Методология и жизнь
Уверен, что каждому художнику во время его учёбы преподаватели говорили примерно следующее: "когда ты закончишь институт и станешь профессионалом, можешь начинать работу хоть с мизинца левой ноги. Сейчас же изволь соблюдать правильную последовательность."
Соответственно я и задумался недавно - а много ли практикующих коллег действительно забивают на то, чему их учили и образно говоря рисуют с условного "мизинца левой ноги". Речь конечно о реалистическом изображении людей. Понятно, что фотошоп со своим инструментарием внёс определённые коррективы, но всё же приходится иногда рисовать с чистого листа даже и в фотошопе.)
В связи с этим и вопрос к завсегдатаям сайта - а насколько педантично они соблюдают (или не соблюдают) в своей профессиональной деятельности институтскую методологию. То есть - начинают ли рисовать скажем фигуру со стоп и ярёмной ямки, ведут ли лепку формы от перелома светотени к касаниям, прорабатывают ли сначала кисти-стопы, а затем уже остальное?
Или же действительно, с наслаждением забив на всё это, фигачат фигуру с пятки, а портрет - с блика в глазу? (как и "предрекали" им преподаватели))
Я ваших иснтитутов не заканчивал, и даже не учился в художке, но набивши шишки усвоил твердо - методология это первейшее дело. Ибо нужна система, и даже для мозга индивидуума рисуещего от мизинца, такова объективная реальность.
Однако тем не менее нет-нет, да и встречаю неплохих художников, начинающих именно с условного "мизинца".
Для меня, основными методическими принципами со времён учёбы, которые "в кожу впитались" стали "от общего - к частному" (и это вообще стало "взглядом на жизнь"), и второй. Его часто повторял мой учитель ещё в худ. школе в старших классах (при том, что ещё тогда объяснял все эти академические последовательности) - "Дунул - плюнул - пальцем растёр - лишь бы в финале получилось то что ТЫ хочешь. Максимум выразительности, при минимуме средств. Выразительность и точность - для зрителя, чистота стиля - для критиков". Тем и живём.
Виды работ, рисования, бывают разные. Например, в кино - "пляшешь" от композиции кадра, ракурса съёмки, в анимации (часто) - от позы, или жеста, композиционного центра. В таких случаях бывает выгоднее начинать с условных "пальчиков - ротиков - глазок.." пририсовывая походу всё остальное. Но для этого конечно нужен серьёзный опыт, знания и навыки, "набитая рука".
Не, то что - от общего к частному - это понятно, наоборот вообще редко кто делает. А вот насколько конкретно используется такая методика - это интересно. Например, начинает ли народ лепить форму с перелома светотени, или же наплевав на это, сначала делает жирную обводку(что категорически не приветствовалось в институте), и затем от неё идёт к созданию объёма...
Принцип "от общего к частному" в рисунке соблюдаю : сначала основное, потом прорисовка деталек. Правда, когда делаю в цвете , то этот принцип нарушаю -- начинаю с какого-нибудь куска, который мне более симпатичен и дальше всё за ним сразу до готовности, как будто белую кальку снимаю с уже готовой цветной картинки. Дело в том, что я рисунок сразу вижу в цвете, когда ещё рисую его в карандаше. Но это , видимо, профессиональный навык после обучения в школе, училище и институте. Получается, что я просто "пропускаю" этап первичной раскладки по цвету и по форме.... могу и с пальца нарисовать всю фигуру ) Этот навык приобретается на вечерах набросков ещё в училище.
-"как будто белую кальку снимаю с уже готовой цветной картинки."-
Вот)) Именно за это и били по рукам в вузе.) Но вообще, тогда респект - так делать реально сложно.
-"Получается, что я просто "пропускаю" этап первичной раскладки по цвету и по форме.... могу и с пальца нарисовать всю фигуру ) "-
Интересно. Я вот наоборот ловлю себя на том, что машинально воспроизвожу институтскую методологию гораздо более близко к теме, чем когда был студентом. С пальца начинать и не хочется, и неудобно.)
Я тоже так делаю. Не совсем вернее так. Рисунок от частного не получается никогда, не настолько я еще руку набила, чтоб держать все пропорции в голове. И весь цвет если заранее не представляю, то начинаю с самого понятного. Но это если рисунок компьютерный. В акварели так не выйдет. Там нужно сразу весь цвет представлять.
1) институтов не кончал, потому стараюсь приучить себя от общего к частному. Это удобно и мне лично приятно: хочется видеть общий прогресс. Более того серии иконок стараюсь делать так же. То есть нарисовать все эскизы, потом подобрать цвет ко всей серии, потом обвести все, и потом затягивать градиентами и раскрашивать.
2) но бывает так, что некоторый элемент очень важный, вокруг него всё логически строится. Например выражение морды лица. Тогда набрасывается очень грубый силуэт и начинается построение с проб мимики.