Несколько цитат из древних китайцев
Выписала себе несколько цитат из книги С. Н. Соколова-Ремизова «Литература. Каллиграфия. Живопись» (изд. «наука», Москва, 1985 г.).Мне показалось, что в этих высказываниях квинтессенция китайского отношения к живописи. Обратите внимание, китайцы древние все, 9–12 век, а как современно звучат некоторые высказывания)))
…теоретик, каллиграф, живописец IX в. Чжан Яньюань пишет: «Работа кистью Гу Кайджи была сжатой и сильной, связной и непрерывной, двигающейся по кругу и идущей в даль, согласованной с правиласми и необдуманно-вольной. Она как порыв ветра или сверкание молнии. Идея у него существовала до того. как он брал кисть; когда картина была закончена, она содержала идею и потому была полна одухотворенного настроения».
…в трактате XI в. «Записки о живописи: что видел и слышал» Го Жосюя, раскрывая секрет искусства каллиграфа Ван Сяньчжи и художника Лу Таньвэя, умевших создавать произведения «одним росчерком кисти», он пишет, что у этих мастеров " с начала и до конца в работе кистью присутствовал свой порядок непременно сменяющих друг друга движений, пульсация духа не прерывалась, поэтому замысел-идея существовала до работы кистью, кисть действовала внутри замысла-идеи, живопись находила своё предельное звучание в замысле-идее, достигалось соответствие во внешнем сходстве, исчерпывающе передавалась духовная сущность…»
критик начала XII в. Дун Ю пишет: «Если говорить о раскрытии духовной сущности, о воссоздании образа, то разве этого так просто можно достичь — разложить, приготовить краски, призвать натуру и скопировать, переложить её облик на свиток? нет, живопись в том, чтобы „сняв одежды и расслабившись уйти в образ“, тут нельзя, согнувшись в три погибели, устремляться-бежать ко двору императора… Самое главное — в передаче идеи-замысла без нарушения правды… Идея возникает сама собой, источник её в естественности. Современные художники достойны удивления. Они рисуют внешние формы и наносят краски, копируя натуру, с тем. чтобы достичь таким образом внешнего подобия. Это — с начала и до конца искусственно и надумано. Как же такая надуманность может быть согласована с творениями природы?»
тоже интересно. Спасибо)
интересно!
амэн))
В пятом веке китайский художник и теоретик Се Хе в своем трактате Гохуа Пиньлу распределил всех известных живописцев согласно достоинствам их произведений. Классифицировались живописцы по шести принципам — 绘画六法.
Cоблюдение этих принципов звучащих для русского уха как музыка «хуй хуа лю фа» является условием создания образцового искусства.
…. Одни ценят законы живописи, другие ценят свободу от них. Свободы от законов не может быть, как и нельзя ограничиваться лишь соблюдением законов. Сначала со всей строгостью постигни правила и нормы и лишь потом постижение сути законов приведет к освобождению от них…
Вот эти принципы которым 1500 лет:
1. Одухотворенный ритм живого движения.
2. Структурный метод пользования кистью.
3. Соответствие изображения реальным вещам.
4. Следование красок роду предмета.
5. Пропорциональное расположение вещей.
6. Подражание и копирование.
Значимость этих принципов возрастает снизу-вверх, от шестого принципа к первому. Ниже их краткая корявая трактовка, игнорирующая философский подход, авторские права и все остальное
6. Копирование и подражание. Первое что должен освоить художник это сначала копирование и затем подражание и попытки постичь идеи мастера… Отбрасывай слабости учителей когда будешь в состоянии понять это. Категорически нельзя двигаться дальше пока не освоишь этот принцип.
5. Постижение правил пропорционального расположения вещей. К сожалению Се Хе только обозначил этот принцип, но не счел нужным подробно разъяснить свои понятия о композиции, но… Главные запреты живописи это когда нагромождаешь части, не отличаешь близкого от далекого, в беспорядке располагаешь башни и дворцы, облака делаешь водянистыми и без движения, у дороги нет начала и конца, у камня лишь одна сторона, у деревьев меньше четырех ветвей.
4. Следование красок роду предмета — .выяви оттенки краски и мерцание размывов цвета чтобы твои идеи и устремления были воплощены сполна. …слова не могут выразить сути сокровенных превращений, но правильное следование краски роду предметов заслуживает почитания. Деревья и травы расцветают сами по себе и не нуждаются в зеленой краске. Снежная дымка и кудрявые облака не нуждаются в белилах, чтобы быть белыми. Вот почему, когда работа с краской выражает смысл, все цвета оказываются на месте. А когда смысл сведен только к цветному раскрашиванию, образы не соответствуют вещам.
3. Создание образов в соответствии с вещами, подразумевает отражение идеи через конкретные образы-символы (сян). .Воистину несведущ тот, кто не знает, как следует рисовать. Печалиться нужно не о том, что сделано недостаточно, а о том, что сделано недостаточно усердно. Настоящее усердие там, где понимаешь, что картине больше ничего не прибавишь. …живопись высокой древности проста по исполнению, целомудренна по замыслу и отличается изысканной пристойностью, живопись средней древности мастерски сработана, изящна, тщательна и излучает очарование, живопись близкой древности роскошна, прекрасна и устремлена к совершенству, а картины большинства нынешних художников путаны и беспорядочны, в них нет смысла. Это — работа заурядных ремесленников…
2. Структурный метод использования кисти касается техники художественного процесса. Принцип трактуется как выразительность линии или в более широком смысле умение движением руки передать суть и основу изображаемого.
1. ЦИ ЮНЬ ШЭН ДУН — одухотворенный ритм живого движения. Пять первых принципов может постичь почти каждый, но этот принцип присущ художнику от рождения. …в основе творчества лежит «ци». Прозрачность и мутность ци зависят от природы и не могут быть достигнуты с помощью усилий… Лучшие живописцы древности прекрасно передавали форму вещей, но превыше всего полагались на основополагающий дух образа. Судить об их картинах на основании сходства с прототипом — это занятие несведущих, пошлых людей. Нынешние живописцы искусно изображают формы вещей, но не могут выразить созвучия энергий. Если же нет созвучия энергий, то и правдоподобие картины окажется пустым и ненужным. Пустые красоты лишают живопись утонченности.
WUK
совсем другое дело!
теперь бы ещё проиллюстрировать все эти пункты, а то не всегда можно правильно понять, что имеют ввиду — поэтические описАния стилей
…типа — его акварель — это музыка камыша ранним утром, свежим, как поцелуй юной девушки…
тут — пока я не увижу — чавОйто это такое — мне — ну ничо не понятно.
:)
Уважаемый Вук, и опять вам персональное спасибо — такой цитаты у меня в коллекции не было! теперь есть)))
интерсно, актуально
да… это вам не розочки с торта слизывать… ©
+++
+++
+
ну и вопрос ко всем, кому интересно — надо еще выкладывать?
сканы с книги еще есть))) картинок нет, только текст.
Оксана, выкладывайте. Интересно ж.
выкладывайте, Оксана! разберём китайцев по косточкам!