за месяц и исходя из нее вывели стоимость раскраски... и именно это я всегда считала "расчетом цены по трудочасам". Или я не права? Получается, что в начале своего поста вы написали что "Трудочасы для фрилансера - чушь и бред", а дальше сами же вывели цену раскраски исходя из трудочасов.

"..вы сообщаете заказчику, что проработали над его заказом 18 часов, у вас ничего не получилось, но за 18-то часов он обязан заплатить" - вот это о почасовой оплате.

Но "вывести цену исходя из трудочасов" это ж другое? Трудочасы художник считает исключительно для себя, дабы определиться сколько просить.. уже сверху может накинуть то что посчитает нужным.. Заказчику же говорится только конечная цена за рисунок (заказчик платит за рисунок, а не за часы).

Словом, все это к тому что трудочасы для фрилансера не чушь и не бред. А то что напрямую влияет на цену .. Понятно, что не единственный фактор, но один из основных.

13 Ноябрь 2015, 21:13
avatar
Кобозев Вячеслав
Ирина Сычева
0

Ирина, вы очень верно всё поняли.

Не справился за те 18 часов, которые сам рассчитал и не справился по своей вине — себя и штрафуй.

13 Ноябрь 2015, 23:26
avatar
Кобозев Вячеслав
Дмитрий Зубенин & Рыбальченко Юлиана
1

>Вот готовы вы по три раскраски в день рисовать?

Зависит от содержания. Если это три цветочка, то без проблем. У меня не только своя ставка денег за час но и своя планка качества. А заказчику решать, норм или нет такое соотношение.

13 Ноябрь 2015, 23:25