Новичкам про бабло и общение с заказчиком
В целом, не важно, новичок вы или не очень. Но если вы ищете развития, новых стилей, горизонтов, методов, то всегда может попасться заказ, силы на который не будут рассчитаны верно.
Что делать? Ведь договорились с заказчиком. Договор дороже денег. А факты упрямы: не из-за не опытности в деле, не из-за переделок, а просто по объёму скрытых нюансов или из-за появления скрытых требований, времени и сил работа сожрала много. Давайте представим ситуацию.
Вася заказал пете 10 булок хлеба испечь. Петя говорит «Хорошо, сделаем за N денег». А потом идёт на рынок за мукой, яйцами. На рынке цены скакнули, обсчитался в объёмах и ещё муки либо дорого по 2 кг, либо дешевле, но мешок, который не нужен. То есть себестоимость заказа получается уже больше, чем N.
Как показала практика прям на этом сайте, наш «Петя» вместо того чтобы честно описать ситуацию заказчику, начинает сыпать в муку песок, вместо яиц класть жёлтый пищевой краситель либо делает хорошо, за свой счёт, но в итоге или сильно проигрывает или молча отмораживается от заказчика.
Как нужно и как можно, если уж не рассчитали силы? Нужно прямо сказать: «послушай, дорогой Вася, я по не опытности не рассчитал силы, но попробовал и понял, что уже затратил до X часов и N денег, и этого не хватает. Давай-ка разрулим всё». В итоге вы либо оставляете «хлеб» себе, вернув аванс и имея на руках продукт, либо договариваетесь об адекватной оплате труда, поверьте, это не так страшно, признавать свои ошибки.
И ещё тем, кто думает, что «ну вот и время потеряно и деньги не получены — ужасный вариант». Вы так считаете? Значит вы не умеете считать. В данном случае вот каков баланс.
С одной стороны вы сделали 50% работы, а то и меньше (неадекватность оплаты труду заметна быстро). То есть теряете 50 условных единиц. Если же за свой счёт, в ущерб себе выполняете все 100% а вам платят ниже чем по половинной ставке (а это факт!), то вы, грубо говоря, выполняете 30—40% работы за нормальную плату и ещё 60—70% забесплатно, точнее за свой счёт. Потерять 50% или 60—70%? Хм, что же выбрать? В экономике, это, кажется, называется «фиксировать риски/потери».
Короче: будьте актуальны. Регулярно проверяйте свой «индикатор сделано/получено» и не будете терять слишком много. А студентам/школьникам просто напомню, что вы эти потери перекидываете на родителей.
Вопрос: получается "американская" по-часовая система оплаты наёмного труда более эффективна? Проста и для работодателя, и для исполнителя -? (ну и годовое исчисление доходности, связанное с налоговым циклом).
Т. е. почасовая оплата - цена процесса.
И не только в случаях фриланс работ.
А "боны", или "бонусы" - мотивация к результату, их размер - корреляция уровня продаж (пере-продаж)/популярности продукта.
с материалами и почасовой оплатой - это всё понятно и работает при профессиях: булочник, официант, автомеханик, и пэрэ...
.
но художник делает АРТ продукцию, которая ещё имеет свою дополнительную АРТ стоимость... которая - где то на глазок определяется... а где то - реальными прибылями, которые известны только зак-ку (этикетки, упаковки, принты на футболки и прочие предметы)...
.
зак-к никогда не признается, что этикетка "Васи Пупкина" - почти не продаётся, а в сравнении с Пупкиным - Ваша подняла продажи в 10... или в 100 раз... зак-к будет скрывать такие данные до последней возможности...
.
грубо говоря - херовая картинка не двигает продажи товара... а талантливая - двигает... и ещё как-!!! ...
.
.."булочник, официант, автомеханик,.."
Я довольно давно работаю в мультипликации - не АРТ -??
;)
"Краем уха" слышал о трудовых взаимоотношениях/зарплатах на американских студиях, европейских, японских, китайских...
"Американская система" мотивировок/оплат, на мой взгляд, - наиболее эффективная, и, подчёркиваю - ПРОСТАЯ и ПОНЯТНАЯ, а значит ВЫГОДНАЯ для обеих сторон (если говорить о рынке/капитализме..).
