Максименко В.П. ЖИВЫЕ КРАСКИ /новая технология живописи с оглядкой на старых мастеров/
В этом блоге я буду безвозмездно (то есть даром) делиться своими знаниями с желающими больше узнать о природе цвета, об основах цветоведения, о технологии живописи, о композиции картины, о принципах видения мира человеком, о роли искусства в формировании зрительного восприятия. Опираться буду на мою книгу. Книга эта называется: Максименко В.П. ЖИВЫЕ КРАСКИ /новая технология живописи с оглядкой на старых мастеров/: Учебное пособие. Алт. гос. техн. ун-т им. И.И.Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1998. - 88с. Обращение к более опытным коллегам, которым все это известно: «Будете проходить мимо – проходите».
Глава 1. Вибрации
В мире нет ничего, кроме вибраций. Эти замечательные слова я прочел в одной древней индийской книге, которая, по преданию, была написана сорок тысяч лет тому назад. Эти слова выглядят фантастично, но, прожив немало лет, я убедился, что в мире действительно ничего нет, кроме вибраций. Давайте бросим камень в воду. От камня пойдут круги-волны. Волны будут огибать препятствия. Если препятствие большое, волна не пойдет дальше и образует волновую “тень”. Если же препятствие сопоставимо с длиной волны, то волна обогнет
препятствие. Способность волн огибать препятствие в физике называется дифракцией. Теперь бросим в воду два камня одновременно. Волны от двух камней будут перетекать друг через друга образуя “узелки” (там где встретились две волны) и “ямки” (там где встретились две впадины между волн). Наложение волн друг на друга называется интерференцией. Так вот, физики утверждают, что электрон (по нашим понятиям, твердая частица) способен пролетать одновременно через две дырки в препятствии, и при этом он будет проявлять интерференцию и дифракцию. Другими словами будет вести себя как волна. А волна - это колебания, вибрации. И мы с вами - это вибрации. И стол, на котором я пишу, это вибрации. Мы ходим по вибрациям, едим и пьем на завтрак вибрации. И все, что мы видим вокруг себя, - это вибрации. В мире нет ничего, кроме вибраций.
Глава 2. Радуга
Откроем Ветхий Завет - Бытие - глава 9. Там мы увидим удивительные слова касающиеся
живописцев:
12. И сказал Бог: вот знамение
завета, который Я поставляю
между Мною и между вами, и
между всякою душею живою, ко-
торая с вами, в роды навсегда:
13. Я полагаю радугу Мою в
облаке, чтоб она была знамением
завета между Мною и между
землею.
14. И будет, когда Я наведу
облако на землю, то явиться ра-
дуга в облаке;
15. И Я вспомню завет Мой,
который между мною и между
вами, и между всякою душею
живою во всякой плоти; и не
будет более вода потопом на
истребление всякой плоти.
16. И будет радуга в облаке, и
Я увижу ее, и вспомню завет
вечный между Богом и между
всякою душею живою во всякой
плоти, которая на земле.
17. И сказал Бог Ною: вот зна-
мение завета, который Я поста-
вил между Мною и между всякою
плотию, которая на земле.
Что означают эти слова? Что до потопа не было радуги? Как это следует понимать? До потопа не работали законы оптики, и в каждой природной призме, допустим, в капельке росы, не происходила дисперсия света, и солнечный свет не разлагался на составляющие его цвета - радугу? Вряд ли такое можно предположить. Возможно, у людей не было цветового зрения, как сегодня у кошек и собак, и цветовое зрение
появилось у людей только после потопа. Вилаянур С. Рамачандран в своей статье “Светотени и восприятие формы” делает очень смелую догадку: “...наши древние лемуроподобные предки вели ночной образ жизни и не различали цветов...” Возможно, что догадка верна и наши древние предки действительно не различали цветов, но скорее всего не потому, что они были лемуроподобные и вели ночной образ жизни, а, как мы только что видели, совсем по другой причине.
Что же такое радуга?
Перед вами спектр энергии излучений. Самые короткие излучения у космических лучей, а самые длинные у радиоволн. Здесь есть и участки локации, которые видят летучие мыши, есть участки ультрафиолетового излучения, в котором видят шмели, бабочки, стрекозы. Есть участки, в которых слышат кошки и собаки, но не
слышим мы. И есть участок оптического излучения. Наша с вами радуга. Радуга заключена между величинам 380 нм и 760 нм (нанометров). В оптической области каждой длине волны соответствует ощущение какого-либо цвета:
760-620 - красный 550-510 - зеленый
620-585 - оранжевый 510-480 - голубой
585-575 - желтый 480-450 - синий
575-550 - желто-зеленый 450-380 - фиолетовый
Длинноволновый участок спектра мы психологически воспринимаем как теплый, а коротковолновый участок как холодный. Холодным рисуют лед. Это зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Теплым рисуют пламя. Это фиолетовый, красный, оранжевый, желтый. Конечно, это очень упрощенно и очень условно, потому, что каждый цвет теплохолоден. Каждый цвет в одних сочетаниях теплее своих соседей, и тот же самый цвет в других сочетаниях холоднее своих соседей. Поэтому имеет смысл говорить об относительной теплохолодности каждого цвета. Восприятие цвета зависит даже от широты местности, в которой мы живем. Южане и северяне по-разному оценивают цвет.
