Мартышка и цветовой круг

Main original

Все рисующие люди, учившиеся дизайну, рекламной графике или иллюстрации подвергались пытке «цветовым кругом», после которой возненавидели цветик-семицветик на всю оставшуюся жизнь.

Преподаватели-гуманисты заставляли нарисовать круг с дополнительными цветами похожим, изверги требовали проверки черно-белым ксероксом, якобы отображающим правильные цвета 50 процентами серого.

Профессора оглашали манифест о дополнительных цветах, объясняли, что зеленый рядом с красным смотрится особенно ярко, а цвета, расположенные в круге через один, ставить рядом не рекомендуется. Эти несложные правила всем легко запомнились.

Далее студентам предлагалось изготовить себе такой круг, держать его под рукой всегда и пользоваться им. Но как?

Результаты небольшого опроса о возможном использовании цветового круга в иллюстраторской практике изрядно меня позабавили. Близок к истине оказался коллега, ответивший, что цветовой круг нужен только художникам, рисующим реалистично. Что именно предполагается найти в магическом круге, не знал и он.

Художник, знакомый с оптикой, сможет правильно подобрать все цвета для реалистичной картины, не имея перед глазами объекта изображения. На уроках живописи нам неоднократно сообщалось, что цвета предметов и теней содержат всевозможные оттенки, однако их появление подчинено весьма четким правилам.

Йоханнес Иттен, основоположник «новой науки о цветах», проделав однажды эксперимент с разноцветными лампами и объектами, описал эти правила. К сожалению, полное описание эксперимента приводится фрагментарно в его обширных трудах, и лишь профессора некоторых вузов потрудились объединить все примеры в одном учебнике. Перечитывать все книги самостоятельно большинство студентов ленится, а попытки восстановить целое по обрывочной информации остаются бесплодными.

Итак: при естественном освещении предмет отбрасывает на ахроматический (черный, белый или серый) фон тень дополнительного к нему света: красный — зеленую, желтый — фиолетовую, синий — оранжевую. Найти подходящую тень для объекта с более сложным цветом поможет цветовой круг — смотрите, что находится в круге напротив цвета объекта.
Белый предмет отбрасывает зеленую тень.

При наличии дневного света цветной свет, направленный на белый предмет, так же отбрасывает тень дополнительного к нему света, например, свет от зеленой лампы — красную, а от фиолетовой — желтую.

Два исключения: свет красно-оранжевой или сине-зеленой лампы отбрасывает черную тень.

Если тень падает на цветной фон, ее цвет смешивается с цветом фона.

Приведенного выше достаточно для выбора гармоничных или правдоподобных цветов не только для реалистичных картинок.

Для особо любознательных приведу описание эксперимента с разноцветными лампами в темноте, подарившего нам удивительные и неожиданные результаты. Железной логики описанных выше примеров в этом случае выявить не удалось, поэтому придется запомнить, что произошло, в чем вам несомненно поможет находящийся под рукой цветовой круг.

В отсутствие дневного света, освещение предмета двумя цветными лампами приводит к следующему:

- В красном и зеленом светах, красный луч отбрасывает зеленую тень, зеленый — красную.
- Красный и зеленый света, пересекаясь, дают желтый.

- В синем и оранжевом светах, синий луч отбрасывает оранжевую тень, оранжевый — синюю.
- Синий и оранжевый света, пересекаясь, производят пурпурно розовый, (фиолетово-белый).

- В желтом и фиолетовом светах, желтый луч отбрасывает фиолетовую тень, фиолетовый — желтую.
- Пересекаясь, желтый и фиолетовый света дают белый.

- В красно-оранжевом и сине-зеленом светах, красно-оранжевый луч отбрасывает синюю тень, сине-зеленый — красно-оранжевую.


Пересекаясь, красно-оранжевый и сине-зеленый света дают пурпурно-розовый.

- В желто-оранжевом и фиолетово-синем светах, желто-оранжевый луч отбрасывает фиолетовую тень, фиолетово-синий — желто-оранжевую.


Пересекаясь, желто-оранжевый и сине-зеленый света дают пурпурно-розовый.

- В желто-зеленом и красно-фиолетовом светах, желто-зеленый луч отбрасывает красную тень, красно-фиолетовый — желто-зеленую.


Пересекаясь, желто-зеленый и красно-фиолетовый света производят желто-белый.

- В синем и зеленом светах, зеленый отбрасывает синюю тень, синий — зеленую.
- Пересекаясь, эти света производят сине-зеленый.

- В зеленом и желтом светах, желтый отбрасывает зеленую тень, зеленый — желтую.
- Пересекаясь, эти света производят желто-зеленый.

- В желтом и оранжевом светах, желтый отбрасывает оранжевую тень, оранжевый — желтую.
- Пересекаясь, эти света производят желто-оранжевый.

- В оранжевом и красном светах, оранжевый отбрасывает красную тень, красный — оранжевую.
- Пересекаясь, эти света производят красно-оранжевый.

- В красном и фиолетовом светах, красный отбрасывает фиолетовую тень, фиолетовый — красную.
- Пересекаясь, эти света производят красно-фиолетовый.

- В фиолетовом и синем светах, фиолетовый отбрасывает синюю тень, синий — фиолетовую.
- Пересекаясь, эти света производят фиолетово-синий.

Во всех случаях тени в пересекающихся лучах — черные.

- Использование трех разноцветных источников света: красно-оранжевого, сине-зеленого и зеленого, сопровождается следующим: в красно-оранжевом свете тень объекта становится сине-зеленой, в зеленом — пурпурно-розовой, в сине-зеленом — желтой. Пересекаясь, три этих луча производят белый. Данный опыт продемонстрировал, что введение еще одного источника света изменяет и безмерно усложняет правила поведения светов и теней, делая их невозможными для запоминания.

Выходит, для создания совершенно реалистичной картины цветового круга все же мало. Настоящая жизнь непременно одарит картину новым цветом или тенью. А для создания изображений вымышленных или упрощенных, удачного выбора колорита, цветового круга вполне достаточно.

Выражаем глубокую признательность Яне Франк - автору статьи, за разрешение использовать материалы сайта www.miu-mau.org

Комментарии4
avatar

"...после которой возненавидели цветик-семицветик на всю оставшуюся жизнь."

гыыы..точно

16 Январь 2007, 17:54
avatar

Я не учил никогда этот кружок, поэтому огромнейшее СПАСИБО за урок )

Буду изучать

4 Февраль 2007, 16:46
avatar

Все так просто и сложно как космос.

15 Октябрь 2007, 05:32
avatar

Ну да, всё верно... Тут на цвет падающей тени влияют два фактора - цвет подсветки (отраженный от рядом находящихся предметов или излученный другим источником света) и явление смежного цветового контраста. Второе - это уже свойство нашего глаза и мозга. Если некоторое время смотреть на красную бумажку на белой бумаге, а потом бумажку резко убрать, то на ее месте мы будем некоторое время наблюдать зеленоватое пятно. Если бумажка желтая, то фиолетовое и так далее. В солнечный день предметы освещены теплым солнечным светом, а их тени подсвечиваются голубым небом, его рассеянным светом, как было сказано выше - это природное явление. Если же исключить подсветку или сделать ее нейтральной по цветовому тону, то при теплом освещении тень все равно будет холодной, а при холодном - напротив, теплой. Это обычно касется и падающих, и собственных теней, но падающие больше подвержены дополнительным влияниям отраженного света и собственного цвета предмета, на который они падают. Во как:)

18 Октябрь 2007, 21:05