Летний пленэр. Павловская слобода - отчет.
Этот пленэр был в чем-то неожиданно продуктивным, кое-что оказалось невыполнимым, но в целом УРА, хорошо, что он был.
Итак, Павловская слобода. Село в Истринском районе Московской области довольно близко расположенное к столице. Добралась на электричке до городка и на такси до самого места дислокации - итоговую сумму точно уже не помню, но в 1500р, уложилась. (За исключением билета до Москвы, конечно)
Сама Павловская слобода, если честно мне не очень понравилась. Кругом стройки, шумно из-за дорог, пыльно... единственное красивое местечко - просто-таки оазис, это монастырский комплекс прямо в центре города. Чистое живое место... расцветочка веселенькая, розовые кустики, колокольный звон, тенистые скамейки...
Хотя снаружи комплекс весь завешан строительными лесами. Видимо, чтобы не выбивался из окружающей действительности))
Потому не удивительно, что пара этюдов именно оттуда:
Место дислокации - агробиологическая база педагогического университета. Порядочное количество гектаров леса, поля и художественно раздолбанные домики на территории. Домики и совковские интерьеры пользовались популярностью) Все такое антуражненькое, как и положено в студенческом лагере или даже пионерском. (Портрет кресла написан моей подругой)
Теперь к самому пленэру:
ЭКИПИРОВКА
По экипировке в этот раз ничего определенного подсказать не могу. Это дело вкуса. Но пара советов будет. На пленэр в лесу (хоть и летний, но в этом году дождливый, а соответственно - грязи в лесу по щиколотку) обязательно нужно брать:
- Ветровку или плотный дождевик. Это важно, т.к. даже в очень жаркую погоду в лесной чаще вполне себе свежо. Также, комарики. Да. Ну и от резкой смены погоды никто не застрахован.
- Непромокаемую вездеходную обувь. Местные ботаники-зоологи квадратными глазами провожали меня в лес в шортах и сандалиях. Но сандалии эти - дэкатлоновская проверенная обувь в которой можно вброд горные реки переходить. А шорты я позднее, скрепя сердце, все же сменила на шаровары. Ибо термостойкость-то у меня да, хорошая, а вот комарье напрягает. И вот нормально я эту грязь сандаликами дня три месила, потом под ледяной водичкой ножки мыла... а потом все-таки возблагодарила подругу за привезенные резиновые сапоги.
- Обогреватель в помещении (!) без него - атас.
- Идеальная по моему мнению одежда/обувь для дождливого леса: шерстяные носки поверх хэбэшных, вся эта конструкция внутри резиновых сапог, а сверху: штаны/шорты+майка+ветровка или рубашка. Ботаники активно рекомендовали еще и панамы. Но я сторонник шарфиков все-таки.
- По художественной экипировке стандартно: стул тренога, седушка. Краски, банки, пеналы и прочее... Заценила, кстати, сумку А3 формата - удобная. Не зря я ее давно хотела.
На территории базы нашлась пара живописных прудиков. На них экипироку получилось опробовать полностью - провалилась в болотину и попала под дождь и буйный ветер. Хорошо, что в тот день я еще не успела узнать про короедов...
СОСЕДИ
А вот соседи у нас в этот раз были очень крутые. (Не муравьишки, как в прошлое лето,) а самые настоящие биологи. Зоологию и ботанику подтянула знатно. Ходить на экскурсии в лес и поля, собирать травки и учить латынь было здорово. Теперь я знаю, как опасны древоточцы, спокойно могу попадать в лесоповальный ураган, зная где во время него безопасно прятаться, знаю чем он отличается от древоломного, не путаю живучку ползучую с мышиным горошком, а мышиный горошек с горошком заборным... могу отличить пять видов папоротников и шесть видов лютиков. Знаю почему от борщевика сосновского (не путать с вульгарным борщевиком!) остаются ожоги...
А эти прекрасные застольные беседы, когда под гречку с сосисками зоологи с жаром обсуждают степень сохранности кротовьих трупиков, места гнездования медянок и скорость отаки медицинских пиявок в условиях естественных водоемов? И как я без этого жила?))
В общем, помимо рисунков я еще и гербарии и заметки делала.
