Не верь глазам своим
Истоптала сегодня ноги по одному турецкому городу в поисках местных иллюстрированных книг. Лучше бы их так и не нашла. Ну а коль нашла, то очень хочется поговорить о том "что", "кто" и "как" видит в окружающем мире... как же превратить это в рисунок... как же сделать его легким и цепляющим.
Давний промозглым осенним вечерком захватила я на книжном развале одну прелюбопытную книженцию "Практика рисования. Об акцентах восприятия, присутствующих в натурных зарисовках. Учебный материал для студентов отделений архитектуры и дизайна". Написал её Дуглас Купер. В своём повествовании и работе он многожды ссылается на Кимона Николаидиса.Одно из первых упражнений в своих лекциях упоминает Виктория Семыкина и очень советует его иллюстраторам всех мастей.
Первая и простая мысль этой книги: "Зрение несовершенно". Без него жизнь возможна - без осязания нет. Если вдруг в вас поднялась волна возмущения, как во мне сперва, то подождите пока она накатит и уйдёт) потом будете дальше читать. Так вот Дуглас говорит следующее: "единственное весомое преимущество зрения - информация на расстоянии. Зрение свободно и от горя, и от радости. Не стоит доверять своим глазам - их легко обмануть. Зрение - научаемый навык взаимодействия с миром". Прикосновение и движение - врождённые инструменты - маленькому ребёнку не приходится объяснять как чувствовать кожей или как привести в движение свои мышцы. Ему только требуется обогощать понятийный аппарат, чтобы объяснять происходящее другим.
Как же тогда зрению быть опорой при освоении искусства рисования? Ответ берётся из книги Кимона Николаидиса "Естественный путь к рисованию". Зрение без поддержки тактильного чувства ущербно - оно вуайеризм. Кимон Николаидис помогает своими упражнениями ощутить то, что человек видит глазом.
Иллюстраторы, дизайнеры, архитекторы не могут ограничиться одними наблюдениями и их интерпретацией - они создают то, чего ещё нет. Прежде, чем создавать модель на бумаге, нужно породить мысленный образ. Единственный способ узнать форму поверхности - это начать по ней двигаться. Единственный способ схватить весь образ разом - взвесить его. Единственный способ передать пространство - это почувствовать пустоту, его заполняющую, так, словно она материя, а не её отсутствие.
Упражнение 1. Контурная зарисовка фломастером\ручкой на гладкой бумаге
Фломастер ставится на бумагу. Глаза всё время рисования смотрят только на объект и никогда не заглядывают на лист бумаги. Взгляд подобен маленькому насекомому, которой медленно ползет по поверхности объекта, изучая его. Рука движется по бумаге с соответствующей скоростью. Изначально стоит специально замедлять движение глаз и руки. Глаза не перескакивают от одной детали к другой, рука не отрывается от листа - линия подобная нитке, которую в итоге можно намотать на катушку. Осознанная волевая концентрация и безотрывный переход от внешнего контура ко внутреннему. Никакой страха и скованности, так как глаза не видят ту линию, которая получается у руки. За этими рисунками стоит дух чисой радости и они всегда получаются прекрасно)
Упражнение 2. Контурная зарисовка фломастером\ручкой на гладкой бумаге
Техника исполнения отличается от упражнения 1 тем, что взгляд иногда падает на бумагу, а на бумаге добавляется передний, задний планы.
Упражнение 3. Контурная зарисовка палочкой для калиграфии и тушью.
Техника схожа с упражнением 2, но палочка для калиграфии позволяет линии утолщаться и утоньшаться, придавая дополнительной выразительности рисунку. Упрежнение, которое можно освоить только бесконечными повторениями ,так как вначале линия никак не будет слушаться.
Упражнение 4. Контурная зарисовка фломастером.
Смысл в том ,чтобы развить у художника чувство формы, подчеркиваемой поперечными и круговыми контурами. Рисунки в чем-то похожи на топографические карты, а линии будто показывают поперечные сечения объекта. Начинать работу нужно с самой очевидной поверхности - например, талии человека, если это человек. линия будто опоясывает тело. дальше она перемещается по спирали чуть ниже. Линия проходит через переднюю и заднюю части объекта. Весь объект обрисовывается окружностями, как если бы его обматывали ниточкой.
Упражнение 5. Контурная зарисовка карандашом
Здесь больше нет плавных и сплошных линий. каждая линия подобна короткой или длинной, но абсолютно прямой палочке. Нужно много-много палочек, чтобы выложить изогнутую поверхность. весь объект рисуется легкими штрихами.
Упражнение 6. Масса Литографическим карандаш на гладкой бумаге
Карандаш помещается в центр объекта, где как будто бы находится его центр массы. Далее к этой точке будто бы пристраивается материал и масса объекта. Можно представить себе снежок или глину, которой обмазывают остов из проволоки. Работа продолжается пока не будут достигнуты внешние границы модели. В конце места, где модель толще, будут наиболее темными.
Упражнение 7. Масса фломастером на шероховатой бумаге.
Теперь масса строится чернильными каракулями. Главное не слишком сгущать черное и постараться быстрее завершить начальный этап. При достижении внешнего контура фигуры, нужно моделировать её поверхность. Представьте себе, что вы вдавливаете глину в тех местах, что зрительно находятся дальше от вас - здесь колечек будет больше.
На самом деле, таблица Менделеева сначала приснилась Пушкину, но он нихера не понял.
Начала читать и что-то устала.
Вдох глубокий, руки шире, Не спешите, три-четыре!
У меня вопрос к автору поста - скажите, а вы правда считаете что подобные упражнения ведут к благодати и силе иллюстраторской? Мне вот кажется, что это как занятия йогой против гопников- можно, но совершенно бесполезно. Типа аутотренинга... Я учусь рисовать, я учусь рисовать, я учусь рисовать, я научился рисовать, а какого хуя нет заказов?
Наличие здесь этого поста - ответ на ваш первый вопрос. Те люди, которые пишут и говорят о подобных упражнениях достигли ощутимых высот в своём деле - печатаются на десятках языков мира, побеждают в крупных книжных и иллюстраторский выставках, преподают в крупных и известных школах архитектуры и изобразительного искусства. Это не говоря о том, что их работы легко узнать среди множества слабых рисований.
Много их, теоретиков то... Пилите Шура пилите:))
Начало было интригующим
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. :))
Fanacetum пытается научить нас как сделать рисунок "легким и цепляющим", но, почему-то сам (сама?) не спешит пользоваться подобными методиками, судя по портфолио.
Непрошенный совет автору блога - время потраченное на копипасту это материала, скучно и безжизненно написанного, лучше бы потратить на совершенствование своих работ, уж очень все эти поучения выглядят неуместно при удручающе низком качестве рисунков в портфеле. Контраст, способный вызвать лишь насмешку у публики, но никак не благодарность и уважение.
Я сама пока не зарабатываю иллюстрацией)))) вы не любите учиться, как мне показалось) столько агрессии и взглядов свысока у всех подписавшихся) не жаль было времени) утешает лишь то, что только один из профессионалов комментаторов вызвал желание подписаться на него или купить книгу с его рисунками) так что полёт нормальный, но неожиданно как статья превратилась в сито
думаю, что было бы гораздо интереснее посмотреть на те самые турецкие иллюстрации, которые так не понравились. Просто для информации.
Хм. Это может быть и мысль. Я сперва думала сфотографировать… а потом думаю, ну что я буду сидеть и разбирать чужие огрехи? Дойдут ли руки…. Но может быть и стоит) у меня в планах ещё поиски книжных