Как видите, весь мир - это вибрации разной частоты. А наш мозг, с Божьей помощью, “придумал” видеть мир цветным.
Глава 3. Цветовой круг
Что такое цвет с точки зрения физики? Это волновое излучение соответствующей величины. Физики построили график цветности, где расположены все величины видимого нами спектра. Конечно, стрекоз и шмелей такой график не удовлетворит, но нам с вами он вполне подходит. Подходит-то подходит, но вот пользоваться им неудобно. И тогда художники и цветоведы стали с этим графиком работать. Существовала многовековая традиция считать, что радуга состоит из семи основных цветов. Это следующие цвета: Красный. Оранжевый. Желтый. Зеленый. Голубой. Синий. Фиолетовый.
Помните детскую считалку: ”Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”? Поэтому, когда Ньютон открыл закон дисперсии света, он стал делить радугу на семь частей и назвал ее спектром. Ньютон направлял пучок солнечного света на призму и получал на выходе из призмы цветную радугу, - результат разложения солнечного света. Но с семью основными цветами работать неудобно. Пытались выделить из радуги три основных цвета:
Красный. Желтый. Синий Потом остановились на триаде: Малиновый. Желтый. Голубой. Все спектральные цвета можно получить путем смешения этих трех. Типографская печать основана на этой триаде. К ним добавляется еще черная краска контур или рисующая. Таким образом, типографы изображают весь цветной видимый мир.
Ф.О. Рунге придумал цветовой круг из 6-ти цветов и цветовой шар - объемное тело, содержащее спектральные цвета плюс затемнённые и разбелённые области.
Люди давно заметили, что крайние участки спектра смыкаются и замыкают спектр в круг, получая цветовой круг.
Над цветовым кругом работал Бецольд, создав теорию гармонии. Гёте 17 лет своей жизни посвятил цветоведению, создав интересную оригинальную теорию. Максвелл предложил цилиндрическое цветовое тело.
По радиусу шло изменение по цветовому тону - чистые цвета (спектральные цвета). По высоте шло изменение по светлоте (содержание черного и белого). По удаленности от периметра шло изменение насыщенности (количество чистого хроматического цвета). Таким образом у Максвелла получалось шесть направлений для каждого цвета.
И наконец Оствальд создал цветовое тело, которое прочно вошло в историю цветоведения.
Глава 4. Физика и химия цвета
Однажды в кабинете художественного редактора Алтайского книжного издательства разгорелся спор. Спорили два художника - Владимир и Василий. Владимир был типограф, и он утверждал, что художнику хватит трех красок: красной, желтой, синей. И что тремя красками можно нарисовать все, что угодно. А Василий был дизайнер, и он утверждал, что трех красок недостаточно. Так, при смешении красной и синей красок чистой фиолетовой не получится, а получится какая-то коричневатая краска. И поэтому, чем больше красок, тем лучше. Кто же из них прав? Дело в том, что они оба по-своему правы. Владимир говорил о физике цвета, а Василий говорил о химии цвета. С точки зрения физики, действительно, достаточно иметь три прожектора с тремя основными цветами и высвечивая ими пятна цвета, и смешивая их между собой, можно получить весь цветовой спектр. Это закон сложения цвета. Законом вычитания цвета пользуется типография. Если мы будем пользоваться не прожекторами, а красками на живописной палитре, или красками при полиграфической печати, то будем иметь дело с химией цвета и увидим другую палитру. Цвета, смешиваясь, будут терять насыщенность и образовывать более темные цвета и черный цвет.
Глава 5. Математика цвета. CMYK, RGB.
Цвет можно изучать и на экране компьютера. И это очень удобно. Во-первых, можно познакомиться с различными цветовыми системами, такими как CMYK, RGB. Во-вторых каждый цвет на компьютере имеет точное цифровое значение и мы имеем возможность создать паспорт для каждого цвета и изучить законы цветовой гармонии.
CMYK
C-cyan, M-magenta, Y-yellow, K-black. Голубой, малиновый, желтый, черный. Полиграфисты называют эти цвета “триада плюс контур”.
Если мы нарисуем циферблат из 24 или, скажем, из 12 кружочков, то на 2 часа дня у нас будет желтый цвет, на 6 часов вечера малиновый, а на 10 вечера - голубой. Это три основных цвета при полиграфической печати, три составляющих в цветовой системе CMYK, и у нас они будут иметь по 100% цвета.