.."херовая картинка не двигает продажи товара... а талантливая - двигает... и ещё как-!!! ... "
- оххх, в нашем, "рассейско-околорассейском" случае наблюдаю разное, в т.ч. противоположное.
Да ладно. Двигает продажи реклама. И втюхивать можно любую фигню. Сама картинка не продаёт. Она — множитель. Просто посмотрите на то что популярно на каком-нибудь девиантарте или патреоне. Отнюдь не самые крутые картинки, а хорошо раскрученные уровнем от среднеслабого.
Единственный заказ ( и то не оплаченный, который я получил ) с этого сайта был с французского города Парижу. Некая тётенька, живущая там, просила меня сделать 24 карандашных эскиза по 30 евро за штуку. Предполагалось, что потом кто-то другой на месте с этих эскизов сделает большие картинки в цвете для наклейки на ящики для игрушек в детском саду. Рисунки предполагали сказочное изображение 12 животных китайского гороскопа в состоянии дня и в состоянии сна. Прикинул, что сделаю эту работу за три дня. На следующий день отправил ей первые 8 эскизов, сделанные на листах 40х45. Они были приняты без замечаний. Стал продолжать работу. Сделал ещё три картинки и тут началось… Получаю письмо, что она ещё раз посмотрела и решила, что вот того животного всё-таки луше было бы сделать так, а другого эдак. Переделал, на что ушёл весь остаток дня. Приняла. Пишет, что хотела бы поскорее получить эскизы именно с дракончиком и с мышкой. Сделал ещё 4 эскиза. Отослал. Это хорошо, пишет, но вот насчёт предыдущих, давайте мы их сделаем лучше так - и начинает описывать совершенно новые ситуации… Потратил ещё один день. Спросил, как там решим с оплатой? Отвечает, первые сто евро она может мне передать через неделю со своей сестрой, которая живёт в Москве и называет сумму в рублях по сильно округлённо-заниженному курсу.
Написал ей, что по причине занятости работу продолжить не смогу. Теперь зарёкся связываться с такими мадамами. (Хорошо, ещё что только четыре дня потратил впустую).
вы без предоплаты начали работу????
В делах творческих "Себестоимость" понятие призрачно-эфемерное....
В любых делах.
Литр воды дома из под крана и в пустыне.
Или цена модных кроссовок в пересчёте на негрочасы или на бирке в бутике.
Что касается продукта «мифического», то есть искусства, то при его создании есть совершенно прозаический человек, которому нужно кушать, квартплату платить, лечиться, одежду и т.д. То есть у этого человека есть определённая цена дня его жизни (комфортной или не очень)
хм..я, когда придумываю что-нибудь - образ,композицию - могу даже во сне про это снить..мне как это считать - как трудовые часы или трудовые неурочное время по выходным тарифам? Творческий процесс безостановочный, найти инфу нужную, например,если что то специфическое нарисовать..Отрисовку техническую можно и часами, а работу мозга как считать?
Так всякие там инженеры-изобретатели вообще на окладе сидят, а то и на одном энтузиазме.
Я лично за это беру либо некоторую фиксированную сумму, чтобы заказчику не было обидно, что я шесть дней думал на его деньги. Либо повременной тариф, если сижу, чёркаю, подбираю, думаю, то есть занят полностью.
Пряник, вы сами новичок, чему вы можете научить новичков. Если вы смените профессию рисовальщика на что угодно другое, ничего не изменится. Вы вообще никогда не мыслите как художник, вы из другой ниши из другой среды.. вы не в теме не в профессии...
Если «мыслить как художник» — это «быть истеричной п***ой с замашками „я так вижу“», то да, я не мыслю как художник.
И да, я плавно перетекаю между средами. В иллюстраторство из другой среды. Но речь в посте о заказах и фрилансе. А я в этом настолько не новичок, что легко прогнозирую, что за заказчик и что он примерно скажет, как будет относиться к процессу, по одному абзацу письма.
-
В отличии от многих людей, я могу объяснить то, что происходит на уровне ощущений и почему так происходит. Потому мне и забавны люди, рассказывающие про непознаваемость, как забавен дикарь из племени, рассказывающий о боге дождя, мечущем сверкающие копья света с неба. И нет, я не сторонник чисто аналитического подхода, ибо он даёт лишь половину результата. Нужно ещё прожить и прочувствовать (персонажа, сценку на картинке), тогда получается объективно живее. Вот и весь фокус.