ЛЕС
В нескольких словах - прекрасный, разнообразный, неповторимый, непередаваемый. В очередной раз я бодалась с текстурами и композицией. Продвинулась слабо. Продолжаю рисовать портреты деревьев)
ИТОГИ по акварели:
Писала этюды на освещенность, старалась поймать настроение и писать менее предметно дальние планы. Ну и фиксация естественных цветовых гармоний тоже была задачей. В итоге, как и в масле пробовала работать с направлением мазка и заливку плашками. Попробовала делать ольше смесей прямо на бумаге.
Один из выводов - при рисовании конкретных фактур важно придерживаться именно лессировочной техники с полной просушкой слоев. По крайней мере для меня это так - иначе получается каша. Это не совсем этюдный подход, но для меня - это оказался единственный выход. По сырому работала в основном только фоны и небо.
Сработали и холодные базовые лессировки на фон, хотя выкинуть из головы уроки художественной школы (теплым по холодному - будет грязь) боязно. Тут важной оказалась минимальная плотность заливок и мягкая большая кисть, не забивающая частицами пигмента бумагу наглухо.
Хорошие древесные оттенки пасмурного леса дает лессировка теплых коричневых прозрачными холодными смесями: темно-кор.+краплак или темно-кор.+изумрудный, темно-кор.+корфиолетовый
Еще очередной очевидный и важный вывод - под любую живопись нужно хорошо и качественно рисовать... хотя это тоже не сильно этюдный подход.
ИТОГИ по маслу:
Задачу, которую я в этот раз ставила во главе - обобщенное видение. Да-да, тут тоже.Весьма очевидная для многих художников у меня до сих пор вызывает сложности. Поэтому, в этот раз, старалась максимально обобщать.
Из выводов: важен формат. Самые удачные именно композиционно - мелкоформатные этюды. В них можно максимально сосредоточиться на распределении цветовых пятен с точки зрения композиции, а не на мелких деталях.
То что знает любой опытный пленэрист - интенсификация цвета. Если сравнить этюды в итоге, то те, которые сделаны с использвованием более чистых и насыщенных цветов смотрятся более выигрышно. И, как ни странно, более достоверно. Эксперименты с цветом ставила на безвинных облачках.
Опять были эксперименты с фактурами и цветовым рельефом. Также, вдохновившись атмосферой делала этюды с цветами:
В этот заход была задача опробовать матовую фактуру. Писала почти без лака, на одном растворителе. Цвета ведут себя странно, но в этом определенно что-то есть...
Цвет в среде. Да-да, опять-таки все опытные художники знают. Но для меня в этот раз стало открытием, что некоторые теплые смеси могут играть роль цветов, что в природе выглядят холодными. Так, напимер смесь на основе охры в дальнем плане заката легла, как холодный цвет. на палитре выглядело неуместно, на этюде - то что надо... загадка.
Эще, важное - ошибка о которой я уже писала. И все же, опять. Умбра и индиго марки "мастер-класс", по крайней мере, при высыхании дают интенсивно темный цвет, который вылезает на передний план. Хэх. Ну, может хоть в следующий раз учту... хотя и люблю эти краски. Совершенно непонятно, что делать чтобы это не происходило. Добавлть разбел? Разводить краску прозрачнее? Прокрывать чем-то поверх?
В общем и целом было продуктивно. Но задачек и вопросов наберется еще не на один пленэр) Спасибо за внимание! Если есть идеи и советы, пишите)
PS
А! О невыполнимом - пробиться к речке, что раньше отличалась живописными берегами и была столь заманчива почти нереально. Все заросло. Единственная точка подхода - в самом городке. Вид симпатичный, но в дагонку к нему индустриальный фон)
Как приятно увидеть знакомые места, сколько сразу воспоминаний)) Радостно, что АБС еще существует, удивительно, что домики такие же, как и много лет назад.
Наташа, Вы молодец! Очень понравились этюды, и акварель, и масло. Большое спасибо за отчет.
Да, говорят, что сама база почти не изменилась. Разве что, заброшенные корпуса появились. А вот речка совсем заросла.
Никак не ожидала, что эта база еще жива..)) 33 года назад она уже не казалась сильно живучей.
Спасибо за рассказ! ... И за воспоминания)
Отличный отчёт! +++++!!!
у нас там тоже пленэр проходил, а зимою лыжные кроссы сдавали