Народ, нужна ваша помощь!
Заказчик требует отчуждение исключительных прав на произведение. Изначально это не обговаривалось!
Заказчик требует исключительные права на иллюстрации(векторные). Я то в целом непротив, но требую 50% от уже выплаченной мне за эти иллюстрации суммы. Изначально отчуждение исключительных прав никак не обсуждалось, с договором они тянули и работали мы без него. А сейчас прислали и условия данного документа меня , скажем так не устраивают. На доплату за отчуждение исключительных прав они ответили мне вот что:
3. ПЕРЕДАЧА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ - о ней никто не говорил изначально.(это отрывок из моего письма)
Про передачу каких-либо других прав на рисунки речи быть не могло, так как абсолютно со всеми авторами (мы работаем и с авторами по видео, по методике обучения, авторами контента для сайта и проч) мы заключаем договор на отчуждение только исключительных прав. Без отчуждения таких прав работать с автором нет вообще смысла, а совершенно для других целей, а именно для работы.
То есть я получается сама должна была догадаться о том, что они у меня их попросят. И это с учетом маленькой цены за каждый рисунок(даже стыдно говорить сколько). У меня первый раз такое...Посоветуйте как дальше быть......
Это нормальная практика в противном случае вы как автор у них можете отсудить круглую сумму...
Можете просто не подписывать...
Или подловить их на косяке.. например они не укажут ваше имя , а право автора на имя НЕЛЬЗЯ отнять .. никакими договорами будь вы хоть Путин...
Тогда вы можете ... поулчить дивиденты и таким образом... )))
А так обычная практика любого издательства..
Потому как закон об авторском праве работает .
Спасибо Вам)
Попробуйте договориться о передаче прав на определенный срок, допустим на 5 лет или на 3 года. И конечно перед выполнением заказа всегда обговариваются условия работы и договор заключается. А то так можно и без денег остаться.
Передача исключительных прав производится за отдельную сумму, а не задаром. А вообще о передаче говорят заранее перед началом работ. И передача не является саморазумеющимся процессом. Можно заключать договор сроком на 1 год или 3 года, а не навсегда. Например, на рисунки для новогодних подарков мы заключаем договор сроком в полтора года.
это само собой разумеется. . просто протупил
Предоплату брали? Если брали, то все проще. Предоплата дисциплинирует от подобных вывертов. Заки часто норовят исполнить этот фирменный финт ушами.
Права продаются за деньги и по умолчанию никому не отдаются. Мало ли что они говорят про работу с другими художниками, они могут "чесать" что художники им свои квартиры за заказ отписывают и первенца отдают.
Если работали без предоплаты, то тут все гораздо грустнее, они могут давить на вас что вообще ничего не заплатят, если откажете им в исключительных правах. Надеюсь вы им не отправили уже готовые файлы?
Вообще без договора лучше не работать или работать по 50-100% предоплате.
Да, они уже оплатили сделанную мной часть работ, отправляла png. Теперь они еще хотят вектор, ну исходники все и еще отчуждение исключительных прав...Доплачивать за это не горят желанием
Практика повсеместная у издательств и прочих. Некоторые, как ЭКСМО, если начинать с ними оговаривать лицензионные условия вместо договора на отчуждение, говорят примерно следующее: нам тогда легче за 400 рублей купить иллюстрацию на стоке.
С одной стороны их можно понять (и простить): если издательство заказывает иллюстрацию, то оно логичным образом хочет владеть ею единолично, к тому же, в некотором роде, заказчик выступает соавтором (в некотором роде), в силу того, что в процессе работы направляет художника, корректирует и подталкивает к тому результату, который нужен ему, заказчику. Ну и, конечно, если у издателя исключительный (эксклюзивный) договор с автором произведения, тогда, само собой, и иллюстрации к нему издателю резонно иметь исключительно в своем распоряжении. Это как если вы заказываете платье у модельера, носите его, а потом модельер звонит и говорит "принесите-ка платье в субботу туда-то, я его на вечер одной даме дам". Издатель, понятное, дело, "платьем" владеть хочет единолично.
С другой стороны, с позиции художника как непосредственного автора иллюстрации, отчуждение исключительных прав лишает его какой-либо возможности контролировать получаемые с его работы издателем (правообладателем) барыши, что и является причиной этой борьбы за права. Нам, художникам, выгоднее не отдать права, а дать заказчику попользоваться работой на ограниченный или неограниченный срок и на разных условиях. Поэтому, конечно, желательно впредь оговаривать этот вопрос с издателем заранее (а то они же хитрожопы тоже, любят 1) подсовывать договор в конце и 2) пользоваться правовой безграмотностью художника. Понятно, что в случае отчуждения искл. прав стоимость будет иной, нежели на условии лицензионного договора.
Иные клиенты и вовсе работают без договоров, им это нафиг не нужно.
На днях как раз одной подруге, тоже бывающей на этом сайте, издатель одной из книг, проиллюстрированных ею, с гордостью говорила, как хорошо продается книга и что они даже переиздание готовят. И на ее робкий вопрос, не полагается ли ей чего с этого переиздания, роялти там какого, ей, конечно, ответили отрицательно: договор был на отчуждение прав.
А! Ну а что же делать в ситуации по сабжу: ну, договариваться на словах с пациентом только. Как еще?
Подумал подумал ... и решил свою книжку нужно издавать только самому...
Настоятельно рекомендую НЕ СОГЛАШАТЬСЯ. Можете пойти навстречу и продлить лицензию до 7 лет.
По закону, при передаче исключительных прав автор оставляет за собой право публиковать свои работы в портфолио. Так что лично для вас никаких особых неудобств передача прав не несет.
Если это разовый заказчик, то я бы потребовал денег. Если постоянный, то передал бы права. В целом, конечно, заказчик не прав. Но тут такое дело - начнете требовать дополнительных денег - станете неудобным исполнителем. Я неоднократно требовал дополнительных с заказчиков, и всегда их получал. Но потом у меня эти заказчики пропадали и ничего больше не заказывали.
где ссылка на договор? в старой версии сайта была...