п.с. Да, я в курсе, что «нужно делать имя» и «вовремя нарезанный понт дороже денег». Так что не учите дедушку кашлять. Дедушка просто не любит понты и тупоп***ость. Последнее слово к биологическому полу не относится, дамы не обижайтесь.
Да. Лично помню, как рыскала в интернете и не могла найти адекватной рыночной стоимости на тот или иной проект.
Вроде мало - обидно, много - вдруг откажутся, а счастье было уже так близко!
На самом деле формирование цены на объекты творчества для меня до сих пор является туманной темой.
Я думаю это у многих.
Может есть в природе алгоритм формирования цены? по шагам прошел и не паришься.
Базовая цена — это трудочасы*ставка*150% + все материалы от краски холстом до дополнительного бутерброда.
А часовая ставка зависит от типа и сложности работы, ценности идей и методов, личного опыта.
Эм, стратегия хороша. А вот с " ценности идей и методов", пожалуйста, поподробнее.
Как вы относитесь к тому, что многие взвинчивают цены? Я с одной стороны не против. С другой - трудочасы тут ни причем. За сколько сможешь продать за столько и продашь.
А про "взвинчивают цены" можно поподробнее? Т.е. демпинговать нужно?
Ценность идеи определяется соотношением того, насколько она на поверхности лежала или напротив насколько уникальна, к тому насколько она проста и гениальна.
Хорошая идея, которую дёшево и очень выгодно реализовать стоит дорого. Средненькая идея, требующая массивных вложений мало чем ценна.
Трудочасы для фрилансера - чушь и бред. Подобный расчет хорош только для работников, не отвечающих за конечный продукт: вышел на работу, отработал 8 часов, получил зарплату.
Фрилансер работает по договору и оплата идет за готовую работу, а не за то, сколько часов он за мольбертом (планшетом) отсидел.
Самый простой, на мой взгляд, расчет таков:
Сколько хотелось бы получать денег в месяц? Для меня минималка - 30т.р. За эти деньги можно нарисовать, к примеру, 100 раскрасок по 300 рублей, или 30 - по 1000 р. Или 20 - по 1500 р. Цифры не из головы, это вполне реальные цены. Вот готовы вы по три раскраски в день рисовать? Да еще и найти покупателя на СТО раскрасок? Лично мне проще одну качественную и красивую в день нарисовать, чем штамповать мусор, коего в книжных по 10 рублей пучок.
В общем, примерно так.
Хм.
А как быть с юристами (адвокатами, юрист-консультантами) - "фрилансерами"?
Я сам поначалу не верил.. - одно дело смотреть голливудские фильмы, другое - столкнуться в реальной жизни. Такса - исходя из "дня работы по вашему делу" ("день" арифметически делиться на часы).. причём не уголовка - административка, недвижимость, бизнес... Причём, результат (выигрыш в суде напр.) тоже не гарантирован.
Объяснили: юрист занимается тем специфическим, чем не может полноценно (а иногда и по закону) заниматься клиент. Размер таксо-часа - лицензия, сертификат гильдии, столько-то выигранных дел. Т.е. "репутация". (В нашем случае - диплом, портфолио и т. п.)) Причём, предусмотрена и дифференциация бонусов, отдельных гонорарных выплат: доведение/НЕ доведение дела до суда, выигрыш в суде, апелляции...
А как быть с коммерческими врачами? Учителями доп. образования, репетиторами -?
То что вы описали это и есть расчет по трудочасам. Разве нет?
За месяц хочу получить минимум столько-то. А значит, если одну раскраску нарисовать за день - значит цена этой раскраски столько-то.. - соответственно эта цифра и будет стоимостью вашего дня работы (остается поделить стоимость дня работы на количество часов работы в день.. и выйдет цена часа работы).
>Вот готовы вы по три раскраски в день рисовать?
Зависит от содержания. Если это три цветочка, то без проблем. У меня не только своя ставка денег за час но и своя планка качества. А заказчику решать, норм или нет такое соотношение.