Голубой - 100% голубой краски (той самой которую заливают в полиграфическую машину). Малиновый - 100% малиновой краски. Желтый - 100% желтой краски.
А вот все остальные цвета у нас будут составные.
Чтобы получить зеленый - возьмем 100% желтого и 100% голубого.
Чтобы получить красный - возьмем 100% желтого и 100% малинового.
Чтобы получить синий - возьмем 100% малинового и 100% голубого.
Дальше - еще сложнее.
Чтобы получить оранжевый - возьмем 100% желтого и 50% малинового.
Чтобы получить красно-малиновый - возьмем 50% желтого и 100% малинового.
Чтобы получить фиолетовый - возьмем 100% малинового и 50% голубого.
Чтобы получить сине-голубой - возьмем 100% голубого и 50% малинового.
Чтобы получить зелено-голубой - возьмем 100% голубого и 50% желтого.
Чтобы получить желто-зеленый - возьмем 100% желтого и 50% голубого.
Если мы взяли циферблат из 24 кружочков то промежуточные цвета будут еще сложнее.
Так желто-оранжевый будет содержать 100% желтого и 25% малинового.
Итак мы построили абсолютно правильный, с точки зрения математики, цветовой круг в системе CMYK, который имеет целый ряд воистину волшебных закономерностей, которые мы будем использовать для создания цветовых гармоний.
Ну, во-первых, все три основных цвета расположены одинаково далеко друг от друга. Математики в таких случаях говорят - на вершинах правильного треугольника.
Во-вторых - чистый цвет имеют только они.
В третьих - в дополнительных цветах имеется по 100% от двух ближайших основных.
В четвертых - в промежуточных цветах чистые цвета уменьшаются математически правильно - ровно в два раза меньше с каждым членением.
В пятых, и это для нас самое главное, - все противолежащие пары создают взаимодополнительные цвета - при смешении дают нейтрально серый цвет.
Смешение бывает физическое (оптическое) - крутим бумажный волчек с цветными сегментами. Или смотрим на цветные растровые точки, лежащие близко друг к другу.
Или смотрим на высохшие полупрозрачные слои различной краски.
Или смотрим на экран высвеченный прожекторами.
Химическое - механически смешиваем красочный колер.
Математическое - смешиваем цифровые значения на компьютере.
Результаты, естественно, будут отличаться. Так возьмем желтый и синий цвет. Если это два прожектора - результат белый цвет. Если это смешение на компьютере - нейтрально-серый. Если смешаем две краски в колер - скорее всего получим зеленую краску. Хотя часто смешение на компьютере и смешение в красочный колер совпадают.
RGB
R-red, G-green, B-blue.
При построении цветового круга не забудьте, что в RGB 100% цвета это 255 единиц, а не 100 как в CMYK.
Цветовая система RGB является как бы зеркальным отражением цветовой системы CMYK.
То, что в RGB основное, то в CMYK дополнительное и наоборот.
В CMYK основная триада - голубой, малиновый, желтый.
В RGB основные три цвета - зеленый, красный, синий.
В CMYK дополнительные - зеленый, красный, синий,
В RGB дополнительные - голубой, малиновый, желтый.
CMYK цветовая система полиграфической печати, принтера - закон вычитания цвета.
RGB цветовая система телевизора, прожектора, монитора - закон сложения цвета.
В телевизоре нет настройки желтого цвета - там зеленый, красный, синий.
Закон сложения цвета - все цвета вместе образуют белый цвет. Белый - сумма всех цветов.
Это закон солнечного света, цветов свечения, прожектора, экрана.
Закон вычитания цвета - все цвета вместе образуют черный цвет. Черный - разность всех цветов. Отсутствие цвета. Луч солнечного света проходя через типографскую триаду полностью поглощается ей и мы видим черный цвет. Это закон для отражающих поверхностей, закон для типографов, закон для художников.
Хотя художники научились “обманывать” этот закон. Они пользуются “сквозным” мазком, рядом лежащими мазками, полупрозрачными мазками, для того чтобы пользоваться и законом вычитания и законом сложения одновременно.
В живописи, нужно просто брать краску и писать, замечу ПИСАТЬ (каждый квадратный сантиметр) а не мазать и красить как батарею, что я и делаю и другим желаю:)) Любопытно узнать о новых технологиях, а где книгу взять не ясно.
Павел:У русских художников XIX века был лозунг: "Пиша - рисуй". Об этом и многом другом можно узнать в этой книге. Книгу буду выкладывать в этом блоге.
Павел:
Всегда считал, что пиарить книгу должен кто-угодно, но только не автор. Отсюда и моё отношение к продукту. Извините, но –
Пиарить и продавать ничего не собираюсь. Поговорить об искусстве и поделиться знаниями - пожалуйста.